Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятийный аппарат философии.




1. Индукция (от лат. “inductio” – наведение) ­– способ рассуждения, характеризующийся переходом от частного к общему, отдельных фактов и явлений к общим выводам, законам и гипотезам.

2. Дедукция (от лат. “deductio” – выведение) – переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок.

3. Детерминизм (лат. “determinare” – определять, ограничивать) – принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, учение о причинно-следственных связях явлений материального и духовного мира.

4. Анализ (от др. греч. “ἀνάλυσις” разложение, расчленение) – операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части.

5. Синтез (от от греч. “σύνθεση” – совмещение, помещение вместе (σύν – с, вместе и θεση – положение, место) – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

6. Аналогия (от др.-греч. “ἀναλογἰα” – соответствие, сходство) – подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путем сравнения.

7. Аксиома (от др.-греч. “ἀξίωμα” – утверждение, положение) – положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории.

8. Дилемма (греч. “δί-λημμα” – двойная лемма) – полемический довод с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего.

9. Сакральный (от лат. “sacrum”) – священное, посвященное богам.

10. Фетиш (фр. “fetiche”, от порт. “feitico” колдовство, амулет). Фетиш – неодушевленный предмет, наделенный сверхъестественными свойствами.

11. Тотемизм – первобытные верования, связанные с представлением о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом (на языке оджибве (Сев. Америка) “ототем” - его род) – явлением живой и неодушевленной природы, обычно видом животного или растения.

12. Анимизм (от лат. “animus” – душа, дух) – вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

13. Магия (от лат. “magia”, от греч. “μαγεία” волшебство) – символическое действие или бездействие, направленное на достижение определенной цели сверхъестественным путём.

14. Ордалии (от англосакс. “ordol”, лат. “ordalium” – приговор, суд) – в широком смысле то же, что и “Божий суд”; в узком – суд путем испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права.

15. Мистика (от греч. “μυστικός” – скрытый, тайный) – сверхъестественные явления и религиозная практика.

16. Дискурс (фр. “discours”) в общем смысле – речь, процесс языковой деятельности.

17. Арии (от др.-инд. “ā́rya”) – самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II – I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. Русский язык – один из восточно-славянских языков. Восточно-славянские языки – группа в составе славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

18. Санскрит – древний литературный язык Индии. Возраст ранних памятников доходит до трёх с половиной тысяч лет. Санскрит был распространен исключительно в среде социальной элиты. Снаскрит играл на Востоке ту же роль, что и латынь, и греческий язык на Западе. Санскрит на Востоке стал языком межкультурного общения, учёных и религиозных деятелей.

19. Карма (санскр. – причина – следствие, воздаяние, дело, действие, труд) – одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

20. Сансара, или самсара (санскр. переход, череда перерождений, жизнь) – круговорот рождения и смерти в мире, ограниченном кармой, т. е. результатами своих прошлых действий человека. Душа постоянно стремится к освобождению (мокше).

21. Мокша (санскр. – освобождение) – освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий.

22. Атеизм (от др.-греч. “ἄθεος” – отрицание богов; от ἀ – без + θεός – бог) – отрицание веры в существование богов.

23. Аскеза (от греч. ασκεσις – “упражнение”), аскетизм – преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов.

24. Чарвака – доктрина “ешь, пей, веселись” (“чарв” – жевать, есть). Локаята (от санскр. лока – (этот) мир, идущее из этого мира, “локаятама” – точка зрения обычных людей).

25. Гексаграмма – набор шести черт (яо), каждая из которых может быть целой (ян) или прерванной (инь). Гексаграмма разбивается на две триграммы – нижнюю и верхнюю.

26. Апория (греч. “ἀπορία” – безысходность, безвыходное положение) – это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности.

27. Античность (восходит к лат. “antiquitas” – древность). Античностью называют любые очень древние времена, используя понятие синонимично слову “древность”.

