Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утопический гуманизм Мухаммедьяра

План

Введение

Мухаммедъяр - жизнь и творчество

Утопический гуманизм Мухаммедъяра

Заключение

Мухаммедьяр – представитель гуманитарной педагогической мысли.

Введение

В современном обществе возрос интерес к истории развития общественной и педагогической мысли в разные эпохи становления государственности и к неисследованным древнейшим национально-культурным ценностям. Демократические перемены позволили реабилитировать и восстановить то, что было незаслуженно отвергнуто и забыто. Сегодня наблюдается рост национального самосознания, стремление сохранить этнические ценности (национальный язык, фольклор, традиции, обычаи, древние национально-культурные памятники), признание использования факторов и средств народного воспитания как одного из перспективных направлений в педагогике, что соответствует требованиям современного общества: интернационализму, гуманности, толерантности граждан различных культур.

Время требует возвращения к воспитательному опыту народа, духовным корням развития этнической культуры. Решение актуальной проблемы соотношения общечеловеческого и национального в воспитании и обучении возможно лишь на основе глубокого изучения и творческой разработки народно-педагогической мысли и практики в неразрывной связи с наследием великих мыслителей-педагогов. Многовековой педагогический опыт, духовное наследие древних тюрков и татар (как одного из потомков древних тюрков) - богатейший пласт культуры. Многое из этого опыта зафиксировано в художественно-дидактических произведениях талантливых средневековых мыслителей, которые были широко известны во всем тюркском мире и мусульманском Востоке. Письменная литература вобрала в себя сокровенные мысли и мечты народа.

Особенно ярко и полно народные идеи воспитания воплотились в художественных произведениях раннетюркского мыслителя Юсуфа Баласагуни, булгарского поэта Кул Гали и представителя периода Казанского ханства Мухаммедъяра. Они жили в разные периоды средневековья, но их объединяет то, что в своем творчестве они постоянно обращались к мудрости народной педагогической мысли. Выражая собственные взгляды, они опирались на богатейший опыт воспитания, накопленный соотечественниками.

 

 

Мухаммедъяр: жизнь и творчество.

Мухаммедьяр – выдающийся средневековый поэт и мыслитель- занимает особое место в истории татарской литературы. Суля по сохранившимся на сегодняшний день отрывочным сведениям из родословных источников, он родился в 1487 году на берегах реки Ик, во владениях Ногайской орды и происходил из семьи потомственных суфиев.

Хорошо владел арабским и персидским языками, изучал восточную философию, знал русский язык, был знаком с русской общественно-философской мыслью.

До наших дней дошли две его поэмы "Тухфа-и-марадан" (Дар мужей) и "Нур и содур" (Свет сердец), а также поэтическое послание - "Насихат" (Наставление).

В научном мире имя этого поэта стало известно сравнительно недавно. В 1846 году в фондах Азиатского музея" С. -Петербурга видный русский востоковед и тюрколог Илья Березин обнаружил и описал рукопись поэмы "Тухфа-и-мардан". Он дает высокую оценку: …довольно большая и замечательная поэма… Как один из древнейших памятников Казанского диалекта, эта поэма заслуживает большое внимание…" К сожалению, в то время это открытие не послужило толчком к дальнейшему изучению творчества поэта.

Лишь с середины ХХ века личность Мухаммедъяра и его творчества стали объектом изучения литературоведов.

Сегодня к этому имени обращаются не только литературоведы, но и лингвисты, историки, философы, культурологи.

 

Личность и творчество Мухаммедъяра ценны еще и тем, что он один из немногих свидетелей борьбы между Московским царством и Казанским ханством, кому суждено было поэтически запечатлеть события своего времени и конкретных исторических личностей.

Дух поэзии Мухаммедъяра, ставший своеобразным мостом между древнетюркской и средневековой татарской литературой, оказал благотворное влияние на другие поколения татарских поэтов.

