Общение как социально-психологическая проблема
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Бороздина Г.В. Психология делового общения:
Учебное пособие .-- М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.
Данное учебное пособие выполнено на основе исследований зарубежного и отечественного психологического опыта по налаживанию делового сотрудничества, а также формированию эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности. Особенностью настоящего учебного пособия является его комплексный характер (деловое и неформальное общение рассматриваются в тесной взаимосвязи) Материалы широко иллюстрируются конкретными примерами из художественных произведений и реальных жизненных ситуаций в такой форме, в которой эти примеры близки, доступны и легко узнаваемы читателем. Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных вузах.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение...................................................................................5 Глава I ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.................7 § 1. Определение понятия "общение". Структура и средства общения..................................................................8 § 2. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения..............................12 § 3. Перцептивная сторона общения................................................16 3.1. Первое впечатление...........................................................16 3.2. Длительное общение.........................................................22 3.3. Наши поступки в общении...................................................25 3.4. Самоподача в общении.......................................................26 § 4. Коммуникативная сторона общения............................................30 § 5. Интерактивная сторона общения................................................37 § 6. Стили общения........................................................................42
Психологический практикум............................................................47 Глава II ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ.......................................56 § 1. Деловая беседа как основная форма делового общения..............57 § 2. Вопросы собеседников и их психологическая сущность...............61 § 3. Парирование замечаний собеседников.......................................63 § 4. Психологические приемы влияния на партнера............................68 Психологический практикум............................................................76 Глава III ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА............79 § 1. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров...............................................................79 § 2. Выслушивание партнера как психологический прием..................83 § 3. Техника и тактика аргументирования..........................................86 § 4. Формирование переговорного процесса....................................90 § 5. Национальные стили ведения деловых переговоров....................94 Психологический практикум............................................................96 Глава IV ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ... 101 § 1. Из истории ораторского искусства...........................................101 § 2. Подготовка к выступлению.......................................................104 § 3. Как завоевать внимание аудитории...........................................108 § 4. Риторические приемы в публичном выступлении......................115 Глава V НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.....120 § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)................................!.....................................121 § 2. Проксемические особенности невербального общения...................131 § 3. Визуальный контакт...........................................................................137 § 4. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения...................................................................140 § 5. Межнациональные различия невербального общения......................148 Психологический практикум....................................................................150
Глава VI СПОР, ДИСКУССИЯ, ПОЛЕМИКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ...................153 § 1. Из истории происхождения спора.....................................................155 § 2. Определение понятий "спор", "дискуссия", "полемика". Классификация видов спора.............................................................158 § 3. Культура спора..................................................................................162 3.1. Предмет спора...........................................................................162 3.2. Позиции полемистов..............................'....................................164 3.3. Употребление понятий...............................................................164 3.4. Поведение участников спора.....................................................165 3.5. Индивидуальные особенности участников спора.......................167 3.6. Национальные и культурные традиции.......................................168 3.7. Уважительное отношение к оппоненту.......................................169 3.8. Выдержка и самообладание в споре..........................................170 § 4. Психологические приемы убеждения в споре...................................171 4.1. Приемы воздействия на участников спора...........................171 4.2. Вопросы в споре и виды ответов........................................174 4.3. Нечестные приемы...........................................................178 4.4. Позволительные и непозволительные уловки......................179 Психологический практикум..........................................................186 Глава VII ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.................................................................195 § 1. Модели поведения............................................................................197 § 2. Тактика общения...............................................................................203 Психологический практикум....................................................................213 Заключение................................................................................................. 216 Словарь основных психологических понятий.......................................... 217 Список литературы..................................................................................... 222
ВВЕДЕНИЕ
Представляемая читателю книга -- первый опыт создания учебного пособия для студентов по психологии делового общения. Ее актуальность обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер. То обстоятельство, что данная дисциплина преподается теперь в ряде государственных и негосударственных вузов, определяет необходимость издания настоящего пособия.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек--человек" -- политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, -- создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения. Общение с людьми -- это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения. Данное учебное пособие выполнено на основе исследований зарубежного и отечественного психологического опыта по налаживанию делового сотрудничества, а также формированию эффективных и взаимоотношений в профессиональной деятельности. Автор ставил своей задачей систематизацию имеющегося материала, структурирование его в более удобной и приемлемой для усвоения форме в соответствии с имеющимися учебными программами. Особенностью настоящего учебного пособия является его комлексный характер (деловое и неформальное общение рассматрива- ются в тесной взаимосвязи). Зачастую на практике трудно разделить эти два вида общения или провести между ними жесткую границу. Именно поэтому глава I посвящена проблеме общения в целом, в ней дается определение понятия "общение", рассматриваются виды и формы общения, его структура и психологические механизмы, а также стили общения. Материал широко иллюстрируется конкретными примерами из художественных произведений и реальных жизненных ситуаций в такой форме, в которой эти примеры близки, доступны и легко узнаваемы читателем. В последующих главах рассматриваются психологические приемы, которые читатели могут использовать в своей конкретной практике.
