Территория Российской Федерации и конституционно-правовое закрепление ее целостности. Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Уполномоченный по правам человека, его функции и задачи Правовая основа для конституционной регламентации института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была создана Декларацией прав и свобод гражданина РФ от 22 ноября 1991 г., которая провозгласила, что парламентский уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет и подотчетен ему. Статья 103 Конституции РФ (п. "Д") предусматривает, что назначение и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего на основании федерального закона, относится к компетенции Думы. Цель учреждения настоящей должности — создание дополнительной гарантии против нарушения гражданских прав граждан должностными лицами. Институт уполномоченного призван внести достойный вклад в цивилизованные формы защиты прав и свобод граждан. Проблемы, стоящие перед уполномоченным по правам человека: неконструктивность российского общества, многонациональный характер страны, ее масштабы, обширные зоны национальных и социальных конфликтов, низкий уровень управленческой морали и квалификации. Уполномоченный по правам человека действует на основании Федерального закона от 26 февраля 1997 г., подробно регламентирующего его деятельность, направленную на защиту прав и свобод граждан. В системе многочисленных способов их защиты, предусмотренных Конституцией, роль уполномоченного по правам человека может и должна стать гарантом улучшения качества работы администрации. Уполномоченный по правам человека в состоянии разрешать те жалобы, которые ввиду кажущейся иногда их незначительности могут быть оставлены без внимания при обращении граждан к административным или даже судебным формам контроля. А ошибки, медлительность, грубость государственных служащих порождают недовольство в обществе и могут нанести обществу серьезный вред. Не допустить причинения этого вреда обществу — важная задача уполномоченного по правам человека.
Мы можем с уверенностью сказать, что уполномоченный по правам человека в будущем станет истинно народным защитником, важным инструментом защиты гражданских прав и свобод в Российской Федерации, а в настоящее время его деятельность только разворачивается и обобщать выводы еще рано. Территория Российской Федерации и конституционно-правовое закрепление ее целостности. Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации Согласно ст. 67 Конституции РФ территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяются суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы федерального суверенитета, т.е. поле действия федерального законодательства. В конституционном праве России есть понятия "территория Российской Федерации" и "территория субъекта Федерации". Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. III ст. 67 Конституции РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике, имеет высоту до 100 км.
Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие государственной территории до технически доступной глубины.К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в отношении них свои суверенные права и юрисдикции, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. II ст. 67 Конституции РФ). Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Исключительная экономическая зона — это морское пространство шириной до 200 миль от берега. Охрана территории континентального шельфа и исключительной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целостность Федерации и ее субъектов. Режим границы Российской Федерации установлен Законом РФ о Государственных границах Российской Федерации от 1 апреля 1993 г., а также рядом других нормативных актов и международных договоров с сопредельными государствами. Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации: 1. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства Российской Федерации. Это выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования, но и соответствующие административно-территориальные единицы. 2. Принцип свободного регионального развития субъектов Российской Федерации. Он находит свое выражение в ст. 72, 73, 76, 77 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с указанными статьями Основного закона РФ субъекты Российской Федерации совместно с общефедеральными органами решают широкий круг вопросов, вне пределов ведения Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, вне полномочий Федерального Собрания РФ и других общефедеральных органов осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливают самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, свою систему государственной власти. 3. Принцип равноправия и самоопределения народов лежит в основе одного из способов построения Российской Федерации — национального. Равноправие народов представлено в различных формах национальной государственности — автономных округах, автономной области, республиках, в которые на основе волеизъявления самоопределился тот или иной народ. В соответствии с Конституцией РФ они объявляются равноправными субъектами Российской Федерации. Равноправие народов означает также свободное функционирование национального языка. Как записано в Конституции РФ, "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка". Идея равноправия народов пронизывает все содержание ст. 29 Конституции РФ, согласно которой не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая национальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального превосходства. 4. Принцип равноправия тождественных субъектов Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации говорится о равноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, областям, автономным округам. Указанный принцип относится не только к однопорядковым субъектам Российской Федерации, но и является выражением равноправия регионов и соответствующих народов, избравших ту или иную форму своей национальной государственности. 5. Принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|