Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мавзолей В. И. Ленина. Его роль в формировании нового облика

Архитектурные группировки 1920-х годов (АСНОВА, ОСА, АРУ, ВОПРА, МАО). Их теоретические платформы и творческий вклад в развитие советской архитектуры. Лидеры.

АСНОВА (1923 г.) - самостоятельная творческая организация Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА). Лидеры: Н. Ладов­ский, Н. Докучаев и В. Кринский, А. М. Рухлядев, Л. М. Лисицкий, А. В. Бунин, художники А. М. Родченко, Б. Д. Королев, К. Мельников, инженер А. Ф. Лолейт и др. Они называли себя рационалистами, по­скольку стремились на научной основе обосновать восприятие пластических форм архитектуры. Хотя они и считали необходимым синтез технической ра­циональности («экономия труда и мате­риала при создании целесообразного со­оружения») и архитектурной рациональ­ности («экономия психической энергии при восприятии сооружения»), все же во главу угла ставилась формальная сто­рона творчества в связи с психофизиоло­гией человеческого восприятия.

ОСА (1925 г.) - Объе­динение современных архитекторов (ОСА). Лидерами ОСА были А. Веснин, В. Веснин, М. Гинзбург, вокруг которых, группировались молодые архитекторы: М. Барщ, А. Буров, В. Владимиров, И. Леонидов, Г. Орлов и др. С 1926 г. они начали издавать журнал «Современ­ная архитектура», редакторами которо­го были А. Веснин и М. Гинзбург. Чле­нов ОСА называли конструктивистами.

М. Гинзбург был их ведущим теоре­тиком и разработал рабочий метод конструктивистов - так называемый ме­тод функционального проектирования. Цель современной архитектуры, по Гинзбургу, рациональная организация производственно-бытовых процессов.

ОСА критикова­ло АСНОВА за формализм. В то же вре­мя АСНОВА критиковала ОСА за недооценку значения архитектурной формы.

Общее, что объединяло эти органи­зации «новой архитектуры»,- это борьба против эклектики и одновременно отрицание прогрессивного значения класси­ческого наследия для современной архи­тектуры.

АРУ (1928 г.) - из АСНОВА выдели­лась Ассоциация революционных урба­нистов (АРУ) во главе с Н. Ладовским (Д. Ф. Фридман и др.), который ранее других понял, что при ро­сте объемов реального строительства на первое место выходят проблемы градо­строительные. Он и его сподвижники подчеркивали значение динамических планировочных композиций для города, обеспечивающих возможность его орга­нического развития. Однако отрицание традиций зачастую превращало их пла­нировочные структуры в самодавлеющие графические схемы, лишенные ре­альных связей с жизнью, особенно когда речь шла о реконструкции существую­щих городов.

ВОПРА ( 1929 г.) - Всероссийское общество (впоследствии Всесоюзное объединение) пролетарских архитекторов (ВОПРА), Его членами-учредителями были К. Алабян, В. Бабенков, В. Бабуров, А. Власов, А. Заславский, Г. Кочар, М. Мазманян, А. Михайлов, А. Г. Мордвинов, И. Маца, Г. Симонов, А. Мордвинов и др.

Декларировали создание новой пролетарской архитектуры на основе механизации, стандартизации и достижений строительной техники, призванной обслуживать и новый коллективный быт и потребности пролетариата.

Основой своего творческого метода воправцы провозгласили «всесторонний охват архитектуры во взаимосвязи всех ее элементов: социально-экономиче­ских, эмоциональных, идеологических и конструктивно-технических». Они вполне определенно отстаивали архи­тектуру как искусство, утверждая ее гла­венство при создании художественно ор­ганизованного пространства. Важным тезисом их деклараций было утвержде­ние о необходимости овладеть культу­рой прошлого в архитектурном творче­стве-наряду с использованием всех достижений современной науки и техни­ки.

МАО (Моск. арх. об-во) — первое объединение арх. и строителей в России (1867—1932). Определенной творч. программы не существовало. Занималось разработкой научно-теоретич. проблем архитектуры и строит. техники, систематич. изучением др.-рус. архитектуры, охраной и реставрацией арх. памятников, организатор конкурсов, инициатор съезда архитекторов России (1898) и 1-й арх. выставки (1872). Издавало "Записки МАО" (1905—08), "Ежегодник МАО" (1909—16 и 1928—30). Конкурсы МАО (1923—26, 1927) и др. В состав МАО входили М. Быковский (первый представитель), Ф. Шехтель и др.

В начальный период развития совет­ской архитектуры творческие организа­ции «новой архитектуры» сыграли боль­шую положительную роль. Во-первых, они стали центрами поляризации теоре­тических идей и творческих поисков, до этого достаточно хаотичных, что позво­лило выявить основные тенденции, по­нять их и оценить по существу. Во- вторых, они показали большое значение науки для архитектуры. В-третьих, они объективно выявили формообразую­щую роль таких элементов архитектуры как функция, конструкции и материалы, экономика. В-четвертых, они сосредоточили внимание на разработке новых в социальном отношении типов зданий (клубы, детские дошкольные учрежде­ния, фабрики-кухни, новые типы про­изводственных зданий, жилище с эле­ментами обслуживания и т.д.).

