Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От аутоэротики к игрушке, от игры к работе

Линия развития «от эгоцентричности к партнерским отношениям».

1. На первой фазе этой линии для младенца характерен эгоистичный, нарциссический взгляд на объектный мир, в котором другие дети либо вооб­ще не фигурируют, либо же воспринимаются как нарушители материнско-детских отношений и соперники в родительской любви.

2. Для второй фазы характерно отношение к другим детям как к нежи­вым объектам, то есть к игрушкам, предметам, которые можно трогать, тол­кать, притягивать или отставлять в зависимости от настроения. При этом от них не предполагается ни положительной, ни отрицательной реакции.

3. Третья фаза линии характеризуется отношением к другим детям как к помощникам в выполнении какой-либо задачи, такой как игра, постройка, разрушение и т.п. Длительность партнерских взаимоотношений определя­ется заданием и вторична по отношению к нему.

4. Только на четвертой фазе другие дети воспринимаются как партнеры и люди в своем собственном праве, которыми ребенок может восхищаться, ко­торых он может бояться, кого он любит или ненавидит, с чьими желаниями он считается и часто признает их справедливыми. Именно на этой стадии ребенок становится способен к дружбе, партнерским взаимоотношениям раз­личных видов и длительности.

От аутоэротики к игрушке, от игры к работе

1. Первая "игра" грудного ребенка — это поиск удовольствия с помощью рта, пальцев, поверхности кожи, визуальных впечатлений и т. д. Удовольствия ищутся либо на собственном теле (аутоэротика), либо на теле матери (во время или после кормления). Оба тела при этом являются равнозначными.

2. "Переходный объект" (Винникотт, 1953 г.) заменяет собой материнское или собственное тело. Обычно это выступающий в роли первой игрушки, наполняемый нарциссическим и объектным либидо мягкий предмет (пеленка или подушка, покрывало или плюшевый медвежонок).

3. С переходного объекта пристрастие начинает самостоятельно смещаться на всю категорию подобных игрушек. Часто это игрушечные звери, открывающие дальнейшие возможности выражения для детской амбивалентности, которые служат символическими объектами, заполненными либидо и агрессией.

4. Постепенно пристрастие к игрушечным зверям отходит на задний план, сохраняя свое значение в основном лишь в качестве помощников для засыпания вечером в постели, когда переходный объект становится посредником при переходе от активного интереса к внешнему миру ко сну благодаря своему двойственному нарциссическому и направленному на объект заполнению. Днем место игровых объектов занимают игровые материалы иного рода, выражающие, в первую очередь, не эмоциональные отношения, а деятельность "Я" и связанные с ней фантазии. Виды деятельности, служащие непосредственному или ограниченному по цели (сублимированному) удовлетворению частных побуждений, можно представить приблизительно в такой хронологии: а) игровой материал, который символизирует отверстия в теле и их функции. Он служит для полного наполнения и полного опорожнения, открывания и закрывания, соединения одного с другим и т. п.; б) подвижные игрушки, используемые для получения мышечного удовольствия, которые можно таскать за собой, толкать, быстро передвигать и т. п.; в) как позитивно, так и негативно приспособленные к амбивалентным стремлениям анально-садистической фазы строительные материалы, с помощью которых можно создавать любые виды строений и разрушать их; г) пригодные для символической передачи мужского и женского поведения игрушки, которые можно использовать самым различным образом: при индивидуальной игре по ролям; в виде фаллического сватовства к эдипальному объекту в эксгибиционистских играх; в эдипальной "семейной" игре в составе детской группы (что, по меньшей мере, в третьей фазе предполагает достижение "путей дружбы"). Во время фаллической фазы выражение мужских стремлений может происходить без непосредственной помощи игрового материала посредством различных видов деятельности "Я" (например занятия гимнастикой и акробатикой), в которых фаллическую потенцию символизируют само детское тело и умелое управление им.

5. Получение удовольствия от самой игры начинает постепенно смещаться на радость от успеха в деятельности. Выражаясь в терминах академической психологии, появляется радость от удовольствия, которое доставляет успешное выполнение задания. Достигается так называемая "деловая зрелость" (Ш. Бюлер, 1945 г.; Л. Данцигер, 1934 г.), которую принято считать предпосылкой для школьной зрелости ребенка.

