Упражнение 3. Анализ своих оправданий.
Упражнение. 1а. Идентификация с любимым животным. Цель Отождествляясь (идентифицируясь) с кем-то или с чем-то, можно ускорить мотивационные превращения своей личности. Когда мы отождествляемся с героем, когда, стремясь наследовать его, воображаем ситуации, в которых мы осуществляем социально желаемые действия, то это имеет определенное влияние на нашу личность. Соответствующие изменения наблюдаются и при идентификации с любимым животным (которое, преодолевая препятствия, стремится достичь своего). Отождествляясь с таким животным, вы способны актуализировать свою настойчивость и повысить мотивацию достижения. Задания 1. Выберите одно животное, которому присущи черты, которые вы стремитесь развить. Попробуйте отождествиться, ассоциироваться с животным, которое будет настойчиво, невзирая на трудности и препятствия, направляться к своей цели. 2. Побудьте в образе этого животного и попытайтесь не менее пяти минут преодолевать в воображении трудности, стремясь достичь своего. 3. Ответьте на вопросы: а) с каким животным вы отождествились (ассоциировались)? б) какие ситуации, связанные с достижением цели, вы воображали? в) что вы ощущали, переживали в этот момент? Обсуждение Упражнения, направленные на развитие мотивации Упражнение 1. Новое имя. Цель Имя, как и любое другое слово, которое часто употребляется, имеет психологическое влияние на человека. Меняя его (или прибавляя к нему определенные эпитеты или характеристики, которые становятся неотъемлемыми атрибутами имени), можно изменить и мотивацию субъекта. Достаточно только называть себя в течение определенного времени новым именем (не обязательно требовать этого же от окружающих).
Новое имя имеет влияние и на животных. Например, когда Артур стал называть своего Рекса по-другому (Шариком), то со временем заметил определенные изменения в поведении животного. Собака вследствие этого стала более спокойной, не такой агрессивной. Это и не удивительно, поскольку слово «Шарик» менее резкое и агрессивное, чем слово «Рекс». Называя себя новым именем, прибавляя к своему имени эпитеты или характеристики, со временем можно ожидать определенных изменений в своей мотивации. Например, Виктор во внутреннем диалоге стал называть себя настойчивый Виктор, а Артур дополнил свое имя словом «труженик» и, обращаясь к себе, называл себя Артур-труженик. Задания 1. Придумайте себе соответствующее имя, которое символизировало бы настойчивость, целенаправленность, силу воли в достижении цели и имело бы влияние на вас. 2. Придумайте 4 варианта имени (в соответствии с заданиями, которые вы ставите перед собой). Несколько вариантов являются необходимыми во избежание нежелательного автоматизма в использовании обычных для вас штампов (ведь бывает, что слова, которые часто употребляются, становятся штампами и не вызывают ни образов, ни эмоций). 3. Вообразите несколько ситуаций, связанных с новым для вас именем. Желательно, чтобы слово или характеристика вызывали у вас конкретные образы (ситуации). Избегайте абстрактных понятий, «пустых слов», которые не вызывают никаких образов и эмоций. Запишите несколько воображаемых (но вполне возможных) ситуаций, связанных со своим новым именем. 4. Называйте себя так в течение определенного времени во внутреннем диалоге, в обращении к самому себе. Для того, чтобы это упражнение имело существенное психологическое влияние, должно пройти длительное время, в течение которого вы будете называть себя новым именем и будете выполнять задания, связанные с этим. Зафиксируйте, сколько раз в день удалось обращаться к себе по-новому и какое влияние это имело на вашу мотивацию.