Автор в своих произведениях скромно говорит и о себе, сообщая, что он - молельщик, служит молебны у усыпальницы хана Мухаммед-Амина. Основной мотив в творчестве Мухаммедъяра - это безграничная любовь к человеку. Вся поэма "Тухва-и-марадан" пронизана идеями гуманизма. Это необычное по сюжету произведение состоит из нескольких повествований, которые перемежаются лирическими отступлениями автора. Именно в них поэт отражает свои взгляды на мир, предназначение человека и пытается дать ответ на вопрос, каким должно быть идеальное общество.

 

Главный объект внимания в поэме - Человек. От природы он наделен самыми лучшими качествами: красотой, умом, изяществом, правдивостью, скромностью, он достоин уважения и почета:

 

Человек сам по сути своей чист и благороден, От роду остроумен, изящен и славен.

 

В этом Мухаммедьяр следует традициям мусульманской культуры: еще в Коране говорится о том, что предназначение человека заключается в том, чтобы украшать землю. Возникает аналогия и с творчеством Шекспира, на память приходят слова из "Гамлета": "Что за мастерское создание - человек! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен в действии!.. Венец всего живущего!.."

 

По Мухаммедьяру, человек должен стремиться к высокой цели - служить людям.

 

«Подай руку упавшему» - таково жизненное кредо поэта.

И в то же время Мухаммедьяр призывает бороться против существующего зла в таких его проявлениях, как: надменность, хвастовство, спесивость, лицемерие. Проблема противостояния добра злу решается им в духе идей гуманизма.

Мухаммедьяр высоко ценил язык как средство общения, передающее правду и утверждающее справедливость.

 

«Знай, что язык людскому роду дан,

Как чудо из чудес, как талисман.

Кто справедлив и чей язык правдив,

Тот ни на глаз, ни на руку не крив.

 

А если крив язык, то весь как есть,

Ты крив - и утерял людскую честь.

Язык людской! Будь в силе и красе, -

Будь прям и прав, - исправимся мы все!

(Перевод С. Пеньковского)»

 

Мухаммедъяра не только любили за его поэтическое слово, но и уважали за авторитетную личность. В 1549 году царица Сююнбике направляет Мухаммедьяра в качестве дипломатического представителя в Москву. Дальнейшая судьба его загадочна.

Утопический гуманизм Мухаммедьяра

 

Мировоззренческие, философские и педагогические взгляды Мухаммедьяра объясняются идеями социальной утопии, которые начали складываться еще в глубокой древности, и как любые иные идейные направления выдвигались в качестве ответов на запросы существующих общественных устоев. Они появлялись в результате противоречий, существующих в общественной жизни, и в их основе лежал протест против существующих общественно-экономических порядков и их отрицание. Сторонники идеи социальной утопии противопоставляли возникший в их фантазии идеальный мир условиям жизни своего времени, тем самым старались изменить свое общество, чтобы осчастливить всех людей путем равноправного и благородного воспитания. Самыми яркими гуманистами, выразителями социально-утопических идей были итальянский мыслитель, известный знаток античной философии Витто-рино де-Фельтре (1378-1446), английский мыслитель Томас Мор (1478-1535), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), итальянский философ и богослов Томмазо Кампанелла (1568-1639).

 

