Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 22. Дайте оценку употреблению в речи счетных существительных; по мере необходимости замените их числительными. Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте.




1. Премию вручили А.Ф. Осиновой: ей исполняется шесть десятков. 2. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 3. Самодеятельных духовых оркестров в нашей республике более полуторасот. 4. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 5. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 6. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги.

Упражнение 23. Поставьте, где нужно, дефис. 1. Взор обнимал всего каких нибудь пять верст пустынного пространства. 2. Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих то шагов. 3. Главное очарование моря заключалось в какой то тайне, которую 4. Осталось проехать не то трист…, не то четырест… километров. 5. Книга издана с вос…м…десят…ю тр…мя иллюстрациями.

Упражнение 24. Исправьте речевые ошибки. 1. Ряд столов стояли посредине аудитории. 2. Пять учеников подошло к экзаменационному столу. 3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. 4. На совещание прибыли пятьдесят один делегат. 5. Администрация школы, особенно директор и завуч, много сделали для организации летнего отдыха детей. 6. Стихи были удачные и по форме и по содержанию. 7. Подобный ответ бессмысленен. 8. Ученик был способный к математике. 9. Печать, в частности, стенные газеты, уделяют много внимания вопросам культуры. 10. Город находится в полутораста километров от областного центра.

Упражнение 25. Прочитать слова. При этом обратить внимание на твёрдое произношение согласных в приставках. Сформулировать правило правописания гласных ы-и после приставок, оканчивающихся на согласный. 1. Безыдейный, безыскусственный, безынициативный, небезынтересный, небезызвестный, предыстория, предыдущий, подытожить, подымать - поднимать, изыскать, сыграть, розыгрыш, безымянный, безысходный, изыскательский, предынфарктное (состояние).

2. Сверхизысканный, межинститутский, спортинвентарь, субинспектор.

Упражнение 26. Вставьте пропущенные буквы, напишите слитно, раздельно или через дефис. В/соответстви... с законом, на/счёт пр...ступления, в/связи/с, в/отношени... лица, в/следстви... истечения срока, в/течени... года, из/за границы, не/смотря на отсутствие, в/виде определё...ой суммы, в/заключении... хочу остановит...ся на/счёт мер безопасности, иметь в/виду, на/встречу выборам, в/продолжени... сезона, в/виду предстоящего отъезда.

Упражнение 27. В предложениях определите субъект действия для сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чем состоят ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения. 1.Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени. 2. Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты. 3. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется. 4. Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль. 5. Так, готовясь к походу, проходили дни. 6. Опустив удильник, блесна с более утолщенным слоем олова не падает отвесно, а уходит в сторону. 7. Двигая валик в различных направлениях, лак равномерно распределяется по поверхности. 8. Ограничившись первыми двумя членами уравнения, получается линейная зависимость. 9. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл.

Упражнение 28. Указать недостатки в графическом обозначении количества, заменяя по мере необходимости цифры словами и наоборот; отредактируйте предложения. 1. Кто читал роман, знает, что он сложен и много планов, а время действия его протекает на протяжении 40 лет. 2. При задании пять тонн мы заготовили у себя 18 тонн меда - почти половину объема его производства на личных пасеках жителей района. 3. Батумские железнодорожники сверх планового задания перевезли по назначению более одиннадцати тысяч 800 тонн народнохозяйственных грузов. 4. В 1995 году из полутора тысяч гектаров, на которых совхоз высадил рассаду капусты, 300 гектаров не дали урожая.

Упражнение 29. Раскрыть скобки. 1. Три (соседние – соседних) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные – неравных) части. 3.(Первые – первых) два места поделили югославский гроссмейстер и чехословацкий мастер. 4.Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон). 5.Взор обнимал всего каких (нибудь) пять верст пустынного пространства. 6.Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих (то) шагов. 7. Главное очарование моря заключалось в какой (то) тайне, которую оно всегда хранит.

Упражнение 30. Вставьте пропущенные буквы. 1. Экспонаты были размещены в больш… зале и в коридоре. 2. Проводился конкурс на решение шахматн… этюда и задачи. 3. Многому можно поучиться в передов… колхозе или совхозе. 4. Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера Байкал… 5.Пароход приближался к острову Кипр… 6. Горит алмазами пшеница, ковер душистый стел…т гречь. 7.Варька кол…т лучину. 8. Ты внемл…шь грохоту громов и гласу бури. 9. Я видел, как пол…т сорную траву. 10. Такси стоял… у ворот дома. 11.Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них.

