Глеб иванович успенский (1843-1902)
«Он был один, сам по себе, ни на кого не был похож, и никто не был похож на него. Это был уник человеческой породы, редкой красоты и редкого нравственного достоинства»[1] — в этих словах В.Г.Короленко заключена обобщенная, очень точная характеристика личности Г.И.Успенского и отмечено высокое значение его творческого дарования. Он действительно занимал совершенно особое, только ему принадлежащее место, которое не делил ни с кем, какого бы значительного уровня имя ни ставили рядом с его именем. Его творчество оказало огромное влияние на современный ему литературный процесс и составило яркую страницу в истории отечественного литературного движения. Исследовательская литература об Успенском достаточно обширна. Из дореволюционных работ наиболее авторитетными были труды Н.К.Михайловского и Г.В.Плеханова. Среди монографий и статей, созданных в XX столетии, следует выделить исследования Н.И.Соколова, Н.И.Пруцкова. В.Б.Смирнова, Д.А.Барабохина, Б.С.Дыхановой. В них дана всесторонняя характеристика творчества писателя, рассмотрены особенности художественного стиля, отношений с народничеством и в этой связи показаны сильные и слабые стороны писательской позиции Успенского. Вместе с тем биография и богатейшее литературное наследие писателя содержат немало новых возможностей для более пристального изучения и открытий. Успенский родился в Туле в семье чиновника, сына сельского дьячка. Мальчик рос в атмосфере любви и нежной заботы. Бабушка занимала его сказками и рассказами по картинкам. Дед, Г.Ф.Соколов, слыл знатоком крестьянского быта, с ним консультировался Л.Н. Толстой. Родственники со стороны матери тяготели к искусству и литературе. Книги небольшой домашней библиотеки стали первым и очень ранним чтением ребенка. Особенно полюбились ему сказки Пушкина, которые он декламировал с большим чувством, читал Карамзина, хорошо знал стихотворения Лермонтова. Кроткий, ласковый, он пользовался всеобщим расположением, приятели звали его Глебушкой.
В 1853 г. он поступил в Тульскую гимназию, где прилежно и очень успешно учился до четвертого класса. Затем отца перевели в Черниговскую палату государственных имуществ, и с 1856 по 1861 г. Глеб продолжал учиться в местной гимназии. С возрастом его характер менялся, перемена обстановки сказалась на нем отрицательно: он стал нервничать, болеть, хуже учиться. «Я плакал беспрестанно, но не знал, отчего это происходит»[2], — вспоминал писатель. В классе он уже шел в числе предпоследних учеников и по русской словесности имел скромную оценку «весьма удовлетворительно». Успенский рано почувствовал стремление к литературным занятиям, известно его участие в ученическом литературном журнале «Молодые побеги». Склонность юноши к литературе поддерживал его старший двоюродный брат Н.В.Успенский (1837-1889), в ту пору печатавшийся в «Современнике». Ранние беллетристические наброски Г.И.Успенского не сохранились, но можно предположить, что они явились отражением впечатлений от городской чиновничьей жизни. Перед его глазами проходили судьбы многих сослуживцев отца и посещавших его в канцелярии и дома крестьян. Позднее писатель свидетельствовал: «В детстве я много пережил и перевидал крестьянских бедствий» и взяточничество царило повсюду, рекрутские наборы, волостные старшины, писаря и вся тяжебная волокита мне хорошо известны»[3]. По окончании гимназии Успенский в 1861 г. поступает на юридический факультет Петербургского университета. Это было время отмены крепостного права и правительственных репрессий: подавления студенческих волнений, закрытия народных школ и университета в столице, расправы с крестьянами-бунтовщиками, арестов сотрудников «Современника» М.И.Михайлова, В.А.Обручева. Успенский присутствует на похоронах Н.А.Добролюбова, становится свидетелем смелых речей Н.А.Некрасова и Н.Г.Чернышевского, объявивших талантливого критика жертвой властей. В1862 г. он переводится в Московский университет, где проучился всего один год, будучи отчислен за неуплату полагавшихся взносов. Работал корректором в типографии газеты «Московские ведомости», а когда умер отец, пришлось заботиться о четырех сестрах и трех братьях.
