Понятийный аппарат философии.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Индукция (от лат. “inductio” – наведение) – способ рассуждения, характеризующийся переходом от частного к общему, отдельных фактов и явлений к общим выводам, законам и гипотезам. 2. Дедукция (от лат. “deductio” – выведение) – переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. 3. Детерминизм (лат. “determinare” – определять, ограничивать) – принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, учение о причинно-следственных связях явлений материального и духовного мира. 4. Анализ (от др. греч. “ἀνάλυσις” разложение, расчленение) – операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части. 5. Синтез (от от греч. “σύνθεση” – совмещение, помещение вместе (σύν – с, вместе и θεση – положение, место) – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. 6. Аналогия (от др.-греч. “ἀναλογἰα” – соответствие, сходство) – подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путем сравнения. 7. Аксиома (от др.-греч. “ἀξίωμα” – утверждение, положение) – положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории. 8. Дилемма (греч. “δί-λημμα” – двойная лемма) – полемический довод с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего. 9. Сакральный (от лат. “sacrum”) – священное, посвященное богам.
10. Фетиш (фр. “fetiche”, от порт. “feitico” колдовство, амулет). Фетиш – неодушевленный предмет, наделенный сверхъестественными свойствами. 11. Тотемизм – первобытные верования, связанные с представлением о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом (на языке оджибве (Сев. Америка) “ототем” - его род) – явлением живой и неодушевленной природы, обычно видом животного или растения. 12. Анимизм (от лат. “animus” – душа, дух) – вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. 13. Магия (от лат. “magia”, от греч. “μαγεία” волшебство) – символическое действие или бездействие, направленное на достижение определенной цели сверхъестественным путём. 14. Ордалии (от англосакс. “ordol”, лат. “ordalium” – приговор, суд) – в широком смысле то же, что и “Божий суд”; в узком – суд путем испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права. 15. Мистика (от греч. “μυστικός” – скрытый, тайный) – сверхъестественные явления и религиозная практика. 16. Дискурс (фр. “discours”) в общем смысле – речь, процесс языковой деятельности. 17. Арии (от др.-инд. “ā́rya”) – самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II – I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. Русский язык – один из восточно-славянских языков. Восточно-славянские языки – группа в составе славянской ветви индоевропейской языковой семьи. 18. Санскрит – древний литературный язык Индии. Возраст ранних памятников доходит до трёх с половиной тысяч лет. Санскрит был распространен исключительно в среде социальной элиты. Снаскрит играл на Востоке ту же роль, что и латынь, и греческий язык на Западе. Санскрит на Востоке стал языком межкультурного общения, учёных и религиозных деятелей. 19. Карма (санскр. – причина – следствие, воздаяние, дело, действие, труд) – одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
20. Сансара, или самсара (санскр. переход, череда перерождений, жизнь) – круговорот рождения и смерти в мире, ограниченном кармой, т. е. результатами своих прошлых действий человека. Душа постоянно стремится к освобождению (мокше). 21. Мокша (санскр. – освобождение) – освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий. 22. Атеизм (от др.-греч. “ἄθεος” – отрицание богов; от ἀ – без + θεός – бог) – отрицание веры в существование богов. 23. Аскеза (от греч. ασκεσις – “упражнение”), аскетизм – преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов. 24. Чарвака – доктрина “ешь, пей, веселись” (“чарв” – жевать, есть). Локаята (от санскр. лока – (этот) мир, идущее из этого мира, “локаятама” – точка зрения обычных людей). 25. Гексаграмма – набор шести черт (яо), каждая из которых может быть целой (ян) или прерванной (инь). Гексаграмма разбивается на две триграммы – нижнюю и верхнюю. 26. Апория (греч. “ἀπορία” – безысходность, безвыходное положение) – это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности. 27. Античность (восходит к лат. “antiquitas” – древность). Античностью называют любые очень древние времена, используя понятие синонимично слову “древность”. 28. Эллада (от греч. “Ελλάδα”) – самоназвание греками своей страны. Слово “Греция” имеет латинское происхождение и на греческом языке не используется, за исключением общения с иностранцами. 29. Полис (от др.-греч. “πόλις”) – городская гражданская община (с прилегающими владениями); особая форма организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. 30. Метафора (от др.-греч. “μεταφορά” – перенос, переносное значение) – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
31. Абстракция (от лат. “abstractio” – отвлечение) – отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения. 32. Космогония (от греч. “κοσμογονία”, “κόσμος” – мир, Вселенная и греч. “γονή” – рождение) – учение о происхождении или о сотворении Вселенной. 33. Эсхатология (от греч. “ἔσχατον” – последний + “λόγος” – слово) – система религиозных взглядов и представлений о конце света. 34. Гномон (др.-греч. “γνώμων” – указатель) – вертикальный предмет (столб), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту солнца. 35. Аллегория (от др.-греч. “ἀλληγορία” – иносказание) – условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. 36. Сатира (лат. “Satira” – блюдо с разными плодами; смесь) – литературная критика, представляющая собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств. 37. Метемпсихоз (греч. “μετεμψύχωσις” – переселение душ, реинкарнация (лат.” Reincarnation” – повторное воплощение. 38. Фрактал (лат. “fractus” – дроблёный, сломанный, разбитый) – это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. 39. Эвристическое обучение (от греч. “heurisko” – открываю) – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования. 40. Диалог происходит от греч. “dialogos” и состоит из двух частей: приставки “dia” – сквозь, через (а не два, как принято считать) и корня “logos” – слово, речь. 41. Тимократия (от др.-греч. “τῑμοκρᾰτία”, от “τῑμή”, – цена, честь и “κράτος”, – власть, сила) – форма правления, при которой государственная власть находится у военных.