28. Эллада (от греч. “Ελλάδα”) – самоназвание греками своей страны. Слово “Греция” имеет латинское происхождение и на греческом языке не используется, за исключением общения с иностранцами.

29. Полис (от др.-греч. “πόλις”) – городская гражданская община (с прилегающими владениями); особая форма организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии.

30. Метафора (от др.-греч. “μεταφορά” – перенос, переносное значение) – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

31. Абстракция (от лат. “abstractio” – отвлечение) – отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.

32. Космогония (от греч. “κοσμογονία”, “κόσμος” – мир, Вселенная и греч. “γονή” – рождение) – учение о происхождении или о сотворении Вселенной.

33. Эсхатология (от греч. “ἔσχατον” – последний + “λόγος” – слово) – система религиозных взглядов и представлений о конце света.

34. Гномон (др.-греч. “γνώμων” – указатель) – вертикальный предмет (столб), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту солнца.

35. Аллегория (от др.-греч. “ἀλληγορία” – иносказание) – условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

36. Сатира (лат. “Satira” – блюдо с разными плодами; смесь) – литературная критика, представляющая собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств.

37. Метемпсихоз (греч. “μετεμψύχωσις” – переселение душ, реинкарнация (лат.” Reincarnation” – повторное воплощение.

38. Фрактал (лат. “fractus” – дроблёный, сломанный, разбитый) – это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба.

39. Эвристическое обучение (от греч. “heurisko” – открываю) – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования.

40. Диалог происходит от греч. “dialogos” и состоит из двух частей: приставки “dia” – сквозь, через (а не два, как принято считать) и корня “logos” – слово, речь.

41. Тимократия (от др.-греч. “τῑμοκρᾰτία”, от “τῑμή”, – цена, честь и “κράτος”, – власть, сила) – форма правления, при которой государственная власть находится у военных.

42. Олигархия (греч. “ὀλιγαρχία” – власть немногих, от др.-греч. “ὀλίγος” – немногий и др.-греч. “ἀρχή” – власть) – власть богатого меньшинства.

43. Демократия (от др.-греч. “δημοκρατία” – власть народа, от “δῆμος” – народ и “κράτος” – власть).

44. Тирания (греч. “τυραννίς” – произвол) – форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.

45. Монархия (от лат. “monarchia” от др.-греч. “μοναρχία” – единовластие: “μόνος” – одиночный, единый и “ἀρχή” – управление, власть) – власть одного.

46. Аристократия (от греч. “ἀριστεύς” – знатнейший, благороднейшего происхождения и “κράτος”, – власть, государство, могущество) – власть знатных и благородных.

47. Гипостазирование (от др.-гр. “ὑπόστᾰσις” – сущность) – приписывание абстрактным понятиям самостоятельного существования.

48. Логика (как существительное) появилось лишь в эллинистическо-римские времена. Сам же Аристотель называл свою науку о мышлении аналитикой, и его главные логические работы называются “Первая аналитика” и “Вторая аналитика”.

49. Силлогизм (греч. – “συλλογισμός”) – рассуждение мысли, состоящее из трех простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения.

50. Эвдемонизм (греч. “ευδαιμονία” – процветание, блаженство, счастье) – этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Гедонизм (др.-греч. “ηδονή”, лат. “hedone” – наслаждение, удовольствие) – этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью и целью жизни. Утилитаризм (от лат. “utilitas” – польза, выгода) – направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

51. Агностицизм (от др.-греч. “ἄγνωστος” – непознаваемый, непознанный).

52. Атараксия (греч. “αταραξία” – невозмутимость, хладнокровие, спокойствие) – душевное спокойствие или невозмутимость, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом.