Из творческого наследия Махмуда Мухаммадьяра нам наиболее известны две его замечательные поэмы: "Тохфаи мэрдан" (Посвящение джигитам), написанная в Казани в 1540 г., и "Нури содур" (Свет сердец), законченная 15 мая 1541 г. Первая из них была обнаружена русским тюркологом И.Н. Березиным в фондах Азиатского музея в Санкт-Петербурге в 1846 г. среди "турецко-татарских рукописей". Вторую открыл татарский писатель-ученый Наки Исэнбет в 1940 г. Обе поэмы написаны в период, когда очень остро стоял вопрос о сохранении татарского национального государства от посягательства со стороны поднимающегося русского государства.
В поэме "Нури содур" Мухаммадьяр выступил страстным защитником татарского национального государства, оправдывая даже войну за его сохранение, за свободу и справедливость. Он повествует о временах существования идеального общества во времена пророков, излагает свое представление о справедливом общественном устройстве, рисует образ "праведного" правителя. Интересны сформулированные им качества, которыми правитель должен обладать: справедливость, милосердие, щедрость, скромность, терпеливость, мерность, правдивость, воздержанность от многословия, способность прощать и храбрость.
В поэме "Тохфаи мэрдан" Мухаммадьяр больше рассуждает о проблемах этики и нравственности на уровнях отдельного человека, семьи и общества. Он соединяет божественные добродетели с чисто человеческими добродетелями и выступает как великий гуманист. Мухаммадьяр воспевает земные человеческие достоинства — красоту, ум, изящество, правдивость, скромность, и бичует земные пороки — надменность, лицемерие, хвастовство, спесивость.
Произведения Махмуда Мухаммедьяра — образцы сложившегося в XV—XVI вв. татарского (старотатарского) языка, наиболее ярко выражают начальный этап татарской национальной литературы. В них мы чувствуем отражение художественно-эстетических традиций литературы Волжской Булгарии, оставшихся от гениального Кул Гали, и булгаро-сарайского периода, идущих от Кутба, Сайфа Сараи и других.

Человеческий разум и добрые нравы являются в творчестве Мухаммедъяра силой, способной оздоровить человеческие взаимоотношения и в целом само общество. При условии совершенствования своего разума и нравов, а также справедливого правления можно искоренить и зло, и гнет в обществе. У Мухаммедъяра справедливо и осознанно сделанные поступки ценятся гораздо выше, чем даже соблюдение религиозных требований:

«Один час справедливого деяния лучше,

Чем молитва более шестидесяти лет»

 

Далее он развивает эту мысль о справедливости и дружбе:

 

«Иноверец не разрушит государства,

От угнетенья тяжести падает страна,

Неверие и неверующий лишь себе вредят,

Из-за гнета невыносимо положение в стране»

 

Главное для него не в том, какой религии придерживается государь, а в его справедливости. Идея справедливого и мудрого правления во главе с умным правителем отражена в произведениях многих великих писателей Востока и проходит через все средневековье.

Сторонники социальной утопии делят мир людей на два лагеря – злых и добрых, угнетателей и угнетенных, что характерно и для Мухаммедъяра. Он мечтает воссоединить невозможное ради создания справедливого и равноправного мира:

«Будут волк и овца вместе воду пить,

Утка и ястреб вместе полетят»

 

Дружба волка и овцы, утки и ястреба, являющаяся символом социальной гармонии и мирной жизни, возможной, благодаря справедливому руководству, отражены в произведениях многих мыслителей-утопистов. Они, стремившиеся превратить идею равенства в реальность, во весь голос говорили о счастье всех людей, всего человечества.

Как писал Мухаммедьяр, человек рождается с чистой душой, ему свойственны благородство, мудрость, красота.

По мнению Мухаммедъяра, желания, интересы и убеждения человека должны соответствовать его природному содержанию. Он должен быть благородным и совершать благородные поступки:

 

Если сам ты благонравный человек,

Не жалей, благородным будь и для людей.

 

Заслуживают внимания также мысли Мухаммедъяра о женском равноправии, о чем он отчетливо писал:

 

Не криви перед людьми языком своим и душой,

Будь прям с мужчиной, также и с женщиной.

 

Таким образом, поэт выступает за равноправие женщин. И не случайно в его произведениях женщины, как и мужчины, совершают добрые дела и проявляют героизм.

Поэт особое значение придает проблеме высокой морали. В его творчестве она занимает даже главенствующее положение. Автор воспевает идею гуманизма и любви к человеку во всех случаях:

«Кто старше на год – уважай,

Оказывай милость и младшим, и старшим.

Величай старшего, ибо он старший,

Уважай и малого, честь ему оказывай.»

