Ю.З. Розенблюм, О.В. Проскурина
Глава 2 ОСТРОТА ЗРЕНИЯ, РЕФРАКЦИЯ И АККОМОДАЦИЯ У ДЕТЕЙ Ю.З. Розенблюм, О.В. Проскурина Развитие основной функции зрения — Следует сказать также о некоторых разрешающей способности — тесно особенностях системы измерений. Ос- связано со становлением оптической новная единица преломления в оптиче- системы глаза, ее статического (реф- ской системе — 1 диоптрия (дптр). ракция) и динамического (аккомода- В диоптриях обозначают также рас- ция) компонентов. Поэтому вее функ- стояние от глаза до объекта: так, 1 м со- ции, определяющие форменное зре- ответствуёт 1,0 дптр, 0,5 м — 2,0 дптр, ние, рассматриваются в одной главе. 0,33 м (33 см) — 3,0 дптр. В диоптриях При изложении материала авторы измеряют также аметропию глаза, столкнулись с принципиальными причем миопию — со знаком «—», а ги- трудностями. Во-первых, сложность перметропию — со знаком «+». Таки- субъективного исследования зритель- ми же знаками обозначают корриги- ных функций у детей обусловила при- рующие аметропию линзы. Призмати- менение разных методов объективного ческое действие оптических систем исследования: оптических, электрофи- обозначают символом 1А = 1 пр.дптр = зиологических и поведенческих, кото- 1 ср. Они соответствуют отклонению рые дают различные результаты. Во- луча на 1 см на расстоянии 1 м. По- вторых, в отличие от взрослых для де- скольку при оценке угла косоглазия в тей не выработаны возрастные нормы России пользуются градусами, а в дру- показателей указанных выше функ- гих странах — призменными диоп- ций. Это определило порядок изложе- триями, то следует иметь в виду, что ния. Вначале рассмотрены современ- 1 пр. дптр соответствует отклонению
ные методы исследования остроты на 34', поэтому косоглазие в 10° обо- зрения, рефракции и аккомодации, а значают как 17,6 пр. дптр. В этих же затем — полученные с их помощью по- единицах определяют отношение ак- казатели в разных возрастных группах. комодативной конвергенции к акко- При этом мы попытались отделить па- модации (АК/А), т.е. пр. дптр/дптр и тологическое развитие от нормального отношение конвергентной аккомода- и дать хотя бы приблизительные реко- ции к конвергенции: дптр/пр. дптр. мендации по превращению первого во Естьеще один характерный для зрения второе. параметр — пространственно-частот-
является направление его деталей, предлагали использовать силуэт ладони с растопыренными пальцами [Sjog-ren H.A., 1939]. Однако любые исследования по оп-тотипам возможим, как правило, у детей в возрасте 3 лет и старше. Для исследования разрешающей способности зрения у младенцев предлагаются в основном поведенческие методы. С. Worth (1921) предложил оригинальный тест: поиск ребенком белых шариков на темном полу. Минимальный размер шариков, которые ребенок ви-дит с определенного расстояния, опре-деляет его зрительные возможности. Л.П. Хухрина (1968), усовершенство-вавшая и апробировавшая этот метод, сумела проследить развитие зрения с возраста 1 мес. Важным шагом в исследовании раз-решающей способности зрения яви-лась концепция пространственной частотно-контрастной чувствительно-сти (ЧКЧ). В ее основе лежит предположение, что элементарным зритель-ным стимулом является не точка и не линия, а решетка из темных и светлых прямых полос определенной ориента-ции, частоты и контраста. Процесс зрительного анализа видимой сцены представляет собой разбиение ее на отдельные решетки, описание их с по-мощью известного многочлена Фурье с различными коэффициентами и опознание образов путем сравнения полу-ченного распределения с хранящими-ся в памяти паттернами. Для передачи в головной мозг имеются отдельные каналы для различных ориентаций полос, их частот и цветов. Такова в основных чертах селективно-канальная теория, получившая развитие в работах физиологов в 50—70-х годах XX в. [Глезер В.Д., 1975; Campbell F.W., Robson J.G., 1968].
