Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 2. Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Перспектива»

Задание 1. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе

 

Формирование системы универсальных учебных действий (УУД) – развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения (формирование умения учиться). УУД в системе общего образования.

Функции универсальных учебных действий: регуляция учебной деятельности, создание условий для саморазвития и самореализации личности, обеспечение успешности обучения.

Основания выделения УУД. Виды универсальных учебных действий: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия, позволяющие сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Регулятивные действия, обеспечивающие возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действия, включающие действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Задачи формирования универсальных учебных действий.

 

Задание 2. Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Перспектива»

УМК «Перспектива» разрабатывался параллельно с разработкой ФГОС поэтому при его создании одной из задач стало включение в содержание учебников системы формирования универсальных учебных действий. Для практической демонстрации этой системы предлагается на только материалы самих учебников, но и разработки учителей занимающихся апробацией нового УМК.

Реализация ФГОС в УМК «Перспектива». Исследование готовности детей к школе. Начало формирования универсальных учебных действий. Методологическая основа УМК «Перспектива» (системно-деятельностьный подход в обучении) Формирование УУД в процессе обучения. Теоретические подходы к процессу обучения. Система формирования универсальных учебных действий в УМК «Перспектива» в 1 классе в 1 полугодии.

Формирование коммуникативных универсальных действий. Перечень результатов формирования коммуникативных УУД. Формирование коммуникативных УУД на примерах из УМК «Перспектива». Значимость роли учителя при формировании коммуникативных УУД.

Формирование личностных универсальных учебных действий. Определение результатов формирования личностных УУД. Формирование личностных УУД на примерах из УМК «Перспектива».

Список рекомендуемой литературы и Интернет - ресурсов.

1.. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества /А.Г.Асмолов //Вопросы образования – 2008 - №3.

2. Агафонова Н.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся http://pervoklassnik.resobr.ru/archive/year/articles/2182/

3. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.

4. Заика Е.В. Как научиться учиться легко: Методические рекомен-дации по психогигиене и развитию познавательных процессов. – Харьков: ХГУ, 1990.

5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

6. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования /А.М.Кондаков //Педагогика – 2008 - №9.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова – М.: Просвещение, 2008.

8. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»:пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005.

9. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева.

10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

11.Особенности психического развития детей 6—7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.

12.О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования /Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова //Педагогика – 2008 - №10.

13. Примерные программы основного общего образования.

Проектные задачи в начальной школе. Под ред. А.Б. Воронцова.

14.. Примерные программы начального общего образования. Ч. 1,2.

15. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

16. Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» www.standart.edu.ru/attachment.aspx?id=291

17. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.

18. Формирования универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий. Под ред. А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой.

Интернет-ресурсы

- Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru

- Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru

- Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru

- Издательство «Просвещение» www.prosv.ru

- Издательства «Просвещение» www.prosv.ru

(раздел «Перспектива» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva)

- Интернет-школа «Просвещение.ru» www.internet-school.ru

- Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru

- Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей it-n.ru

- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru

Сайт Издательства «Просвещение» www.prosv.ru раздел «Перспектива» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva /о комплекте /Универсальные учебные действия /статья д.пс.н. Карабановой О.А.«Универсальные учебные действия. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны?»

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250

- Информационно-публицисти-ческий бюллетень «Просвеще-ние», Выпуск 2 (2) апрель 2007г. http://www.prosv.ru/ebooks/bulleten/pril_bul_2(17).pdf

- «Перспектива будущих поколений» - статья: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/about.aspx?ob_no=15924

- «Примеры формирования универсальных учебных действий (УДД) в изданиях комплекта «Перспектива» 1 класс»:

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12760

 

8.Тестовые вопросы экзамена по разделу «Дидактика» (на экзамене к этим вопросам будут дополнены варианты ответа).

1. Построение процесса обучения, как процесса развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей ууд

 

 

2. Умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Универсальные учебные действия

 

 

3. Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность и самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса ууд

4. Формирование универсальных учебных действий осуществляется через содержание и способы организации учебной деятельности

В контексте усвоения разных учебных дисциплин

 

5. Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Функции универсальных учебных действий

 

 

6. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области Функции универсальных учебных действий

 

 

7. Универсальность учебных действий проявляется в том, что носит надпредметный и метопредметный характер

 

 

8. В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют 4 блока

 

 

9. Общеучебные, логические, знаково- символические - познавательные

 

 

10. Включают общеучебные, логические действия и действия постановки и решения проблем- познавательные

 

 

11. Самостоятельное выделение и формирование познавательной деятельности;

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств - общеучебные

 

 

12. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; общеучебные

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

 

13. Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера - общеучебные

 

 

14. Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогназирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). регулятивные

 

 

15. Целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция - регулятивные

 

 

16. Обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. коммуникативные

 

 

17. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

коммуникативные

 

18. Планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением портнера коммуникативные

 

19. Обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях личностные

 

 

20. Самоопределение, смыслообразование, нравственно этическая ориентация личностные

 

 

21. Соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям;

Соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям Критерии оценки сформированности УУД у учащихся

 

22. Форматирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;

Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин

 

УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной условия обеспечивающие развитие ууд

 

 

23. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой;

Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами

 

Технология формирования УУД

24. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом;

Учитель находит способ увлечь детей знаниями;

Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогназировать свои действия Технология формирования УУД

 

25. Учитель показывает для чего нужно то или иное задание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям;

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. Технология формирования УУД

 

26. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия

Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей. Обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки Технология формирования УУД

 

27. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивает то, чему дети научились, что получилось, а что нет;

Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – «чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока»

 

Технология формирования УУД

 

28. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности. Технология формирования УУД

 

 

29. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий;

Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности Технология формирования УУД

 

30. Специально отведенное место в классе (стенд), специальная детская тетрадь, где в схематической форме отражаются достижения учащихся в той или иной сфере деятельности

 

«Карта знаний и достижений учащихся»

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...