Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специализация и кооперирование производства: сущность, формы, виды, показатели и экономическая эффективность.

Общественные и локальные формы организации производства

Концентрация производства: сущность, виды, формы, показатели.

Специализация и кооперирование производства: сущность, формы, виды, показатели и экономическая эффективность.

Комбинирование производства: сущность, виды, формы, показатели, экономическая эффективность.

Сущность, показатели, факторы и принципы размещения производства

Сущность и показатели конверсии и диверсификации производства.

 

Общественные и локальные формы организации производства

Организация производства – система мер, направленных на рациональное сочетание средств производства и труда в едином производственном процессе при определенных социально-экономических условиях. В зависимости от уровня народного хозяйства различаются общественные и локальные формы организации производства. Первые охватывают организацию на уровне народного хозяйства, отрасли, подотрасли. Вторые применяются внутри предприятия (цехи, производственные участки, основное производство, вспомогательное производство, процессы обслуживания).

Концентрация производства: виды, формы, показатели.

Концентрация производства - форма общественной организации производства, которая выражается в формировании предприятий крупного размера и проявляется в увеличении объемов продукции, основных производственных фондов, прибыли и численности работающих на каждом предприятии.

Концентрация осуществляется в таких формах: агрегатная, технологическая, заводская, организационно-хозяйственная. Агрегатная форма концентрации производства имеет место в том случае, когда увеличение объема продукции достигается на основе внедрения агрегатов, станков, машин более высокой мощности и технически более прогрессивных. Технологическая форма концентрации – тип концентрации основывающейся на применении более прогрессивной технологии, ведущей к увеличению выпуска продукции на предприятии. Организационно-хозяйственная концентрация выражается в объединении ряда предприятий в крупные хозяйственные структуры (концерны, ассоциации, холдинги и пр.). Заводская концентрация выражается в увеличении количества цехов, участков, оборудования на предприятии.

Выделяются два вида концентрации производства: абсолютная и относительная концентрация. Абсолютная концентрация имеет место в том случае, когда происходит увеличение размера всех или большинства предприятий, что выражается в увеличении среднего размера предприятий в народном хозяйстве, в отрасли, подотрасли, группе предприятий. Относительная концентрация выражается в повышении удельного веса крупных предприятий по основным показателям хозяйственной деятельности в пределах народного хозяйства, отрасли, подотрасли, организационно-сформированной группы предприятий.

Показатели концентрации производства построены соответственно видам концентрации. Абсолютная концентрация производства измеряется показателем среднего размера предприятия, относительная - показателем доли крупных предприятий в масштабе данной группы предприятий (отрасли, подотрасли, народного хозяйства и др.). Каждый из этих показателей рассчитывается в четырех разновидностях: по объему продукции, по стоимости основных производственных фондов, по объему прибыли и по численности работников. Средний размер предприятия рассчитывается путем деления общего объема продукции, общей величины стоимости основных производственных фондов, общей величины прибыли или общей численности работников на число предприятий в данной группе предприятий. выпуску продукции.

Экономические преимущества концентрации производства: в крупном производстве наиболее эффективно используется высокопроизводительное оборудование; создаются более благоприятные условия для проведения научно-исследовательских работ, для обновления выпускаемой продукции, для внедрения новой техники и прогрессивной технологии; при увеличении объемов производства происходит непропорционально меньший рост расходов (за счет условно-постоянных расходов).

Специализация и кооперирование производства: сущность, формы, виды, показатели и экономическая эффективность.

Специализация производства - это форма общественной организации производства, основанная на разделении труда и выражающаяся в сосредоточении производства одного вида продукции или нескольких видов однородной продукции в определенной отрасли (подотрасли, предприятии). В отличие от концентрации, объектом которой является отдельное предприятие, специализация может осуществляться как в масштабах отрасли, так и предприятия и подразделения внутри предприятия. Специализация по своей сущности взаимосвязанна с концентрацией. Специализация - это концентрация производства однородной продукции.

Соответственно объектам специализации производства выделяется три ее формы: специализация отрасли, специализация предприятия, специализация внутри предприятия. Специализация отрасли (отраслевая) означает разделение труда между отдельными отраслями (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т. п.) или группами предприятий внутри отраслей и выражается в формировании групп предприятий в отрасли или подотрасли, производящих однородную продукцию. Специализация предприятий (заводская) означает увеличение объема производства однородной продукции или сокращение количества видов производимой однородной продукции на предприятии. Специализация внутри предприятия (внутризаводская, внутрипроизводственная) означает увеличение производства однородной продукции, производимой в отдельных цехах, на участках и на рабочих местах.

Продукцией как внутренних подразделений предприятий, так и предприятий в целом, отраслей, подотраслей могут выступать: готовые изделия; части этих изделий; отдельные операции или стадии по обработке деталей. Соответственно этому специализация производства имеет три вида: предметная специализация; подетальная специализация; технологическая специализация. Предметная специализация - это специализация на выпуске определенной готовой продукции (хлопчатобумажные ткани, тракторы, телевизоры, овоще-фруктовые консервы, хлебобулочные изделия и т. п.). Этот вид выступает, как правило, в форме отраслевой или заводской специализации. Подетальная специализация - это специализация на выпуске отдельной детали или части какой-либо продукции (радиодеталей, деталей и узлов автомобилей и т. п.). Стадийная, или технологическая специализация - это специализация на отдельных стадиях обработки деталей или готовых изделий: производство литья, токарная обработка, прядение, отделка и т.п.