Для практики визометрии эта теория дала исследование пространственной ЧКЧ, или визоконтрастометрию [Волков В.В. и др., 1976; Шеле-пин Ю.Е. и др., 1985; Arden G.B. et al., 1977]. Суть ее заключается в следующём: обследуемому с помощью табли- цы, проектора или видеомонитора последовательно предъявляют решетки темных и светлых полос (обычно вертикальных) нарастающей частоты и увеличивающегося контраста. Снижение контраста может производиться во времени или в пространстве, т.е. на той же решетке снизу вверх. При этом на каждой частоте фиксируется поро-говый контраст, т.е. тот, на котором еще видна полосатая структура. По данным исследования строят кривую ЧКЧ; при этом по оси абсцисс откладывают частоту (в цикл/град) в логарифмическом масштабе, a no оси ординат — контрастную чувствитель-ность (в относительных единицах) так-же в логарифмическом масштабе. Нормальная кривая имеет максимум в области средних частот (5— 6 цикл/град) и сходит на ноль в области 20—30 цикл/град (рис. 2.2). Следует отметить, что частота 30 цикл/град соответствует остроте зрения 1,0, по-скольку ширина темной полосы, т.е. 0,5 цикла, при этом соответствует Г. Исследование разрешающей способности по решеткам нашло интерес-ное применение в детской практике. В 50—70-е годы прошлего столетия американские психологи [Fantz R.L., 1958; Teller D.Y. et al., 1975; Dobson V. et al., 1978] разработали тест предпочтительного взора (preferential looking). Суть теста заключается в следующём (рис. 2.3): ребенку с определенного расстояния одновременно предъявля-ют два одинаково освещенных поля. Одно из них гомогенно серое, а другое с вертикальной черно-белой решеткой, полосы которой с каждым сле-дующим предъявлением становятся тоньше. Наблюдатель, скрытый за ширмой со смотровым окошком, не-видимый для ребенка, отмечает, куда тот повернет голову в первый момент предъявления теста. Когда ребенок различает полосы решетки, он чаще обращает взор в сторону структурированного поля. Каждый размер показы-вают несколько раз (не мёнее 8) и счи-тают число поворотов головы обсле-дуемого. Порогом различения считает-
ся тот размер полос решетки, при ко-тором ребенок в 75 % случаев повора-чивает голову в сторону решетки. Если ребенок не различает решетки, он бу-дет одинаково часто обращать взор то в правую, то в левую сторону. Как и при исследовании ЧКЧ, разрешающую способность при этом оце-нивают в циклах на Г. Тест предпочтительного взора можно применять у самых маленьких детей, в том числе и у грудных младенцев. При сравнен ий разных значений остроты зрения используют также тер-мин «октава», означающий ее повышение или снижение в 2 раза. Так, острота зрения 1,0 и 0,5, или пространственные частоты 32 и 16 цикл/град, разли-чаются на 1 октаву, a 0,8 и 0,2, или 24 и 6 цикл/град, — на 2 октавы. Новым шагом в исследовании зри-тельных функций у детей является ме-тод зрительных вызванных потенциалов. Как известно, он заключается в регистрации электрических потенциалов с затылочной области в ответ на зрительные стимулы. Для исследова-ния остроты зрения используют его ва-риант, называемый «постоянство усло-вий», или «устойчивое состояние» (steady state). При этом обследуемый наблюдает черно-белое шахматное поле, в котором черные и белые клетки меняются местами с определенной частотой. Клетки с каждым исследованием становятся вее мельче. Минимально различимым считается тот размер клетки, при котором на ЭЭГ отме-чаются колебания, синхронные с реверсом шахматного поля. Наконец, для исследования остроты зрения у детей применяют метод оптокинетического нистагма (ОКН), пред-ложенный впервые для экспертных це-лей [Ohm J., 1953]. Для этого метода также используют тест-объекты с периодической структурой: решеткой или шахматным полём. Обследуемому в окошке предъявляется движущаяся черно-белая структура, а исследующий наблюдает за движением его глаза: если нистагмоидные движения есть, обследуемый различает элементы структуры, если их нет, обследуемый сернокислый атропин. В нашей стране
