Показатели деятельности банковской системы за 2005 г. на 01.04.05
Характеристика банковской системы РБ Структура банковской системы РБ Банковская система РБ является составной частью кредитной системы и представляет собой совокупность банковских институтов двух уровней. На первом уровне находится Национальный банк РБ (Центральный банк), а на втором – сеть коммерческих банков.() Национальный банк РБ находится в собственности РБ и действует исключительно в интересах РБ. Национальный банк РБ регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в РБ.(2) Правовой основой НБ Республики Беларусь является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь и нормативно-правовые акты Президента Республики Беларусь. Экономические и правовые основы деятельности банковской системы РБ определены законом РБ"О банках и банковской деятельности в РБ",законом РБ "О Национальном банке РБ",другими законодательными и нормативными актами,действующими на территории РБ. Главная цель политики НБ Республики Беларусь – обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы и поддержание стабильных цен, обеспечение ликвидности, кредитоспособности и надёжности функционирования банковской системы. Для выполнения своих основных целей НБ Республики Беларусь законодательно наделен рядом функций (ст.26 Банковского кодекса), основные из них: осуществление эмиссии денег; регулирование денежного обращения; регулирование кредитных отношений; осуществление валютного регулирования; осуществление государственной регистрации банков, кредитных и других учреждений, осуществляющих банковские операции;
надзор за деятельностью банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования; регулирование внешнеэкономической деятельности банков; обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе; разработка платежного баланса Республики Беларусь; определение порядка проведения безналичных и наличных расчетов. Отличительной особенностью операций, проводимых НБ, является то, что они осуществляются не с целью извлечения доходов, а с целью выполнения основных параметров денежно-кредитной политики. Банковское законодательство устанавливает правовое положение субъектов банковских правоотношений; определяет порядок: создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков. В банковском законодательстве заложены основные принципы банковской деятельности, используемые в международной практике: Регулирование деятельности коммерческих банков и реализация пруденциального надзора осуществляется Национальным банком; Банковская деятельность и осуществление отдельных операций подлежат обязательному лицензированию; Банки свободны от обязательств государства, равно как и государство не несёт ответственность по обязательствам банков; органы государственной власти не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков; банки обязаны в период осуществления свой деятельности соблюдать установленные нормативы безопасного ведения дела; банки обеспечивают тайну по счетам, вкладам и операциям клиентов в установленных законом рамках. () Коммерческие банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны. По мировым стандартам банки РБ очень малы. Общая сумма активов всей банковской системы РБ даже не равна среднему банку РФ. В то же время организационная структура управления банковского сектора РБ построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества.
К основным видам деятельности банков второго уровня относятся: предоставление кредитов; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; ломбардная деятельность; факторинг и форфейтинг; поручительство; банковское хранение; предоставление сейфов в имущественный наем; деятельность по обмену валюты; скупка и продажа, обмен драгоценных металлов, камней и др. Взаимоотношения коммерческих банков с Национальным банком РБ обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Национальный банк РБ устанавливает для банков следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств для действующих банков; норматив для действующей части уставного фонда; норматив ликвидности банка; норматив достаточности банка; норматив обязательных отчислений в фонд резервов; норматив максимального риска на одного заемщика и др. Правовой основой создания и прекращения деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь являются «Банковский кодекс Республики Беларусь» и нормативные документы НБ Республики Беларусь. На сегодняшний день в Республике Беларусь существует два банка, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации.
Банки, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации Таблица 1
На 1 сентября 2005 года банковская система РБ включает 31 банк с 454 филиалами, из них 27 банков являются банками с участием иностранного капитала, в том числе 8 банков – со 100-процентным иностранным капиталом. Семь банков являются резидентами свободных экономических зон РБ. За 8 месяцев 2005 г. филиальная сеть сократилась на 9 филиалов, что связано с оптимизацией банками своей филиальной сети. Сведения о банках, зарегистрированных на территории РБ, их филиалах и представительствах иностранных банков указаны в приложении 1. Показатели деятельности банковской системы за 2005 год приведены ниже. Показатели деятельности банковской системы за 2005 г. на 01.04.05 Собственный капитал, млн. руб. 3 044 226.0 Совокупный уставный фонд, млн. руб. 2 161 233.3 Прибыль, млн. руб. 49 850.5 Рентабельность активов, % 0.3 Рентабельность собственного капитала, % 1.6 Развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь было направлено на повышение устойчивости банковской системы, расширение ее финансового потенциала, улучшение количества и качества выполняемых банковских операций и оказываемых услуг. Решение указанных задач осуществлялось за счет расширения ресурсной базы банков, оптимизации структуры активов и пассивов, повышения капитализации банков, снижения всех видов рисков, повышения качества управления банками. Банковская система республики функционировала достаточно устойчиво. Значимым участником проведения государственной социально-экономической политики является группа ведущих банков, специализирующихся на обслуживании крупных народнохозяйственных комплексов и кредитной поддержке ключевых государственных социально-экономических программ. В нее входят 6 банков: открытые акционерные общества "Сберегательный банк "Беларусбанк", "Белагропромбанк", "Белпром-стройбанк", "Белинвестбанк", "Приорбанк", "Бел-внешэкономбанк", доля которых в общем объеме валовых активов банковской системы республики составляет 87,9 процента.
К основным положительным результатам качественного характера развития банковской системы Республики Беларусь можно отнести значительное повышение кредитной дисциплины, снижение доли проблемной задолженности, расширение ресурсной базы, повышение доверия населения к белорусским банкам. Постановление Правления НБ Республики Беларусь от 5 августа 2005г. №116 о ходе выполнения Концепции развития розничных банковских услуг описано в приложении 2. Собственный капитал банков за январь – август 2005 г. увеличился на 10,1%, или на 293,1 млрд. руб., и на 1 сентября 2005 г. составил 3188,7 млрд. руб. Ресурсы банков (пассивы) в белорусских рублях и иностранной валюте за январь – август 2005 г. увеличились на 17,6 %, или на 2562,8 млрд. руб. (за январь – август 2004 г. – на 24,7 %), и на первое сентября составили 171333,5 млрд. руб. В реальном выражении они увеличились на 12,4 процентного пункта. Сложившиеся темпы прироста ресурсной базы соответствуют темпам развития экономики в целом. Так, ресурсная база, выраженная в процентах к ВВП, в августе 2005 г. составила 25,4 %, что на 2 % больше, чем в августе 2004 г. При этом следует отметить, что в целом 2005 г. тенденция роста данного соотношения, что характеризует положительную динамику развития банковской системы. Наибольшую долю в ресурсной базе банков на 1 сентября 2005 г занимали средства (депозиты) населения (28,6 %) и средства (депозиты) субъектов хозяйствования (23,3 %). На первое сентября 2004 г. их удельный вес составлял 25,6 и 25,3 процента соответственно. Таким образом, рост ресурсной базы банков в определяющей мере зависит от эффективности и сбалансированности функционирования всех секторов экономики и прежде всего от роста реальных доходов предприятий и населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|