42. Олигархия (греч. “ὀλιγαρχία” – власть немногих, от др.-греч. “ὀλίγος” – немногий и др.-греч. “ἀρχή” – власть) – власть богатого меньшинства. 43. Демократия (от др.-греч. “δημοκρατία” – власть народа, от “δῆμος” – народ и “κράτος” – власть). 44. Тирания (греч. “τυραννίς” – произвол) – форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. 45. Монархия (от лат. “monarchia” от др.-греч. “μοναρχία” – единовластие: “μόνος” – одиночный, единый и “ἀρχή” – управление, власть) – власть одного. 46. Аристократия (от греч. “ἀριστεύς” – знатнейший, благороднейшего происхождения и “κράτος”, – власть, государство, могущество) – власть знатных и благородных. 47. Гипостазирование (от др.-гр. “ὑπόστᾰσις” – сущность) – приписывание абстрактным понятиям самостоятельного существования. 48. Логика (как существительное) появилось лишь в эллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель называл свою науку о мышлении аналитикой, и его главные логические работы называются “Первая аналитика” и “Вторая аналитика”. 49. Силлогизм (греч. – “συλλογισμός”) – рассуждение мысли, состоящее из трех простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения. 50. Эвдемонизм (греч. “ευδαιμονία” – процветание, блаженство, счастье) – этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Гедонизм (др.-греч. “ηδονή”, лат. “hedone” – наслаждение, удовольствие) – этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью и целью жизни. Утилитаризм (от лат. “utilitas” – польза, выгода) – направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. 51. Агностицизм (от др.-греч. “ἄγνωστος” – непознаваемый, непознанный). 52. Атараксия (греч. “αταραξία” – невозмутимость, хладнокровие, спокойствие) – душевное спокойствие или невозмутимость, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом. 53. В средневековых университетах сложилась современная терминология высшего образования: университет (лат. “universitas” – совокупность, общность), факультет (лат. “facultas” – способность, возможность), кафедра (греч. “kathedra” – стул, скамья), профессор (лат. “professor” – наставник), доцент (лат. “docens” – обучающий), аудитория (лат. “auditoria” от “auditor” – слушатель), лекция (лат. “lectio” – чтение), студент (лат. “studens” – усердно работающий, занимающийся), бакалавр (лат. “baccalaureus” от “bacalia” – плодоносный вид лавра), магистр (лат. “magister” – начальник), доктор (лат. “doctor” – учитель, наставник от “docere” – учить, первоначально доктор медицины, затем и других наук), декан (лат. “decanus” – десятник, в римской армии начальник десяти солдат), ректор (лат. “rector” – управитель). Луков В.А. Мировая университетская культура // Знание, понимание, умение. – 2005, №3. – С. 30–38.