В конце каждой главы помещен психологический практикум. С какой целью это сделано? Всем известно, что управление другими начинается с управления собой. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, сильных и слабых сторонах. Подобному самоуправлению способствует тестирование. Приведенные в психологическом практикуме тесты и задания выполняют двойственную роль: помогают аккумулировать определенную информацию о себе и пробуждают интерес к собственной личности. Этот интерес будет проявляться и во время тестирования, и после него, так как ответы на поставленные вопросы заставляют задуматься и присмотреться к себе. Польза тестов не только в получении информации о себе, но и в определении личностных резервов. Главная задача данного учебного пособия -- помочь студентам в усвоении психологических знаний и умений в области делового общения. Кроме того, важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. В пособии представлен словарь основных психологических понятий, обращение к которому будет способствовать усвоению материала. Кроме того, в пособии помещен список литературы, знакомство с которой предоставит читателю возможность более углубленно изучить заинтересовавшие его вопросы. Автор надеется, что данное учебное пособие будет полезно всем, кто интересуется психологией делового общения, кто постоянно работает над собой и стремится к успеху. Восточная мудрость гласит: "Знать, чтобы уметь". Я буду рада, если знакомство с этой книгой принесет вам знания, а использование психологических приемов даст умения. Именно поэтому, если читатель в итоге почувствует радость и гармонию в общении с друзьями, коллегами, партнерами, а также с незнакомыми людьми -- автор будет считать свою задачу выполненной. В добрый путь!
Глава I ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что они не входят в круг наших понятий. Козьма Прутков Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: философия и психиатрия, психология и этология, социология и информатика. Каждая из них вкладывает в понятие "общение" свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны, связана с его вездесущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия "общение" приводят к тому, что само оно исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. И все-таки, что же такое общение? Мы определим это понятие для того, чтобы знать, о чем же здесь дальше пойдет речь. Это следует сделать потому, что всякий разговор о чем-либо не может быть плодотворным, если заранее не договориться о его предмете. В таком случае каждый будет говорить о своем, и взаимопонимание не будет достигнуто. Общение -- это вчерашний разговор с другом по телефону, беседа с незнакомым человеком в купе поезда, вечер воспоминаний на встрече одноклассников и многое другое. Каждый из, нас знаком с такими привычными словосочетаниями, как "общение с искусством", "общение с ЭВМ", "общение с животными" и т.д. Довольно скоро может показаться, что границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен, а значит, как говорил выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, когда объем понятия стремится к бесконечности, его содержание стремится к нулю. К сожалению, научные представления об общении достаточно противоречивы. Имеется большое количество монографий и науч- ных исследований по проблеме общения, но проблема делового общения в отечественной литературе остается практически неизученной'. Мы не ставили своей задачей предложить новую трактовку проблемы общения, а сделали попытку на основе имеющихся научных и научно-популярных отечественных и зарубежных публикаций систематизировать материал в удобной и легкой для применения форме с целью его более эффективного усвоения.
§ 1. Определение понятия "общение". Структура и средства общения Существование множества различных определений понятия "общение", прежде всего связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение. Общение -- сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека2. На практике часто путают или отождествляют два понятия "общение" и "отношение". Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Учитывая сложность понятия "общение", необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Но поскольку данные 1 В данной главе использованы следующие публикации: Крижанская Ю.С, Третьяков В.П. Грамматика общения --Л., Изд-во ЛГУ, 1990; Андреева Г.М. Социальная психология. -- М., 1980; Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком -- М., 1982; Леонтьев А.А. Психология общения. -- Тарту, 1974; Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. -- М., 1981; Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история. -- М., 1971; Тидор С.Н Психология управления: от личности к команде. -- Петрозаводск: Фолиум, 1996; Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. -- М., 1988; Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. -- Л, 1989. 2 Краткий психологический словарь. -- М., 1985. С. 213. взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль, мы рассмотрим их более подробно. Здесь важен вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга в его процессе. Главным средством общения является язык.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|