 

Уважительное отношение, как к младшим, так и к старшим, – одно из прекраснейших качеств человека; именно эти качества хотел видеть Мухаммедьяр в каждом члене общества.

Прогрессивные писатели-гуманисты средневековья осуждали такие отрицательные качества, как высокомерие, самовосхваление, жадность, являющиеся порождением антагонистического строя. Безусловно, и Мухаммедьяр не мог не выразить своего отношения к этим отрицательным качествам. В противовес им он прославляет великодушие, бескорыстие, честность, беззаветную преданность делу служения своему народу. Носители отрицательных качеств, те, кто относится к простому народу с ненавистью, подвергаются различным наказаниям и мучениям.

Мухаммедьяр стремился осчастливить свой народ в настоящем, земном мире. По его утверждению, человек может стать счастливым лишь благодаря своему разуму, большой созидательной, творческой силе и энергии, свободному труду. Земля для Мухаммедъяра – место свершения благородных и добрых дел, к которым должен стремиться человек.

По мнению мыслителя, человек призван в этот мир творить чудеса во имя своей счастливой жизни. Как считал поэт, это и есть высший идеал человечества, идеал, который заслуживает особого возвышения, восхваления и уважения.

Идеи Мухаммедъяра, хотя они и социально-утопические, имеют историческое и педагогическое значение. Выступая против существующих порядков, основанных на эксплуатации, он искал пути улучшения жизни народа, верил в победу справедливости. Верил в человека, прославлял его ум, учил ценить его лучшие качества. Примечательно и то, что в творчестве Мухаммедъяра слово «человек» ассоциируется с понятием простой труженик.

Являясь развитием гуманистических идей предшественников, представления Мухаммедъяра об идеальном обществе ознаменовали определенный этап в развитии социально-утопических идей. Утопические воззрения мыслителей – представителей этого этапа развития общества, направленные против существующего бесправия того времени, проникнуты историческим оптимизмом и верой в лучшее будущее.

Научно-философская мысль тогда была представлена в основном в поэзии, в художественной литературе. Развито было исламское богословие. Сохранились и исторические труды, посвященные главным образом истории своей страны, народа. В 1551 г., в деревне Таш билге Спасского уезда, написал свою книгу "Таварихи Булгария" (История Булгара) Хисамуддин бин Шарафудвдн.

Поэма Кул Гали «Кыссаи Йусуф», насчитывающая восемь тысяч строк, - одно из первых произведений в булгаро-татарской поэзии, где идеи гуманизма были настолько ярко выражены, что они оказали огромное влияние на все последующие поколения поэтов, в том числе и на Мухаммедьяра.

Идея справедливости, верного служения народу и любовь к простому человеку проходит через все произведение. Беседуя со своим сердцем, поэт пишет:

- Ты знаешь помыслы мои, всеправый,
Наставь меня на путь добра и славы,
Хочу достичь я в слове торжества,
Чтоб возлюбил народ мои слова.

Следуя своему жизненному кредо, Мухаммедьяр, как заступник интересов демократических слоев населения, выступает с гуманным требованием облегчить тяжелую участь простого народа, осуждает социальный гнет, несправедливость и беззаконие.

Вторая поэма «Нур- и Содур» («Свет сердец») была закончена 15 мая 1542 года. То есть 460 лет тому назад в городе Булгаре, где Мухаммедъяр находился в изгнании за свои убеждения. Поэма была обнаружена в 1940 году в Казани писателем Наки Исанбетом.

В поэме «Нур- и Содур» Махмуд Хаджи углы выражает беспокойство за судьбу народа, страны:

- Неверие не разрушит государства,
А от гнета развалится страна,
Неверие и неверующий лишь себе вредит,
А гнет делает невыносимым положение страны.

