Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Республиканская форма правления арабских стран




Республиканская форма правления в арабском мире возникла в результате различных процессов:

1) в ходе колонизации (Алжир, Ливан, Сирия, Судан, Мавритания), когда власть от вождей переходила в руки генерал-губернатора (Алжир, Судан, Мавритания) или представляла державы-мандатарии при местных республиканских правительствах (Ливан, Сирия);

2) в ходе национально-освободительного движения в тех странах, где монархия была либо тесно связана и ассоциирована с иностранным господством, в том числе в ходе завоевания политического суверенитета в борьбе против колонизаторов и опиравшихся на них султанов (Южный Йемен), вследствие укрепления позиций пришедших к власти национально-освободительных сил (Тунис) или свержения королевской власти в формально независимых государствах в процессе антимонархических военных переворотов (Египет, Ирак, Северный Йемен, Ливия).

Конфессиональная система государственной власти и управления Ливана. Ливанская Конституция (действующая с 1926 г. с последующими изменениями) провозглашает Ливан парламентской республикой, где законодательная власть осуществляется только одним собранием – Палатой депутатов, а исполнительная – президентом Республики и Советом министров. Однако фактически основная роль в государственном управлении принадлежит президенту.

Президентские республики: Сирийская Арабская Республика и Республика Ирак. Правовые основы современного государственного строя Сирийской Арабской Республики устанавливает Конституция 1973 г. (с 1943 г. седьмая по счету): суверенитет принадлежит народу, а граждане осуществляют свои права по управлению государством и руководству обществом через избираемые демократическим путем народные советы.

Высший орган законодательной власти – Народный совет. Президент занимает центральное место в государственном механизме, он – глава исполнительной власти.

В Республике Ирак до настоящего времени действует Временная конституция, вступившая в действие 16 июля 1970 г. Основная цель Ирака – создание единого арабского государства и установление социалистического строя» (ст. 1). Высшим органом государственной власти стал Совет революционного командования (СРК), председатель которого одновременно является президентом республики и верховным главнокомандующим вооруженными силами (с июля 1979 г. – Саддам Хусейн).

Особенности формы, правления и государственного устройства Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии. Конституция в стране отсутствует. В основу политического устройства Ливии были положены идеи так называемой третьей мировой теории Муамара Каддафи, которые отвергают утвердившиеся «фальшивые формы демократии» (парламенты, политические партии, правительство), как неспособные в полной мере выражать интересы народа, и провозглашают принцип «джама-хирии» (прямого народовластия) как участия всего населения страны в решении всех вопросов государственной жизни. Официальной целью является построение в стране «подлинно социалистического общества», базирующегося на исламских ценностях.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ИЗРАИЛЯ

Государство Израиль возникло после Второй мировой войны в результате специального решения Генеральной Ассамблеи ООН, упразднившего мандат Великобритании на территорию Палестины, которым она владела с 1923 г.

Решением ООН была создана Палестинская комиссия, которая по мере вывода английских войск должна была получить полный контроль на территории Палестины. В задачу Палестинской комиссии входила постепенная передача своих полномочий временным органам управления на территориях, отведенных ООН отдельно для еврейского и арабского государств.

14 мая 1948 г. за один день до истечения мандата Великобритании на территории Палестины так называемое Народное правительство (сформированное из представителей местных израильских кругов и представителей международных сионистских организаций) на заседании в Тель-Авивском музее приняло Декларацию независимости Израиля, провозгласив образование самостоятельного еврейского государства (Мединат Исраэль – Государство Израиль). Был создан Временный государственный совет – высший законодательный орган еврейского государства. Временный совет отменил британские законы, ограничивавшие иммиграцию евреев в Израиль и продажу арабских земель евреям.

Декларация закрепляла положение о том, что государство Израиль основано на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками.

Необходимо отметить уникальность конституционной системы Израиля, которая характеризуется отсутствием единой писаной конституции в качестве основного закона государства: совокупность многих законодательных актов, принимаемых парламентом в порядке обычной законодательной процедуры.