53. В средневековых университетах сложилась современная терминология высшего образования: университет (лат. “universitas” – совокупность, общность), факультет (лат. “facultas” – способность, возможность), кафедра (греч. “kathedra” – стул, скамья), профессор (лат. “professor” – наставник), доцент (лат. “docens” – обучающий), аудитория (лат. “auditoria” от “auditor” – слушатель), лекция (лат. “lectio” – чтение), студент (лат. “studens” – усердно работающий, занимающийся), бакалавр (лат. “baccalaureus” от “bacalia” – плодоносный вид лавра), магистр (лат. “magister” – начальник), доктор (лат. “doctor” – учитель, наставник от “docere” – учить, первоначально доктор медицины, затем и других наук), декан (лат. “decanus” – десятник, в римской армии начальник десяти солдат), ректор (лат. “rector” – управитель). Луков В.А. Мировая университетская культура // Знание, понимание, умение. – 2005, №3. – С. 30–38.

54. Первородный (прародительский) грех – христианский богословский термин, означающий первый грех, совершившийся на земле прародителями всех людей Адамом и Евой в Эдеме (съедание запретного плода).

55. Ересь (др.-греч. “αἵρεσις” – выбор, направление, мнение) – сознательное отклонение от догматов веры.

56. Фидеизм (от лат. “fides” - вера) – учение утверждающее приоритет веры над разумом. Анс е льм Кентерберийский сформулировал философский девиз фидеизма в работе “Прослогион”: “Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь”.

57. Пролетарий – “производящий потомство”, “неимущий” (от лат. “proles” – “pro + alo” – для + выращивать, воспитывать).

58. Охота на ведьм – преследование людей, подозреваемых в колдовстве в Западной Европе конца XV – середины XVII века. Мрачным символом “охоты” обычно считают книгу “Молот ведьм” (авторы – Генрих Крамер и Якоб Шпренгер) опубликованную в городе Шпайере в 1486 году. Книга была официальным пособием по поиску, допросу и наказанию людей, подозреваемых в ведовстве.

59. Суфизм (от араб. “суфи” – носящий шерстяные одежды (суф – шерсть, отсюда – власяница как атрибут аскета)) – мистическое течение в исламе, зародившееся в VIII в. на территории современного Ирака и Сирии.

60. Экзорцизм (в католической традиции, греч. “ἐξορκισμός” – привести духа или демона к присяге или призвать высшие силы) – процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов определенной религии.

61. Секуляризация (от позднелат. “saecularis” – мирской, светский) – передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение, т.е. их “обмирщение”.

62. Либерализм (от лат. “liberalis” – свободный) – философская, политическая и экономическая доктрина, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом социально-политического и экономического порядка.

63. Латинское выражение “tabula rasa” означает “чистая доска” или “покрытая воском дощечка, готовая для письма”.

64. Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) - термин был введен в философский оборот именно Дж. Локком. Традиционно под рефлексией понимают обращение внимания субъекта на самого себя и на свое “Я”. (cамоосмысление). Проблемы рефлексии получили широкое развитие в современных теориях рефлексивного управления и рефлексивных игр (В.Лефевр).

65. Дуализм (от лат. “dualis” – двойственный, “duo” – два) – учение о пересечении двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

66. Солипсизм (от лат. “solus” – один, единственный и “ipse” – сам) – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

67. Агностицизм (от др.-греч. “ἄγνωστος” – непознаваемый, непознанный) – учение предполагающее принципиально невозможным познание абсолютных основ реальности.

68. Каузальность (лат. causalis) – то есть причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени.

69. Резонерство (от фр. “raison” - причина) – склонность к бесплодному мудрствованию, словесная опухоль (И.П. Павлов).

70. Провиденциализм (от лат. “providentia” – провидение) учение, согласно которому история понимается осуществление заранее предусмотренного божественного плана.

71. Энциклопедия (от др.-греч. “ἐγκύκλιος παιδεία” – обучение в полном круге, “κύκλος” – круг и “παιδεία” – обучение/пайдейя) – приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания.

72. Суверенитет (фр. “Souveraineté” – верховная власть, верховенство) – свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

73. Пауперизм (лат. “pauper” – бедный) – явление массовой бедности.

