Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура и градостроительство

С конца 4 тыс. до н.э. в истории человечества начинается новый этап – появляются первые цивилизации. В 4-2 тыс. до н.э. на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана создаются государства.

Древнегреческая история делится на несколько основных периодов: крито-микенский период и Темные века (3000-1100 гг. до н.э. – 1100-800 гг. до н.э.), период архаики (800-500 гг. до н.э.), классический период (500-336 гг. до н.э.) и эпоха эллинизма (336-30 гг. до н.э.).

 

Крито-микенский период и Темные века.

Около трех тысячелетий до н.э. древние греки научились плавить бронзу из меди и олова и использовать ее для изготовления орудий труда и оружия. Земледелие стало более производительным, появились излишки продуктов, возникли обмен и ремесла.

Первая великая европейская цивилизация возникла на острове Крит, где к 2000 г. до н.э. существовали развитое хозяйство и торговля. Минойцы знали линейное письмо А.

Большинство поселений и дворцов на Крите погибло около 1450 г. до н.э. в результате извержения вулкана.

Стихийное бедствие не было единственной причиной гибели критской цивилизации: к 1450 г. до н.э. на Крит с материковой части Греции вторглись воинственные племена, которых назвали микенцами (ахейцами). Они занимались торговым обменом, конкурируя с минойцами и постепенно расширяя свои торговые связи в Восточном Средиземноморье. Микенцы переняли у минойцев письменность и приспособили ее для передачи своего языка (линейное письмо Б).

Приблизительно к 1200 г. до н.э. микенский мир начал распадаться. К 1100 г. до н.э. крито-микенская цивилизация исчезла совсем. Историки не располагают письменными источниками периода 1100-800 гг. до н.э., поэтому его называют Темными веками. В этот период у греков было мало контактов с другими народами. В Греции резко сократилось население, произошел упадок в гончарном и ювелирном мастерстве.

 

Период архаики.

В период архаики (VII-VI вв. до н.э.) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Это был период прогресса в литейном производстве, успехов в изготовлении глиняной посуды. В это время возникают центры Коринф, Мегара, Афины.

Развивается торговый обмен – возникает и распространяется монета, появляются привозные рабы. С применением массового труда изменились размер предприятий и объем производства. Предприятия расширились и приняли вид ремесленных мастерских. В VIII-VI вв. до н.э. в Греции возникают города-государства – полисы, самым крупным из которых были Афины. Период архаики характеризуется классовой борьбой.

В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта, создавшего первый в истории Греции письменный свод законов. Драконт ввел публичный суд и смертную казнь даже за мелкие правонарушения.

В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном. Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромисса.

Борьба аристократии и демократии в полисах в VIII-VI вв. до н.э. способствовала выработке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление. Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.). В 508 г. Клисфен ввел в Афинах новую систему управления, названную им демократией.

 

Классический период.

Этот период был очень тяжелым для Греции: в начале V в. до н.э. греческий мир сталкивается с огромной персидской державой и ее союзником на Западе – Карфагеном.

В тяжелейшей войне грекам удалось победить персов, во многом благодаря морской и финансовой реформам Фемистокла. В 483 г. до н.э. греческий народ согласился на устройство крупного военного флота, что потребовало финансовой реформы, положившей начало существованию афинского бюджета. Эта реформа имела важные военные и политические последствия: был создан Делосский союз, и Афины превратились в морскую державу.

После Персидской войны наступило время расцвета (“золотой век”) Афин. В этот период (479-431 гг. до н.э.) благодаря торговле Афины стали очень богатыми.

В это время в Афинах окончательно сложилась демократическая система, выдающимся представителем которой был Перикл (ок. 490-429 гг. до н.э.).

Благополучие и процветание Афин нарушилось с началом Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н.э.). Она велась за господство в Греции между демократическими Афинами и олигархической Спартой.

По требованию победителей спартанцев демократия в Афинах сменилась аристократией. Позднее демократия была восстановлена, но стать общегреческим лидером Афинам больше не удалось.

 

Эпоха эллинизма.

