Ракета-носитель «Протон-М»
Модернизированная ракета «Протон-М» имеет большую преемственность с надежным «Протон-К» и обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками.
Ракета-носитель «Протон-М» - модернизированный вариант ракеты-носителя «Протон-К». Обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками.
Первый запуск комплекса “Протон-М”– “Бриз-М” состоялся 7 апреля 2001 года.
Тактико-технические характеристики РН «Протон-М»
Характеристика
| «Протон-М»
|
Состав РН
| 3 ступени
|
Стартовая масса РКН, т
| ~ 702
|
Масса ПН: на опорной орбите (Нкр=200 км, i=51,6°)
на ГПО (коммерческие КА)
на ГСО (федеральные КА)
| ~ 22 т
свыше 6,0 (с РБ «Бриз-М»); 6,6 т (с КВРБ)
до 3,7 т (с РБ «Бриз-М»); до 4,0 т (с КВРБ)
|
Точность выведения на опорную орбиту
| DНп = ± 2 км
DНа = ± 4 км
Di = ± 1,8 угл.мин
DТ = ± 3 с
|
Тип, кол-во и тяга (зем./пуст.) двигателей:
|
- первая ступень
| ЖРД РД-275 (6 шт.), 971,4 тс / 1069,8 тс
|
- вторая ступень
| ЖРД РД-0210 (3 шт.) и РД-0211 (1шт.), - / 237,4 тс
|
- третья ступень
| ЖРД РД-0213 (1 шт.), - / 59,36 тс (маршевый)
ЖРД РД-0214 (1 шт.), - / 3,15 тс (рулевой)
|
Диаметр / длина используемых ГО, м
| 4,35 / 11,6 (РБ “Бриз-М”)
4,35 / 15,255 (РБ “Бриз-М”)
5,10 / 16,371 (РБ “Бриз-М”)
5,10 / 19,65 (КВРБ)
4,35 / 12,65 (низкоорбитальный модуль)
|
Описание ракеты-носителя.
Ракета-носитель «Протон-М» - модернизированный вариант ракеты-носителя «Протон-К». Обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками.
Первый запуск комплекса “Протон-М”– “Бриз-М” состоялся 7 апреля 2001 года.
Применение в составе РН «Протон-М» увеличенных головных обтекателей, в том числе диаметром 5 м, позволяет более чем вдвое увеличить объем для размещения полезного груза. Увеличенный объем головного обтекателя позволяет также использовать на новом носителе ряд перспективных разгонных блоков.
Главная задача модернизации состоит в замене системы управления (СУ). Она была создана еще в 60-е годы, устарела и морально и по элементной базе. Кроме того, производство этой системы было налажено за пределами России.
На модернизированном носителе «Протон-М» установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК). Основные элементы этой системы прошли летные испытания на других носителях и успешно эксплуатируются. Новая система управления «Протона-М» позволяет решить ряд очень актуальных задач:
- улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, что повышает энергетические характеристики РН и уменьшает или даже исключает остатки вредных компонентов;
- обеспечить пространственный маневр на активном участке полета, что расширяет диапазон возможных наклонений опорных орбит;
- упростить состав бортовых электронных систем в связи с передачей вычислительных операций систем опорожнения баков и безопасности носителя на ЦБВК;
- позволить реализовать в полете ограничения по параметру «произведение скоростного напора на угол тангажа (рысканья)», что дает возможность без существенного изменения прочности конструкции РН установить головные обтекатели больших размеров;
- обеспечить оперативный ввод или изменение полетного задания;
- улучшить массовые характеристики РН.
Кроме того, на РН решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней РН.
Эта задача очень актуальна, так как поля падения первой ступени находятся в Республике Казахстан и арендуются Россией. Сокращение размеров полей падения осуществляется путем управляемого спуска ускорителя первой ступени на площадку ограниченных размеров.
Уменьшение размеров полей падения, помимо снижения арендной платы, позволяет облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Кроме того, она падает на землю практически «чистой» – циклограмма работы ЖРД первой ступени «Протона-М» обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков. Таким образом, существенно улучшаются экологические показатели нового российского носителя.
Кроме того, применение в составе ракеты-носителя «Протон-М» разгонного блока «Бриз-М» на компонентах топлива азотный тетраксид и несимметричный диметилгидразин позволяет увеличить массу полезной нагрузки, выводимой на геостационарную орбиту до 3,7 тонны, а на геопереходную более 6,0 тонн.
