Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимым условием использования МПД является

Методы психогенетики

Психогенетику интересует причина индивидуальных различий, а именно роль наследственности и среды в формировании различий между людьми по психологическим и психофизиологическим признакам. И собственные методы психогенетике необходимы именно для того, чтобы оценить вклад генетических и средовых факторов в фенотипическое разнообразие того или иного признака в популяции.

Собственно психогенетические исследования построены на сопоставлении между собой людей, имеющих разную степень генетического сходства. Если при таких сопоставлениях более близкие генетически родственники (люди, имеющте большее число общих генов) будут в большей степени похожи и по сравниваемой психологической характеристике, то вполне обосновано можно предположить существование генотипических влияний. Если же сходство по изучаемой психологической характеристике не будет увеличиваться по мере увеличения генетического сходства, то можно говорить о средовой детерминации характеристики.

 

Предположим, мы провели тестирование интеллектуальных способностей на большой выборке людей. Для оценки разнообразия интеллектуальных способностей подсчитывается дисперсия. Это так называемая фенотипическая дисперсия. Она показывает, насколько баллы интеллекта отдельных испытуемых отклоняются от среднего значения в выборке. Фенотипическая дисперсия (Vp) состоит из двух компонент — генетической дисперсии (VG) и средовой дисперсии (VE). Это означает, что разнообразие интеллектуальных способностей в выборке (Vp) связано, с одной стороны, с тем, что у людей разные генотипы (VG), а с другой стороны, с тем, что на людей воздействовали разные особенности среды (VE).

 

Таким образом,

Метод приемных детей (МПД)

 

При использовании метода приемных детей сравнивают приемных детей с биологическими родителями и с родителями- усыновителями.

Для исследования отбирают детей, максимально рано отданных на воспитание в чужие семьи (желательно в первые дни жизни).

Приемный ребенок со своими биологическими родителями имеет 50% общих генов, а со своими родителями-усыновителями — общую среду.

Если дети были усыновлены в первые дни жизни и никогда на видели своих биологических родителей, то с ними они имеют только общие гены. С родителями-усыновителями, с которыми дети прожили всю жизнь, у детей нет никакого генетического сходства, но зато есть общие средовые условия. Большее сходство детей с биологическими родителями свидетельствует в пользу генотипических влияний, большее сходство с родителями усыновителями - в пользу средовых.

Кроме того, могут сравниваться:

· Сводные сиблинги (приемные дети (Д) и другие Д усыновителей),

· Разлученные сиблинги – Д из семей биол. родителей.

 

Необходимым условием использования МПД является

• 1) При равных значениях изучаемого признака у биологических родителей и родителей-усыновителей, должен быть более широкий диапазон средовых условий в семьях усыновителей,

• 2) При полярности биологических родителей и родителей-усыновителей по изучаемому признаку, должно быть уравнивание этих семей по тем или иным характеристикам среды (стиль воспитания и др.).

 


Ограничения метода приемных детей можно представить в виде вопросов, которые касаются особенностей биологических родителей, родителей-усыновителей и приемных детей.

Вопрос 1: «Насколько репрезентативна по уровню интеллекта, личностным особенностям, образовательному и социально-экономическому статусу группа женщин, которая отказывается от своих детей, остальным женщинам в популяции?».

Вопрос 2: «Насколько репрезентативн ы по средовым условиям семьи, которые усыновили детей, остальным семьям в популяции?».

Вопрос 3: «Насколько случайно происходит размещение детей в приемные семьи по психологическим признакам?».

Вопрос 4: «Насколько в нутриутробные средовые влияния организма биологической матери определяют психологические особенности ребенка?».

Вопрос 5: «Насколько наличие у приемного ребенка легенд о биологических родителях влияет на формирование его психологических особенностей?».

 

Чтобы ответить на первые три вопроса, нужно провести дополнительные исследования для проверки репрезентативности выборки биологических родителей и выборки родителей-усыновителей остальной популяции, а также сравнить между собой распределения изучаемых психологических признаков в этих группах.