В 1862 г. Успенский начинает публичную литературную деятельность, которая отныне становится для него единственным заработком. Первые его рассказы печатаются в журналах «Зритель» («Идиллия») и «Ясная Поляна» («Михалыч») Л.Н.Толстого. По приезде в Петербург (1864) Успенский становится очевидцем «гражданской казни» Чернышевского, ссылаемого в сибирские рудники. «Личность такая, что положительно на всю Россию одна» (2, 535) — скажет он о Чернышевском через несколько лет. Содержание ранних рассказов и очерков (1862-1866) писателя — жизнь трущобного люда, полупьяной и нищей мастеровщины, чиновников. Его очерковая манера повествования, несомненно, испытала в ту пору влияние художественного опыта Н.В.Успенского, поддержанного Чернышевским в статье «Не начало ли перемены?» Важную и плодотворную для русской литературы перемену в изображении народа критик обозначил формулой «правда без всяких прикрас». Для самого народа суровые указания на отрицательные стороны его жизни (привычку к безусловному повиновению, пьянство, невежество), по мнению Чернышевского, «гораздо полезнее всяких похвал», ибо помогают понять, что его тяжелое положение продолжается «только по его собственной вине» и возможность перемены заключается «только в его собственном желания изменить свою судьбу»[4]. Изложенные в статье положения стали для Г.И.Успенского, как и для многих писателей-современников (М.А.Воронов, А.И.Левитов, И.А.Кущевский, Ф.М.Решетников), принципиальной литературной позицией. Демократическая направленность творчества Успенского нашла поддержку в «Русском слоне» Г.Е.Благосветлова и Д.И.Писарева, а затем в «Современнике» Н.А.Некрасова. Знакомство с Некрасовым в 1865 г. благотворно отразилось на судьбе молодого писателя. В «Современнике» за 1866 г. появились очерки, составившие цикл «Нравы Растеряевой улицы», принесшие автору первую широкую известность. В связи с закрытием журнала продолжение печаталось в «Женском вестнике» в 1867 г. вод названием «Очерки провинциальных нравов». Здесь дано глубокое реалистическое изображение переходной поры первых послереформенных лет, принесших народу вместо действительного освобождения и обновления повсеместную нищету и разорение. «Растеряевский человек» (чиновники, мещане, гарнизонные солдаты, мастеровой народ, обыватели — люди «обглоданного класса», по выражению автора (I, 3), погряз в пьянстве и драках. Власть алкоголя породила нужду, неподвижность, бестолковщину. «Честному разумному счастью, — замечает автор-повествователь, — здесь места не было» (I, 70).
«Растеряевская жизнь» знала не только жертвы власти алкоголя, но и тех порожденных временем «умных людей», которые ловко умели эту власть обратить себе на пользу. Таков Прохор Порфирыч, побочный сын отставного полицейского чиновника, прошедший суровую школу нищей мастеровой жизни. Он молод, предприимчив. Свой «первый шаг» Прохор сделал после смерти отца, прибрав к рукам его имущество. В доме он устроил мастерскую и, наняв безответного подмастерья Кривоногова, изготавливал на продажу пистолеты, на которых ставил непонятное, но увеличивавшее прибыль слово «раtet!» (1, 41). Хищнические аппетиты, поддерживаемые мыслями о «благородном происхождении», привели его к идее обирания «чумазого мастерового народа». Народ пьянствует и пусть пьянствует, рассуждает он, «лучше же я его «полоумстве захвачу, потому полоумство это мне расчет составляет» (1,8). Он решает устроить около фабрики кабак, и скоро это питейное заведение рисовалось в его воображении «какою-то разверстою пастью», безостановочно глотающей «черные фигуры мастеровых» (I, 163). Особенно ценил Прохор два дня в неделе: понедельник, поземельный день, пригонявший в кабак рабочий люд, готовый «от» дать душу дьяволу, только бы опохмелиться», и субботу, когда на фабрике выдавался расчет и «толпы рабочих разделялись на партии; одни шли прямо в кабак, другие сначала в баню и потом в кабак» (I, 43—48, 74—75) — сцены, созданные пером подлинного художника. Описание пореформенного типа приобретателя, действующего в той же среде трудового люда, из которой вышел сам, являлось главным открытием и заслугой молодого автора.
