Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категории, классификации и система статистических показателей кредита.

 

Кредит обслуживает движение капитала и постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве производительно используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и ресурсы банков. В состав ресурсов для кредитования (ссудного фонда) входят:

§ денежные резервы предприятий, высвобождающиеся в процессе кругооборота капитала;

§ денежные резервы, выступающие в виде специальных фондов, а также фонд амортизационных отчислений, используемые для капиталовложений;

§ государственный денежный резерв, состоящий из сумм текущих денежных ресурсов бюджета;

§ фонд денежных средств, специально выделяемый для развития кредитных отношений (например, для долгосрочного кредитования капиталовложений);

§ денежные накопления населения, аккумулируемые банками;

§ эмиссия денежных знаков, осуществляемая в соответствии с ростом оборота наличных денег.

В современных условиях известны следующие формы кредита: банковский, коммерческий, заимствования государством, потребительский, межбанковский, межхозяйственный, международный.

Принципы кредитования и классификации кредитных операций определяют структуру и содержание статистических показателей, измеряющих разные стороны кредитных отношений.

Банковский кредит - предоставление банками денежных средств в качестве ссуды юридическим (компаниям, предприятиям) и физическим лицам, а также государству. Банковский кредит отличается от коммерческого не только по объектам, но и по субъектам кредитования, а также по своей динамике. Субъектом банковского кредита выступают не только промышленные и торговые компании, но и сами кредитно-финансовые учреждения и рынок ценных бумаг. Движение банковского кредита в отличие от коммерческого кредита не находится в прямой зависимости от изменений объема производства и товарооборота. Банковский кредит делится на ссуду денег и ссуду капитала.

К наиболее важным показателям отечественной статистики банковского кредита относятся: общий размер кредитования банками отраслей экономики и населения с выделением краткосрочного и долгосрочного кредитования, доля краткосрочных и долгосрочных кредитов в общей сумме кредитных вложений, просроченная задолженность предприятий и хозяйственных организаций по ссудам банков, процент за кредит и ставка рефинансирования (Центрального банка).

Общий размер кредитования банками отраслей экономики и населения определяется за вычетом погашенной суммы кредита (возврата денежных средств) банку, т.е. в виде остатка ссуд на определенный момент времени (год, квартал, месяц) (табл. 3).

Для изучения динамики кредитных вложений не только используются индексы, характеризующие изменение номинальных объемов кредитных вложений, но и определяется динамика кредитных вложений с корректировкой на размер инфляции. В аналитических целях для этого данные об объемах кредитных ресурсов дефлятируются на индекс-дефлятор ВВП или индекс потребительских цен.

Для анализа структуры кредитования можно выделить отрасли и отдельно население, получающие ссуды банков. Важное аналитическое значение имеет группировка кредитов на краткосрочные и долгосрочные.

Таблица 3

Кредитование банками отраслей экономики и населения в государствах Содружества в 1991-1995 г. (остаток ссуд на конец года)

  1991 1992 1993 1994 1995
Азербайджан, млрд. манатов 14,4 170,1 100,2 678,7 1449,0
Армения, млрд. драмов 9,4 36,6 327,1 23,3 23,1
Беларусь, трлн. бел. рублей 24,3 406,1 2302,5 3,3 8,8
Казахстан, млрд. тенге 74,1 987,7 14,6 55,2 73,5
Кыргызстан, млрд. сомов 7,9 58,3 1,5 1,7 1,2
Молдова, млрд. лей 10,4 97,1 546,4 0,9 1,5
Россия, трлн руб. 0,4 5,1 30,0 83,6 134,5
Таджикистан, млрд. тадж. руб. 6,6 96,0 920,3 2314,9 ***
Туркменистан, млрд манатов 8,8 103,8 2990,5 7651,6 ***
Узбекистан, млрд. сумов 29,0 435,5 3485,1 18,0 31,1
Украина, трлн карбованцев 97,2 2,4 38,5 119,7 299,1

Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита является коммерческий вексель, который оплачивается через коммерческий банк. Процент по коммерческому кредиту ниже, чем по банковскому кредиту, и входит в цену товара и в сумму векселя. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервного капитала, которым располагают промышленные и товарные компании. При коммерческом кредите объектом выступает товарный капитал, тогда как при банковском - ссудный капитал. Движение ссудного капитала в сфере взаимоотношений населения, других хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства - с другой, осуществляется в виде заимствований государством у институционных единиц других секторов экономики.