В середине IV в. до н.э. на севере Греции возвысилась Македония во главе с царем Филиппом II. После поражения в битве при Херонее в 338 г. до н.э. греки признали власть Македонии над собой. В 336-323 гг. правил его талантливый сын Филиппа, военный гений Александр Македонский. Его смерть привела к разделу империи между военачальниками и территориальным войнам (до 281 г. до н.э.).

Стремившиеся увеличить свою территорию римляне с III в. до н.э. сначала угрожали греческим колониям в Италии, а затем в результате трех войн и восстания в Македонии в 147-146 гг. до н.э. превратили Македонию и Грецию в провинции своей державы.

В Древней Греции сложилось классическое рабство, где рабы являлись основной производительной силой. В экономике Греции ведущую роль играли ремесло и торговля.

Темпы экономического развития Древней Греции намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю античные государства продемонстрировали превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы и в период расцвета обеспечив демократизацию политического строя и высочайший расцвет культуры, создав недосягаемые и на сегодняшний день ее образцы.

 

 

12. Древнегреческий полис: Спарта.

 

Спарта

 

Согласно «Илиаде», первоначально Спарта являлась одной из 12 ахейских общин Лаконики, подвластных мифическому царю Менелаю. Около XII в. до н.э. во время вторжения дорийцев почти все ахейские поселения, в т.ч., очевидно, и Спарта, были разрушены. Новое, уже дорийское поселение под названием Спарта возникло в X-IX вв. до н.э на берегу р. Эврот. В VIII-VI вв. в ходе длительной борьбы Спарта завоевала соседние области (Мессению и Кинурию) и подчинила местное население (илотов). Илоты обладали некоторыми юридическими правами, сохранил свои навыки и обычаи, но под страхом смерти должно было работать на завоевателей. Они неоднократно восставали (одно из крупнейших восстаний произошло в середине V в. до н.э.).

Племена, которые добровольно подчинялись Спарте, назывались периэками, соседями. Они не имели равных с дорийцами прав, но и не были зависимыми. Чтобы удерживать местные народы в повиновении, дорийцы были вынуждены сохранять военный уклад. Поэтому в Спарте не было частной собственности.

Государственное и социальное устройство Спарты определялось законами Ликурга (легендарного спартанского законодателя IX-VIII вв. до н.э.). С одной стороны, эти законы обеспечивали дисциплину и порядок в обществе, но в то же время – намеренно тормозили его развитие.

Вся земля принадлежала общине, которая отдавала свободным спартиатам (полноправным гражданам Спарты) отдельные участки (клеры) во временное пользование. Сами они не имели права обрабатывать землю (спартиатам с младенчества прививалось презрение к физическому труду); ее обрабатывали прикрепленные к земле илоты. Выращивать разрешалось только ячмень, чечевицу, виноград и оливковые деревья. Илоты были обложены фиксированным оброком, не зависевшим от количества рабочих рук в семье или размера урожая.

Ремеслом могли заниматься только периэки. Их труд был наемным и строго регламентированным. Например, строить дома разрешалось только из дерева и при помощи двух инструментов: топора и пилы. За нарушение запрета ремесленники изгонялись из Спарты.

Внешняя торговля в Спарте была запрещена. Обмен фактически был натуральным. Роль денег выполняли четырехгранные железные прутья, малоценные и громоздкие.

В целях консолидации общества Ликургом были введены сисситии – совместные трапезы свободных спартиатов. Обед проводился военным товариществом из 15-20 человек, служивших в одном подразделении. Готовились они из продуктовых взносов, которые ежемесячно вносились сисситами. В случае войны товарищество сисситии выступало совместно в составе спартанской фаланги.

Военная реформа Ликурга отличалась продуманностью и цельностью. Он разделил армию на лохи (греч. – рота) по 256 воинов и моры (греч. – батальон) по 4 – 8 рот. Фаланга строилась обычно в 8 шеренг и предназначалась для лобового удара. В центре фаланги находился царь с личной гвардией из 300 знатных юношей. Всего армия Спарты насчитывала не более 20-25 тыс. тяжеловооруженных спартиатов и 30 тыс. вспомога-тельных войск из числа легковооруженных периэков. В случае бегства противника спартиатам запрещалось его преследовать. Оборонительному бою воины не обучались, а фаланга могла вести только наступление.