Упражнение 31. Исправить предложения, объяснить ошибки. 1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях. 2.Наряду с высокой производительностью, новый станок выигрывает от простоты устройства. 3. На предприятии происходит рост производительности труда благодаря применению новейших методов производства. 4.Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. 5.На совещание прибыли пятьдесят один делегат. 6.Тысяча человек отправились в массовый поход. 7.Лекарство каплет в рюмку. 8. Крыша капает, и вода попадает в комнату и портит мебель. 9. Им двигает чувство сострадания. 10.Все цеха выполнили производственные планы.

Упражнение 32. Исправить предложения, объяснить ошибки. 1.Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать. 2.Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого. 3. Больной попросил сестру налить себе воды. 4. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 5. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 6. Группа сдала все зачеты и попросила проэкзаменовать их в первую очередь. 7.Сзади его шла нагруженная вещами телега. 8. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.

Упражнение 27. В предложениях определите субъект действия для сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чем состоят ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения. 1.Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени. 2. Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты. 3. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется. 4. Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль. 5. Так, готовясь к походу, проходили дни. 6. Опустив удильник, блесна с более утолщенным слоем олова не падает отвесно, а уходит в сторону. 7. Двигая валик в различных направлениях, лак равномерно распределяется по поверхности. 8. Ограничившись первыми двумя членами уравнения, получается линейная зависимость. 9. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл.

Упражнение 28. Указать недостатки в графическом обозначении количества, заменяя по мере необходимости цифры словами и наоборот; отредактируйте предложения. 1. Кто читал роман, знает, что он сложен и много планов, а время действия его протекает на протяжении 40 лет. 2. При задании пять тонн мы заготовили у себя 18 тонн меда - почти половину объема его производства на личных пасеках жителей района. 3. Батумские железнодорожники сверх планового задания перевезли по назначению более одиннадцати тысяч 800 тонн народнохозяйственных грузов. 4. В 1995 году из полутора тысяч гектаров, на которых совхоз высадил рассаду капусты, 300 гектаров не дали урожая.

Упражнение 29. Раскрыть скобки. 1. Три (соседние – соседних) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные – неравных) части. 3.(Первые – первых) два места поделили югославский гроссмейстер и чехословацкий мастер. 4.Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон). 5.Взор обнимал всего каких (нибудь) пять верст пустынного пространства. 6.Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих (то) шагов. 7. Главное очарование моря заключалось в какой (то) тайне, которую оно всегда хранит.

Упражнение 30. Вставьте пропущенные буквы. 1. Экспонаты были размещены в больш… зале и в коридоре. 2. Проводился конкурс на решение шахматн… этюда и задачи. 3. Многому можно поучиться в передов… колхозе или совхозе. 4. Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера Байкал… 5.Пароход приближался к острову Кипр… 6. Горит алмазами пшеница, ковер душистый стел…т гречь. 7.Варька кол…т лучину. 8. Ты внемл…шь грохоту громов и гласу бури. 9. Я видел, как пол…т сорную траву. 10. Такси стоял… у ворот дома. 11.Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них.

Упражнения 34. Исправить предложения, объяснить ошибки. 1. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении. 2. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 3. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 4. Комната низкая для такой мебели. 5. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 6. У мальчика появились и более худшие привычки. 7. Стихи были удачные и по форме и по содержанию. 8. Подобный ответ бессмысленен. 9. Ученик был способный к математике. 10. Дом каменный и очень прочен.

Основная литература:

1. Русский язык и культура речи. Гриф - УМО ВУЗов РФ. А.И. Дунев - М.: Юрайт, 2011 – 258с.

2. Русский язык и культура речи. Учебник для бакалавров гриф-УМО ВУЗов РФ./ред. В. И. Максимов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 358с.

Дополнительная литература:

1.Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2008.

2. Введенская Л.А.,Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи для инженеров. Ростов-на-Дону, 2008.

3. Голуб И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию. Ростов-на-Дону, 2009.

4.. Данцев А.А., Нефёдова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2008.

5. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю. Русский язык и культура речи. М.,2007.

6. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М.,2008.

7. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Общение. М.,2007.

8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М., 2008.

9. Пиз А., Данн П. Как писать так, чтобы было понятно всем. М., 2007.

10. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.М., 2008.

Словари:

1.Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. М., 2000.

2.Аванесов Р.И.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. 9-е изд. М., 2001.

3.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. 11-е изд., перераб., доп. М.,2001.

4. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.

5. Бурцев В.В.Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. ред. В.В. Бурцева. 3-е изд., стер. М., 2002.

6. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. М., 2002.

7. Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 2001.

8. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М., 1999.

9.Колесников Н.П. Словарь омонимов. Ростов н/Д, 1995.

10.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. 4-е изд., стер. М.,2002.

11.Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2002.

12.Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. 7-е изд., испр., доп. М., 2001.

13.Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. доп. М., 1999.

14.Современный словарь иностранных слов. 4-е изд. стер. М., 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...