видит гомогенное поле; на самом деле до сих пор за стандартную циклопле- тест несколько сложнее: отмечается не гию принимают трехдневную (2 раза в сам нистагм, а его остановка при сме- день) инстилляцию атропина в конъ- не структурированного поля на гомо- юнктивальный мешок. При этом кон- генное. центрация раствора определяется воз- Таким образом, современная оф- растом: до 1 года — 0,1 %, до 3 лет — Рефракция. Под рефракцией глаза за аккомодации. В 60— 70-е годы про- здесь и в дальнейшем мы будем пони- шлого столетия появились заменители мать клиническую рефракцию, т.е. атропина, дающие при однократном знак и силу той сферической линзы, закапывании почти тот же циклоплеги- которая превращает исследуемый глаз ческий эффект. Наибольшее распро- вэмметропический. Поэтому гиперме- странение получили тропикамид (пре- тропическая рефракция будет обозна- параты мидрум, мидриажил, мидриа- чаться знаком «+», а миопическая — цил, тропикамид) и циклопентолат знаком «—», хотя в физическом смысле (цикложил, цикломед). сильная. вия этих препаратов с действием атро- Величина аномалии рефракции пина, проведенное О.В. Проскуриной (аметропии) отображает расстояние и Н.Ю. Кушнаревич (2001), показало, фокусной точки глаза от центральной что циклоплегический эффект цикло- ямки сетчатки, выраженное в диоп- пентолата сильнее, чем у тропикамида, триях. В случае астигматизма за реф- и приближается к эффекту атропина, эквивалент, т.е. среднюю арифметиче- ракции явилось появление автомати- скую рефракции в двух плавных мери- ческих рефрактометров. При этом спе- дианах, или алгебраическую сумму циально для исследования рефракции силы сферической и половины цилин- у детей созданы авторефрактометры дрической линз, которые полностью PR-1000 фирмы «Торсоп» (Япония) и корригируют аметропию исследуемого WV-500 фирмы «Grand Seico» (Япо- глаза. ния). Особенно удачен последний Для исследования рефракции у детей прибор: в нём ребенок смотрит двумя применяют в основном объективные глазами через плоскопараллельную методы. Из них самым старым, но пластинку на предмет, показываемый
по-прежнему не утратившим значения ему (например, матерью) с расстояния является скиаскопия. В англоязычных 5—6 м. Измерение производят пооче- текстах бытует термин «ретиноскопия», редно на каждом глазу через ту же который нельзя признать удачным. Бо- плоскопараллельную пластинку. Ни лее стабильные и повторяемые резуль- тестирующего луча, ни объектива са- таты при повторных исследованиях мого прибора ребенок при этом не ви- дает скиаскопия с использованием дит. Для исследования рефракции у электрического скиаскопа, формирую- детей можно также применять ручные щего световой пучок в виде пятна или в авторефрактометры, в которых отсут- виде полоски (штрих-скиаскопия). ствует головной установ. Точность в Как известно, скиаскопия даёт раз- определении направления оси цилин- ные результаты в естественных услови- дра при этом, естественно, снижается. него времени единственным надежным рии удается обследовать детей в воз- циклоплегическим средством считали расте 1,5—3 лет и старше. Для оценки рефракции у маленьких детей предло- ют, как правило, первые два компо- жен фоторефрактор [Howland H.C., нента. Рефлекторную аккомодацию Howland В., 1974], а затем и видеореф- оценивают по объему абсолютной акко- рактор [Atkinson J. et al., 1996]. Оба модации (в мировой литературе более прибора фактически осуществляют принят термин «амплитуда аккомода- динамическую скиаскопию, т.е. ана- ции»), представляющему собой раз- лиз отраженного от глазного дна реф- ность положений ближайшей и даль- лекса от направляемого с разных рас- нейшей точек ясного зрения, выра- стояний инфракрасного светового женных в диоптриях. Вергентную ак- пучка. По величине отраженного пят- комодацию оценивают по положи- на и его изменениям, связанным с из- тельной и отрицательной частям отно- менением расстояний, судят о характе- сительной аккомодации, т.