Анализ рентабельности деятельности ОАО «Виктория»
Для оценки эффективности деятельности предприятия рассчитаем рентабельность деятельности ОАО «Виктория» за 2001, 2002, 2003 годы и проведем анализ полученных показателей. Для расчета показателей рентабельности используем данные бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках. Таблица 2.1 Исходные данные для расчета показателей рентабельности, тыс.руб
Используя данные таблицы 2.1, рассчитаем рентабельность активов, собственного капитала, продаж и производственной деятельности Для расчета рентабельности активов (Ракт.) используем формулу, которая раскрывает связь между рентабельностью фондов (производственных активов), рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателем оборота производственных фондов). Ракт = ЧП/ средняя стоимость активов * 100, Где ЧП – чистая прибыль от всех видов деятельности В 2001 году рентабельность активов составила: Ракт. = 13732/67496 * 100 = 20,3% В 2002г Ракт = 11790/76784 * 100 = 15,4%
В 2003 году Ракт = 6044/75619 * 100 = 8,0% Рентабельность фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота текущих активов; чем ниже затраты на рубль продукции. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок, или интегральному методу оценки факторных влияний. Как видно из расчета, рентабельность фондов снизилась в 2002 году на 4,9% по отношению к 2001 году, и на 7,4% в 2003 году по отношению к 2002 году. В целом за анализируемый период рентабельность снизилась на 12,3%. Влияние факторов, оказавших воздействие на изменение уровня рентабельности, определяется из следующих расчетов: 1). Снижение доли прибыли на рубль реализованной продукции (см. табл.2.1) привело к снижению уровня рентабельности на 5,4 пункта в 2002 году и 7,3 пункта в 2003 году: 14,9 - 20,3 = - 5,4, где 14,9 = прибыль 2002г/ коэффициент фондоемкости 2001 г + коэффициент закрепления оборотных средств 10: (23+44)*100 = 14,9 8,1- 15,4 = -7,3, где 8,1 = 5:(22+40)*100 2) Снижение фондоемкости, т.е. увеличение фондоотдачи основных производственных фондов привело к росту рентабельности на 0,2 пункта в 2002 году и 0,5 в 2003 году: 15,1 – 14,9 = 0,2, где 15,1 = прибыль на 1 рубль реализованной продукции/ коэффициент фондоемкости отчетного года + коэффициент закрепления оборотных средств базисного года 10: (22+44)*100 = 15,1 8,6 – 8,1 = 0,5, где 8,6 = 5: (18+40)*100 3) Снижение коэффициента закрепления материальных оборотных средств, то есть ускорение их оборачиваемости, привело к увеличению рентабельности в 2002 году на 0,3 пункта. В 2003 году коэффициент закрепления оборотных средств сохранился на уровне 2002 года, что привело к снижению рентабельности на 0,6. 15,4-15,1= 0,3 8-8,6= - 0,6 Таким образом, общее снижение рентабельности по факторам составляет 4,9% в 2002 году (0,2+0,3-15,4) и 7,4% в 2003 году (0,5-7,3-0,6), что соответствует общему изменению рентабельности активов. Важной характеристикой использования собственных средств предприятия считается рентабельность собственного капитала (Ркап). Она показывает, сколько единиц прибыли от обычных видов деятельности приходится на единицу собственного капитала.