Особое положение в спартанском обществе занимали женщины. В отличие от других полисов, девушки должны были быть образованными, уметь бегать, бросать диск, метать копье и сражаться мечом. В условиях ухода основных вооруженных сил на войну женщины должны были уметь защитить себя от разбойников. Выйдя замуж, они имели право повелевать своими мужьями и подавать на них жалобы в герусию (совет старейшин). Единственное, что запрещалось спартанским женщинам – это не иметь детей. Отсутствие семьи являлось позором для свободного спартиата. Существовал запрет кровосмешения с илотами и рабами. Свободное же население было не велико и не превышало 45 тыс. мужчин и женщин. По приговору геронтов (старейшин) зимой холостые мужчины должны были обнаженными обходить рыночную площадь и петь жалобную песню о том, что они наказаны за нарушение закона. Та женщина, которая испытывала к какому-нибудь из них сострадание, могла заявить о своем желании выйти за него замуж; избранник не мог отказаться.

Узаконения Ликурга касались и частной жизни жителей Спарты. Спартиаты, имевшие трех сыновей, освобождались от несения сторожевой службы, а отец пятерых – от всех существующих повинностей. Браки полагалось заключать без приданого. Мужчинам запрещалось носить одежду неподобающего цвета или размера. В сражение же предписывалось идти в одежде пурпурного цвета; запрещалось надевать доспехи поверженного противника.

Законы Ликурга освящали и деление жизни мужчины на возрастные стадии. Первой стадией жизни мужчины считалось отрочество и юность – период обучения, воспитания самодисциплины; второй – семейную жизнь, посвященную рождению детей; третьей – жизнь государственного деятеля, обладающего отрешенностью от земных страстей; четвертой – состояние философа и отшельника.

Большое внимание Ликург уделил воспитанию детей. Сразу после появления на свет ребенка обмывали вином - по поверью это предохраняло его в будущем от эпилепсии – и относили к геронтам, которые его внимательно осматривали; если старейшины находили ребенка крепким и здоровым, то возвращали отцу, в противном случае – сбрасывали в пропасть.

Воспитание молодежи было коллективным занятием. Детей запрещалось пеленать, до семи лет их одевали в холщовую тунику и кормили грубой пищей. Они не боялись темноты и одиночества, отучались плакать. В семь лет мальчиков объединяли в апелы (греч. – стадо), где те приучались к суровой дисциплине. Они сами добывали себе пропитание, воруя его и илотов. Единственным своим предназначением юноши считали войну. С 12 лет юноши часто принимали участие в криптиях (греч. – таинствах). Эфоры (высшие должностные лица, избираемые народным собранием) посылали их загород с приказом убить как можно больше молодых илотов бронзовым, т.е. тупым, кинжалом.

Политическое устройство Спарты имело много общего с индоиранскими государствами Южной и Передней Азии. Высшим представительным органом была апелла (греч. – народное собрание), куда входили свободные и женатые мужчины старше 30 лет. Она решали вопросы о войне и мире, причем голосование происходило посредством крика. Решение приобретало силу закона, если на заседании присутствовал один из старейшин. Только цари и старейшины имели право высказываться, остальные же – только голосовать.

Судебным и совещательным органом была герусия (греч. – совет старейшин). В нее входило 28 геронтов (старейшин), достигших 60-летнего возраста, и 2 царя. Цари заседали только до 30 лет, геронты - пожизненно. После смерти одного из них апелла выдвигала своих кандидатов.

Однако апелла имела рычаг ограничения привилегий герусии. Раз в год она избирала 5 эфоров (греч. – наблюдатели за звездами, жрецы) от пяти древних дорийских племен, которые имели право не только требовать отчета у любого из геронтов или царей, но и их изгнания.