Для того чтобы страна была сильной и цветущей, и не было в ней насилия, государство по Мухаммедъяру должно быть основано на принципах справедливости. Это созвучно идеям итальянского гуманиста Салютати, который считал, что никакое общество не может существовать без справедливости. Это созвучно идеям итальянского гуманиста Салютати, который считал, что никакое общество не может существовать без справедливости. Мухаммедъяр, так же как и итальянский гуманист, поднял в своих произведениях и раскрыл в художественных образах насущные вопросы и передовые идеи своей эпохи.

Утопические представления хорошо прослеживаются во взглядах современника Мухаммедъяра прогрессивного китайского мыслителя Хэ Синьиня (1517- 1579 гг.). Он был одним из представителей возникшей в XVI веке в Китае “еретической тайчңоуской школы”, в которой развивались идеи равенства, ликвидации социального гнета, уравнительного распределения, критического отношения к нормам конфуцианской морали.

Идеальное общество, созданное в фантастических картинах Мухаммедъяра, имеет себе аналог и в корейской утопической мысли. Исследователь А.М.Ушаков указывает на то, что она выдержана в духе европейских теоретических утопий, хотя нет никаких оснований предполагать какое- либо слияние или заимствование. Перед нами предстает подобно идеальному обществу (царству) во главе с правителем Ануширваном в картинах Мухаммедъяра «островная» утопия корейского автора Хо Гюна (1569-1618 гг.). Изображение утопического идейного королевства на острове Юльда вызвало настолько сильный резонанс в стране, что конфуцианское правительство поспешило казнить автора.

В эпоху Средневековья в сознании многих гуманистов, в том числе и у Мухаммедъяра, была сильна вера в справедливого правителя. Это иллюзорное представление в своей основе было утопическим. Еще в эпоху Волжско- Камской Болгарии этот вопрос ставился Кол Гали в поэме «Кысса-и Йусуф» (начало XIII века). Новизна данного произведения заключается в том, что автор выдвинул в центр сюжета проблему правителя и решал ее с народных позиций. Сам сюжетный материал оказался благотворным для постановки проблемы правителя и народного благоденствия в продолжение всей истории мировой литературы, вплоть до знаменитой версии Томаса Манна, где также исследуется модель идеального общества.

Как представляется важным, память о великом поэте- гуманисте Мухаммедъяре должна быть увековечена в памятнике и в названии одной из центральных улиц города Казани. Например, такой улицей могла бы стать улица Баумана, бывшая проломная. Являясь выразителем интересов и чаяний широких народных масс, подвергавшихся жестокой эксплуатации, Мухаммедъяр призывает быть беспощадным в отношении тех, кто причиняет народу зло. Он мечтает о переустройстве общества, основанного на насилии и эксплуатации, призывая к совершенствованию нравов. Великий гуманист верил в силу разума человека, его высокие душевные качества:

- Смелей твори добро, придет пора,
И ты узнаешь тоже вкус добра.
Ты совершай добро – в нем польза есть,
Кто зло творит, того настигнет месть,
Тому дай руку, кто устал в борьбе.
Когда- нибудь он руку даст тебе.

Стоит уровнять имущественное положение сограждан, считает Мухаммедъяр, как мир и согласие воцарятся в государстве. В своих утопических мечтаниях поэт не одинок. Аналогичную идею о равенстве выдвигал в то время крупный представитель еретической школы России XVI века Феодосий Косой, произведения которого, к сожалению, до нас не дошли. О них можно судить по сохранившимся сочинениям его идейного противника Зиновия Отенского.

Мухаммедъяр жил и творил в сложное и тяжелое для народа время, когда произвол и тирания казанских ханов и феодалов были беспредельны, но, с другой стороны, также не было предела народному возмущению против жестокой эксплуатации. И Мухаммедъяр, критикуя пороки представителей господствующих слоев города и деревни, выступает с гуманными требованиями об облегчении тяжелой участи простого народа. Он славит простого человека, человека труда, воспевает его разум и благородство, его моральную чистоту и человечность.