Ркап. = ЧП/средняя стоимость собственного капитала; В 2001 году Ркап = 13732/54342 * 100 =25,3%; В 2002 году Ркап = 11790/62948 * 100 = 18,7%; В 2003 году Ркап = 6044/67953 * 100 = 8,9% Как видно из расчета, рентабельность собственного капитала в 2002 году снизилась на 6,6% по отношению к 2001 году и на 9,8% в 2003 году по сравнению с 2002 годом. В целом снижение уровня рентабельности за анализируемый период связано с уменьшением прибыли и составляет 16,4%. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) (Рп) – это один из основных показателей который отражает доходность вложения средств в основное производство. Ее определяют по данным формы 2 по формуле: Рп = Прибыль от продаж/Себестоимость реализованной продукции Рассчитаем показатели рентабельности производственной деятельности за анализируемый период: В 2001 году рентабельность производственной деятельности составила: Рп.= 17550/82492 * 100 = 21,3% В 2002 году Рп = 11861/112881 * 100 = 10,5% В 2003 году Рп = 2769/127997 * 100 = 2,2% Принято считать организацию сверхрентабельной, если Рп> 30%. Когда Рп принимает значения от 20 до 30%, организация считается высокорентабельной, в интервале от 5 до 20% - средняя рентабельность, в пределах от 1 до 5% - низкая. Как видно из расчета рентабельность производственной деятельности снизилась в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 8,3%, по сравнению с 2001 годом на 19,1% и предприятия из разряда высорентабельных перешло в низкорентабельные. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитаем показатель рентабельности продаж в целом по предприятию по формуле: Рпр. = Ппр/ВР * 100 В 2001 году рентабельность продаж составила 17,5 (17550/100042 *100); В 2002 году – 9,5% (11872/124781 * 100); В 2003 году – 2,1 (2769/130766 * 100). Как видно из расчета, в целом за анализируемый период показатель рентабельности продаж снизился на 15,4%
Уровень рентабельности производственной деятельности и продаж зависит от основных факторов первого порядка: изменения объема производства и структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. . Анализ объема производства начинается с изучения динамики товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста продукции. Таблица 2.2 Динамика производства и реализации продукции
За анализируемый период объем производства товарной продукции увеличился на 30 процентов. Среднегодовой темп прироста продукции составил 14%: Ö1,0*1,218*1,067 = Ö 1,30 = 1,14 = 114%. Тпр = 114 – 100 = 14%. Объем реализации увеличился на 30,7%. Среднегодовой темп прироста составил 14,5%: Ö1,0*1,247*1,048 = Ö1,31 = 1,145 = 114,5 Тпр. = 114,5 – 100 = 14,5%. Анализ динамики выпуска и реализации продукции показал, что темпы роста выпущенной и реализованной продукции практически совпадают. Следовательно, весь объем выпущенной продукции своевременно реализуется, продукция предприятия пользуется спросом у потребителей. Далее проведем анализ структуры товарной продукции. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все ее экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. В основу расчета положен принцип цепных подстановок, который позволил абстрагироваться от всех факторов кроме структуры продукции (таблица 2.3). Таблица 2.3 Анализ структуры товарной продукции за 2002 год
Таблица 2.4 Анализ структуры товарной продукции за 200 год