Картины растеряевского быта включают также рассказы о чиновнике-самодуре Семене Ивановиче Толоконникове, который» удовлетворяя болезненную потребность непременно тиранствовать над забитыми жизнью и зависимыми от него людьми, изводит своими благодеяниями обедневшее семейство Претерпеевых, состоящее из вдовы Авдотьи Карловны и четырех ее дочерей, и изобретательно издевается над своей женой. Растеряевская система жизни, как болото, затягивает в свою бездонную топь все, что попадает в ее чрево. Так, юноша-сирота Алифан за свои восторги вычитанными из книги подвигами мореплавателя Кука добился лишь того, что, по ироническому заключению автора, «Кук, погибший на Сандвичевых островах, вторично погиб в трясинах растеряевского невежества» (I, 145). «Растеряевские нравы», «растеряевская правда», «растеряевщина» — авторские обобщения, достигающие значительного социального обличения. После запрещения «Современника» в 1866 г. для Успенского вновь наступили черные дни. Некрасов даже обращался в Литературный фонд, чтобы хоть как-то поддержать «очень бедного, очень деликатного и очень даровитого писателя». С переходом к Некрасову при соредакторстве М.Е.Салтыкова-Щедрина и Г.З.Елисеева «Отечественных записок» (1868) Успенский получил постоянную работу. В это время его творчество вступило в более зрелый этап, отмеченный глубокими размышлениями над русской жизнью 60-70-х гг. Первым его произведением, опубликованным в «Отечественных записках», был очерк «Будка» (1868). Современники сразу же придали этому очерку обобщающий смысл. Имя будочника Мымрецова, мастера таскания за шивороты, становится нарицательным, олицетворяя всю тогдашнюю охранительную систему в целом. В очерковом цикле «Разоренье» (1869-1971) прослежены судьбы чиновников Птицыных и Черемухиных, которые раньше процветали благодаря взяткам, а теперь разорились, не умея приспособиться к новой жизни. Зато выбились из крепостных Трифонов — в лавочники и Евсей — в кулаки. Прежде «заморенная прислуга» Арина занялась ростовщичеством и даже задумала купить старый барский ном, но не из-за «хетектуры», а чтобы из добротного его кирпича понастроить по тракту с полсотни кабаков. «Разбойничайте, чаво там! Запрету не будет!» (II, 34) — говорит бывший рабочий Михаил Иваныч Арине, и эти слова главного героя очерков можно выставить эпиграфом ко всем произведениям Успенского второй половины 60-х гг. Мир грабительства, давивший трудящегося человека при крепостном праве, рабочий Михаил Иваныч называет «прижимкой» и «обдеркой». И он не только резко обличает «прошлые времена», но и проницательно рассуждает «по части торжества прижимки, исходящей уже из среды людей простого звания» (II, 34). Автор «Разоренья», как и в «Нравах Растеряёвой улицы», обнажает именно эту горькую истину пореформенной жизни. «Правда без всяких прикрас» сказалась также и в изображении «строптивого, непокорного» рабочего. Протест Михаила Иваныча звучит одиноко, он совершенно безрезультатен. Более того, местные купцы ловко и обманно используют правдоискательство наивного рабочего, поборника справедливости: они снабжают его деньгами и отправляют в столицу, с тем чтобы своими обличениями он подорвал престиж заводчика, у которого купцы задумали отнять право владения предприятием.
