Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти.
Хозяйство андроновцев Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озер. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и зерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием. Особой отраслью хозяйства андроновских племен было горное дело и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Жезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы. И это только по исследованным выработкам. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм – баночной, горшковой. Последние богато орнаментировались. Применялся геометрический орнамент, т. е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.
Археологические памятники В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-булак, относящиеся к эпохе ранней бронзы. В Центральном – могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского периода и памятники Карабие, Айшрак, Карасай - атасуского. В Восточном Казахстане исследованы могильники Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Казахстане к федоровскому пероду относятся могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому – могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. Южный Казахстан и Семиречье беднее памятниками андроновской культуры. Здесь исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.
Интересен погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, образованных из плит, поставленных вертикально. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. В могилу вместе с умершим погружались богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.
БЕГАЗЫ – ДАНДЫБАЙ C аридизацией климата на территории Казахстана начинает зарождаться новый, более прогрессивный тип хозяйства – кочевое скотоводство. Поселения постепенно стали превращаться в зимовки, земледелие стало приобретать подсобный характер. В стаде увеличилась доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме. Это ведет к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII – Х вв. до н. э. сменяется кочевой бегазы-дандыбаевской культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности усопших к родоплеменной знати, т. е. общество уже сформировано и стратифицировано, близкое к образованию государств.
Общественный строй. Использование металлов и колесного транспорта позволило андроновцам освоить степные просторы Казахстана и перейти от оседлого скотоводства к отгонному, что привело к увеличению стада овец и коней – основного богатства древних казахстанцев. Среди андроновцев начинается имущественная дифференциация, а частые столкновения с соседями из-за хороших пастбищ и скота – к выделению из среды общины военной аристократии – воинов-колесничих. К началу 1 тыс. до н. э. родовая община андроновцев разложилась, из ее среды выделились три иерархически соподчиненные группы: военная аристократия, жрецы и рядовые общинники,
Андроновцы жили родовыми общинами, состоявшими из нескольких больших патриархальных семей. Несколько родственных общин составляли племя. Священная книга "Авеста" называет племена ариев, туров, хьона, дана, сайрима, саина, даха, населявшие в начале 1 в. до н. э. степные просторы Казахстана и Средней Азии.
Постепенно отгонное скотоводство в степи сменилось более продуктивным способом производства – кочевым, что привело к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен, населявших Казахстан.
Социальная организация традиционного казахского общества: структура, институты управления и власти. Социальная структура казахов. В самом общем виде традиционная социальная структура казахов представляется как сочетание трех больших социальных групп, различающихся не по имущественному цензу, а по социальному статусу, строго определенному для каждой из них. Для традиционной социальной структуры казахов характерно несовпадение имущественного положения и социального статуса людей. Ее общая конфигурация определяется не столько социальными отношениями, господствовавшими в данном обществе, но и политическими мотивами, и в особенности своеобразием генеалогической организации. Султаны. Султаны образовывали высшую степную аристократию политическую или служилую, занимавшую господство в обществе в силу происхождения от могущественного Чингиз-хана. Сословие султанов, называвших себя «ак-суйек» (белая кость) и противопоставлявших себя «кара-суйек» (черная кость) – народным массам – было организовано корпоративно, монополизируя и олицетворяя высшую официальную власть в казахском обществе. Первоначальное понятие султан означало владычество, господство, а также власть, правительство. С середины Х в. его стали употреблять для обозначения персонального носителя светской власти – государя. К привилегиям султанов следует отнести и то, что они были неподсудны судам биев. Кроме того, только султаны и ханы имели право иметь при себе тюленгутов – лично зависимую от них челядь, которая постоянно находилась непосредственно при султанском дворе.