е. макси- ре и величине рефракции, по его фор- мально переносимой силе отрицатель- ме (круглая или овальная) — о нали- ных и положительныхлинз при чтении чии и степени астигматизма. двумя глазами стандартного текста на Судя по данным литературы, а так- фиксированном расстояний. Особое же коммерческой информации, этот значение придают ее положительной метод даёт достаточно грубые и непо- части, т.е. силе максимальных отрица- стоянные результаты, поэтому не по- тельных линз. Ее называют запасом лучил широкого распространения. Та- относительной аккомодации (ЗОА) ким образом, основными методами (positive relative accommodation), прежнему остаются скиаскопия и ав- удается измерять непосредственно от- торефрактометрия. вет оптической системы глаза на пере- Аккомодация. Под аккомодацией мещение зрительного стимула, а также понимают способность глаза изменять связь аккомодации с конвергенцией и свою рефракцию для выполнения раз- тонус аккомодации в отсутствие сти- ных зрительных задач. Принято разли- мула. чать следующие виды аккомодации: Наиболее простым способом объек- рефлекторную (изменение рефракции тивной аккомодометрии является так в ответ на изменение расстояния до называемая динамическая скиаско- фиксируемого глазом объекта с целью пия, проводимая с разных расстояний его четкого видения); вергентную (из- при одновременной фиксации иссле- менение рефракции в ответ на сведе- дуемых оптотипов, размещенных на ние и разведение зрительных линий рукояти скиаскопа. Однако наиболее двух глаз с целью сохранения единого повторяемые результаты получены с образа фиксируемого объекта; эта ак- изобретением инфракрасных регист- комодация может не совпадать с ре- рирующих оптометров [Campbell F.W. альной потребностью зрения, напри- et al., 1959]. Это те же авторефракто- мер при пользовании бинокулярными метры, записывающие динамику реф- оптическими приборами), проксималь- ракции (в одном из меридианов) при ную (изменение рефракции в ответ на предъявлении стимулов на разном рас- приближение наблюдаемого объекта стоянии. На рынке оптических прибо- независимо от того, реальное оно, на- ров наибольшее распространение по- пример движение встречного человека лучил аккомодограф АА-2000 фирмы или предмета, или кажущееся: то же на «Nidek» (Япония). Он предполагает экране кино или телевизора) и топиче- исследование в двух режимах: быстрый скую (состояние рефракции при отсут- аккомодационный ответ на скачкооб- ствии зрительного стимула, например разное приближение стимула из «бес- в полной темноте или при наблюдении конечности» на расстояние 33 см пустого поля, лишенного каких-либо (3,0 дптр), а затем такое же удаление в ориентиров) аккомодацию. «бесконечность» и аккомодационное В клинической практике определя- слежение за стимулом, медленно при- ближающимся из «бесконечности» до Если поверхность находится в перед- ближайшей точки ясного видения, за- нём фокусе глаза, то спекл-структура тем так же медленно удаляюшимся об- крутится на месте, как бы закипает. ратно. Прибор выдаёт графики изме- Подставляя разной силы линзы, доби- нения рефракции глаза при выполне- ваются «кипения» и таким образом по- нии этих заданий (рис. 2.4 и 2.5). лучают аккомодационный ответ на Аккомодационный ответ пытаются расстоянии 5, 1 и 0,33 м. дом с помощью когерентных неточни- предлагают таким способом исследо- ков света [Шаповалов С.Л., 1981]. Как вать тоническую аккомодацию («тем- известно, при освещении шероховатой новой фокус»); при этом исследование (например, металлизированной) дви- проводят в полной темноте и спекл жущейся поверхности пучком света от предъявляют на достаточном удале- лазера у наблюдателя возникает ощу- ний. щение движущейся зернистости — так Из других методов исследования ак- называемая спекл-структура. При этом комодации следует упомянуть спосо- направление движения зависит от оп- бы, связанные с феноменом Шейне- тической установки глаза относитель- ра — видимым двоением предметов, но поверхности: если она гиперметро- если лучи от них попадают в глаз через пическая, то зерна движутся в том же разные участки зрачка. В приборе направлении, что и сама поверхность, АКА-01 для этой цели существует если миопическая, то в обратнем, двухдырочная диафрагма. И.