В Спарте одновременно существовало 2 царя. Один происходил из дорийского рода Эврипонтидов, другой – из ахейского рода Агиадов. Цари имели функции военных вождей и никакой реальной властью не обладали. В случае войны один из них обязательно оставался в Спарте, другому доверялось командование войсками за ее границами.

Таким образом, древняя Спарта являлась государством со смешанной формой правления. Ее основу составляла крепостническая система, опиравшаяся на военную силу общин свободных спартиатов. Позже спартанской знати удалось создать федерацию полисов Южной Греции, получившую название Пелопонесского Союза, сильнейшего в Элладе.

 

 

13. Достижения древнегреческой культуры.

 

В V-IV вв. до н.э. греческая культура стала одной из самых развитых систем древнего мира. Она создавалась, прежде всего, на базе более динамичного способа производства, рационально-организованного хозяйства. Процесс культурного творчества в разных полисах Греции имел свою степень интенсивности, причем был более плодотворным в государствах с демократическим устройством.

Развитию греческой культуры способствовало отсутствие в стране могущественной жреческой организации. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры.

Одним из непременных условий формирования греческой культуры являются особенности ее природного расположения. Дело в том, что они требовали от людей трудолюбия как необходимого условия существования. Помимо того, красота природы в значительной степени породила глубокий эстетизм греческой культуры.

 

Особенности греческой религии и общественные празднества.

Религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и направление художественного творчества. Богатая греческая мифология создала богатый арсенал образов, которые стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей.

Греки представляли богов и героев в образах красивых людей. Для создания системы духовных ценностей древних греков первостепенное значение имело своеобразное понимание природы божества. Греки не воспринимали своих богов (даже самых высших) как всемогущих, что возвышало несколько человека.

Непременной частью религиозного культа в V-IV вв. стали почитания главного божества данного полиса в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. В V в. до н.э. религиозные начала таких празднеств несколько стушевываются, а общественно-политические и идеологические стороны проявляются явственнее и полнее. Все большее внимание уделяется гимнастическим состязаниям и театральным представлениям. Примерами служат празднества Панафинеи в Афинах в честь богини-покровительницы города Афины, Дионисии в честь бога Диониса, Олимпийские празднества в честь верховного бога Зевса и т.д. Самыми значительными из них стали Олимпийские игры.

В V в. до н.э. постепенно возрастает роль театральных представлений, из которых вырос замечательный греческий театр.

 

Греческий театр и литература.

После того, как театр выделился в отдельный вид искусства, появилась площадка для сценического действия. Оно разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В V в. до н.э. на сцену были выведены еще 2 актера, и сценическое действие усложнилось.

Театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест (театр Диониса в Афинах, знаменитый театр в Эпидавре).

V в. до н.э. – время необычайного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила, Софокла и Эврипида, автора бессмертных комедий Аристофана.

Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина (525 –456 гг. до н.э). Ему приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известные – «Персы» (472 г. до. н.э.), «Прикованный Прометей» (470 г. до н.э.), «Орестея» (458 г. до н.э.). Сюжетами трагедий становятся мифы или реальные события. Однако Эсхил переосмысливает общеизвестные сюжеты, наполняет рассказ идеями своего времени.

В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия. Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых дошло только семь. Среди них самыми знаменитыми стали две: «Царь Эдип» (429-425 гг. до н.э.) и «Антигона» (442 г. до н.э.). В них автор говорит о месте человека в обществе и мире. Софокл утверждает идею всемогущества человека.

В творчестве Эврипида с Саламина греческая драма обогатилась новыми достижениями. Наиболее прославленной пьесой является знаменитая «Медея», поставленная в 431 г. до н.э. В его творчестве получила разработку художественная идея об исследовании внутреннего мира человека, бушующих в его душе страстей. Подобная трактовка образов стала художественным открытием Эврипида и оказала огромное влияние на последующие судьбы греческой и мировой литературы. Неудивительно, что сохранилось 18 пьес Эврипида.