Вся султанская группа имела единую тамгу, такую же, какой пользовались казахские ханы, и военный клич «архар». Каждый султан имел право на именную печать, на особое одеяние. Бии. Известно, что казахское понятие «бий» (би) происходит от тюркского, «бег» (бек, бей) – традиционного титула, которым в тюркских сообществах наделялся, как правило, знатный, состоятельный или могущественный в ином отношении человек. Биями назывались крупные представители родовой знати, занимавшие в обществе место ступенькой ниже правящего сословия султанов. Если могущество султанов было обусловлено их богатством и происхождением от ак-суйек, то сила и влияние бийской группы, выросшей из недр караши, кроме ее экономически господствующего положения в общество, объяснялись и личными качествами ее членов, как-то: знанием адата, традиций, остроумием в словопрениях, умением защищать и отстаивать интересы общин и т.д. Нередки были случаи, когда выходцы из простого народа, благодаря своей природной одаренности добивались звания биев. Судебная власть, которая принадлежала биям, имела исключительное значение в казахском обществе. Она в основном сводилась к разбирательству различных споров и притязаний как внутри коллективов, так и между родами и их отделениями. Султаны, в том числе сам хан, должны были считаться с мнением биев, имевших большое влияние и прочную опору в кочевых общинах. Все это способствовало тому, что т занимали относительно прочную позицию в обществе. Батыры. Сам термин «батыр» не означал принадлежность к какому-нибудь сословию, это не социальная категория, а, прежде всего, почетное звание. Звание батыра носили ханы, султаны, т и другие представители родовой знати, которые выдвинулись в период борьбы с внешними врагами, в особенности с джунгарами в XYII-XYIII в.в., как умелые тачальника, одержавшие ряд побед. Звание батыра не было наследственно, а приобреталось личными военными подвигами и присваивалось талантливым тачальникам, храбрым и отважным воинам.
Баи. Надо различать два значения слова «бай». В одном случае оно употребляется для обозначения богатого человека вообще: «баи» - богач, «байлык» - богатство. Достаточно было хозяйству располагать скотом и пастбищем в размерах, обеспечивающих потребление и расширенное воспроизводство, как оно уже могло быть названо байским. Ханы, султаны, т, старшины – все это баи, поскольку они владели лучшими пастбищными угодьями и многочисленными стадами. В другом случае термин «баи» обозначает не всех представителей кочевой знати вообще, а только определенную социальную группу, не имеющую наследственных, пожалованных титулов. Духовенство. Духовенство в Казахстане состояло из ходжей и мулл. Ходжи представляли аристократическую верхушку духовенства. Они находились вне родов, не входили в казахскую общину. Ходжи претендовали на такое же общественное признание как султаны и относили себя в разряд «асыл суйек» (святая кость), что свидетельствовало о происхождении их от первых последователей пророка Мухаммеда. Это сословие, в доказательство своей обособленности, имело особую тамгу и уран. В Казахстане ходжи не сложились в влиятельную в политическом отношении прослойку. Другую группу духовенства составляли муллы. В Казахстане муллой именовался каждый сколько-нибудь знающий татарскую грамоту и выдержки из Корана и могущий руководить отправлением религиозных обрядов. Шаруа. Основная масса населения, состоящая из кочевников-скотоводов, обходящихся в своих хозяйствах личным трудом, называлась шаруа. Шаруа делились на жай-шаруа, то есть рядовые более или менее экономически обеспеченных и самостоятельных крестьян, и кедеев-шаруа (кедей, жарлы) – менее обеспеченных крестьян, нередко вынужденных прибегать к чужой экономической помощи. Байгуши. Байгуши или иначе их называют консы, как социальная прослойка в казахском обществе возникла в период усиленного имущественного расслоения внутри казахской аульной общины, когда сосредоточение богатства в руках одной части общества усиливало процесс обнищания другой части общества. Байгуши представляли из себя массу, лишенную или почти лишенную средств производства и в силу этого экономически и политически бесправную. Рабы (кулы). Удельный вес рабского труда в обществе был незначительным и не играл заметной роли в определяющей отрасли производства – в скотоводстве. Размеры рабовладения в казахском обществе были невелики, - никто, можно сказать, не владел большими группами рабов. Рабство в Казахстане имело патриархальный характер.
Туленгуты. Правом на владение туленгутами пользовались только ханы и султаны – представители аристократического сословия в казахском обществе, происходящего от «белой кости». Тюленгуты, находясь вместе с султаном, участвуя с ним в походах, выполняя его отдельные административные и хозяйственные и иные поручения, имели полную возможность обогатиться. Некоторые тюленгуты жили при султанах не только со своими семьями, но и с другими родственниками, что характеризует их как крестьян, прочно обосновавшихся в султанском владении, полностью оторвавшихся от казахских родов, аульных общин. Тюленгутская служба была наследственной, а не личной. Тюленгуты переходили по наследству от одного султана к другому.