Израильский метод разработки конституции уникален: под действие основных законов подпадают вопросы, связанные с государственной собственностью, в то время как такие основополагающие законы, как Закон о возвращении (1950 г.) и Закон о равноправии женщин (1951 г.), вообще не входят в понятие основных законов. Права граждан признаются судебной практикой, хотя юридическая основа их расплывчата и, в отличие от других демократических государств, не закреплена в каком-либо едином акте. Различные законодательные акты так называемых основных законов предполагается в дальнейшем объединить в тексте единой конституции.

Определенное воздействие на израильское законодательство оказала практика конституционного права Великобритании, в которой также отсутствует единая писаная конституция. Особое значение в решении вопроса о постоянной конституции имело негативное мнение ортодоксальных религиозных кругов, опасавшихся снижения своего влияния на общественную и государственную жизнь страны.

К настоящему времени в качестве Основных законов, принятых израильским парламентом и составляющих основу конституции, действуют следующие акты: Закон о Кнессете (1958 г.), Закон о землях Израиля (1960 г.), Закон о президенте государства (1964 г.), Закон о правительстве (1968 г.), Закон о государственной экономике (1975 г.), Закон об армии (1976 г.), Закон об Иерусалиме, столице Израиля (1980 г.), Закон о гражданских судах (1984 г.) и ряд других.

КОНСТИТУЦИЯ ЕГИПТА

Действующая Конституция Египта была принята в 1971 г., когда после смерти первого Президента Г.А. Насера и смены руководства страна перешла от декларированной социалистической ориентации на путь капиталистического развития.

Постоянная Конституция Египта 1971 г. (до этого принимались несколько временных конституций) состоит из двух частей: Конституционной декларации, где указаны цели государства (мир в стране, арабское единство, постоянное развитие и человеческое достоинство), и собственно Конституции, где содержатся юридические нормы, хотя и в этой части есть положения, которые не могут быть обеспечены юридическими средствами.

Конституция Египта имеет сложный характер. Ей присуще сочетание социалистических идей (речь идет о так называемом арабском социализме), исламских ценностей, положений, связанных с общегуманистическими, общечеловеческими принципами, наконец норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капиталистическое развитие страны в его современных социальных формах.

Социалистические концепции находят свое выражение в нормах о демократической социалистической системе, имеющей целью ликвидировать неравенство в доходах, о защите рабочих и крестьян, о мире, свободном от эксплуатации в любых ее формах, о том, что Президент обязан осуществлять социалистические цели, о роли генерального социалистического прокурора и т. д.

В Конституции АРЕ говорится о трех формах собственности: государственной, кооперативной и частной.

Много внимания уделяет Конституция вопросам социальной структуры общества, социальным отношениям. Основой общества провозглашается социальная солидарность (ст. 7 Конституции), говорится о равенстве возможностей всех граждан, о социальном мире, основанном на справедливости, политическом и социальном прогрессе, уважении человеческого достоинства.

Конституция исходит из признания особой роли ислама в общественном развитии. Следование законам шариата – не только религиозная и моральная, но и правовая обязанность граждан-мусульман. Ислам – государственная религия, принципы мусульманского права – главный источник законодательства, определенные государственные структуры строятся с учетом исламских традиций.

Конституция отражает сильное влияние концепций западного либерализма. Восприняты идеи разделения властей, естественных прав человека, парламентаризма, местного самоуправления и др. В Конституции говорится о том, что «государство подчинено праву» (ст. 65), что верховенство права – основа управления государством. Конституция дает простор капиталистическому развитию страны, и, хотя в ней есть некоторые ограничительные положения, «социалистические» нормы не препятствуют развитию частной собственности и предпринимательской деятельности.

Изменение египетской Конституции, которая рассматривается как постоянная, затруднено. Поправки к Конституции могут быть предложены только Президентом или по меньшей мере 1/3 депутатов Парламента. Они должны быть обсуждены в Консультативном совете (аш-шура), затем одобрены 2/3 членов Парламента и вынесены на референдум.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...