74. Феномен (от греч. “φαινόμενον” – являющееся, явление) – термин, в самом общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании.

75. Ноумен (греч. “νούμενον” – постигаемое от “νοέω” – постигаю) – термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых феноменов; вещь “сама по себе”, вне зависимости от нашего восприятия.

76. Тавтология (риторика) (от др.-греч. “ταυτολογία”) – риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. Тавтологии не дают никакой новой информации.

77. Мизантроп (греч. “μίσος” – ненависть и “άνθρωπος” – человек) человек, который негативно, предвзято, недоверчиво относится к людям.

78. Пессимизм (от лат. “pessimus” – наихудший) — отрицательный, негативный взгляд на жизнь.

79. Табу (из одного из полинезийских языков “ta” – выделять и “pu” – всецело; tapu > tabu – “всецело выделенный”, “особо отмеченный”) – запрет, возникающий в сфере общественной жизни на разных ступенях развития общества. Запреты могут касаться поступков, слов и даже мыслей. Например, для замены табу слов нужны другие слова – эвфемизмы (от греч. “ευφήμη” — благоречие). Эвфемизмы – это разрешенные слова, которые употребляют вместо запрещенных (табуированных). Например, в РФ является недопустимым употребление матерных слов. Нарушение запрета наказывается штрафом или административным арестом.

80. Фрустрация (лат. frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), от frustror — обманываю, делаю тщетным, расстраиваю), психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния.

81. Консенсус (от лат. “consensus” – согласие) – договоренность, согласие по поводу условий осуществления операции, деятельности, в которых заинтересованы несколько сторон.

82. Спиритуализм (от лат. “spiritualis” – духовный, “spiritus” – душа, дух) – учение, утверждающее возможность общения с духами умерших посредством медиумов. Особенную популярность спиритуализм приобрел в конце XIX – начала XX века как в России, так в Европе и Америке. Великий ученый Д.И. Менделеев инициировал создание комиссии для исследования спиритических явлений при Санкт-Петербургском университете. Результаты работы комиссии были напечатаны в газете “Голос” и определили, что спиритизм есть суеверие.

83. Теософия (др.-греч. “θεοσοφία” – “божественная мудрость”) – мистическое богопознание. Теософия в отличие от теологии, опирается не на откровение и догматы, а на феномены, исходящие из субъективного мистического опыта.

 