Данные графы «фактически при плановой структуре» получены умножением показателя графы «товарная продукция базисного года» по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в натурально-условных единицах: Коэффициент выполнения плана 2002 года равен 1,136: Квп = 9987/8788 = 1,136; Коэффициент выполнения плана 2003 года равен 0,907: Квп = 9061/9987 = 0,907. Из таблиц 2.3 и 2.4 видно, что в 2002 году удельный вес более дорогой продукции (трикотажных изделий) снизился на 1,5% по сравнению с 2001 годом, соответственно снизилась и ее доля в стоимостном выражении на 3221 тыс.руб. При фактической структуре 2002 года объем реализации в ценах предыдущего года ниже объема реализации 2001 года на 2903,3 тыс.руб. В 2003 годом удельный вес более дорогой продукции увеличился на 1,6% к уровню 2002 года, соответственно увеличился и ее объем в стоимостном измерении на 4007,2 тыс.руб. Увеличение товарной продукции за счет структуры в 2003 году составило в целом 2693,7 тыс.руб. Рассмотрим, как повлияло изменение объемов продаж и структуры товарной продукции на прибыль при неизменной величине остальных факторов. Для расчета используем данные таблицы 2.5. Таблица 2.5 Исходные данные для расчета изменения суммы прибыли
Найдем сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого скорректируем плановую сумму прибыли на коэффициент выполнения плана по реализации продукции:
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли 2002 года увеличилась бы на 13,6% и составила 13486,6 тыс.руб (11872 * 1,136), а сумма прибыли 2003 года должна была уменьшиться на 9,3% и составить 2511,5 тыс.руб (2769* 0,907) (Пусл1). Теперь определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при себестоимости и ценах предыдущего (базисного года). Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат: å(VРПф * Цп) – å(VРПф * Спл). Прибыль (Пусл2) при таких условиях сотавит: В 2002 году - 29210,4 тыс.руб 7983 * 8,52 = 68015,2 тыс.руб – выручка от реализации чулочно-насочных изделий; 2004 * 21,8 = 43687,2 тыс.руб – выручка от реализации трикотажных изделий; Выручка при ценах базисного года в целом по предприятию составит 111702,4 тыс.руб. Пусл2 = 111702,4 – 82492 = 29210,4 тыс.руб. Условная прибыль (Пусл2) 2003 составит 2961,1 тыс.руб: 115870,1 – 112909 = 2961,1 тыс.руб., где 115870 – выручка при ценах 2002 года в целом по предприятию (63127,7 + 52742,4): ВР от реализации чулочной продукции = 7093*8,90 = 63127,7 тыс.руб, ВР трикотажных изделий = 1968 * 26,80 = 52742,4 тыс.руб. Подсчитаем сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализованной продукции, структуре и ценах, но при себестоимости базисного года. Для этого от фактической суммы выручки вычтем условную сумму затрат: П усл.3 = å(VРПф * Цф) - å(VРПф * Спл) Условная прибыль 2002 года составит 42289 тыс.руб: 71048,7 - 42960,2 = 28088,5 тыс.руб – от реализации чулочно-носочной продукции; 53732,3 – 39531,8 = 14200,5 тыс.руб – от реализации трикотажных изделий; П усл3 = 28088,5 +14200,5 = 42289 тыс.руб. – в целом по предприятию. Условная прибыль 2003 года составит 17857 тыс.руб: 69511,4 – 63800,2 = 5711,2 тыс.руб – от реализации чулочных изделий; 61254,6 – 49108,8 = 12145,8 тыс.руб – от реализации трикотажных изделий; Пусл3 = 5711,2 + 12145,8 = 17857 тыс.руб. Рассмотрим, как изменилась прибыль от влияния факторов первого уровня: За счет объема продаж: D ПVрп = Пусл1 – Пб, где Пб – прибыль базисного (предыдущего) года В 2002 году D ПVрп = 13486,6 – 17550 = - 4063,4 тыс.руб В 2003 году D ПVрп = 2511,5 –11872 = - 9360,5 тыс.руб За счет структуры товарной продукции: DПстр = Пусл2 – Пусл1 в 2002 году DПстр = 29210,4 – 13486,6 = +15723,8 в 2003 году DПстр = 2961,1 – 2511 = +449,6 За счет средних цен реализации: DПц = Пусл3 – Пусл2 в 2002 году DПц = 42289-29210,4 = +13078,6 в 2003 году DПц = 17857 – 2961,1 = +14895,9 За счет себестоимости реализованной продукции: DПс = Пф – Пусл3 В 2002 году DПс = 11872 – 42289 = - 30417 В 2003 году DПс = 2769 –17857 = - 15088 Итого в 2002 году DП = - 4063,4 + 15723,8 + 13078,6 – 30417 = - 5678 В 2003 году DП = - 9360,5 + 449,6 + 14895,9 – 15088 = - 9103 Результаты расчетов показали, что изменение структуры товарной продукции способствовало увеличению суммы прибыли 2002 года на 15723,8 тыс.