А. Вязов- ский и В.И. Сердюченко (1984) ис-пользуют диафрагму-решетку из вертикально натянутых струн: обследуе-мый наблюдает через неё и сферическую линзу вертикальную темную полосу на светлом фоне. Максимальная и минимальная сила линзы, через ко-торую полоска видна одиночной, оп-ределяет границы объема аккомода-ции. Метод глазной эргографии, впервые предложенный Беренсом [Berens C, 1927] для оценки зрительного утомле-ния, заключается в длительном наблю-дении объекта (обычно кольца Лан-дольта пороговых размеров), находя-щегося в области ближайшей точки ясного видения и постоянно прибли-жаемого исследуемым до расплывания и удаляемого до различения. С помо-щью специального привода обследуе-мый совершает движения, которые за-писываются на ленту кимографа. По характеру кимограмм судят об устой-чивости (работоспособности) аккомо-дации. Э.С. Аветисов и соавт. (1968) применяли этот метод для оценки ак-комодационной способности у детей с развивающейся миопией. Исследование аккомодации у детей (и не только у детей) является наибо-лее трудным из трех упомянутых выше. Это связано с тем, что объективные методы практически доступны пока лишь в лабораторных условиях, да и то лишь со школьного возраста, а субъек-тивные методы отличаются разнообразием, дают весьма лабильные результаты и также неприменимы у маленьких детей. Следует отметить, что исследование аккомодации не стандартизовано и практически не вошло в обиход клинической офтальмологии. Наиболее распространенным способом оценки аккомодационной функци и является исследование с помощью аккомодо-метров (проксиметров, оптометров). Эти приборы, например отечественный АКА-01 (рис. 2.6), содержат ка-ретку с освещенным тест-объектом, рельс-линейку со шкалой в линейных величинах и в диоптриях, по которой она движется, и редуцирующую поло-жительную линзу, которая позволяет определить дальнейшую точку ясного видения, в том числе при эмметропи-ческой и гиперметропической рефрак-ции. Тест-объектом обычно является стандартное кольцо Ландольта, соот-ветствующее остроте зрения 0,7 с рас-стояния 33 см. При определеним ближайшей точки ясного видения обсле-дуемый приближает тест-объект к гла-зу до момента различения разрыва в кольце, а при определении дальней-шей точки удаляет объект от глаза до этого момента. Положения каретки на шкале укажут положение ближайшей и дальнейшей точек в диоптриях, а раз-ность этих величин — объем абсолют-ной аккомодации. При этом аметро-пию (в том числе астигматизм) корри-гируют дополнительными линзами, устанавливаемыми перед глазом. Положение дальнейшей точки ясного видения измеряют, используя редуцирующую линзу, ближайшей точки — без неё. Прибор АКА-01 не лишен недостат-ков, основным из которых является невозможность определения положения ближайшей точки, если она ближе 8 см. Этого недостатка лишены про-ксиметр С.Л. Шаповалова (1978) и соз-
снижение остроты зрения обоих глаз, а глазием. Методы ее диагностики и ле- Патология. Основные отклонения в амблиопией вследствие астигматизма развитии остроты зрения у детей свя- и анизометропии, обычно сопровож- заны либо с заболеваниями, либо с дающих этот вид аметропии. вне рамок настоящей главы. виваться у детей, как правило, старше- Амблиопия, по классификации го возраста. Она всегда сопровождает- Э.