БИЛЕТЫ

Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 1   1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, наука. 2. Эпистемология и гносеология. Научное и ненаучное знание. Концепции истины. Речь, язык и мышление. Основные законы логики.   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.  
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 2   1. Объект и предмет, структура и функции философии. Основной вопрос философии. Место и роль философии в культуре. 2. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Отличие диалектики от метафизики, софистики, эклектики и догматизма. Диалектика и синергетика.     Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.  
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 3   1. Философские системы Древней Индии: представления о мире и человеке. Веды. Астика и Настика. 2. Философские аспекты феномена жизни. Эволюционизм и креационизм: ключевые аргументы.     Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.  
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 4   1. Философия Древнего Китая: шесть школ. 2. Понятие сознания. Современные программы анализа сознания. Интегративная структура сознания.   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.  
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 5   1. Античная философия. Становление натурфилософии, метафизики и диалектики. (Архэ, апории) 2. Этика, эстетика и аксиология. Моральные законы, «Золотое сечение», переоценка ценностей (ценность, цена и стоимость).     Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.  
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 6   1. Софистика и сократический переворот. (Спор Эватла и Протагора, майевтика, ирония, эвристическая беседа, «Овод Сократа», этический рационализм) 2. Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Материальные и идеальные факторы в жизни общества. Социальная структура (касты, сословия, классы и страты).   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.  
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 7   1. Философские учения Платона и Аристотеля. (Миф о пещере, «Идеальное государство», «Полития», этика «золотой середины», логика). Эллинистическая философия (скептики, киники, стоики, эпикурейцы, неоплатоники). 2. Проблема сознательного и бессознательного в обществе и человеке.     Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.  
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 8   1. Философия Средневековья: патристика и схоластика (Теодицея, свобода воли, спор номиналистов и реалистов, доказательства бытия Бога, бритва Оккама). Философия Возрождения (гуманизм, пантеизм, политический реализм, утопизм и Коперниковская революция) 2. Индивидуальное и общественное сознание, их специфика.   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.  
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 9   1. Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии Нового времени. (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм). Проблема субстанции (Г.Лейбниц, Б. Спиноза, Р. Декарт). Социально-философские теории Нового времени: теория общественного договора Т.Гоббса и теория естественных прав Дж.Локка. 2. Индивидуальное и общественное сознание, их специфика.   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 10   1. Философия Просвещения: французские материалисты (Гельвеций, Ламетри, Гольбах, Дидро), социально-политическое направление (Монтескье, Вольтер, Руссо). 2. Индивидуальное и общественное сознание, их специфика.   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 11   1. Немецкая классическая философия. (Философия И. Канта. Трансцендентальный идеализм. Категорический и гипотетический императивы. Философская концепция Гегеля. Абсолютный идеализм и идеалистическая диалектика. Панлогизм. Антропологический материализм Л. Фейербаха и критика религии) 2. Глобальные проблемы современности, их значение в жизни общества.   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 12   1. Марксизм: диалектический и исторический материализм. 2. Онтология и типы существования объектов (Гипостазирование, идеализация, абстрагирование, бытие, небытие, субстрат, субстанция, атрибут, «возможные миры», «невозможные объекты», «несуществующие объекты».)     Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 13   1. Позитивизм: классический, эмпириокритицизм, неопозитивизм. 2. Наука как социальный институт. Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание). Псевдонаука и дилетантизм. Верификация, фальсификация и демаркация. Понятие научной революции.     Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 14   1. Прагматизм. Американская философия. 2. Наука как социальный институт. Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание). Псевдонаука и дилетантизм. Верификация, фальсификация и демаркация. Понятие научной революции.     Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 15   1. Философия науки (Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер, П. Фейерабенд) 2. Политическая жизнь общества (политическая система; личность и политика). Философское осмысление государства и права. Правовой нигилизм и инфантилизм.   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 16   1. Иррационализм. Философия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). 2. Религия и ее роль в обществе. Толерантность, фундаментализм и мультикультурализм. Догматизм и аксиоматика.   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 17   1. Философия бессознательного. (Э.Гартман). Психоаналитическая философия. Неофрейдизм. Фрейдомарксизм. 2. Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Материальные и идеальные факторы в жизни общества. Социальная структура (касты, сословия, классы и страты).   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 18   1. Философская антропология. 2. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Отличие диалектики от метафизики, софистики, эклектики и догматизма. Диалектика и синергетика.   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 19   1. Герменевтика и феноменология. 2. Техника и технология в становлении информационной цивилизации. Информационное общество и виртуальные сообщества. Информационные войны. Искусственный интеллект.     Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 20   1. Религиозный и атеистический экзистенциализм 2. Глобальные проблемы современности, их значение в жизни общества.     Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 21   1. Постмодернизм. 2. Техника и технология в становлении информационной цивилизации. Информационное общество и виртуальные сообщества. Информационные войны. Искусственный интеллект.     Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.
Северный государственный Медицинский Университет Кафедра гуманитарных наук Дисциплина «Философия» БИЛЕТ№ 22   1. Русская философия (X в. – конец XVIII в.); (XIX в. – первая половина: западники и славянофилы; философия революционно-демократического движения, петрашевцы, народники). (XIX в. – вторая половина: религиозно-идеалистическая философия (В.С. Соловьев); неославянофильство; русское неогегельянство; русское неокантианство). Русский космизм. Русская религиозная философия ХХ века (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев). Советская философия. 2. Религия и ее роль в обществе. Толерантность, фундаментализм и мультикультурализм. Догматизм и аксиоматика.   Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Макулин А.В.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...