Политическая система казахского общества. Политическая система казахского общества состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общины, власть держалась только на авторитете правителя общины. Следующий уровень представляется в виде сложной иерархии общин (потестарная структура). Основное население в этой иерархии занимает места соответственно степени генеалогического родства, начиная от мелких патринимических групп до крупных союзов племен. Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Традиционное казахское государство было основано на двойной структуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти – авторитетная и аристократическая. Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Аристократическая власть опиралась на элиты закрытого типа, которые не допускали в свои ряды новых членов. Эта власть чингизидов – торе, воплощающей верхний эшелон политической власти. Ханская власть. Возникновение казахского ханства и его 380-летняя история неразрывно связаны с деятельностью ханов, сыгравших огромную роль в становлении национальной государственности, формировании этнической территории и защите независимости Казахстана. В степи ханский титул признавался только за потомками Чингизхана. Ханская власть передавалась по наследству. Законными наследниками считались братья, дети, внуки. Новый претендент на ханскую власть нуждался в официальном признании на всенародном курултае – съезде, собрании. Одним из непременных символизирующих избрание хана условий является поднятие знатью нового государя на тонком белом войлоке. Власть хана не регламентировалась какими-либо твердыми уставами, законами. Она покоилась прежде всего на материальной силе данного хана, его авторитете, поддержке степной знати и на древних обычаях. Основные свои функции – верховного сюзерена казахской земли, полководца, дипломата, судьи, законодателя – ханы осуществляли в своеобразных условиях кочевой цивилизации. Как главе господствующего рода чингизидов и главе государства, хану принадлежало право высшего распоряжения кочевьями. Ханы решали земельные споры, закрепляли нераспределенные или свободные пастбища за отдельными общинами. Взимание податей с населения относится к личным правам хана. Хотя оно не было закреплено в законах, однако мало кем оспаривалось. Поставки населения в пользу хана носили различные названия: согум (для содержания ханского дома в зимнее время), зекет (часть скота, взимаемая по определенной шкале), ушур (часть урожая – обычно одна десятая). Во время войн и крупных конфликтов хан, являясь главнокомандующим войсками ханства, становился во главе отрядов народного ополчения. Хану принадлежала высшая судебная власть, к нему могли апеллировать недовольные решениями бийских и султанских судов. Наконец, хан представлял государство перед внешним миром. Им или по его уполномочию, и от его имени велись переговоры с другими государствами, принимались иностранные послы, назначались послы в иностранные государства и т.д.
№ 53) Насильственная коллективизация в Казахстане и ее последствия. Голод 30-х годов - трагедия казахского аула в годы коллективизации. Политика коллективизации в Казахстане (1925–1933 гг.) В декабре 1927 г. состоялся ХVсъезд ВКП (б), известный как съезд коллективизации. Согласно его решениям, за короткие сроки, к весне 1932 г. сельское хозяйство страны должно было превратиться из единоличного в коллективное — колхозное. Коллективизация проводилась насильственными методами, форсированными темпами без учета особенностей жизни коренного населения. Так, в 1928 г. в Казахстане было коллективизировано 2 % хозяйств, на 1 апреля 1930 г. этотпоказатель составлял уже 50,5, а в октябре 1931 г. — около 65%. Ряд областей перекрыл даже эти «ударные» темпы, например, в Уральском, Петропавловском округах коллективизировано было более 70 % хозяйств. К осени 1931 г. в республике 78 районов из 122 охватили коллективизацией от 70 до 100 % хозяйств. Жесткие, насильственные меры, которые сопровождали этот процесс, выливались в незаконные аресты, лишение избирательных прав, выселения, многие были расстреляны. Только в 1933 г. органами ОГПУ Казахстана было арестовано свыше 21 тысячи человек. Первый секретарь Крайкома партии Ф. И. Голощекин проповедовал в Казахстане идею проведения «Малого Октября», где доказывал, что аул «не чувствовал дыхания Октября и что здесь необходимо провести малую Октябрьскую революцию». Ф. Голощекин избрал курс на обострение классовой борьбы под лозунгом «советизации аула». Недовольные этой политикой национальные лидеры — Т. Рыскулов, С. Садуакасов, С. Сейфуллин, С. Ходжанов, Ж. Мынбаев были отозваны в распоряжение ЦК ВКП (б) и обвинены в национализме. Еще больше поляризовала обстановку в ауле компания передела сенокосных и пахотных угодий. К весне 1926 г. трудящиеся аула получили 1,3 млн. га сенокосных и 1,25 млн. га пахотных угодий, ранее при надлежавших баям. Формирование и становление колхозного строя требовало: а) времени; б) крупных финансовых вложений; в) моральной и психологической подготовки крестьянских масс. Но на практике вновь прибегли к командно-административному силовому методу. Началась трансформация политики «всемерного развития кооперации во всех формах» в «курс на коллективизацию». 