Методы составления замкнутого микробаланса
Метод микробалансов Он состоит в следующем. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволит выбрать более выгодный вариант. Исследования с помощью микробалансов основываются на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного какого-то определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и с составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определять вариант с минимальным уровнем этих платежей. При применении данного метода можно использовать два вида микробалансов: простые и замкнутые. Простые микробалансы рассчитываются на основе блоков бухгалтерских проводок, описывающих не только содержание и экономический смысл ситуации, но и достаточно строго отражающих форму реализации данной ситуации. Их лучше всего использовать, когда необходимо получить качественное сравнение вариантов, или в тех случаях, когда разные варианты хозяйственной ситуации описываются однотипным блоком бухгалтерских проводок и поэтому количественно легко сопоставимы. Замкнутые микробалансы (или микробалансы замкнутых хозяйственных систем) рассчитываются на основе блоков бухгалтерских проводок, описывающих, главным образом, содержание и экономический смысл хозяйственных ситуаций. При этом блок бухгалтерских проводок доводится до такой системы хозяйственных операций, которая носит замкнутый характер. У этой системы есть четкий вход в виде поступления выручки от реализации и четкий выход в виде остатка денег на расчетном счете после завершения данного варианта ситуации и осуществления необходимых расходов по реализации данной ситуации.
Замкнутые микробалансы дают возможность получать качественное и количественное сравнение любых (в том числе весьма разноплановых) вариантов. Однако требуются определенное профессиональное мастерство и навыки их составления. Ниже на конкретных примерах покажем, как следует составлять и пользоваться простыми и замкнутыми микробалансами в целях налогового планирования. Налоговое планирование хозяйственных ситуаций путем составления простых микробалансов Рассмотрим ситуацию по исследованию неисправимого брака. В этом случае возможны два варианта: 1) продукция заменяется на исправную, а сумма брака частично относится на виновное лицо и частично (за вычетом пригодных отходов) списывается на себестоимость продукции; 2) бракованная продукция возвращается (или остается у покупателя, если ее невыгодно возвращать), а ему возвращается уплаченная сумма. Рассмотрим оба варианта. При этом для наглядности в общую схему бухгалтерских проводок хозяйственных операций сразу впишем числовой пример. Вариант 1. Замена забракованной продукции Таблица 1
Как видно из рассмотренного варианта, исправительные проводки не затрагивают счета реализации, поскольку произведена замена забракованной продукции на исправную.
Вариант 2. Забракованная продукция оставлена у покупателя. Транспортные расходы по ее возврату превышают стоимость предполагаемых возвратных отходов. Деньги покупателю возвращены. В этом случае необходимо сторнировать операции по приемке бракованной продукции на склад, а также операции по реализации данного образца. Общая схема бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям и конкретный числовой пример приведены в табл. 2. Таблица 2
Результаты расчетов микробалансов хозяйственных операций, представленных в табл. 1 и 2, выглядят следующим образом:
(Отрицательные числа в балансах не должны настораживать читателя, ибо они показывают изменения на счетах в результате проводимых операций, а не истинные остатки). Сопоставление балансов показывает следующее: 1) себестоимость продукции из-за брака в обоих вариантах возрастает: в первом случае на 760 руб. (счет 20), а во втором - на 800 руб. (счет 20 плюс 44), т. е. на 40 руб больше; 2) дополнительные денежные расходы в первом варианте связаны также с потерей экземпляра продукции (счет 43) и с доставкой его на предприятие (счет 76); они составят 1120 руб.; во втором варианте эти дополнительные расходы связаны с возвратом денег покупателю (счет 51). Они составят 1500 руб, т. е. на 380 руб. больше. Налоговые платежи в обоих вариантах уменьшаются. В первом случае они будут включать НДС (минус 20- счет 68) и налог на имущество: 2% от 1/4 х (счет 10 плюс счет 20 плюс счет 43) = 2% от 1/4 х (40+ 760-1000) =-1. Итого:-21 руб. Во втором случае они будут включать НДС (счет 68= -230), налог на прибыль (24% от счета 99 = 0,24 х 150 = 36) и налог на имущество (2% от 1/4 х счет 20 = 2% от 1/4x700 = 3,5). Итого: -269,5 руб. Таким образом, в первом варианте расходов будет на 171,5 руб. меньше, поэтому он предпочтительнее, хотя первоначально это не было очевидно. Методы составления замкнутого микробаланса Метод микробалансов чрезвычайно прост, понятен и доступен. Сделаем его более конкретным и сведем к самой простой форме, позволяющей легко сопоставлять различные варианты хозяйственной деятельности организации. В основу положим исследования денежных потоков. Представим любой вариант хозяйственной деятельности с помощью бухгалтерских проводок таким образом, что он будет носить замкнутый характер. Такая маленькая замкнутая система будет иметь определенный денежный вход (в виде выручки), какое-то количество разнообразных внутренних действий (в том числе по расходу денежных средств и по определению финансового результата) и выход в виде остатка денежных средств на расчетном счете. Разница между входом и выходом - это прибыль, остающаяся в распоряжении организации, или чистая прибыль.
Эти рассуждения легко укладываются в традиционное экономическое представление вида: «деньги - товар - деньги». Если описать с помощью проводок замкнутую систему хозяйственных операций, то ее баланс сведется к следующему простому виду. Баланс замкнутой системы В представленном балансе решающее значение имеет сумма на счете 51, которая и определяет «чистую прибыль». Очевидно, что сравнение и анализ балансов разных замкнутых систем для бухгалтера-аналитика не представляет никаких трудностей. Вопрос только в том, сводится ли любая система хозяйственных операций к замкнутой системе? И если да, то при каких условиях? Теоретически данный вопрос решается положительно. На практике он трансформируется в проблему количества необходимых для этой цели хозяйственных операций. Таким образом, налоговое планирование можно свести к следующей последовательности действий: к выбору главного блока хозяйственных операций, включению в него максимально полного количества элементов налогового поля организации и составлению замкнутой системы. Воздействуя на вход (или на выход) системы при разных величинах параметров (т. е. численных значений хозяйственных операций), можно получить набор микробалансов, из которых легко выбрать оптимальный вариант и построить аналитическую зависимость для окончательного принятия решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|