Большой популярностью в Древней Греции пользовался жанр комедии. В V в. до н.э. в них стали преобладать политические сюжеты. Политическая комедия достигла своего расцвета в творчестве афинского драматурга Аристофана (445 – 388 гг. до н.э.). Сохранилось 11 комедий, в которых он дает описание самых различных слоев населения, поднимает многие злободневные проблемы афинского общества.

Помимо трагедий и комедий, в Греции создавались образцы прозаических произведений, прекрасными образцами которых стали исторические сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Художественная проза представлена также речами ораторов, особенно Исократа, Демосфена, философскими работами Платона и Аристотеля.

 

Архитектура и искусство.

Высшим достижением греческого градостроительства была разработка концепции регулярного города, т.е. строительство городов по предварительно продуманному плану (это получило название гипподамова города). В соответствии с этим принципом территория города делилась пересекающимися под прямым углом улицами на ряд правильных жилых кварталов. Предусматривалось выделение городского центра, театра, стадиона и гимназии. К городу подводилась вода по специальному водопроводу; нечистоты выводились за пределы города через канализацию. Эти принципы могли быть осуществлены лишь во вновь отстроенных городах, например в Олинфе на Халкидике или в портовом городе Пирее, городе Фурии или в заново отстроенном Милете.

Высоких художественных достижений греки добивались в области архитектуры. Греческое зодчество классического времени развивалось на основе т.н. ордерной системы. Наибольшей полноты она достигла именно в V-IV вв. до н.э. Существовали три основных ордена: дорический, ионический и коринфский. Основой зодческого искусства был храм. Храмы были различных типов в зависимости от количества колонн: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, двойной периптер. Наиболее известными являются храмы Афины-Девы, Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат, 448-432 гг. до н.э.), Зевса в Олимпии (архитектор Либон, 465-456 гг. до н.э.).

 

 

14. Мифология Древней Греции.

 

Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаичного, периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменилось вместе с развитием общества.

При рассмотрении греческой мифологии в пределах каждого отдельного мифа прослеживаются разновременные рудименты, т.е. остатки прежних эпох, которые сочетаются и с новыми ферментами. К примеру, в мифе о рождении Афины-Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою беременную супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и каннибализма, предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского индивидуализма над женским и символику мудрости верховного божества.

Огромное количество рудиментов имеет метаморфозный характер: Зевс вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя. К иконографическим рудиментам, т.е. присущие внешнему виду определенного мифологического персонажа, относятся совиные глаза у Афины, коровьи у Геры. Мифологическому образу сопутствуют функциональные рудименты: трезубец Зевса, лук и стрелы Аполлона.

В греческой мифологии существуют мифологические комплексы. 1) Комплекс интерполяции. Например, демоны, живущие в подземно мире; сатиры. 2) Комплекс компиляций. Например, олимпийская семья богов, образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатских божеств. 3) Полярный комплекс: например, самый «светлый» бог Зевс выступает в брак с самой «темной» богиней Персефоной.

В греческой мифологии выделяют несколько периодов. Доолимпийский период развития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал себя беззащитным перед силами природы. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и всему дарующая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую силу. Таковы титаны, циклопы, многоголовый змей Тифон, пес Кербер (Цербер), богини Эринии, лернейская гидра.

Олимпийский период связан с переходом к патриархату. В это время появляется новый вид мифологического персонажа – знаменитого древнегреческого героя, победителя чудовищ и основателя государств. Бог Аполлон побеждает змея Тифона, герой Кадил убивает дракона и на месте победы основывает город Фивы, Персей побеждает страшное хтоническое чудовище Медузу, один взгляд которой превращал людей в камни, Беллерофонт избавляет людей от Химеры, а Мелеагр – от Калидонского вепря. Геракл, сын Зевса, совершает свои 12 подвигов и дарует людям мир.

Героический период представлен двумя этическими произведениями, лежащими в основе современной европейской литературы – «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера. В них ярко описаны подвиги героев, совершенные во время многолетней войны между ахейцами-греками и жителями города Трои, стоявшего на азиатском побережье пролива Геллеспонт. Герои в мифологии позднего героизма заметно смелеют, их свободное обращение с богами растет. Царь Тантал, сын Зевса, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям. Для этого периода также характерны мифы о родовом проклятии.