Трезвый, беспощадный реализм, глубина проникновения в социальные явления первого пореформенного десятилетия заметно выделяли писателя из ряда других авторов-демократов, ограничивавшихся обличительным бытописательством. «Сильный самостоятельный талант, решительно выходящий из ряда обыкновенных и пролагающий свою собственную дорогу»[5], — оценка Успенского критиком А.М.Скабичевским. В 1870 г. Успенский женился на А.В.Бараевой. Известен ее перевод с французского «Очерков и рассказов из жизни простого народа» Леона Кладеля, изданный в 1877 г. с предисловием И.С.Тургенева. По свидетельствам мемуаристов, брак Успенского и Бараевой был удачным, но в материальном отношении жизнь оставалась неустроенной. В начале 1870-х гг. Успенский предпринимает две поездки за границу (Париж, Лондон). Сильное впечатление произвели на него увиденные им в 1872 г. следы расстрела коммунаров в Париже. Глубокое чувство испытал он, созерцая в Лувре Венеру Милосскую, о ее воздействии на зрителя позже будет сказано им в очерке «Вы прямила» (1885). За границей Успенский сближается с революционером Г.Лопатиным, видным идеологом народничества П.Лавровым и другими политическими эмигрантами. Завязывается его дружба с И.С.Тургеневым. По словам самого Успенского, тогда он «многому научился». Заграничные впечатления составили содержание ряда произведений писателя 1870-х гг.: «Больная совесть», «Из памятной книжки», «Заграничный дневник провинцииала», «Письма из Сербии». В Европе того времени писатель ощути «разлагающий запах» денег, золота и бедность, которая проступала «тут же, в двух шагах от залитых золотом бульваров и кафе». Всесильная власть «прижимки» и здесь господствовала безраздельно. В очередном очерковом цикле «Новые времена, новые заботы» (1873—1878) с тревогой прослежены автором результаты проникновения в русскую жизнь предпринимательства, проявляющегося нередко в таких формах, которые убивали душу и превращали людей; в «полтинники». В очерке «Книжка чеков» (1876) рассказывается о том, что на фабрике Мясникова «даже самые маленькие мальчики и девчонки могли зарабатывать по гривеннику в день, занимаясь щипанием корпии, которую доставляли из больницы в гною и крови и которая шла на бумажный завод» (III, 29). В хозяйской чековой книжке — горькие судьбы людей, у которых отняли будущее. В конце 1870-х гг. в творчестве Успенского наступает новый поворот, связанный с дальнейшими размышлениями по поводу глубинных причин безудержного господства власти «прижимки» и алкоголя. По словам писателя, необходимо было выявить «источник всей этой хитроумной механики народной жизни, и «подлинная правда жизни» повлекла его «к источнику, то есть к мужику». С этого периода «личная жизнь и жизнь литературная, — отмечал Успенский, — стали созидаться во мне одновременно собственными средствами (IX, 183,186). Как и многие другие его современники, болезненно ощущавшие разрыв между интеллигенцией и низшим классом населения, Успенский «идет в народ», поселившись в Нижегородской губернии. Изучение быта и сознания крестьян привело его к выводу о великой «власти земли». Мысли об этом изложены в очерковых циклах писателя «Из деревенского дневника» (1877-1880), «Власть земли» (1882), «Крестьянин и крестьянский груд» (1880). По глубокому убеждению автора, крестьянство «до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушаться ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют все его существование» (V, 115). На примере Ивана Петровича Босых показано, что стоит крестьянину оторваться от земли, как он тут же попадает под власть «прижимки» или алкоголя. Последовательный реалист, Успенский отразил процесс экономического и социального расслоения «общинного» крестьянства. Попавший в беду Иван Босых (от болезни паян обе коровы) терпит беды не от купца или фабриканта, а от своего же родственника-крестьянина, сумевшего скопить деньгу. Суровая правдивость и точность изображения процессов возникновения «деревенских пролетариев» и «кулаков» объективно вскрывали иллюзорность народнических представлений об общине как ячейке будущих социалистических преобразований. Народническая беллетристика того времени (Н.И.Наумов, Н.Н.Златовратский, П.В.