Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Согласны ли вы с этими суждениями?




Свою позицию обоснуйте.

• Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

• Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной.

• Разновидностью горизонтальной мобильности служит индивидуальная мобильность.

• Общественное мнение — совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью.

• Членство в сословии определялось наследством.

• Классы и касты не имели государственных отличительных знаков.

• Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

 

163.

Ниже приведены термины, которые относятся к самым разным сферам жизнедеятельности общества. Вам надо выбрать только те из них, которые так или иначе относятся к социальному контролю. С некоторыми терминами это сделать будет легко, а с другими сложно. Вот почему вам надо аргументировать выбор в каждом случае, ведь он — форма контроля собственной логики мышления. Итак, выбирайте и аргументируйте:

донос _____________________________

довод _____________________________

дозор _____________________________

приказ

долговое отделение

долговое обязательство

досмотр

доверенность

 

164. Согласны ли вы с этими суждениями?

Свою позицию обоснуйте.

• Титулы — установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус.

• Смена одного статуса на другой означает переход человека из одной социальной группы в другую.

• Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

 

165. Внимательно познакомьтесь с текстом

«Традиционная многопоколенная патриархальная семья поставляла обществу, во-первых, многочисленную рабочую силу (высокая рождаемость), во-вторых, дешевую рабочую силу (малоквалифицированную и непритязательную).

Три крупных процесса привели к разрушению старой и возникновению новой, нуклеарной семьи: промышленная революция, предоставившая работу обоим родителям, феминистское движение, освободившее женщин от домашнего рабства и вытолкнувшее их в производство, политику, образование, освободившие женщину из-под диктата мужа, молодежное движение, эмансипировавшее молодежь от диктата старших. Патриархальная семья, базировавшаяся на трех китах — натуральное хозяйство (значит, работа не выходя за ограду деревни), главенство мужчин над женщинами, главенство старших над младшими.

Нуклеарная семья дала обществу малочисленную, но квалифицированную рабочую силу. Сократилось число детей в семье, т. к. воспитывать — нет бабушек, растить — значит не работать (опять сидя дома), дать высокое образование многим дорого, одному-двум — вполне по силам двум работающим родителям. Уменьшилось количество, но увеличилась ценность ребенка. Родители больше от него ожидают и больше в него инвестируют. Воспитывающие активные, достигающие индивиды. Значит, у них выше уровень притязаний, поэтому они не индивиды, а личности. Отсюда вертикальная мобильность, активизация политических процессов, рост социальных движений протеста, тяга к образованию, бизнесу».

• Переход от какого типа общества к какому здесь описан?

• Что вы могли бы добавить к этому описанию?

 

166. Классики науки

Если много сходств между Марксом и Мальтусом — это методология прогноза. Оба они, опираясь на закономерности и ситуацию раннего капитализма, пытались предсказать, что станет с обществом потом, на зрелых стадиях. И оба ошиблись. Маркс считал, что будет расти отрицание пролетариата, усилится классовая борьба, рабочие потянутся к социализму. Вышло все наоборот.

Мальтус (1766—1834) — демограф и социальный реформатор, священник — предположил, что существует тесная связь между ростом населения и обеспеченностью его пищей. Наблюдая в конце XVIII в. высокий уровень рождаемости в Англии, он предсказал, что вскоре число людей превысит продовольственные запасы планеты и людям грозит голод. Он считал: население растет в геометрической прогрессии, удваиваясь каждые 25 лет. Сельскохозяйственная продукция растет в арифметической прогрессии, каждые 25 лет прибавляется постоянный объем новой продукции.

По его расчетам, через 500 лет население будет составлять 1 млрд чел., а сельскохозяйственной продукции будет больше, чем сейчас, в 20 раз, за это время население вырастет с 1 млн до 1 млрд. Население вырастет в 1 млн раз, а продукция в 20 раз. Для пресечения этого процесса Мальтус рекомендовал поздние браки, войны, увеличение смертей. Он не учел, что новые технологии позволят сельскому хозяйству расти гораздо быстрее, чем он предсказал. Не предвидел он и другого: брачные пары без всякого вмешательства ограничат число рождений. Правда, планировать семью будет главным образом средний класс, существование которого отрицал Маркс, а не бедняки, увеличение числа которых предсказал он.

По существу, Маркс и Мальтус совпали: неудержимый рост населения — удел бедных, их, по Марксу, должно стать все больше. Если бы это было в XX в., то сбылся бы прогноз Маркса и Мальтуса. Оба они не предвидели роста благосостояния народа, а это качество изменило весь мир и разрушило оба прогноза. Уровень рождаемости упал в Англии только после широкомасштабной индустриализации и урбанизации, улучшении санитарии, здравоохранения. Почему?

Хотя есть сходство у Маркса и Мальтуса, первый критиковал второго. Почему?

 

Кто такие?

• профессионалы

• зажиточные

• «старые богатые»

• «новые богатые»

• наследники

• миллионеры

• мультимиллионеры

• угнетаемые

 

168. Практикум

Известно, что психолог изучает психологические отношения, а социолог — социальные. Есть еще социальный психолог, который изучает социально-психологические отношения. Как их не перепутать и точно знать, где какие отношения?

Изобразим отношение в виде линии с двумя точками по концам или представим себе, что перед нами железная дорога с двумя конечными станциями.

Если на концах линии находятся два человека, то это психологическое отношение

 

 

Если на концах линии находятся два статуса, то это социальные отношения

 

 

Если на концах линии расположены две роли, то это социально-психологическое отношение

 

 

Вы еще не знаете, что за человек стоит перед вами, но уже относитесь к нему настороженно. Ибо он — милиционер, пьяный, бомж и т. п. Это социальное отношение. Оно не зависит от личных качеств другого человека или ваших собственных.

Вы не обращаете внимание на статус милиционера, пьяного или бомжа и относитесь к ним приветливо. Это психологическое отношение. На первом месте стоят личные качества другого человека либо ваши собственные.

Вы знаете этого человека благодаря частому взаимодействию с ним. Хорошие знания его статуса и личных качеств соединились в одно целое — социальную роль. Она обнаружилась только в ваших частых контактах (ведь роль — динамическая характеристика статуса). Бомжи давно ночуют в вашем подъезде и не наносят никакого вреда. Милиционер иногда выручал вас в трудную минуту, а пьяница оказался вашим соседом.

А теперь изобразите и объясните:

• экономические отношения

• политические отношения

 

169.

Докажите или опровергните следующие утверждения:

1. Мотивы вступления в брак во многом определяют характер будущего супружества.

2. Часто молодожены переносят на семью стереотипы своих родителей.

3. В отношениях с супругом жена чаще прислушивается советов родителей, чем муж.

4. Большинство невест и женихов из сельской местности вступают в брак с партнерами из села.

5. Женщины-горожанки чаще выходят замуж за выходцев из села, нежели мужчины-горожане женятся на невестах из села.

 

170. Кто такие

• «новые русские»

• цыгане

• богословы

• «новые бедные»

• убогие

• охранники

 

171. Объясните, почему

• Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность вы не выбираете.

• Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими.

• Нельзя запретить разводы, как нельзя запретить увольнения с предприятия.

• Бедные не являются экономически самостоятельной категорией.

 

172. Стимульный материал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...