Мифологические воззрения древнего мира продолжали развиваться и изменяться. Приход христианства положил конец почитанию божеств, однако древнегреческие мифы, образы древних божеств и рассказы о них до сих пор привлекают наше внимание.

 

 

15. Завоевания Александра Македонского и их исторические последствия.

 

В 357 г. до н.э. начинается вторая Союзническая (Священная) война, в которой Афины (Морской союз) терпят поражение от Спарты (Пелопонесского союза). В это время идет локальная война в Македонии; в 359 г. в ней в результате дворцового переворота к власти приходит Филипп II, гениальный дипломат и военачальник. Он проводит ряд важных реформ, способствовавших усилению роли Македонии (создал регулярное войско и сильный флот, реорганизовал конницу, создал македонскую фалангу (состоящую из 16-20 тыс. профессиональных воинов); ввел единую монетную систему и начал выпуск золотой монеты).

Действуя дипломатическими методами, Филипп II уступает Афинам территорию Амфиболию, подкупает интеллигенцию полисов, улаживает отношения с Персией. В греческом обществе формируются профилипповские настроения. Тогда Филипп II переходит к военным действия: в 357 г. до н.э. он завоевывает Фракию, в 352 г до н.э. – Фессалию и Фермопилы и порывается в центральную Грецию; в 348 г. до н.э. заключает официальный мир с Персией; в 340 г. – осаждает Византий.

В это время в Греции формируются две партии – одна (во главе с Платоном) выступает за то, что бы Филипп I возглавил греческие полисы, другая – против этого. Борьбу против Македонии возглавляют Афины. В 338 г. до н.э. в результате битвы при Херонее (в которой отличился его сын Александр) Филипп II разбивает греческие войска; его признают гегемоном Греции.

В 338 г. до н.э. Филипп I созывает всегреческий конгресс в Коринфе, на котором все полисы подписывают мирный договор. Далее начинается подготовка к войне против Персии. Но в 336 г. до н.э. в результате дворцового заговора Филипп II был убит, вскоре к власти пришел Александр (356 - 323 гг. до н.э.). Он не приемлет дипломатические принципы отца; начинает открытую войну с полисами. В 355 г. до н.э. А. Македонский переходит в Северную Грецию и усмиряет восставшие города. В связи с возникшей необходимостью в новых рынках в 334 г. до н.э. он переправляется в Малую Азию и начинает войну с Персией (также преследуя цель соединения Греции с Азией). Это ознаменовало начало эпохи эллинизма (продлившейся до 30 г. до н.э.).

Персидская армия численно значительно превосходила македонскую. Однако сравнительная малочисленность македонских войск возмещалась их высокими боевыми качествами и технической оснащенностью. В мае 334 г. до н.э. войска Александра разбили персов в битве при р. Гранике, вскоре заняв всю Малую Азию. Греческие города на захваченной территории объявлялись свободными и автономными, из них изгонялись проперсидские олигархи. В 333 при р. Иссе были разбиты войска персидского царя Дария III, начинается движение в Финикию; вскоре Александр завоевал все восточное побережье Средиземноморья, что обеспечило ему господство на море и обезопасило коммуникации. В 332-331 гг. до н.э. Александр завоевывает Египет, египетские жрецы официально признают его сыном бога Амона и фараоном. Вскоре Александр возвращается на Ближний Восток, завоевывает Месопотамию (битва при Гавгамелах), а позже – все четыре столицы Персии. Дарий III бежал и в 330 г. до н.э. был убит одним из своих слуг.

Гибель персидского царя дала Александру основание объявить себя его «законным» преемником. Из «эллина-освободителя» он превращается в восточного монарха, главу огромной греко-македоно-персидской державы. Привлечение в армию и администрацию представителей местной знати восточных стран положило начало политике сближения греко-македонской знати со знатью завоеванных стран, целью которой было расширение социальной базы монархии Александра. Это вызвало недовольство греко-македонского окружения и привело к ряду заговоров против Александра, которые подавлялись им с большой жестокостью.