С. Аветисова, может быть обскура- ся нарушением аккомодации и будет ционной (в настоящей главе так- рассматриваться в соответствующем же здесь не рассматривается, так как параграфе, глаз), дисбинокулярной, рефракцион- 2 .3. pазвитие рефракции №п* в норме и при патологии Дисбинокулярная амблиопия связана с Норма. Распределение частоты реф- нарушением бинокулярного зрения, ракций («рефракционная кривая») у чаще всего с содружественным косо- новорожденных представляет собой 4-972 биноминальную, или гауссову, кри- оси, радиусов кривизны и хрусталика, вую, напоминающую профиль колоко- а также глубины передней камеры ла и имеет пологий максимум в облас- [Scott R., Grosvenor T., 1993; Grosve- ти +2,0—3,0 дптр. Реальные исследо- nor T., Scott R., 1994; Ooi C.A., Grosve- вания [Титов И.Г., 1937; Wibaut R., nor T., 1995]. L. Molnar (1970) показал, 1932] подтвердили эту закономер- что этот процесс в основном заканчи- ность. Один из таких результатов по- вается к 3 годам жизни, a no данным казан на рис. 2.9, на котором для срав- R.M. Ingram и соавт. (1991), у 82 % де- нения приведена реальная кривая рас- тей — даже к концу первого года, бранной взрослой популяции процесс регулируется каким-то специ- [Sachsenweger R., 1971]. Она имеет ост- альным механизмом по принципу кон- ровершинный пик в области слабой тура обратной связи [Medina A., Fari- (+0,5—1,0 дптр) гиперметропии и не- sa E., 1993]. Есть основание полагать, симметричные скаты: более крутой в что оператором в этом контуре являет- сторону гиперметропии и более поло- ся разрешающая способность зрения. гий в сторону миопии. Поэтому сред- Достижение высокой остроты зрения няя рефракция в популяции может не служит сигналом к остановке роста совпадать с наиболее часто встречаю- глаза и его оптических элементов [Аве- щейся и зависит от частоты миопии в тисов Э.С., Розенблюм Ю.З., 1974; популяции. Saunders K.J., 1995]. По-видимому, в Превращение пологой рефракцион- постнатальном периоде развития этот ной кривой новорожденных в остро- процесс является общим для человека вершинную с пиком в области, близ- и животных. кой к эмметропии, кривую взрослых Подтверждение этому факту дают получило название процесса эмметро- опыты с так называемой депривацией: пизации [Straub М., 1909]. Этот про- выключением в раннем онтогенезе од- цесс обеспечивается регулируемым, ного глаза из акта зрения. Выявлено, согласованным ростом анатомических что такое выключение одного глаза в элементов, формирующих рефракцию: определенное время и на определен- роговицы, хрусталика и длины оси ный срок у некоторых животных при- глазного яблолка. Е.Ж. Трои (1929) водит к развитию осевой миопии на
строго согласованный: диоптрические приобретенной миопией и прогресси- Третий период — дошкольный (3— 35 до 50 лет, но заканчивается одина- 7 лет). В это время заканчивается про- ково, около 60 лет, когда остается ре- цесс эмметропизации и рефракцион- зидуальный обьем аккомодации около ная кривая приобретает свой «взрос- 1,0 дптр. Помимо угасания аккомода- лый» островершинный вид с максиму- ционной функции, в это время отме- мом в области слабой (+0,5— чается сдвиг средней рефракции в сто- + 1,25 дптр) гиперметропии [Трон рону гиперметропии. В то же время Е.Ж., 1947; Atkinson J. et al., 1996]. Од- продолжается увеличение разброса нако, как мы увидим ниже, у некото- рефракции. рых детей процесс роста глаза не оста- Наконец, седьмой период — инволю- навливается и появляется ранняя про- ционный (старше 60 лет). Характерны грессирующая миопия. разнообразные изменения рефракции, Четвертый период — школьный монокулярных и бинокулярных функ- (7—18 лет); мы назвали его школьным ций, связанные в основном с общими (учебным), хотя большинство детей за- и глазными заболеваниями. Так, са- канчивают школу раньше, и наоборот, харный диабет вызывает разнообраз- многие молодые люди продолжают ные сдвиги рефракции, причем не учебу до 23—24 лет. Примерно у поло- только стационарные, но и меняю- вины детей и подростков рефракция в щиеся в течение суток [Бондарь Н.