В свою очередь, оценка внутриутробного влияния биологической матери на психологические особенности ребенка происходит за счет сравнения приемного ребенка с биологических отцом. А легенды приемных детей о биологических родителях учитываются при анализе результатов исследования как факторы, влияющие или не влияющие на формирование изучаемых психологических признаков.

Недостатки:

Т.к. отказ родителей от своих детей и последующее усыновление их представляет собой явно не обыденную ситуацию, значит чистота метода приемных детей при исследовании психологических характеристик может подвергаться сомнению.

 

Очень сложно набрать достаточно большую (репрезентативную) выборку детей, которые были усыновлены в первые дни жизни. Поэтому репрезентативные, масштабные исследования редки. В России невозможны, т.к. законом гарантируется тайна усыновления.

Очень часты патологии у матерей, отказавшихся от своих детей (психические заболевания, алкоголизм и т.д.), которые могут передаваться по наследству и через которые могут „преломляться" психологические особенности детей (что и приведет к сходству детей и их биологических матерей по психологическим характеристикам)?

Возможны пренатальные влияния на развитие плода, что может повышать сходство матери и ребенка и влиять на изучаемый признак.Некоторые исследователи считают, что к моменту рождения плод уже имеет некий «опыт», ибо его нейроанатомические особенности, кортикальный субстрат и структура внутриутробной среды допускают возможность некоторого «обучения». Если это так, то сходство генетической матери с одаренным ребенком может иметь негенетическое происхождение.

 

Требований к исследованию довольно много, им соответствуют далеко не все работы. Наиболее крупные исследовательские программы – Техасское и Колорадское исследования приемных детей.


Метод близнецов

 

Метод близнецов – сравнение монозиготных близнецов (МБ) и дизиготных близнецов (ДБ) по к-л. признаку.

Близнецовый метод предложен в 1876 г. Ф.Гальтоном для разграничения роли наследственности и среды в фенотипическом разнообразии различных признаков у человека.

Данный метод позволяет установить роль генотипических факторов в формировании нормальных и патологических признаков, а также оценить вклад таких паратипических факторов, как воспитание и обучение в формировании психологических характеристик, включая интеллект и личностные характеристики.

Предварительными этапами близнецового исследования являются сбор близнецового материала и диагностика зиготности. Затем следуют экспериментальное изучение близнецов и статистическая обработка данных. При исследовании больших близнецовых выборок для диагностики зиготности и оценки соотношения в ней близнецов различного типа применяют метод анкетирования.

 

Общепринятая схема подбора близнецовых пар состоит в следующем: из популяции выбираются индивиды, обладающие интересующим исследователя признаком, а затем из отобранной группы выбираются близнецовые пары, подлежащие изучению.

 

Монозиготные близнецы (МБ) (однояйцевые, идентичные) – развиваются из одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом (зиготы), разделившейся на стадии дробления на две или более самостоятельных частей. Поэтому считается, что эмбрионы, имея одинаковые наборы генов, генетически идентичны.

 

Дизиготные близнецы (ДБ) (двуяйцовые, неидентичные) – развиваются из двух разных зигот, имеют как обычные Сибсы только около 50% общих генов и генетически похожи друг на друга не более, чем обычные братья и сестры (сибсы).

Различия между партнерами ДЗ-близнецовой пары связаны как с генетическими, так и со средовыми факторами. В отличие от МБ, которые всегда однополые, ДЗ-близнецы могут быть как однополыми, так и разнополыми.

Близнецовый метод основан на двух основных допущениях.

 

Первое: предполагается равенство средовых влияний на развитие МЗ и ДЗ близнецов. Если этот постулат нарушается, величина показателей наследуемости и других компонент фенотипической дисперсии искажается.

Второе: отсутствуют систематические различия между близнецами и одиночнорожденными детьми. Если этот постулат нарушается, выводы психогенетического исследования нельзя распространить на всю популяцию.