Ракета-носитель «Рокот»
Ракета-носитель легкого класса «Рокот» создана в соответствии с Распоряжением Правительства РФ на базе снимаемых с вооружения двухступенчатых баллистических ракет РС-18 и предназначена для выведения космических аппаратов массой до 2 т на низкие околоземные орбиты. "Рокот" состоит из 3-х ступеней. Первые две ступени представляют собой блок ускорителей стратегической ракеты РС-18 (СС-19). В качестве третьей ступени используется новый разгонный блок "Бриз-КМ".
Тактико-технические характеристики РН “Рокот”
Характеристика
| «Рокот»
|
Состав РН
| 3 ступени
I и II ст. - на базе блока ускорителей МБР СС-19,
III ст. - РБ “Бриз-КМ”
|
Стартовая масса РКН, т
| 107,5
|
Масса ПН на опорной орбите (Н кр =200 км, i =63 °), кг
| 1950 (с РБ «Бриз-КМ»)
2300 (с РБ «Бриз-КС»)
|
Точность выведения:
|
- по высоте орбиты, %
| ± 1...2
|
- по наклонению, %
| ± 0,03...0,05
|
Тип, количество и тяга (зем./пуст.) двигателей
|
- первая ступень
| ЖРД 15Д95 (3 шт.) + 15Д96 (1 шт.)
188,0 тс / 212,7 тс
|
- вторая ступень
| ЖРД 15Д113 (1 шт.), - / 23,98 тс (маршевый),
ЖРД 15Д114, - / 1,58 тс (рулевой)
|
- третья ступень (РБ “Бриз-КМ”)
| ЖРД С5.98 (1 шт.), - / 2,0 тс (маршевый),
ЖРД 11Д458 (4 шт.) по 40 кгс (двигатели коррекции),
ЖРД 17Д58Э (12 шт.) по 1,3 кгс (двигатели ориентации и стабилизации)
|
Диаметр / длина применяемого ГО, м
| 2,5 x 2,62 / 6,74
|
Дата начала летных испытаний
| май 2000 г.
(3 успешных пуска близких прототипов в период 1990-1994 гг.)
|
Описание ракеты-носителя
Ракета-носитель легкого класса "Рокот", созданная в соответствии с Распоряжением Правительства №925-р, состоит из 3-х ступеней. Первые две ступени представляют собой блок ускорителей стратегической ракеты РС-18 (СС-19). В качестве третьей ступени используется новый разгонный блок "Бриз-КМ". Для носителя разработан головной обтекатель, который позволяет размещать под ним один или несколько космических аппаратов.
На блоках ускорителей установлены высокоэкономичные ЖРД, работающие на азотном тетроксиде (окислитель) и несимметричном диметилгидразине (горючее). Они разработаны в Воронежском КБ Химавтоматики – давнем партнере Центра по работам над ракетной и космической техникой.
Управление полетом первой ступени осуществляется путем отклонения четырех маршевых двигателей. Для управления полетом второй ступени на ней установлен специальный четырехкамерный рулевой двигатель.
Высокие технические характеристики ракеты- носителя "Рокот" во многом обусловлены использованием на ней разгонного блока "Бриз-КМ". Он обеспечивает широкие возможности по выведению космических аппаратов на орбиты с различными высотами и наклонениями. Аппаратура разгонного блока способна с высокой точностью проводить необходимую ориентацию космического аппарата, а также обеспечивать его энергоснабжение при выведении и в ходе орбитального полета продолжительностью до 7 часов. Специальная система позволяет провести отделение КА от разгонного блока с минимальными возмущениями.
В состав РБ "Бриз-КМ" входят отсек двигательных установок (ДУ), топливный, приборный и переходный отсеки, а также адаптер. В состав отсека ДУ входят двигательная установка, топливный отсек и гидросистема. Двигательная установка использует долгохранимые компоненты ракетного топлива (АТ+НДМГ). Она включает маршевый ЖРД, ЖРД коррекции и ЖРД ориентации. Маршевый ЖРД отличается высокой надежностью. Он разработан КБ ХимМаш имени А.М.Исаева и широко используется в космической технике. Это двигатель многократного включения, что позволяет реализовывать различные схемы выведения полезных грузов, включая выведение на одну или несколько различных орбит. Разгонный блок "Бриз-КМ" имеет высокую степень унификации с разгонным блоком "Бриз-М".
Воспользуйтесь поиском по сайту: