Пример определения элементов контейнеровоза
Исходные данные по проекту. D = 7 493 т; υs = 16 уз; Рг = 3 200 т. (320 20-ти футовых контейнеров IC) Объемное водоизмещение: V = 7 493 / 1,025 = 7 310 (м 3). Длина судна по формуле Вагенингенского бассейна: l = = 5,665 L = 5,665 ∙ 7 3101/3 = 109,95 (м). Длина судна по формуле Ногида: =5,443 L = 5,443 ∙ 7 3101/3 = 105,63 (м). Длина судна по практической формуле: l = 4,47 + 0,06∙16 ± 0,03 = 5,430 ± 0,03 L = (5,430 ± 0,03) ∙ 7 3101/3 = 105,38 ± 5,82 (м). Примем L = 107,00 м. Число Фруда Fr = = 0,254 ≈ 0,25. При данной длине число Фруда принимает значение близкое к критическому*. Изменим длину таким образом, чтобы Fr ≠ 0,24 – 0,26. Примем L = 101,00 м. Тогда Fr = = 0,261.
Коэффициент общей полноты: δ = = 0,612 ± 0,038. Для контейнеровозов: δ = 0,91 – 1,10 ∙ 0,261 ± 0,06 = 0,623 ± 0,060. или δ = = 0,618 ± 0,019. Примем δ = 0,635. Коэффициент продольной остроты: φ = 1,05 – 1,50∙0,261 ± 0,02 = 0,658 ± 0,020 или φ = = 0,651 ± 0,020. Примем φ = 0,640. Коэффициент полноты КВЛ: α = 0,86∙0,640 + 0,18 ± 0,070 = 0,730 ± 0,070. или α = (0,985 ± 0,075)∙0,6402/3 = 0,732 ± 0,056 или α = 0,98∙0,6351/2 ± 0,060 = 0,781 ± 0,060. Примем α = 0,709. Коэффициент вертикальной полноты: χ = 0,635 / 0,709 = 0,896. Коэффициент полноты мидель-шпангоута по формуле Вашедченко: β = 1 – 3,5∙(1 – 0,896)5/2 ± 0,004 = 0,988 ± 0,004. По определению: β = 0,635 / 0,640 = 0,992.
Остальные главные размерения определим исходя из условий перевозки груза. Найдем длину грузовых трюмов. Будем проектировать судно с кормовым машинным отделением. Минимальная длина форпика Lф = 0,05∙101,00 = 5,05 (м), Максимальная длина форпика Lф = 0,08∙101,00 = 8,08 (м), Минимальная длина бака Lб = 0,07 ∙ 101,00 = 7,07 м. Примем Lб = Lф = 7,10 м, Lа = 6,50 (м). По рис. 6 коэффициент длины МО для МОД (для среднескоростных судов) в кормовой части судна k = 0,19, длина МО – Lмо = 0,19 ∙ 101,00 = 19,19 (м).
Длина грузовой части Lг = 101,00 – (7,10 + 6,50 + 19,19) = 68,21 (м). Принимая габариты контейнера IС (с учетом зазоров между контейнерами) 6,50 м х 2,50 м х 2,50 м, получим, что по длине можно разместить 68,21/6,50 = 10,49 = 10 рядов контейнеров. Тогда, в поперечном сечении должно размещаться 320/10 = 32 контейнера. Примем, что по ширине трюма размещается 6 контейнеров. Тогда по высоте (в трюме и на палубе) располагается 6 рядов. Определим ширину и осадку судна, исходя из условия, что отношение В / Т должно находиться в предела 2,2 – 3,2. Ширину межбортного пространства примем приблизительно 1,00 м. Тогда ширина судна В = 6 ∙ 2,50 + 2 ∙ 1,00 = 17,00 (м). Осадка Т = = 6,70 (м). При этом В / Т = 17,00/6,70 = 2,537.
Проверяем: D = 1,025 ∙ 0,635 ∙ 101,00 ∙ 17,00 ∙ 6,70 = 7 488 (т). Погрешность Δ D = 7 488 – 7 493 = – 5 (т).
Высоту борта определим по правилам о Грузовой марке. Высота базисного надводного борта для судна, совершающего международные рейсы, длиной L = 101,00 м составляет Нбн = 1,29 м. Будем проектировать судно с седловатостью, с баком и ютом. Так как δ < 0,68, то kδ = 1. Отношение L / H = 101,00/(6,70 + 1,29) = 12,64 < 15. Поправка Δ НL составит: Δ НL = = 0,26 (м). Поправка на наличие надстроек при длине 101,00 м составит Δ Нбн = 0,95 м.