По представлению Мухаммедъяра, Человек- это высшее создание, наделенное разумом и способностью, который призван нести людям пользу, а не страдания:

- Мы знаем: трудно говорить стихами.
Труднее спрятать внутреннее пламя.
Как много тех, чья речь нам дорога,
Ушли, речей рассыпав жемчуга!
Ушли и те, чья ныла боль немая.
Ушли, бесценных слов не понимая.

Мухаммедъяра, как и европейских гуманистов Средневековья, волнуют проблемы Человека, его внутренний мир. Это ярко прослеживается в беседе поэта со своим сердцем. Здесь он спорит со своим внутренним голосом, происходит своеобразное раздвоение личности, признается индивидуальная неповторимость. Яркую и выразительную характеристику этого явления дал итальянский гуманист Петрарка: «Воля моя нерешительна, желание в разладе и, враждуя, терзают меня.» Так против внутреннего человека воюет внешний. Здесь мысли Мухаммедъяра и Петрарки полностью созвучны, особенно в постановке вопроса о моральной ответственности и внутренней стойкости человека, его активности. Мухаммедъяр, как человек, пытается бороться против предопределенности судьбы.

Хотя Мухаммедъяру и Петрарке не удается избавиться от противоречий при показе взаимоотношений судьбы и добродетеля, поставленная ими тема борьбы добродетелей с судьбой была громадным шагом в период раскрепощения средневековой личности.

Мухаммедьяр, как заступник интересов демократических слоев населения, выступает с гуманным требованием облегчить тяжелую участь простого народа. Для того чтобы страна была сильной и цветущей, и не было в ней насилия, государство по Мухаммедъяру должно быть основано на принципах справедливости. Являясь выразителем интересов и чаяний широких народных масс, подвергавшихся жестокой эксплуатации, Мухаммедъяр призывает быть беспощадным в отношении тех, кто причиняет народу зло.В своих утопических мечтаниях поэт не одинок. Аналогичную идею о равенстве выдвигал в то время крупный представитель еретической школы России XVI века Феодосий Косой, произведения которого, к сожалению, до нас не дошли. О них можно судить по сохранившимся сочинениям его идейного противника Зиновия Отенского.

И Мухаммедъяр, критикуя пороки представителей господствующих слоев города и деревни, выступает с гуманными требованиями об облегчении тяжелой участи простого народа. Он славит простого человека, человека труда, воспевает его разум и благородство, его моральную чистоту и человечность.

Мухаммедъяр впитал в себя идеи выдающихся восточных мыслителей: Аль - Фараби, Ибн-Сины, Аль- Бируни, Алишера Навои, Низами Гянджеви и других. Но через арабско-персидскую литературу Мухаммедъяр был знаком и с антично-греческой филисофией. В то же время он опирался на богатейшие традиции булгаро-татарской литературы, в частности на бессмертное творение Кул Гали «Кысса-и Йусуф» («Сказание о Йусуфе»).

Развивая передовые идеи средневекового гуманизма, Мухаммедъяр является новатором в том, что он широко использует богатые возможности общенародного языка, подняв его значение и авторитет. Он был горячим поборником поэзии, которая должна служить целям и интересам народа и приносить ему пользу.

Величие Мухаммедъяра в том, что он выступал с идеей, хотя и утопической, о переустройстве общества на принципах справедливости, призывая избавиться этим путем от нищеты, гнета и несправедливости и сделать всех счастливыми.

Творчество Мухаммедъяра, таким образом, вновь свидетельствует о том, что на всем протяжении классического периода своего развития тюрко-татарская литература была тесно связана с лучшими традициями прогрессивной персидской и тюркской литературы от Фирдоуси и Баласагуни до Джами и Навои, усваивала и перерабатывала ее общечеловеческие, философские, социальные, нравственные и эстетические ценности и внесла свой вклад в сокровищницу культуры мусульманского Востока.

Мухаммедьяр постоянно подчеркивает воспитательную, наставническую функцию своих поэм, особенно по отношению к власть имущим. Он считает эту функцию художественного слова обязанностью суфия-проповедника: «Выполняя долг дервиша, предназначаю доброе слово обездоленным».

