Неравномерность роста численности населения и неравномерность развития.
Практическая работа № 2 Расчет и анализ демографических показателей Цели работы: -освоить основные демографические понятия; - научиться рассчитывать основные демографические показатели; - осознать основные демографические проблемы в современном обществе; Задачи: - рассчитать коэффициенты рождаемости, смертности, прироста населения, а также другие демографические показатели; Теоретическая часть Исторический подход к изучению народонаселения Земли показывает, что общая численность людей на Земле неуклонно увеличивается. С древнейших исторических эпох до начала прошлого века численность мирового народонаселения колебалась около нескольких сотен миллионов человек, и темпы годового прироста населения составляли 0,1 % в год. Она достигла 1 млрд чел. только в 1830 г. В XVIII – XIX веках ситуация заметно изменилась. Население перешло от состояния медленного роста, перемежающегося спадами, к эпохе взрывоопасного увеличения. Всего через 100 лет после достижения миллиардного уровня его численность удвоилась (1930 г.), при темпах роста 2% в год, а в 1987 г. (т.е. через 57 лет) составила уже 5 млрд.
С 60-х годов темпы роста численности замедлились в среднем с 2% до 1, 65 %, но в абсолютных значениях это не привело к снижению прироста населения, по крайней мере до 2000 г. Пример: при численности населения Земли 3,5 млрд в 1969 г. и годовом приросте 2 % население Земли за год увеличилось на 70 млн человек, а в 1989 г., при численности 5,2 млрд. и годовом приросте 1,8 % население увеличивается за год на 93,6 млн чел.(или 180 чел. в минуту). Это больше, чем когда-либо за всю предыдущую историю человечества.
Эти данные говорят о демографическом взрыве. Демографический взрыв – резкое увеличение народонаселения, связанное с изменением социально-экономических или общеэкологических условий жизни, включая уровень здравоохранения. Можно говорить, что до настоящего момента численность населения менялась по экспоненциальному закону. Но экспоненциальный рост не может продолжаться бесконечно С 2000 г. темпы роста несколько замедлились (1,6 %, или 78 млн чел. ежегодно), но продолжают оставаться очень высокими. Неравномерность роста численности населения и неравномерность развития. Мощный прирост населения происходит в то время как: Половина взрослого населения планеты не умеет ни писать, ни читать; Каждый пятый голодает или недоедает; Каждый четвертый испытывает недостаток в безопасной питьевой воде; Все страны мира могут быть условно разделены на 2 группы в соответствии со среднедушевым распределением ВНП ВНП – средняя величина рыночной стоимости всей произведенной продукции и услуг в год на 1 человека
Почему как в развитых, так и в развивающихся странах при разных темпах роста численности населения и разных уровнях жизни результат один и тот же?, а именно - воздействие на ОС? Простые модели позволяют это объяснить.
Общая деградация окружающей среды и загрязнение зависит от трех факторов- численности населения, среднедушевого потребления ресурсов и способа использования ресурсов. Существует два типа взаимосвязи «население-воздействие на ОС», вызванные людским перенаселением и перепотреблением. 1.Перенаселение возникает там, где: населения больше, чем того позволяют ресурсы, скорость прироста населения превышает скорость экономического роста настолько, что все большее число людей нищает и оказывается не в состоянии произвести или купить достаточно пищи, топлива и других ресурсов. Ключевые факторы, определяющие общее воздействие - численность населения и деградация ОС. 2.Перепотребление проявляется, когда небольшое по численности население использует ресурсы в таких масштабах, что возникает загрязнение, деградация ОС и истощение ресурсов. Ключевые факторы, определяющие общее воздействие – высокая доля использования ресурсов в пересчете на одного человека и высокий уровень загрязнения в пересчете на одного человека. США, имея население 4,8 % от населения мира, производя 21% всех товаров, используя 33% ресурсов мира, оказывают воздействие, равное одной трети от всего оказываемого воздействия на ОС, что в 17 раз превосходит воздействие Индии, имеющей 16% мирового населения. ВЫВОД: если перенаселение в бедных странах ведет к сохранению бедности, то перепотребление в богатых странах ведет к подрыву возможностей обеспечения всей планеты. Практическая часть Демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост), которые обычно рассчитываются на 1000 человек населения, выражаются в промилле. Коэффициент естественного прироста — это разность коэффициентов рождаемости и смертности. Положительное значение этого коэффициента указывает на прирост, а отрицательное — на убыль населения. Для более четкого восприятия названных показателей можно представить их в виде формул: где КР, КС, КЕП — общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно;
Данные показатели называются общими коэффициентами, поскольку они выражают величину демографических процессов относительно всей (общей) численности населения. Значения этих коэффициентов в странах мира дают возможность определять типы воспроизводства населения. Численность населения, помимо факторов естественного движения, изменяют и миграции. При изучении миграций, или механического движения населения также используются количественные показатели. В отличие от показателей естественного движения населения, все они относятся к группе абсолютных и характеризуют размеры миграции. Величину оттока определяют числом выбывших (для перемещений из одной страны в другую — эмигрантов) — Э, притока — числом прибывших (иммигрантов) — И. Разность между количеством прибывших и выбывших за определенный период времени составляет сальдо миграции (СМ): СМ = И – Э. При преобладании иммиграции над эмиграцией сальдо принимает положительные значения, что указывает на миграционный прирост, то есть на увеличение численности населения в ходе миграции. В противоположном случае говорят о миграционной убыли населения. Реальное изменение численности населения за определенный период, например за год, в результате воспроизводства и миграции может быть определено как сумма естественного прироста и сальдо миграции:
ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ,
где ЧН1 — численность населения на начало рассматриваемого периода; ЧН2 — численность населения на конец рассматриваемого периода. Сальдо миграции, как и естественный прирост, может принимать и положительные, и отрицательные значения. Порядок выполнения работы
5. Рассчитать сальдо миграции за год
6. Определить величину годового естественного прироста населения, в промилле
7. Рассчитайте, как изменится численность населения в городе
8. Найдите годовое сальдо миграции
10. Составить задачу, подобную1–9, используя фактические данные о численности населения конкретного региона за определенный временной промежуток, и решить ее, например: Пример. Задача 10. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в (таком-то регионе) за … год родилось …. человек, умерло …. человек, а численность населения на начало года составляла …. человек. Источник информации:… 11. Ответить на контрольные вопросы (по вариантам)
12. Заключение (выводы) к практической работе сформулировать самостоятельно. В заключении указать, где и как, с какой целью проводятся подобные расчеты, связать с целями и задачами курса «Устойчивое развитие». 13. Литературу в отчете укажите ту, которой вы реально пользовались, можно ресурсы Интернет, ссылки оформлять по правилам. Отчет должен содержать следующие разделы: - титульный лист; - цели и задачи; - теоретическую и расчетную (практическую) часть; - таблицу исходных и расчетных данных согласно номеру варианта; - ответы на контрольные вопросы - выводы (заключение) - список реально использованной литературы, оформленный по правилам, включая методические указания к настоящей работе, ресурсы Интернет, и т.д.
Список литературы 1. Борисов В.А. Демография: Учебник для ВУЗов. - М.: NOTA BENE, 1999. – 272 с. 2. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: изд. центр. «МарТ», 2003. – 592 с. 3. Зверева Н.В. Основы демографии. - М.: Высш. шк., 2004. – 374 с. 4. Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. http://www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|