 

При использовании классического варианта метода близнецов сначала набирают две группы, состоящие из членов МЗ и ДЗ близнецовых пар.

Затем оценивают сходство в парах МЗ и сходство в парах ДЗ близнецов (внутрипарное сходство) по изучаемому признаку.

После этого сравнивают внутрипарное сходство в группе МЗ близнецов с внутрипарным сходством в группе ДЗ близнецов.

Е сли мера внутрипарного сходства МЗ близнецов выше меры внутрипарного сходства ДЗ, то индивидуальные различия по изучаемому признаку в большей степени связаны с генетическими Факторами.

 

При проведении психогенетического исследования с помощью метода близнецов может возникать вопрос о зиготности близнецов, т.к. на глаз не всегда легко определить, являются близнецы монозиготными или дизиготными. Для определения зиготности близнецов используются разные методы, начиная с оценки внешнего сходства близнецов и заканчивая биохимическим анализом крови.

Наиболее простым способом определения зиготности является сравнение близнецов по ряду признаков, которые наследственно заданы и при этом не изменяются под влиянием среды. К ним относятся — цвет глаз и волос, форма губ, ушей, носа и ноздрей, отпечатки пальцев и т.д. При обследовании большой выборки близнецов родителям или другим экспертам предлагают заполнить опросник о сходстве внешних черт близнецов и о том, путают ли близнецов другие люди.

 

Ограничения метода близнецов связаны с возможными средовыми различиями в пренатальном и постнатальном развитии МЗ и ДЗ близнецов, а также близнецов и одиночнорожденных детей, на которых переносятся результаты близнецового исследования.

Различия в пренатальном развитии могут возникать из-за неравноценного кровоснабжения МЗ близнецов по сравнению с ДЗ близнецами. Это связано с тем, что МЗ близнецы довольно часто имеют один набор околоплодных оболочек на двоих, а ДЗ близнецы всегда — раздельные наборы. В результате разница в снабжении кислородом и питательными веществами через кровь приводит к большей разнице в весе новорожденных МЗ близнецов по сравнению с ДЗ близнецами.

В свою очередь, различия в пренатальном развитии близнецов и одиночнорожденных детей связаны с тем, что в первом случае одновременно обеспечиваются кислородом и питательными веществами два ребенка, а во втором случае — только один. Поэтому при многоплодной беременности новорожденные в среднем физически менее развиты по сравнению с одиночнорожденными детьми.

 

Средовые условия в постнатальном развитии МЗ и ДЗ близнецов могут также различаться. Например, сходство МЗ близнецов часто специально подчеркивается родителями (детей одинаково одевают, дают им похожие имена, сходно с ними обращаются), что менее характерно для ДЗ близнецов. МЗ близнецы чаще, чем ДЗ близнецы, бывают вместе, имеют один круг друзей, одинаковые хобби и т.д. Такое большее сходство среды в парах МЗ близнецов, по сравнению с парами ДЗ близнецов, может приводить к возникновению дополнительного негенетического сходства МЗ близнецов, что противоречит допущению о равенстве сред в МЗ и ДЗ парах.

Другой пример: особенности среды могут увеличивать различия между членами и МЗ, и ДЗ пар (стремление отличаться от со-близнеца, распределение ролей в паре, разные отношения детей с родителями). Варианты влияния специфической близнецовой среды на сходство и МЗ, и ДЗ близнецов могут быть самыми различными. В свою очередь, одиночнорожденные дети, в отличие от МЗ и ДЗ близнецов, развиваются вне специфической близнецовой среды, которая может оказывать существенное влияние на формирование психологических особенностей ребенка.

Таким образом, ограничения метода близнецов связаны с пре- и постнатальными средовыми условиями развития, которые могут увеличивать или уменьшать сходство между членами близнецовых пар. Если постулат о равенстве сред нарушается и общая среда вносит разный вклад в сходство МЗ и ДЗ близнецов по изучаемому признаку:

1) может увеличиваться либо уменьшаться внутрипарное сходство близнецов - либо МЗ, либо ДЗ, либо обоих типов близнецов;

2) внутрипарное сходство близнецов разного типа может меняться как однонаправлено (например, уменьшается сходство в парах и МЗ, и ДЗ близнецов), так и разнонаправленно (например, повышается сходство в парах МЗ и понижается сходство в парах ДЗ близнецов).