руб, увеличение среднереализационных цен позволило увеличить прибыль на 13078,6 тыс.руб, а за счет повышения себестоимости продукции сумма прибыли была сокращена на 30417 тыс.руб. В целом в 2002 году по сравнению к 2001 году прибыль на предприятии снизилась на 5678 тыс.рублей. В 2003 году увеличение суммы прибыли произошло в основном за счет увеличения среднереализационных цен на 14895,9 тыс.руб, но за счет повышения себестоимости сумма прибыли снизилась на 15088 тыс.руб. В целом по предприятию за 2003 год произошло снижение прибыли на 9103 тыс.рублей. Проанализируем динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции. Факторная модель расчета прибыли от реализации отдельных видов продукции будет иметь вид: П = VРПi * (Цi - Сi) Проведем методику расчета влияния факторов способом цепных подстановок: Для реализации чулочно-носочных изделий: Пбаз. = 6894 (8,52 – 6,23) = 15787,3 тыс.руб П усл1 = VРПф * (Цб –Сб) = 7983 (8,52-6,23) = 18281,1 тыс.руб в 2002 году; Пусл1 – 7093 (8,90 – 7,99) = 6454,6 тыс.руб в 2003 году. Пусл2 = VРПф (Цф – Сб) = 7983(8,90 – 6,23) = 21314,6 тыс.руб – 2002 год Пусл2 = 7093 (9,8 –8,9) = 6383,7 тыс.руб – 2003 год DПобщ = Пф – Пб DПобщ 2002 года = 7248,5 – 15787,3 = -8538,8 DПобщ 2003 года = 2220 – 7248,5 = - 5028,5 тыс.руб DПVРП = Пусл1 - Пб 2002 год 18281,1 – 15787,3 = +2493,8 тыс.руб 2003 год – 6454,6 – 7248,5 = - 793,9 тыс.руб DПц = Пусл2 - Пусл1 2002 год 21314,6 – 18281,1 = +3033,5 тыс.руб 2003 год 6383,7 – 6454,6 = -70,9 тыс.руб DПс = Пф – Пусл2 2002 год 7248,5 – 21314,6 = - 14066,1 тыс.руб 2003 год 2220 – 6383,7 = - 4163,7 тыс.руб DПобщ = DПVрп + DПц + DПс 2002 г DПобщ = 2493,8 + 3033,5 + (-14066,1) = - 8538,8 2003 г DПобщ = (-793,9) + (-70,9) + (-4163,7) = - 5028,5 тыс.руб На динамику прибыли от реализации чулочно-носочных изделий в 2002 году положительное влияние оказало увеличение среднереализационных цен (3033,5 тыс.руб) и увеличение объема продаж (2493,8 тыс.руб), отрицательное влияние оказывает увеличение себестоимости – прибыль снизилась на 14066,1 тыс.руб. В 2003 году произошло снижение суммы прибыли за счет всех факторов. Основное влияние оказано повышением себестоимости продукции, которое повлекло за собой снижение прибыли на 4163,7 тыс.руб. Рассмотрим изменение суммы прибыли от реализации трикотажных изделий: Пбаз = 1894 (21,8 – 20,87) = 1761,4 тыс. руб. Пусл1 = 2004 (21,8 –20,87) = 1893,7 тыс.руб. – 2002 год Пусл1 = 1968 (26,8 – 24,5) = 4546,1 тыс.руб - 2003 год; Пусл2 = 2004 (26,8 – 20,87) = 11903,8 тыс.руб - 2002 год Пусл2 = 1968 (31,13 – 24,5) = 13047,8 тыс.руб – 2003 год; Пф = 2004 (26,8 – 24,5) = 4629,2 тыс.руб – 2002 год Пф = 1968 (31,13 – 30,85) = 551,0 тыс.руб – 2003 год DПобщ = 4629,2 – 1761,4 = +2867,8 тыс.руб - 2002 год DПобщ = 551,0 – 4629,2 = - 4078,2 тыс.руб - 2003 год DПVРП = 1863,7 – 1761,4 = + 102,3 тыс.руб - 2002 год DПVРП = 4546,1 –4629,2 = -83,1тыс.руб – 2003 год; DПц = 11903,8 – 1863,7 = + 10040,1 тыс.руб – 2002 год DПц = 13047,8 – 4546,1 = + 8501,7 тыс.руб - 2003 год; DПс = 4629,2 – 11903,8 = - 7274,6 тыс.руб - 2002 год DПс = 551 – 13047,8 = - 12496,8 тыс.руб – 2003 год. На динамику прибыли от реализации трикотажных изделий в 2002 году положительное влияние оказывает рост объема продаж (102,3 тыс.руб), увеличение среднереализационных цен (10040,1 тыс.руб), негативное влияние оказывает повышение себестоимости товарной продукции (7274,6 тыс.руб). В 2003 году за счет повышения среднереализационных цен прибыль увеличилась на 8501,7 тыс.руб., за счет снижения объема продаж прибыль снизилась на 83,1 тыс.руб., за счет увеличения себестоимости продукции прибыль снизилась на 12496,8 тыс.рублей.(таблица 2.6). Таблица 2.6 Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