Продолжая поход на Восток, Александр в 330 г. занял центральную часть Иранского нагорья и вскоре вторгся в Среднюю Азию. Для закрепления своего господства он интенсивно основывал города-крепости, получившие название – Александрии (всего их было основано около 70). Далее Александр намеривался усилить наступление на Индию, но встретил открытое сопротивление своего войска, утомленного походами и изнуренного болезнями (более того, большинство воинов было навербовано из завоеванных областей). В 326 г. он был вынужден отдать приказ о возвращении.

Столицей государства Александр сделал Вавилон, где в разгар приготовлений к новым походам он в июне 323 г. до н.э. умер (возможно, он был отправлен). Огромная держава, созданная в результате завоеваний Александра, простиралась от Дуная до Инда и была самым крупным государством древнего мира. Однако лишенная прочной внутренней связи, она распалась после смерти своего создателя.

Победы македонской армии под командованием Александра составляют вершину военного искусства Древней Греции. Для стратегии Александра характерны: всестороннее глубокое изучение страны и армии противника, забота об устойчивости тыла и коммуникации, стремление к разгрому главных сил противника, настойчивость и последовательность в осуществлении стратегического замысла. В области тактики Александр реализовывал боевые возможности своих войск и умело использовал слабые стороны войск противника. Основу боевого порядка армии составляла фаланга тяжелой пехоты; на одном из флангов размещалась тяжелая конница, наносившая главный удар; на другом фланге располагалась остальная конница и легкая пехота.

Античные авторы по-разному оценивали личность и деятельность Александра; его успехи объясняли военным гением или удачей. Для раннего эллинизма характерна героизация личности Александра и рассмотрение его деятельности как «деяний», совершенных ради освобождения греческих городов и отмщения персам за разорение Греции. Оппозиционная Александру литература древности оценивала его как жестокого завоевателя, принесшего народам порабощение и угнетение.

 

 

16. Культура эллинизма.

 

В эпоху Эллинизма произошел величайший переворот в познании человеком окружающего его мира – впервые собственно научные знания отделились от философии. Новым в эллинистическую эпоху (Э.П.) был масштаб интеллектуальной деятельности и оказываемой ей поддержки. С расширением книжной культуры стали возможны систематические исследования и интерпретация достижений прошлого.

 

Религия и философия.

Приход Э.П. был особенно заметен в области религиозных культов. Помимо традиционного олимпийского пантеона греки стремились присвоить себе и обнаруженные ими на Востоке божества, отождествляя их со знакомыми греческими богами (так, например, египетская богиня Исида была преобразована в Деметру). При этом необходимо отметить, что все эллинизированные восточные религиозные культы носили мистический характер.

Немало новых приверженцев в Э.П. приобрел иудаизм. Стремление к универсализму религии проявилось в строительстве так называемых пантеонов – храмов, посвященных всем богам сразу (например, Пантеон в Александрии). Элементом, связывающим все эллинистические группы, был культ царствующих особ. Новым шагом было почитание царской семьи как «богов-добродетелей», распространение астрологии, веры в гороскопы, гадания и т.д.

Личность выходила на передний план не только в религии, но и в философии. В ней преобладала эллинистическая проблематика. Отправной точкой всех суждений являлось признание человеческого счастья наивысшим благом. Ответы на вопросы: в чем сущность счастья? как его достичь? – искали на рубеже IV - III вв. до н.э. 2 школы: стоическая и эпикурейская.

Стоическая была основана Зеноном из Кития. Стоики считали добродетель высшим благом, верили в возможность создания идеального «всемирного государства», основанного на равенстве людей. Путь к счастью каждого – в гармонии с природой, бесстрастности.

Эпикурейцы (школа основана Эпикуром) в добродетели – в отличие от стоиков – видели средство к достижению счастья, которое заключалось, по их мнению, в отсутствии страданий. Главным препятствием на пути к счастью Эпикур считал страх перед смертью.