Чтобы преодолеть указанные ограничения метода, необходимо оценить чувствительность изучаемых признаков к особенностям близнецовой среды, то есть проверить постулат о равенстве сред МЗ и ДЗ близнецов и постулат о репрезентативности выборки близнецов выборке одиночнорожденных детей. Так, можно оценить связь между весом при рождении и дальнейшим психологическим развитием ребенка; определить, являются ли особенности близнецовой среды МЗ более сходными и влияет ли это на уровень психологического сходства, например, в свойствах темперамента; проверить, существуют ли значимые различия по данному признаку между близнецами и одиночно-рожденными и т.п.


Разновидности метода:

Существует несколько разновидностей близнецового метода.

Таблица

Разновидности метода близнецов

Разновидности метода Схема: кого с кем сравнивают? Цель: зачем используется данная разновидность метода?
1. Метод разлученных близнецов Сравнивают разлученных МЗ Позволяет наиболее точно определить показатель наследуемости при условии, что МЗ были разлучены в раннем детстве и распределение по приемным семьям было случайным (h2 = гмз). Таких пар МЗ по всему миру обследовано немногим более 100.
2. Метод частично разлученных близнецов Сравнивают живущих врозь МЗ (ДЗ) с живущими вместе МЗ (ДЗ) Позволяет судить о влиянии среды на изучаемую характеристику, а также проверить постулат о равенстве сред МЗ и ДЗ. О влиянии среды говорит уменьшение сходства МЗ (ДЗ), живущих врозь, по сравнению с МЗ (ДЗ), живущими вместе. Постулат о равенстве сред не выполняется, если живущие врозь МЗ становятся все менее похожими (в сравнении с живущими вместе МЗ), а сходство разлученных и неразлученных ДЗ практически одинаково.
3. Метод близнецовых семей Сравнивают детей МЗ Используется для выявления материнского эффекта (преимущественное влияние матери на фенотип ребенка), изучения феномена ассортативности (неслучайный подбор супружеских пар) и наследования, сцепленного с полом. О наличии материнского эффекта будет свидетельствовать большее сходство детей, матери которых являются монозиготными близнецами, по сравнению с детьми, у которых отцы — МЗ.
4. Метод близнецового лонгитюда Сравнивают МЗиДЗв разных возрастах Используется для изучения роли генотипа и среды в стабильности и преемственности развития.
5. Метод контрольного близнеца Сравнивают МЗ между собой Используется для оценки влияния конкретных средовых воздействий на изменчивость признака. Один близнец из пары подвергается воздействию, а другой — выступает в качестве контроля. Таким образом проверяют, например, эффективность разных методов обучения.
6. Метод близнецовой пары Сравнивают МЗ между собой и ДЗ между собой Используется для исследования специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипар-ных отношений, а также для проверки постулата о равенстве сред МЗ и ДЗ.
7. Метод одиночного близнеца Сравнивают детей, чей близнец умер при рождении, с одиночнорожденными детьми Позволяет оценить влияние пре-натальных особенностей развития близнецов на их дальнейшее развитие
8. Метод близнецовой выборки Сравнивают близнецов с одиночнорожденными детьми Используется для оценки репрезентативности выборки близнецов всей популяции. При отсутствии существенных различий между близнецами и неблизнецами данные близнецового исследования можно переносить на всю популяцию.

Метод приемных детей и метод разлученных близнецов позволяют четко развести влияние генетических и средовых факторов.

Сочетание разных психогенетических методов, включение в экспериментальное исследование разных типов родственников позволяет повысить надежность данных и увеличить количество тех составляющих фенотипической вариативности, которые мы можем точно оценить.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...