На основании полученных результатов рассчитаем уровень рентабельности производственной деятельности в целом по предприятию. Факторная модель этого показателя имеет вид: R = П (при VРПобщ, УДi, Цi, Ci) / И (при VРП общ, Удi, * Сi) Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные таблиц 2.3, 2.4, 2.6: Rпл = Ппл / Ипл = 17550/82492 * 100 = 21,3%, Rусл1 = Пусл1/ Иусл (при VРПфобщ, УДпл, * Спл) = 13486,6 / 82492 * 1,136 = 14,4%; Rусл2 = Пусл2/Иусл(при VРПфобщ, УДф * Спл) = 29210,4/82492 * 100 = 35,4% Rусл3 = Пусл3/ Иусл = 42289/82492 * 100 = 51,3% R2002 = Пф/Иф = 11872/112909 * 100 = 10,5% DRобщ = Rф - Rб = 10,5 – 21,3 = - 10,8% DRVРП = Rусл1 – Rб = 14,4 – 21,3 = - 6,9% DRуд = Rусл2 – Rусл1 = 35,4 –14,4 = +21% DRц = Rусл3 – Rусл2 = 51,3 – 35,4 = +15,9% DRс = Rф - Rусл3 = 10,5 –51,3 = - 40,8% Полученные результаты свидетельствуют о том, что рентабельность 2002 года снизилась на 10,8% к уровню рентабельности 2001 года. Рост себестоимости реализованной продукции на 30417 тыс.руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 40,8%. Повышение среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации увеличили уровень рентабельности на 36,9% (21+15,9). В 2003 годом уровень рентабельности от влияния факторов первого порядка изменялся следующим образом: Rусл1 = Пусл1/ Иусл (при VРПфобщ, УДпл, * Спл) = 2511,5/112909 * 0,907 = 2,5%; Rусл2 = Пусл2/Иусл(при VРПфобщ, УДф * Спл)= 2961,1/112909 = 2,6%; Rусл3 = Пусл3/ Иусл = 17857/112909 = 15,8%; R2003 = Пф/Иф = 2769/127997 = 2,2% DRобщ = Rф - Rб = 2,2 – 10,5 = -8,3% DRVРП = Rусл1 – Rб = 2,5 – 10,5 = -8,0; DRуд = Rусл2 – Rусл1 = 2,6 – 2,5 = +0,1% DRц = Rусл3 – Rусл2 = 15,8 – 2,6 = + 13,2%; DRс = Rф - Rусл3 = 2,2 – 15,8 = - 13,6% Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности производственной деятельности в 2003 году снизился на 8,3% к уровню 2002 года. Снижение объема реализованной продукции на 926 усл.ед. повлекло за собой снижение уровня рентабельности на 8%, рост себестоимости реализованной продукции на 15088 тыс.руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 13,6%. Положительный эффект получен от повышения уровня среднереализационных цен – повышение уровня рентабельности на 13,2%. Затем сделаем факторный анализ по каждому виду продукции используя формулу: Ri= Пi/Иi = VРПi(Цi –Сi)/VРПi * Сi = Цi – Сi/Сi = Цi/Сi - 1 По данным таблицы 2.7 рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности по каждому виду продукции способом цепных подстановок.
Таблица 2.7 Факторный анализ рентабельности производственной деятельности
Рентабельность чулочно-носочных изделий рассчитана по формуле: Для 2001 года (базисный) R = Ц – С/С = 8,52 – 6,23/6,23 * 100 = 36,8% Rусл = Цф – Сб/Сб = 8,9 – 6,23/6,23 * 100 = 42,9% Rф = Цф – Сф/Сф = 8,9 – 7,99/7,99 * 100 = 11,4% Рентабельность чулочно-носочных изделий в 2002 году снизилась на 25,4%. За счет повышения цены реализации рентабельность возросла на 6,1% (42,9 – 36,8), а из-за повышения себестоимости реализованной продукции снизилась на 31,5% (11,4 – 42,9). В 2003 году рентабельность производства чулочно-носочных изделий по отношению к 2002 году снизилась на 8,1%: Rусл = Цф – Сб/Сб = 9,8-7,99/7,99 *100= 22,7% Rф = Цф – Сф/Сф = 9,80 - 9,49/9,49 * 100 = 3,3% За счет повышения среднереализационных