Стоической и эпикурейской школам уступала скептическая школа (основатель Элид Пиррон), которая учила, что все вещи абсолютно непознаваемы, поэтому мудрее всего воздерживаться от суждений.

 

Точные и естественные науки.

Главным прибежищем этих наук стала в III – II вв. до н.э. школа Аристотеля, где практиковали эмпирические методы исследования. Основываясь на них, Феофаст изучал сочинения старых философов, Менон – медицинскую литературу, Эвдем – историю математики, Гераклид из Гераклии – солнце и планеты вокруг Земли.

В 283 г. до н.э. в Александрии был основан научный центр Мусейдон, в котором была построена библиотека. Здесь вели свою деятельность множество ученых-математиков (например, Эвклид), астрономов, географов, филологов, физиков.

Во второй половине III в. до н.э. в Сиракузах работал Архимед, особой популярностью которого пользовались сочинения «О квадратуре параболы», «О плавающих телах», «О методе». Он стал основоположником гидростатики, теоретической механики, кроме того, занимался геометрией, астрономией и т.д. Большой вклад в геометрию внес Аполлоний из Перги (III – II вв. до н.э.).

Географические представления расширились благодаря походам Александра, путешествию Пифея из Массилии вдоль берегов Европы вплоть до Балтийского моря (а дальше до устья Эльбы). Затем снаряжались военные экспедиции, позволившие освоить берега красного моря, Эфиопию.

Основоположником физической и математической географии считается Эратосфен, который составил подробное описание ойкумены (т.е. населенного мира). Отдельные участки земли были описаны другими исследователями (например, Псевдо-Скимном Черное море).

Обогащение географических знаний не было бы возможно без серьезных успехов астрономии. Был улучшен календарь, система времясчисления. Аристарх Самосский предположил, что все планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг Солнца, а не вокруг Земли. Но это предположение встретило серьезные возражения. В области изучения географии известны также имена Силевка, Конона, Досифея, Гиппарха из Никеи Вифинской.

Совершенствовалась техника, особенно военная; была изобретена водяная мельница, катапульта. Совершенствовались и средства связи: появились прообразы телеграфа.

Заметный прогресс коснулся и медицины, здесь выделялись Герофил и Эрасистрат. Главное открытие первого касалось нервной системы, анатомии мозга. Эрасистрат славился как хирург, хотя рекомендовал лечиться только травами. Он вел также наблюдение за сердцем.

Филин Косский, основатель эмпирической школы отвергал изучение причин болезней, считая их непознаваемыми.

Многие открытия и знания, однако, оказались забыты, и в дальнейшем их пришлось восстанавливать.

 

Философия.

Возникла в III в. до н.э. – в Александрии, ее развитие связано с именами Зенодота Эфесского, Эратосфена, Аристофана из Византии, Каллимена из Кирены.

Зенодот занимался критическим изданием текстов Гомера, основанных на сопоставлении многочисленных вариантов его поэм. Аристах усовершенствовал это издание.

Каллимах составил обширный каталог греческих писателей и их произведений, состоявший из 120 томов.

Во II в. до н.э. цари из династии Атталидов основали в Пергаме библиотеку. Школа при ней получила название пергамской. Представитель в философии – Кратет Малльский. Пергамская школа занималась в основном прозой, особенно ораторством.

 

Ораторское искусство

К сожалению, не много памятников ораторского искусства сохранилось. Однако уже из того, что дошло до наших дней, мы можем понять, что в ораторском искусстве было 2 направления: «азианизм», которому соответствовал вычурный, напыщенный стиль (его представителем был Гегесий); аттический, взвешенный, рациональный, который взял за образец речи афинских ораторов IV в. до н.э. (Горгий и Поликрат Афинский, Гермесианакт, Псевдо-Лептина).

 

Историография

Историография эллинистического периода – это, прежде всего беллетристика, озабоченная красотой языка, занимательностью повествования. Поэтому иногда повествование переплетается с явным вымыслом автора. Предста

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...