Показатели специализации: удельный вес выпуска продукции специализированными предприятиями в общем объеме производства данного вида продукции в отрасли (подотрасли); удельный вес выпуска основной продукции, т. е. продукции, соответствующей профилю производства, в общем объеме производства данного вида продукции на предприятии; количество групп, видов или типов однородных изделий, изготавливаемых одним предприятием; удельный вес продукции производимой в порядке подетальной или технологической специализации, в общем объеме продукции отрасли или предприятия; коэффициент серийности - количество видов деталей, обрабатываемых на одном рабочем месте; удельный вес унифицированных частей, деталей и узлов в изделиях, производимых предприятием (унифицированными называются детали, части, узлы, которые могут применяться для изготовления многих видов продуктов); удельный вес специализированного, автоматического и полуавтоматического оборудования в общем количестве оборудования на предприятии.

К ооперирование производства - это форма общественной организации производства, выражающаяся в длительных производственных связях между предприятиями, совместно изготавливающими определенную продукцию. Кооперирование является частью системы материально-технического снабжения. Кооперирование имеет характер прямых связей между предприятиями. Материально-техническое снабжение кроме кооперирования включает разовые, непостоянные поставки, складские снабжения.

Специализация, особенно подетальная и технологическая, предполагает кооперирование предприятий, поскольку лишь в результате кооперирования может быть произведен готовый продукт. С другой стороны, необходимость кооперирования возникает только при проведении специализации производства.

Кооперирование осуществляется в таких формах: внутриотраслевое кооперирование - кооперирование между предприятиями одной отрасли; межотраслевое кооперирование - кооперирование между предприятиями различных отраслей; внутриминистерское кооперирование - между предприятиями одного и того же министерства; межминистерское кооперирование - между предприятиями различных министерств; внутрикорпоративное кооперирование - между предприятиями одной корпорации, концерна; внутриобластное кооперирование - между предприятиями одной области; межобластное кооперирование - между предприятиями различных областей; внутригородское кооперирование - между предприятиями одного города; межгородское кооперирование - между предприятиями различных городов; внутригосударственное кооперирование - между предприятиями одной страны; межгосударственное кооперирование - между предприятиями различных стран.

Соответственно видам специализации выделяются виды кооперирования: предметное кооперирование, имеет место тогда когда головное предприятие, выпускающее готовую продукцию, получает от предприятий-смежников крупные комплектующие (агрегаты, узлы); подетальное кооперирование – имеет место тогда когда головное предприятие, выпускающее готовую продукцию, получает от предприятий смежников более мелкие комплектующие (детали); технологическое кооперирование - когда отдельные технологические операции выполняются не на головном предприятии, а на предприятиях смежниках, достигших в данной области совершенства и проделывающих данные операции более совершенно.

Для характеристики уровня кооперирования производства применяются такие показатели: количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; удельный вес полуфабрикатов и деталей получаемых в порядке кооперирования, в себестоимости готовых изделий; отношение стоимости деталей, узлов, агрегатов, поступающих в порядке различных форм кооперирования (внутриобластного и межобластного, внутригосударственного и межгосударственного и т. п.).

Преимущества кооперирования и специализации производства:

· специализация создает условия для организации непрерывного процес­са производства;

· весь процесс производства продукции расчленяется на более мелкие операции, каждая из которых закрепляется за рабочими местами, расположенными по ходу технологического процесса;

· специализация, детализируя и расчленяя производственные процессы, порождает многообразие специальных орудий труда, создает предпо­сылки и благоприятные условия для внедрения эффективных средств комплексной механизации и автоматизации производства;

· специализация обеспечивает более полное использование действующего оборудования. Любая высокопроизводительная машина может быть использована на полную мощность только при постоянном производстве конструктивно и технологически однородной продукции на основе ее унификации, типизации и стандартизации.

· на специализированных предприятиях с массовым характером произ­водства технический уровень производства значительно выше, чем на универсальных;

· специализация позволяет максимально упростить производственную структуру предприятий, то есть состав основных, вспомогательных и обслуживающих цехов и хозяйств, - чем уже номенклатура технологически однородной продукции, тем меньшее число структурных подраз­делений входит в состав предприятий;

· на основе специализации и кооперирования производства складывают­ся более устойчивые связи с поставщиками и потребителями, а следо­вательно, улучаются и упрощаются материально-техническое обеспе­чение и сбыт. Для специализированного предприятия с ограниченным однородным ассортиментом выпускаемой продукции требуется ограни­ченная номенклатура сырья, материалов и комплектующих изделий, поставляемых по кооперированию;

· в условиях специализации производства предъявляются более высокие требования к уровню квалификации кадров, поскольку производствен­ный процесс насыщен сложной и многообразной техникой, умелое использование которой требует от работников глубоких и обширных технических знаний.

К недостаткам специализации и кооперирования следует прежде всего отнести:

• рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования;

• монотонность в работе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...