Такого рода заимствования (как одна из форм кредита) являются главным способом привлечения государством свободных финансовых ресурсов. Субъектами при государственном кредите выступают юридические и физические лица, а также государство. Государство распространяет свои облигации и другие ценные бумаги среди государственных и негосударственных предприятий, организаций, учреждений, населения.

При осуществлении указанных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора. Различают внутренние заимствования государством и заимствования государством у институционных единиц сектора "остальной мир". Кроме того, государство может выступать в роли гаранта по кредитам, предоставляемым заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Такие формы государственного кредита, как "казначейские ссуды" и "гарантированные займы", в нашей стране еще только начинают использоваться. В первом случае речь идет об оказании финансовой помощи предприятиям и организациям со стороны органов государственной власти за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Во-вторых, имеются в виду ситуации, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти или хозяйственными органами, а также выплату процентов по нему.

Международный кредит принимает форму государственных внешних займов. Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Система показателей заимствований государством должна не только характеризовать масштабы, структуру, динамику таких заимствований и классификацию займов, но и служить информационно-методологической основой для принятия решений по управлению государственным долгом. В Российской Федерации доля расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме федерального бюджета за 1996 г. возросла с 8 до 17%. Увеличился такой показатель, как отношение расходов на обслуживание гос. долга к величине ВВП (1995 г. - 1,38%, 1996 г. - 2,5%). По расчетам, в результате крупных заимствований как на внутреннем, так и на внешнем рынке (в результате выпуска еврооблигаций) абсолютная величина гос долга к концу 1997 г. увеличится до 630 трлн руб., при этом отношение расходов на обслуживание гос долга к величине ВВП составит 2,9%.

Представление об эффективности государственных кредитных операций (ЭГ.КРЕД) дает показатель, измеряющий отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита, %:


где ПГ.КРЕД - поступления по системе государственного кредита;

РГ.КРЕД - расходы по системе государственного кредита.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания (Кобсл.вн.госдолг). Он рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, %:


Принято считать, что Кобсл.вн.госдолг = 25% является безопасным уровнем обслуживания государственного долга. В нашей стране он значительно выше. Поэтому вопрос о повышении эффективности государственного кредита - один из самых острых в плане финансового оздоровления страны. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессионному соглашению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Искусство управления в рассматриваемой сфере состоит в правильном выборе способа регулирования и времени проведения государственных кредитных операций, исходя из экономических условий и социально-экономического положения в стране. Именно в таком контексте следует рассматривать воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения, на укрепление доверия населения к финансовой деятельности правительства и благоприятное экономическое развитие страны в целом.

Межбанковский и межхозяйственный кредиты - относительно новые формы кредита. Межбанковский кредит - предоставление банками кредита друг другу, когда у одних возникают свободные ресурсы, а у других их недостает. При межхозяйственном кредите субъектами кредитных отношений выступают различные предприятия и организации, дающие средства друг другу взаймы. Он имеет сходство с коммерческим кредитом, однако в отличие от последнего подразумевает предоставление взаймы денежных средств.

Большим разнообразием форм отличается международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанных с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента. В качестве кредитора или заемщика выступают частные компании, банки и другие кредитно-финансовые институты, правительства, государственные учреждения, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. По источникам международный кредит делится на внутренние и внешние; по назначению - на коммерческие, финансовые, промежуточные; по видам - на товарные и валютные; по срокам - на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Международный кредит выступает в следующих конкретных формах:

§ фирменного международного кредита (предоставление ссуды экспортером импортеру);

§ банковского международного кредита (в виде экспортных, финансовых и валютных кредиторов);

§ брокерского международного кредита (содержит элементы коммерческого кредита и банковского кредита, так как брокер заимствует средства у банка).

 

Заключение.

 

Статистика финансов очень важная отрасль макроэкономической статистики. Предметом изучения этой науки является образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Его понимание, правильное осознание вопросов, на которые она отвечает важны для оценки показателей и макроэкономической ситуации в целом.