54. Первородный (прародительский) грех – христианский богословский термин, означающий первый грех, совершившийся на земле прародителями всех людей Адамом и Евой в Эдеме (съедание запретного плода). 55. Ересь (др.-греч. “αἵρεσις” – выбор, направление, мнение) – сознательное отклонение от догматов веры. 56. Фидеизм (от лат. “fides” - вера) – учение утверждающее приоритет веры над разумом. Анс е льм Кентерберийский сформулировал философский девиз фидеизма в работе “Прослогион”: “Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь”. 57. Пролетарий – “производящий потомство”, “неимущий” (от лат. “proles” – “pro + alo” – для + выращивать, воспитывать). 58. Охота на ведьм – преследование людей, подозреваемых в колдовстве в Западной Европе конца XV – середины XVII века. Мрачным символом “охоты” обычно считают книгу “Молот ведьм” (авторы – Генрих Крамер и Якоб Шпренгер) опубликованную в городе Шпайере в 1486 году. Книга была официальным пособием по поиску, допросу и наказанию людей, подозреваемых в ведовстве. 59. Суфизм (от араб. “суфи” – носящий шерстяные одежды (суф – шерсть, отсюда – власяница как атрибут аскета)) – мистическое течение в исламе, зародившееся в VIII в. на территории современного Ирака и Сирии. 60. Экзорцизм (в католической традиции, греч. “ἐξορκισμός” – привести духа или демона к присяге или призвать высшие силы) – процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов определенной религии. 61. Секуляризация (от позднелат. “saecularis” – мирской, светский) – передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение, т.е. их “обмирщение”. 62. Либерализм (от лат. “liberalis” – свободный) – философская, политическая и экономическая доктрина, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом социально-политического и экономического порядка. 63. Латинское выражение “tabula rasa” означает “чистая доска” или “покрытая воском дощечка, готовая для письма”. 64. Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) - термин был введен в философский оборот именно Дж. Локком. Традиционно под рефлексией понимают обращение внимания субъекта на самого себя и на свое “Я”. (cамоосмысление). Проблемы рефлексии получили широкое развитие в современных теориях рефлексивного управления и рефлексивных игр (В.Лефевр). 65. Дуализм (от лат. “dualis” – двойственный, “duo” – два) – учение о пересечении двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. 66. Солипсизм (от лат. “solus” – один, единственный и “ipse” – сам) – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. 67. Агностицизм (от др.-греч. “ἄγνωστος” – непознаваемый, непознанный) – учение предполагающее принципиально невозможным познание абсолютных основ реальности. 68. Каузальность (лат. causalis) – то есть причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. 69. Резонерство (от фр. “raison” - причина) – склонность к бесплодному мудрствованию, словесная опухоль (И.П. Павлов). 70. Провиденциализм (от лат. “providentia” – провидение) учение, согласно которому история понимается осуществление заранее предусмотренного божественного плана. 71. Энциклопедия (от др.-греч. “ἐγκύκλιος παιδεία” – обучение в полном круге, “κύκλος” – круг и “παιδεία” – обучение/пайдейя) – приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания. 72. Суверенитет (фр. “Souveraineté” – верховная власть, верховенство) – свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство. 73. Пауперизм (лат. “pauper” – бедный) – явление массовой бедности. 74. Феномен (от греч. “φαινόμενον” – являющееся, явление) – термин, в самом общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании. 75. Ноумен (греч. “νούμενον” – постигаемое от “νοέω” – постигаю) – термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых феноменов; вещь “сама по себе”, вне зависимости от нашего восприятия. 76. Тавтология (риторика) (от др.-греч. “ταυτολογία”) – риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Тавтологии не дают никакой новой информации. 77. Мизантроп (греч. “μίσος” – ненависть и “άνθρωπος” – человек) человек, который негативно, предвзято, недоверчиво относится к людям. 78. Пессимизм (от лат. “pessimus” – наихудший) — отрицательный, негативный взгляд на жизнь. 79. Табу (из одного из полинезийских языков “ta” – выделять и “pu” – всецело; tapu > tabu – “всецело выделенный”, “особо отмеченный”) – запрет, возникающий в сфере общественной жизни на разных ступенях развития общества. Запреты могут касаться поступков, слов и даже мыслей. Например, для замены табу слов нужны другие слова – эвфемизмы (от греч. “ευφήμη” — благоречие). Эвфемизмы – это разрешенные слова, которые употребляют вместо запрещенных (табуированных). Например, в РФ является недопустимым употребление матерных слов. Нарушение запрета наказывается штрафом или административным арестом. 80. Фрустрация (лат. frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), от frustror — обманываю, делаю тщетным, расстраиваю), психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния. 81. Консенсус (от лат. “consensus” – согласие) – договоренность, согласие по поводу условий осуществления операции, деятельности, в которых заинтересованы несколько сторон. 82. Спиритуализм (от лат. “spiritualis” – духовный, “spiritus” – душа, дух) – учение, утверждающее возможность общения с духами умерших посредством медиумов. Особенную популярность спиритуализм приобрел в конце XIX – начала XX века как в России, так в Европе и Америке. Великий ученый Д.И. Менделеев инициировал создание комиссии для исследования спиритических явлений при Санкт-Петербургском университете. Результаты работы комиссии были напечатаны в газете “Голос” и определили, что спиритизм есть суеверие. 83. Теософия (др.-греч. “θεοσοφία” – “божественная мудрость”) – мистическое богопознание. Теософия в отличие от теологии, опирается не на откровение и догматы, а на феномены, исходящие из субъективного мистического опыта.
БИЛЕТЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|