Цель его проповеди – исправление нравов, совершенствование личности, а через это исправление и самосовершенствование – приближение к Богу. С суфийским пониманием своего долга перед людьми, перед мусульманской общиной соотносятся строки, обращенные к Богу с мольбой об отпущении грехов. Ощущение своей вины, греховности особенно характерно для суфийской поэзии.

Таковы некоторые педагогические аспекты поэзии Мухаммедьяра, который раскрыл в своих поэмах все достоинства и ценность человеческой личности, невзирая на его сословное и имущественное положение. В этом заключается истинный демократизм и социальный гуманизм великого мыслителя. Поэт ищет пути гармонизации физического и духовного, земного и божественного, т.е. двух миров, двух субстанций, двух основ человеческой сущности. Раскрытие лучших человеческих качеств, заложенных божественной силой, стремление видеть в каждом человеке личность, достижение земных благ путем собственных положительных качеств, знаний и умений и т.д. были предметом социальных мечтаний утопистов средневековья, одним из представителей которых является и казанский поэт гуманист-мыслитель Мухаммедьяр.

Поэмы Мухаммедьяра «Тухфаи мардан», «Нуры содур», стихотворение «Насихат» вобрали в себя все лучшее, прогрессивное, которое имелось в педагогической мысли, что было создано до него в тюркских и арабо-персидских первоисточниках.


 

Заключение

В Казанском ханстве художественные литературные произведения были действительно эффективными средствами воспитания, педагогики. Произведения художественной литературы оставались действенными средствами распространения религиозных и светских, научных знаний. Вводные части его поэм являются как бы своего рода краткой историей ислама. В поэмах приводятся краткие рассказы о пророках, первых праведных халифах и популярных личностях в исламском мире, сведения об астрономии, географии, медицине.

Главная идея в этих произведениях: чтобы всем было хорошо в этом обществе, оно должно обосновываться на справедливость. Справедливость -важнее всего. В поэме «Нуры содур» Мухаммадьяра самыми важными моральными качествами являются милосердие, щедрость, скромность, стыдливость, честность, великодушие, преданность, героизм. Без них невозможно представить интеллигентного человека. Без них невозможно даже существование справедливого общества.

Чтобы было более доступны и действеннее читателю эти важнейшие высокие человеческие качества в поэмах Мухаммадьяра персонифируется в широкоизвестных в мусульманском мире исторических образах. В поэме «Тухфаи мардан» человеческие качества персонифируются в основном в вымышленных образах как Чынбил (справедливость, преданность, достигает правды), Тойгусун (коварство, жадность, бунтарь), Гульруй (символ внешней красоты), Хушхун, Хушнаве (символ внутренней красоты), Безбаз (символ грубости, возвеличения себя). Или библейско-коранические образы: Карун (символ бесконечного богатства, жадности) и др.

Главное качество это — справедливость. Другие качества человека являются лишь средствами достижения справедливости. Важным является качество стыдливости. Оно тесно связано с верой (иман).Поэмам Мухаммадьяра характерно наставление, назидание, вымолвить умное слово. Автор, используя качества ораторского искусства, часто обращается к читателю, пользуется различными источниками, в том числе фольклорными — афоризмы, крылатые слова. Особенно часто встречаются пословицы. Мухаммадьяр, в поэме «Нуры содур», когда описывает прекрасные нравственные черты, чтобы быть более убедительным, действенным основывается на изречения Корана, хадисы. Четвертой главе поэмы «Нуры содур», посвященному стыду, он прямо переводит хадис пророка Мухаммада на татарский язык в виде стихотворных строк. Т.е. стыд будет только у человека с верой в бога. Если Аллах подарил человеку веру, то этот человек в жизни сохранит стыд.

Таким образом, болгаро-татарские общества выработали целую систему воспитания, морально-нравственных норм, оберегающие конкретного человека от неразумных поступков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...