Длину юта примем равной суммарной длине ахтерпика и машинного отделения. Lю = 6,50 + 19,19 = 25,69 (м). Относительная длина надстроек составляет Lнад / L = (7,10 + 25,69)/101,00 = 0,32. По табл. 1 находим процент вычета для Δ Нн /Δ Нбн = 23 %. Тогда высота надводного борта Нн = 1 ∙ 1,29 + 0,26 – 0,95 ∙ 0,23 = 1,33 (м). Полная высота борта по правилам о Грузовой марке. Н = 6,70 + 1,33 = 8,03 (м). hТ = 8,03/6,70 = 1,199. Проверим остойчивость судна. Для определения значения ξ рассмотрим условия размещения груза. Высота двойного дна Ндд = = 1,02 (м). Примем Ндд = 1,10 м.
Высота грузовой части в свету Нгр = 8,03 – 1,10 = 6,93 (м). Внутри грузовых трюмов будут располагаться 3 яруса контейнеров Нтг = 3 ∙ 2,50 = 7,50 (м). Недостающую высоту трюма компенсируем за счет высоты комингса грузового люка. Минимальная высота комингса Нк = 7,50 – 6,93 = 0,57 (м). С учетом необходимого зазора между грузом и крышкой люка примем Нк = 0,90 м. На крышках люков размещаются 50 % контейнеров (см. эскиз). Таким образом центр тяжести груза приблизительно можно принять равным 1,1 Н. Поскольку коэффициент утилизации водоизмещения по чистой грузоподъемности составляет
ηг = 3 200/7 493 = 0,427, а ЦТ порожнего судна, как правило, расположен не выше 0,6 Н (в данном случае, при использовании твердого балласта в междудонном пространстве можно принять 0,5 Н)? то относительное возвышение центра тяжести ξ = 1,1 ∙ 0,427 + 0,5 ∙ (1 – 0,427) = 0,756.
Параметр φ 1 по формуле Эйлера φ 1 = = 0,528, по формуле Ногида φ 1 = = 0,533, по формуле Ашика φ 1 = = 0,527. Примем φ 1 = 0,530. Параметр φ 2 по формуле Ашика φ 2 = = 0,068, по формуле Нормана φ 2 = = 0,072, по формуле Яковлева φ 2 = = 0,070. Примем φ 2 = 0,070. = = 0,029 > = 0,015.
Период бортовой качки судна τ = 0,75 ∙ = 18,1 (сек). Минимальная высота борта в носу Ннн = 0,056 ∙ 101,00 ∙ = 4,51 (м). Аппликата седловатости на кормовом перпендикуляре zк = 0,025 ∙ = 1,09 (м). На носовом перпендикуляре zн = 0,050 ∙ = 2,18 (м). Примем Нб = 2,30 м. Тогда фактическая высота надводного борта в носу (при осадке по грузовую марку) составит Ннн = 1,25 + 2,18 + 2,50 = 5,93 (м). Определим высоту рубки. Примем lзн = 1,8 L. Координата носовой переборки рубки хр = L – Lю = 101,00 – 25,69 = 75,31 (м). Координата носовой точки палубного груза хпал = Lб = 7,10 м. Высота палубного груза Нпг = 3 ∙ 2,5 = 7,50 (м). = 15,35 (м). Тогда Нр = 15,35 – 1,25 – 2,50 = 11,60 (м). Примем длину рубки Lр = 16,00 м, среднюю ширину рубки Вр = 13,00 м. Площадь яруса рубки Sя = 16,00 ∙ 13,00 = 208,0 (м 2). Площадь, приходящаяся на одного члена экипажа примем sр = 30 м 2. Общая площадь жилых и служебных помещений Sр = 30 ∙ 20 = 600,0 (м 2). Число ярусов рубки nя = = 3,9 ≈ 4. Нр = 4 ∙ 2,50 = 10,00 (м) < 11,60 м. Изменим размеры рубки. Примем среднюю длину рубки Lр = 14,00 м, среднюю ширину рубки Вр = 12,00 м. Площадь яруса рубки Sя = 14,00 ∙ 12,00 = 168,0 (м 2). nя = = 4,6 ≈ 5. Высота рубки Нр = 5 ∙ 2,50 = 12,50 (м). Количество поперечных переборок nпп = 101,00/20 +1 ≈ 6.
* Критическое значение Fr = 0,30. В данном случае изменять длину не требовалось.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|