Засодимский и др.) часто не могли преодолеть, идеализации народного быта и крестьянской психологии. Н.К.Михайловский, выступая против крайностей идеализация крестьянства, писал в статье «Житейские и художественные драмы» (1879): «Разложение деревни, к которому г. Успенский присматривался с таким глубоким интересом, подробности которого он изучает с такою "невидящею любовью", которое, наконец, подтверждается всеми добросовестными наблюдателями и многими априорными соображениями, это разложение, без сомнения, прикует к себе всеобщее внимание в самом непродолжительном времени»[6]. Сочинения Успенского неоднократно вызывали резкие критические отклики как в либеральной прессе, так и в народнической среде. Творчество писателя-демократа высоко ценилось в редакции «Отечественных записок», возглавляемой после смерти Н.А.Некрасова (1878) М.Е.Салтыковым-Щедриным. «Сколько бы для Вас ни потребовалось места — будет», — писал он Успенскому в декабре 1880 г.[7] Некоторые разногласия оставались в связи с увлечением Успенским идеей «власти земли». «Я до крайности уважаю Вашу литературную деятельность, — писал Салтыков-Щедрин в том же 1880 г., — и мне крайне прискорбно, что могут существовать недоумения»[8]. И все же Успенский остается, как пишет редактор «Отечественных записок» Н.К.Михайловскому 11 (23) сентября 1881 гг., «самым для нас необходимым писателем»[9]. Издание в 1883-1886 гг. первого Собрания сочинений в восьми томах принесло Успенскому чрезвычайную популярность и успех в широких кругах читающей России, и особенно России молодой. Критики того времени ставили его имя рядом с именами Л.Толстого и Н.Щедрина. По свидетельству современников, «молодежь набрасывалась с жадностью на сочинения Успенского и Щедрина, их называли «честнейшими учителями жизни»[10]. В своих художественных исследованиях социальных процессов эпохи 1880-х гг. Успенский сосредоточился на изображении явления, которое народничество того времени стремилось представить как случайное, временное, нехарактерное для России — усиление капитализации страны. Сам писатель некоторое время такие склонен был считать последствия капитализации чем-то непрочным, неясным. Он писал во «Власти земли»: «Иван Петров принадлежит к тому ненужному, непонятному, даже прямо постыдному для такой земли, как Россия, классу деревенских людей — классу, народившемуся в последние двадцать лет, — который волей-неволей приходится называть "деревенским пролетариатом"» (V, 100). Однако, глубоко постигая суть происходящего, Успенский понял и ярко отобразил в своем творчестве капитализм как явление, прочно укоренившееся. В письме к В.М.Соболевскому в сентябре 1887 г, он делился своими новыми творческими замыслами: «...подобно власти земли — то есть условий трудовой народной жизни, ее зла и благообразия, — мне хочется до страсти писать ряд очерков "Власть капитала"... Влияния эти определенны, неотразимы, ощущаются в жизни неминуемыми явлениями»; «ужасность» этих явлений, выражаемых пока только цифрами, «будет понята читателями, когда статистические дроби придут к ним в виде людей, изуродованных и искалеченных» (IX, 438-439). Успенский исторически верно подмечает хищническую сущность капиталистических отношений на тогдашней стадии их развития. Осознавая приход капитана явлением «неминуемым», писатель-реалист нанес серьезный удар по народнической идеологии, продолжавшей твердить о случайном и временном характере капитализма в России. Власть капитала — новый собирательный образ социальной действительности, как всегда, кратко, емко, прочно формулируемый Успенским. И хотя замысел не получил завершения, но и написанного на тему влияния капитала оказывается достаточным для вывода о вкладе писателя в художественную разработку этой актуальнейшей проблемы русской жизни конца XIX в. В произведениях, объединенных автором под заглавием «Живые цифры» (опубликованы в 1888 г. в журнале «Северный вестник»), читателю предлагалось за цифрами официальной статистики, порою поражающими бессмысленностью (например, «четверть лошади» на одну ревизскую душу — VII, 485), увидеть картины повседневной жизни: непосильный труд, сиротство, бедность, полную беззащитность перед «властью капитала». В рассказе «Квитанция» передан «эпизодик с капельной цифрой», согласно которой в Петербурге рождается до 700 детей-сирот, и «в графе "отцы" стоит 0, в графе "матери" — тоже 0, а в итоге написано: итого 700 штук человек» (VII, 498). Пытаясь выяснить подоплеку такой статистики, автор становится свидетелем потрясшей его драмы. Молодая белошвейка тщетно пыталась, показывая квитанцию из воспитательного дома, отыскать сына на станции, откуда отправляли умерших детей, чтобы проститься с ним. Отдать мальчика и воспитательный дом заставила ее нужда и бедность. Да и теперь она спешила, боясь рассердить хозяйку-полковницу. «Думаешь, думаешь над этими ноликами, делаешь разные вычисления, а нежданная слеза возьмет да все и запачкает!» (VII, 505) — пишет автор. В «Дополнении к рассказу "Квитанция"» Успенский приводит документальные подтверждения страшных явлений, когда забитые работой и бедностью женщины вынуждены отдавать своих детей в воспитательные дома, где смертность превышает число приема. «Быть дробью, потерять самое право думать о своем существовании — удел всякого живого существа в строе современной купонной жизни» (VII, 506), — таков скорбный итог авторских размышлений. Ряд очерков писатель хотел назвать «Проступками господина Купона» (IX, 469, 470). Осознавая прочность занятых капитализмом позиций и вскрывая его противоречия, Успенский, однако, не видел исторической прогрессивности буржуазного строя. В то же время он не преодолел всех народнических заблуждений. Так, Салтыков-Щедрин справедливо упрекал его за наивную веру «в чудотворную силу крестьянского банка»[11], будто бы способного остановить дальнейшее разорение народа. По словам В.Г.Короленко, Успенский «с лихорадочной страстностью среди обломков старого... искал материалов для создания новой совести, правил для новой жизни или хотя бы для новых исканий этой жизни»[12]. Так, в рассказе «Выпрямила» (1885) сельский учитель Тяпушкин, затянутый в омут тяжелой, беспросветной жизни, увидел в Лувре древнегреческую статую богини любви Венеры Милосской, и эта встреча преобразила его. Подобные произведения запечатлевают «в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа», «они «животворят, «выпрямляют» и расширяют скомканную человеческую душу» (VII, 249). В рассказе нашла отражение мечта писателя о гармоничном развитии человека под влиянием высоких идей, которые несут с собою люди честного труда, высокого самопожертвования и люди искусства. Вдохновленный новыми мыслями, учитель укрепляется в своем желании «идти в темную массу народа» (VII, 255), способствовать пробуждению в нем чувства собственного достоинства. «Говорящие факты живой действительности» — такими словами определил Г.В.Плеханов (в работе «Наши беллетристы-народники»[13]) своеобразие художественного мастерства Успенского. Писатель как бы и не сочинял вовсе, не прибегал к вымыслу. На первый взгляд казалось, что он просто переносит на бумагу увиденное и услышанное. В действительности эта кажущаяся легкость требовала от автора громадного творческого напряжения и мастерства. И демократический читатель, на которого прежде всего ориентировался Успенский, отвечал ему пониманием и высокой оценкой. Особенностью произведений Успенского является присутствие в них автора в качестве полноправного действующего лица. Мы слышим его голос, он дает характеристику персонажам, делает выводы. Писательский способ освоения действительности — исследование. В «Живых цифрах» автор-герой, например, пишет. «В этой цифровой загадке есть еще много чего-то, что надобно непременно разузнать и расследовать» (VII, 490). Присутствующее в том; же произведении самопризнание — «строго "научный метод", которому я старался следовать в моих наблюдениях» (VII, 492), — характерный, глубоко продуманный прием общения с читателем.. «Расследуя» заинтересовавшие его факты действительности, Успенский как бы избавляет читателя от обобщений и заключений. по поводу прочитанного — они даются самим автором в виде строго обдуманных формул, достигающих замечательной глубины, зрелости, силы. «Растеряевщина», «шиворотная пропаганда», «разорение», «прижимка», «власть земли», «власть капитала», «живые цифры», «господин Купон» — эти изобретенные художником слова-понятия не случайно стали емкими и образными обозначениями характернейших черт современной писателю русской жизни. Точный, меткий, образный, истинно народный язык прозы Успенского передавая его кровную заинтересованность в судьбе своего народа. Мастерское «художественное схватывание характерных черт и типов» отмечал у него И.С.Тургенев[14]. Ведущим в творчестве Успенского был жанр очерка, наиболее соответствующий тем задачам, которые ставил перед собой писатель. Художественное исследование фактов жизни в их многоразличных проявлениях побуждало к объединению очерков, и очерковые циклы — излюбленная форма его произведения. В этом отношении он близок к М.Е.Салтыкову-Щедрину, А.И.Левитову, Н.И.Наумову, С.Каронину-Петропавловскому и другим художникам — исследователям народной жизни. Очерковость повествования и сознательное присутствие автора в тексте делало прозу Успенского публицистичной. «С кем мы имеем дело: с публицистом или беллетристом?»[15] — спрашивал одни из критиков. «И с тем и с другим», — признавали все в этом сочетании художественности и публицистичности справедливо видели своеобразие таланта Успенского[16]. Н.С.Лесков называл его сочинения «беллетристическими очерками»[17]. Творческой манере Успенского свойствен юмор, хотя речь зачастую идет об истинно драматических ситуациях. В «Нравах Растеряевой улицы» грубая откровенность Прошки вызывает смех, но от сознания, что, по словам его собеседника, «этот Прошка — значительная язва будет в скором времени», становится мрачно и жутка. С улыбкой следим мы за наивными протестами Михаила Иваныча в «Разоренье», но за ними открывается полная безысходность и из поправимая жизненная драма. Шутливые интонации возникают в очерке «Живые цифры», однако обыгрываемая на разные лады смешная нелепость статистических подсчетов оборачивается человеческой бедой. По верному замечанию Н.К.Михайловского, чуткого критика и биографа Успенского, на дне каждого рассказа или очерка писателя «лежит глубокая драма»[18]. Читателей в его творчестве и по сию пору привлекают гуманность, способность сострадать, вера в лучшие нравственные качества человека. Революционерка В.Н. Фигнер, в которой Успенский ценил «великое сердце» и которая послужила одним из прототипов в очерке «Выпрямила», отмечала в писателе редкую способность чувствовать чужую боль. Когда в зале суда осужденной объявили приговор о пожизненном заключении в крепости, ей передали записку Успенского, в которой он писал, что завидует ей[19]. Личность Глеба Ивановича вполне выразилась в его сочинениях. Перед нами человек поразительно чуткий, впечатлительный, глубоко искренний, наблюдательный, вдумчивый, любящий. Таким запомнился он современникам, отмечавшим в нем «врожденную доброжелательность ко всякому ближнему», деликатность «душу открытую, всепрощающую», любовь к детям (их у него был» пятеро), доброту, шутливость, удивительную талантливость. Свойственные Успенскому «безразличие к внешним условиям собственной жизни», доброта, излишняя доверчивость порою заставляли считать его «человеком не от мира сего». Он не терпел фальши, всякого рода «кривулек» (его слово), ему приносила страдание людская пошлость и, как написал он однажды, отвращала «интеллигенция, толкущаяся из-за съестных припасов». Его не переставая мучила русская неурядица, нескладица общей жизни. Особенно тяжело давалась писателю постоянная изнуряющая борьба с цензурой, всегда придирчивой к его сочинениям. В обстановке всеобщей реакции 1880-х гг. он все чаще жаловался на «холод в душе». «Изживать русский теперешний век, — так он выразился в одном, из приватных писем, — бесцветно, неинтересно, безвкусно и вообще скучно и неумно» (IX, 356). В 1892 г. его нервная система, время от времени сдававшая, не выдержала, писатель попал в психиатрическую больницу. Он прожил еще десять лет, но уже вне безраздельно любимой им литературы. В письме по поводу избрания его в Общество любителей российской словесности Успенский с удовлетворением отметил, что к книге тянутся «массы нового грядущего читателя» (IX, 138). Г.И. Успенский действительно занял в ряду его чтений одно из постоянных и почетных мест.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|