 

Приложение.

Таблица 4. Консолидированный бюджет Российской Федерации.

 

1995

1996

Консол. бюджет

в том числе

Консол. бюджет

в том числе

Фед. бюд.

бюд. терр.

Фед. бюд.

бюд. терр.

трлн руб % к ввп трлн руб % к ввп трлн руб % к ввп трлн руб % к ввп трлн руб % к ввп трлн руб % к ввп
ДОХОД 437,0 26,8 232,1 14,2 241,0 14,7 558,5 26,0 281,9 12,5 322,9 14,3
в том числе:                        
налоговые доходы 364,3 22,3 175,3 10,7 189,0 11,6 473,0 21,0 218,7 9,7 254,3 11,3
из них:                        
налоги на прибыль 117,6 7,2 41,5 2,5 76,1 4,7 96,7 4,3 32,5 1,4 64,2 2,8
подоходный налог с физ. лиц 36,6 2,2 3,3 0,2 33,3 2,0 56,6 2,5 5,1 0,2 51,5 2,3
налог на доб. стоим 95,7 5,9 71,8 4,4 23,9 1,5 143,9 6,4 101,8 4,5 42,1 1,9
акциз 24,0 1,5 17,5 1,1 6,5 0,4 53,4 2,4 45,3 2,0 8,1 0,4
платежи за исп. природ. рисур. 12,3 0,8 3,0 0,2 9,3 0,6 21,2 0,9 4,3 0,2 16,9 0,7
неналоговые доходы 53,4 3,2 41,5 2,5 11,9 0,7 57,2 2,5 42,2 1,9 15,0 0,7
из них:                        
от внш. эконом деят. 23,4 1,4 23,3 1,4 0,1 0,0 16,9 0,7 16,9 0,7 0,0 0,0
от прод. принадлеж гос. имущ. 6,1 0,4 4,8 0,3 1,3 0,1 2,6 0,1 0,8 0,0 1,8 0,1
от реал. гос. запасов 8,1 0,5 8,1 0,5 - - 17,7 0,8 17,7 0,8 - -
безвозмездное перечис. 2,7 0,2 1,3 0,1 37,6 2,3 3,5 0,2 0,0 0,0 49,8 2,2
от целев. бюджет. фондов 18,3 1,1 15,3 0,9 3,0 0,2 28,0 1,2 22,9 1,0 5,1 0,2
РАСХОДЫ 486,1 29,8 275,2 16,8 247,0 15,1 652,7 28,9 356,2 15,8 342,8 15,2
в том числе на:                        
гос. управление 11,9 0,7 4,4 0,3 7,5 0,4 17,2 0,8 5,4 0,2 11,8 0,5
междун. деят. 27,3 1,7 27,3 1,7 - - 26,7 1,2 26,7 1,2 - -
нац. оборону 49,6 3,0 49,6 3,0 - - 63,9 2,8 63,9 2,8 - -
правоох. деят и обес безопас. 27,2 1,6 20,2 1,2 7,0 0,4 39,2 1,7 28,5 1,3 10,7 0,5
пром., энерг. и строит. 35,3 2,1 26,8 1,6 8,5 0,5 38,9 1,7 26,2 1,2 12,7 0,6
сел/хоз. и рыбол. 22,3 1,3 7,0 0,4 15,3 0,9 25,2 1,1 8,5 0,4 16,7 0,7
соц.- культ. мероп 129,1 7,9 19,6 1,2 109,5 6,7 188,4 8,4 27,5 1,2 160,9 7,1
прочие расходы 183,4 11,5 120,3 7,4 99,2 6,2 253,2 11,2 169,5 7,5 130,0 5,8
ДЕФИЦИТ 49,1 3,0 43,1 2,6 6,0 0,4 94,2 4,2 74,3 3,3 19,9 0,9

 

Список литературы.

 

1. Рябушкин Б.Т. “Основы статистики финансов” М.: Финстатинформ. 1997.

2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатиниформ, 1995.

3. Теслюк И.Е. Статистика финансов: Учебное пособие. Минск: Высшейш. шк., 1994.

4. Статистический сборник 1997г. Госкомстат России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...