5. Используя новое имя, напишите несколько коротких рассказов о себе (реальных, с прошедшими или теперешними успехами, или фантастических, с мечтами о достижении в будущем). Приблизительная тематика рассказов: - как я (с новым именем) настойчиво работаю и достигаю успехов; - я (с новым именем) обязательно достигну успехов. Упражнение 2. Хвастун. Цель Идентификация (отождествление) с предметом своей деятельности предоставляет возможность увидеть все его преимущества. Например, если вы стремитесь развить интерес (свой или детей) к биологии, то станьте на некоторое время пчелой и опишите, какая она чудесная труженица и совершенное живое существо. А если ваша цель – сформировать интерес к автомобилестроению, превратитесь в наиболее современную машину, опишите все чудеса, на которые вы способны, совершенство вашего дизайна и т.п. Задания 1. Вообразите себя предметом, к которому стремитесь сформировать интерес. Опишите, каким чудесным и полезным предметом вы являетесь, что вы можете дать своему хозяину. «Запускайте» воображение и творческие способности. 2. Спустя некоторое время станьте самим собой и еще раз рассмотрите ваш предмет. Поразмышляйте над его преимуществами, силой, красотой. Полюбуйтесь его красотой и совершенством. Заметили ли вы в нем что-то новое и необычное для вас? Что приятное вы хотите ему сказать? 3. Потом опять станьте этим предметом. Идентифицируйтесь (отождествитесь) с ним. Осознайте свои (т.е. предмета) преимущества. Похвалитесь всем прекрасным и полезным, что вы имеете, перед другими людьми. 4. Попробуйте убедить других в том, что вы чудесный, сильный и полезный (желательно опираться на явные преимущества). Пример. Александр, выполняя предложенное задание и стремясь развить интерес к своей будущей профессии (машиностроению), вообразил себя автомобилем «вольво» и восхвалял свои преимущества: «Я – наилучший автомобиль в Европе. Взгляните только на меня, какой я чудесный и удобный в пользовании. Мой комфорт и дизайн пленяет всех. Попробуйте только сесть и завести двигатель – и вы навсегда полюбите меня. А проехав – вы почувствуете такое наслаждение! Сколько привлекательных женщин и сильных мужчин я обворожил!»
Выполняя данное упражнение несколько раз в различных вариациях, вы найдете много интересного и привлекательного в том предмете, с которым идентифицировались. Стремясь убедить и заинтересовать других, вы подсознательно влияете и на самого себя, меняя отношение к предмету. Условиями успешного выполнения этого упражнения являются не только ваше воображение, но и стремление найти нечто интересное, полезное, прекрасное в вашей деятельности (ведь в любой сфере можно найти столько интересного и неожиданного).
Упражнение 3. Анализ своих оправданий. Цель Большинство причин неудач являются внутренними, т.е. вы сами виновны в том, что недостаточно работали и не достигли успеха. Но и на внешние факторы (например, когда оправдываетесь тем, что никто не помогал) можно влиять. Ведь, вполне вероятно, вы и не обращались ни к кому за помощью, не искали людей, которые могли бы помочь. В этом случае вам следует поразмышлять над тем, что можно обратиться за помощью к конкретным людям и получить ее. Когда вы ссылаетесь на то, что у вас очень много дел и вы очень перегружены, то это может свидетельствовать: а) о неумении организовать свою деятельность; б) о неумении определить приоритеты (что главное, а что второстепенное); в) об отсутствии привычки систематически работать (ведь можно хотя бы 20-30 минут ежедневно выделять на дело, до которого обычно «не доходят руки»). Задания 1. Пытайтесь объяснить (оправдаться), почему вы не выполнили то, что задумали, почему не приложили достаточных усилий для достижения поставленных перед собой целей. 2. Запишите подробно все оправдания. Например: «Я не выполнил задание потому, что: 1) очень много дел; 2) недостаточно способностей; 3) никто не помог». 3. Проанализируйте ваши оправдания. Подумайте: а) почему вы используете именно такие оправдания? б) зависит ли это от вас или от внешних обстоятельств (которые вам не подконтрольны)? 4. Поразмышляйте, какие мероприятия следует провести, чтобы исправить положение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|