6. На пути продвижения от игры к работе происходит ряд дальнейших приобретений (перечисленные ниже продвижения в развитии "Я" и овладении побуждениями являются лишь этапами, необходимыми для обретения работоспособности, и не являются определением понятия "работа" в психологическом и социальном значениях): а) ребенок должен научиться использовать игровой материал позитивным и конструктивным образом ради овладения собственными импульсами, сдерживания и их преобразования, а не проявлять к предложенному материалу неограниченную агрессию и деструкцию (разбрасывание, разрушение, сваливание в кучу и т. д.); б) он должен научиться не бояться временного неудовольствия или сложностей, возникающих на пути к заветной цели, чтобы доводить до конца заранее поставленную задачу; в) он должен научиться переходить от принципа удовольствия к принципу реальности, т. е. от непосредственного к ограниченному по цели (сублимированному) удовлетворению побуждений, от сексуализации функций "Я" к нейтрализации инстинктивной энергии. От относительно успешного достижения данных предварительных условий зависит работоспособность индивида в школьном и более зрелом возрасте. В конце этого ряда развития находятся некоторые другие, сохраняющие значение для формирования личности виды деятельности (дневные фантазии, подвижные игры, спорт, хобби), которые, однако, имеют с ним более слабую связь. Дневные фантазии хронологически следуют за игрой, а поэтому, в сущности, являются игрой без игрушек. Проявляющиеся у более маленьких детей во всей полноте лишь на осязаемом игровом материале, у детей старшего возраста и подростков, а часто и у взрослых людей импульсы и желания сопровождают реальные переживания, рождаясь в сознательной деятельности фантазии. Подвижные игры и спорт воплощаются в эдипальной семейной игре внутри детской группы, развиваясь от игры по ролям к символическому и оформившемуся выражению таких жизненно важных действий, как нападение, защита, соревнование и т. п. Участие в них подчинено строгим правилам и поэтому требует от каждого конкретного ребенка довольно высокой приспособленности к внешнему миру, умения пользоваться отказами; на пути от эгоизма к вхождению полноправным членом в человеческое сообщество достигается по меньшей мере третья фаза. В отличие от игрушек или игрового материала, подвижным играм и занятиям спортом самим необходимо соответствующее оснащение. Многое из этого оснащения высоко ценится своими владельцами, поскольку символизирует собой фаллически-агрессивные атрибуты. В соревновании незаменимым средством для достижения цели является ловкость, а также само тело индивида и умение владеть им. Учитывая все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что везение или невезение определенного индивида в этой области зависит вовсе не от одного, а от многих факторов. Врожденными являются необходимые предварительные условия; моторная сноровка, согласованность с группой и умение приспосабливаться к ней, достаточное для удовлетворения тщеславия количество свободной агрессии и т. п. приобретаются в развитии. Некоторые из предварительных условий посредством защиты анальной агрессии или фаллически-эдипальной мужественности естественным образом приводят к возможным нарушениям из-за задержек развития той или иной функции. Хобби находится на полпути между игрой и работой, а поэтому имеет много общего с обеими. Поскольку хобби служит не строгой жизненной необходимости, а поиску удовольствия, сублимированные удовлетворения, которые при этом преследуются, еще близки эротической или агрессивной инстинктивной цели, а затрачиваемая на них энергия состоит одновременно из сексуализированных и нейтрализированных составляющих. Но одновременно с этим хобби являются и разновидностью работы, так как в этой деятельности осуществляется заранее намеченный реальный план, который, благодаря преодолению внешних препятствий и сложностей, доводится до своего логического завершения. Первые хобби обычно появляются в латентный период. Они формируются специальными интеллектуальными запросами и начинаются с увлечения коллекционированием, затем распространяются на всевозможные содержания и сферы деятельности, сохраняясь в той или иной форме на всю дальнейшую жизнь в качестве явления, сопутствующего работе.

Анна Фрейд считала, что линии развития могут помочь в рассмотрении практических вопросов воспитания детей. Мысля в терминах линий разви­тия, можно рассматривать готовность ребенка принять такие события, как рождение брата (сестры), помещение в больницу, поступление в школу и т.п. как прямое отражение уровней его развития по всем линиям, имеющим от­ношение к этому конкретному опыту. Если нужный уровень достигнут, то событие будет конструктивным и приносящим пользу ребенку. Если же уро­вень достигнут не на всех или только на некоторых из требующихся линий, тогда ребенок будет чувствовать себя в ярости и не способным справиться, и никакие усилия со стороны родителей, учителей, медсестер не предотвратят чувства огорчения, несчастное и полной ненужности, которые часто приоб­ретают травматические размеры.

Анна Фрейд возражала как против использования линий развития в качестве чистой метафоры, так и против трактовки их слишком конкрет­но. Она считала, что развитие содержит в себе как прогрессивное, так и регрессивное движение, и провозглашала регресс в качестве одного из прин­ципов нормального развития. В экстремальных ситуациях или в перелом­ные периоды развития любой нормально развивающийся ребенок может проявить черты регрессивного поведения, то есть поведения, характерного для более ранних фаз развития. В течение всего периода роста для ребенка является вполне допустимым периодическое (например, во время болезни, в состоянии волнения или огорчения) возвращение к детским паттернам поведения, потере уже сформировавшегося, казалось бы, контроля, к детс­кому поиску защиты и безопасности в отношениях. Такое регрессивное движение не останавливает пути вперед в целом. Если оно не будет бло­кироваться осуждением окружающих или собственным внутренним подав­лением, свобода передвижения по линиям развития вскоре позволит восста­новить развитие прогрессивное.

Анна Фрейд считала, что сопоставление движения по нескольким лини­ям развития представляет собой тот контекст, в рамках которого можно про­извести оценку эмоциональной зрелости или незрелости ребенка, нормы или патологии развития.

Концепция Анны Фрейд оказала большое влияние на детский психо­анализ. Все дальнейшие исследователи не могли не считаться так или иначе с ее теорией. В результате многолетних поисков современная психоанали­тическая теория рассматривает развитие как сложный процесс, который может быть очерчен рассмотрением линий развития составляющих его пси­хических систем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...