 

Мавзолей В. И. Ленина. Его роль в формировании нового облика

Первый (временный деревянный) вариант Мавзолея был открыт 27 января 1924 года возле Сенатской башни Кремля на Красной площади. Первый Мавзолей представлял собой усеченную ступенчатую пирамиду, к которой с двух сторон примыкали Г-образные пристройки с лестницами. Посетители спускались по правой лестнице, обходили саркофаг с трех сторон и выходили по левой лестнице. Через два месяца временный Мавзолей был закрыт и началось строительство нового деревянного Мавзолея, которое продлилось с марта по август 1924 года. Новый Мавзолей представлял собой крупную (высота 9, длина 18 метров) усеченную ступенчатую пирамиду, лестницы теперь были включены в общий объем здания. Для долговечности деревянные детали были покрыты масляный лаком, в результате чего сооружение имело строгий светло-коричневый цвет. Тяги, двери и колонны верхнего портика были сделаны из черного дуба. Деревянная обшивка укреплялась коваными гвоздями с большими фигурными шляпками. Через пять лет началось строительство окончательного, каменного варианта Мавзолея (июль 1929 - октябрь 1930). Каменный Мавзолей в плане практически повторяет деревянный. Посетитель входит через главный вход и спускается по левой лестнице трехметровой ширины (стены облицованы лабрадоритом) в траурный зал. Зал выполнен в форме куба (длина грани 10 метров) со ступенчатым потолком. По периметру зала проходит широкая черная полоса из лабрадорита, на которую поставлены красные порфировые пилястры. Справа от пилястров проходят полосы черного полированного лабрадорита. Между ними проходят зигзагообразные ленты из ярко-красной смальты. Посетители обходят саркофаг с трех сторон по невысокому подиуму, покидают траурный зал, поднимаются по правой лестнице и выходят из Мавзолея через дверь в правой стене. Конструктивно здание выполнено на основе железобетонного каркаса с кирпичным заполнением стен, которые облицованы полированным камнем - мрамором, лабрадоритом, порфиром, гранитом. Длина Мавзолея по фасаду - 24, высота - 12 метров. Верхний портик смещен к Кремлевской стене (в деревянном Мавзолее он был смещен к фасаду). Пирамида Мавзолея состоит из пяти разновысоких уступов (в деревянном Мавзолее их было шесть). На первом уступе в 1945 году была устроена трибуна.

В связи со строительством гранитно­го Мавзолея были проведены работы по реконструкции Красной площади: устроены трибуны из гранита на 10 тыс. чел. (И. Француз). Булыжное по­крытие площади заменили гранитной брусчаткой. Памятник Минину и По­жарскому был перенесен к храму Васи­лия Блаженного и развернут лицом к по­току демонстрации. Произведена пере­планировка братских могил у Кремлев­ской стены. Реставрирована Кремлев­ская стена между Спасской и угловой Арсенальной башнями. Для того чтобы Мавзолей занял самое высокое место и с целью технического усовершенствова­ния была произведена вертикальная планировка всей площади.

56. Основные положения генплана Москвы 1935 года и его влияние на градостроительную практику в стране.

Генеральный план реконструкции Москвы — первый комплексный план реконструкции Москвы, в котором исторически сложившаяся радиально-кольцевая структура города сочеталась с освоением новых районов, созданием кольцевых и радиальных магистралей. Разработан архитекторами В. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым. Утверждён 10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР № 1435 «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Послужил основой для сталинской реконструкции Москвы.

Основные положения Гене­рального плана Москвы были: регулиро­вание численности населения города в соответствии с развитием его промыш­ленности; сохранение исторически сложившейся планировочной структуры го­рода с решительной ее реконструкцией в соответствии с требованиями совре­менного развивающегося транспорта, благоустройства и инженерно-техниче­ского оборудования; коренное решение проблемы водоснабжения; обводнение города и создание вокруг Москвы мощ­ного лесопаркового пояса для оздоро­вления воздушного бассейна столицы; озеленение города за счет развития пар­ковых массивов, создания зеленых клиньев, соединяющих центр с лесопар­ковой зоной, и озеленения жилой за­стройки; осуществление застройки горо­да большими кварталами (9-15 га) с организацией обязательной сети куль­турно-бытового обслуживания населе­ния в составе предприятий торговли, детских дошкольных учреждений, школ, клубов, поликлиник и т. п.

Составление Генерального плана го­рода Москвы, решение ЦК ВКП(б) и СНК СССР по этому плану, проведе­ние обширных работ по его реализации стали мощным фактором развития гра­достроительной мысли и градострои­тельного мастерства советских зодчих. Московский опыт оказал сильное влия­ние на планировку и застройку городов Советского Союза и прежде всего на ре­конструкцию второго крупнейшего го­рода страны-Ленинграда (авторы гене­рального плана Л. Ильин и В. Витман).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...