3 февраля 1928 г. были приняты чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовок. В результате этой политики: 1. Голощекин направил в села и аулы более 4800 уполномоченных; 2. В ходе хлебозаготовок около 31 тысячи крестьян было подвергнуто репрессиям; 3. С 1 октября 1928 г. по 1 декабря 1929 г. было расстреляно 277 крестьян; 4. Начался отказ от исходного принципа НЭПа, предоставлявшего крестьянским хозяйствам гарантированное право распоряжаться по своему усмотрению излишками сельскохозяйственной продукции. ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахской АССР к весне 1932 г., с учетом: а) экстенсивности животноводства; б) примитивной материально-технической базы; в) отсутствия традиций крестьянской кооперации в прошлом; г) кочевого и полукочевого образа жизни степняков. Основные формы колхозного строительства в Казахстане: 1. В зерновых районах — сельскохозяйственная артель; 2. В животноводческих районах — товарищество по совместной обработке земли и косьбе, где по уставу скот не обобществлялся, использование личного скота и инвентаря оплачивалось. Со второй половины 1929 г. в республике форсированно развивается колхозное движение. Создаются первые МТС (машинно-тракторные станции). Для проведения коллективизации наряду с местными «коллективизаторами» Казкрайком партии привлек 8 тыс. рабочих и в республику было направлено 1204 двадцатипятитысячника из Москвы, Иваново-Вознесенска, Харькова, Ленинграда. «Посланцы партии» насаждали в степи такой тип расселения аулов, который в точности повторял планировку российской деревни. Недостатки политики коллективизации: 1. Идея коллективизации сельского хозяйства с самого начала была дискредитирована жесточайшим тотальным террором; 2. Коллективизация форсировалась без учета местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно административными методами. В совместной директиве Казкрайкома ВКП (б) и Совнаркома от 25 декабря 1931 г. ставилась задача «охватить плановыми мероприятиями по оседанию» в 1932 г. все оставшиеся кочевые и полукочевые трудовые хозяйства и процесс оседания завершить в 1933 г. Пленум Казкрайкома партии (декабрь 1929 г.) предписывал, чтобы оседание производилось на основе 100% коллективизации всех оседающих бедняцко-середняцких хозяйств. Директивами Казкрайкома ВКП (б) в 6 округах республики создана комиссия по коллективизации, которая определила 20 районов первой очереди, установив процент охвата коллективизации от 60 до 80–100%. В условиях жесткого администрирования преуспевали лжебелсенды (лжеактивисты), которые приняли на вооружение приемы и методы байских, волостных шабарманов (подпевал), активистов периода «военного коммунизма». Завершив оседание вместо запланированных трех лет в течение трех дней, лжебелсенды тут же начали «преобразовывать» скотоводческие хозяйства в колхозы. Таким образом было коллективизировано всех хозяйств: · в Абралинском районе — 70%; · в Джамбейтинском районе — 60%; · в Джаныбекском районе — 95 %. В феврале 1932 г. зимой в Чуйском районе в радиусе 150 км стягивались сотни хозяйств, 400 юрт выстроились в поселок «городского» типа. Уровень коллективизированных хозяйств постоянно возрастал: в 1928 г. -2%; на 3 апреля 1930 г. — 56,4%; к октябрю 1931. г. — около 65%. Коллективизация и одновременное оседание стали разрушать вековой уклад жизни аула до основания. Уничтожался не только класс казахского общества, рушились все устои, наработанные тысячелетиями кочевой цивилизацией. В связи с продовольственными трудностями 1929 г. решению продовольственной программы (заготовке сельскохозяйственной продукции) был придан характер чрезвычайной акции времен «военного коммунизма»: 1. В 1931–1932 гг. в Шубартауском районе сдали государству на мясо 80% всего поголовья скота; 2. Балхашскому району, насчитывающему 173 тыс. голов скота, была дана разверстка в 297 тыс. единиц; 3. «Перегибов не допускать — парнокопытных не оставлять!» — таков был девиз, например, тургайских перегибщиков, где от миллионного поголовья скота осталось всего 98 тыс. голов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|