цен уровень рентабельности вырос на 11,3% (22,7 – 11,4), а из-за повышения себестоимости снизился на 19,4% (3,3 – 22,7). Аналогичным образом рассчитаем динамику изменений уровня рентабельности трикотажных изделий. Для 2001 года (базисный) R = Ц – С/С = 21,8 – 20,87/20,87 * 100 = 4,5% Rусл = Цф – Сб/Сб = 26,8 – 20,87/20,87 * 100 = 28,4% Rф = Цф – Сф/Сф = 26,8 – 24,5/24,5 * 100 = 9,4% - 2002 год; Rусл = Цф – Сб/Сб = 31,13 -24,5/24,5 * 100 = 27,1% Rф = Цф – Сф/Сф = 31,13 – 30,85/30,85 * 100 = 0,9% DR 2002 = Rф – Rб = 9,4 – 4,5 = +4,9% Как видно из расчета, рентабельность трикотажных изделий в 2002 году увеличилась по отношению к 2001 году на 4,9%. За счет повышения цены реализации уровень рентабельности вырос на 23,9% (28,4 – 4,5), а за счет увеличения себестоимости реализованных изделий снизился на 19% (9,4 – 28,4). DR 2003 = Rф – Rб = 0,9 – 9,4 = - 8,5% В 2003 году уровень рентабельности снизился на 8,5% по отношению к 2002 году, за счет роста цен произошло увеличение уровня рентабельности на 17,7% (27,1 – 9,4), за счет повышения себестоимости уровень рентабельности снизился на 26,2% (0,9 – 27,1). Из таблицы 2.7 видно, что на предприятии более доходным (рентабельным) является производство чулочно-носочных изделий. Снижение уровня рентабельности производственной деятельности за 3 года на 33,5% чулочно-носочной продукции и на 3,6% трикотажных изделий связано с тем, что рост себестоимости выпущенной продукции опережает рост цен на продукцию. За период с 2001 года по 2003 год себестоимость продукции в среднем увеличилась в 1,5 раза, а цены в 1,3 раза при незначительном (1,03%) росте объема реализованной продукции. Проведем факторный анализ рентабельности продаж, используя детерминированную факторную модель в целом по предприятию и данные таблицы 2.5: Rpn = П = f[VРПобщ, УДi, Цi, Сi]/ ВР = f[VРПобщ, УДi, Цi] Rpn (б) = 17550/100042 * 100 = 17,5% Rусл1 = Пусл1/ВРусл = 13486,6/(100042 * 1,136) * 100 = 11,9% Rусл2 = Пусл2/ ВРусл = 29210,4/100042 * 100 = 29,2% Rусл3 = Пусл3/ВР = 42289/100042 * 100 = 42,3% R2002 = Пф/ВРф = 11872/124781 * 100 = 9,5% DRобщ = Rф - Rб = 9,5 – 17,5 = -8,0% DRVРП = Rусл1 – Rб = 11,9 –17,5 = -5,6% DRуд = Rусл2 – Rусл1 = 29,2 – 11,9 = 17,3% DRц = Rусл3 – Rусл2 = 42,3 – 29,2 = 13,1% DRс = Rф - Rусл3 = 9,5 – 42,3 = -32,8% Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности продаж в 2002 году снизился по сравнению с 2001 годом на 8%. Самое негативное влияние оказал рост себестоимости продукции (36,9% к уровню 2001 года), что привело к снижению уровня рентабельности на 32,8%. За счет объема продаж рентабельность снизилась на 5,6%. Положительное влияние на рост рентабельности оказывает повышение реализационных цен (13,1%) и увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Рентабельность продаж 2003 года составила: Rусл1 = Пусл1/ВРусл = 2511,5/(124781 * 0,907) = 2,2% Rусл2 = Пусл2/ ВРусл = 2961,1/124781 * 100 = 2,4% Rусл3 = Пусл3/ВР = 17857/124781 * 100 = 14,3% R2003 = Пф/ВРф = 2769/130766 * 100 = 2,1% DRобщ = Rф - Rб = 2,1 – 9,5 = - 7,4% DRVРП = Rусл1 – Rб = 2,2 – 9,5 = -7,3% DRуд = Rусл2 – Rусл1 = 2,4-2,2 = 0,2% DRц = Rусл3 – Rусл2 = 14,3 – 2,4 = 11,9% DRс = Rф - Rусл3 = 2,1 – 14,3 = -12,2% Как видно из расчета, на уровень рентабельности по-прежнему большое влияние оказывают рост себестоимости (- 12,2%) и повышение цен (+11,9). За счет сокращения объема продаж рентабельность дополнительно снизилась на 7,3%. Уровень рентабельности каждого вида продукции рассчитаем по формуле: R = Пi/Врi = VРПi(Цi – Сi)/VРПi * Цi = Цi -Ci/Цi Для чулочно-носочных изделий: R = Ц – С/Ц = 8,52 – 6,23/8,52 * 100 = 26,9% Rусл = Цф – Сб/Цф = 8,90-6,23/8,90 * 100 = 30,0% Rф 2002г = 8,90 – 7,99/8,90 * 100 = 10,2% Rусл = Цф – Сб/Цф = 9,8 – 7,99/9,8 * 100 = 18,5% Rф 2003г = Цф – Сф/Цф = 9,8- 9,49/9,80 * 100 = 3,2% Рентабельность продаж чулочно-носочных изделий в 2002 году снизилась к уровню 2001 года на 16,7%; в 2003 году по отношению к 2002 году на 7%. За счет повышения цен уровень рентабельности увеличился на 3,1% в 2002 году (30-26,9) и на 8,3% в 2003 году (18,5 – 10,2). За счет повышения себестоимости уровень рентабельности снизился на 19,8% в 2002 году (10,2- 30) и на 15,3% в 2003 году (3,2 – 18,5). Аналогичным образом рассчитаем рентабельность продаж трикотажных изделий: R = Ц – С/Ц = 21,8 – 20,87/21,8 * 100 = 4,3% Rусл = Цф – Сб/Цф = 26,8 – 20,87/26,8 * 100 = 22,1% Rф 2002г = Цф – Сф/Цф = 26,8 – 24,5/26,8 * 100 = 8,6% Rусл = Цф – Сб/Цф = 31,13 – 24,5/31,13 * 100 = 21,3% Rф 2003г = Цф – Сф/Цф = 31,13 – 30,85/31,13 * 100 = 0,9% Показатель рентабельности продаж трикотажных изделий в 2002 году увеличился на 4,3% к уровню 2001 года (8,6 – 4,3), в 2003 году по сравнению с 2002 годом снизился на 7,7% (0,9 – 8,6).(Таблица 2.8) За счет повышения цен рост рентабельности составил 17,8% в 2002 году (22,1 – 4,3) и 12,7% в 2003 году (21,3 – 8,6). Повышение себестоимости снизило уровень рентабельности трикотажных изделий на 13,5% в 2002 году (8,6 – 22,1) и на 20,4% в 2003 году (0,9 – 21,3). Таблица 2.8 Рентабельность продаж по видам продукции, %
Из таблиц 2.7 и 2.8 видно, что на предприятии более доходным (рентабельным) является производство чулочно-носочных изделий. Снижение уровня рентабельности производственной деятельности за 3 года на 33,5% чулочно-носочной продукции и на 3,6% трикотажных изделий, а также снижение уровня рентабельности продаж на 11,9% чулочно-носочных изделий и 20,9% трикотажной продукции связано с тем, что рост себестоимости выпущенной продукции опережает рост цен на продукцию. За период с 2001 года по 2003 год себестоимость продукции в среднем увеличилась в 1,5 раза, а цены в 1,3 раза при незначительном (1,03%) росте объема реализованной продукции. Рассмотрим более детально причины изменения уровня цен и факторы, влияющие на увеличение себестоимости единицы продукции и определим их влияние на уровень рентабельности. Для анализа динамики себестоимости продукции воспользуемся данными таблицы 2.9. Как видно из таблицы 2.9 фактические затраты на производство и реализацию на предприятии возросли в 2002 году в абсолютном исчислении на 30417 тыс.руб по отношению к 2001 году и на 15088 тыс.руб в 2003 году по отношению к 2002 году. Таблица 2.9 Затраты на производство и реализацию продукции, тыс.руб
В целом же за три года рост себестоимости составил 45505 тыс.руб. или 155,2%. Перерасход произошел почти по всем элементам затрат. Увеличилась сумма, как переменных, так и постоянных расходов. Самый большой удельный вес в структуре затрат занимают материальные затраты (более 70%) и заработная плата (от 14,6 до 19,4%). За анализируемый период структура затрат несколько изменилась: сократился удельный вес материальных затрат (с 76,5% до 71,4%), увеличилась доля з/платы (с 14,6 до 18,5%) и амортизации (с 0,5 до 1,2%). Доля постоянных и переменных расходов в структуре затрат осталась почти на уровне 2001 года (±0,2%). Как уже отмечалось выше, сумма затрат может изменяться из-за объема выпущенной продукции, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. Данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблицах 2.10 и 2.11. Таблица 2.10 Затраты на рубль товарной продукции
Таблица 2.11 Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции
Важный о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|