П., это время остается стабильной, а у ое- 1977]. Изменения рефракции и осо- тальных продолжает расти. Этот рост бенно мышечного равновесия вызыва- приводит к тому, что у части детей раз- ют заболевания щитовидной железы, вивается приобретенная миопия. По Из патологии органа зрения на реф- аналогии с эмметропизацией этот про- ракцию влияет начальная катаракта, цесс можно было бы назвать миопиза- Парезы и параличи глазных мышц, цией. Его частота и интенсивность не вызывающие стойкую диплопию, воз- одинаковы в разных популяциях, по- никают вследствие сосудистых заболе- этому и средняя рефракция в одних ваний головного мозга, популяциях ниже, а в других — выше Патология. За патологические изме- нулевой. Поскольку общая тенденция нения рефракции мы будем принимать в мире — рост частоты миопии среди не только аметропию, требующую оп- населения, на нашей схеме средняя тической коррекции, но и астигматизм рефракция в этом периоде пересекает и анизометропию любой степени, изолинию и становится отрицатель- Сферическая аметропия в первые ной. Разброс же рефракции для общей два периода формируется в основном у группы населения остается минималь- тех детей, у которых врожденная реф- ным. ракция выходила за рамки нормально- Пятый период — период активной го распределения (гиперметропия вы- деятельности (18—45 лет). В это время ше 4,0 дптр, миопия выше 3,0 дптр). у большинства людей рефракция оста- Риск появления аметропии выше у де- ется стабильной. Однако с 30 лет, a no тей, матери которых имели патологию некоторым данным [Grosvenor Т., во время беременности и родов. Осо- 1987], уже с 20 лет разброс рефракции бую группу составляют недоношенные снова начинает увеличиваться, и про- дети: у них чаще других (по данным исходит процесс как бы антиэмметро- некоторых авторов, до 50 %) встреча- пизации. Это обусловлено поздней ется врожденная миопия [Скородин-
цию гиперметропии выше 3,0 дптр. возникли лишь касательно сроков на- R.M. Ingram и соавт. (1990) провели линзами энергичное лечение псевдо- раннюю (в возрасте 6 мес) коррекцию миопии. в группе детей с гиперметропией При назначении очков для работы 4,0 дптр и более хотя бы в одном мери- на близком расстоянии вее больше оф- диане. Через 2 года разницы в частоте тальмологов считают, что линзы долж- косоглазия в опытной и контрольной ны быть на 1,5—2,0 дптр слабее линз группах не обнаружено, но острота для дали и это способствует задержке зрения была достоверно выше в опыт- прогрессирования [Аветисов Э.С. и ной группе. др., 1976; Oakley К.Н., Young F.A., J. Atkinson и соавт. (1996) при скри- 1975; Young F.A., 1977; Grosvenor T., нинговом обследовании большой Goss D.A., 1988]. В недавней тщатель- группы детей в возрасте 7—9 мес выде- но выполненной работе M.N. Edwards лили детей с гиперметропией выше и соавт. (2001) показано, что при при- 1,5 дптр и анизометропией; остальные менении у школьников прогрессивных дети составили контрольную группу, линз с аддидацией +2,0 дптр темп про- В свою очередь детей с аметропией грессирования миопии был достовер- разделили на 2 подгруппы: в одной на- но медленнее, чем у детей, носивших значили частичную коррекцию, в дру- обычные однофокальные минусовые гой коррекции не проводили. Через очки. 4 года у детей, не носивших очки, по Активно обсуждается вопрос о роли сравнению с контрольной группой в контактной коррекции миопии в за- 13 раз чаще возникало косоглазие и в держке ее прогрессирования. Вначале 4 раза чаще снижалась острота зрения. считали, что любая контактная кор- У детей, носивших очки, риск косогла- рекция стабилизирует состояние реф- зия снизился в 4 раза, риск развития ракции [Шапиро Е.И. и др., 1990; амблиопии — в 2,5 раза. На процесс Kemmetmuller J.F., 1976], но в послед- эмметропизации коррекция влияния неё время авторы склоняются к тому, не оказала. Согласно этим данным, что этот эффект оказывают в основном ранняя коррекция гиперметропии и жесткие контактные линзы [Шапиро анизометропии явно полезна. Е.И., Киваев А.А., 2001; Mach R., Наш опыт наблюдения за детьми Susicky P., 1995]. более старшего возраста (3 года и стар- Новый аспект в коррекции врож- ше) позволяет прийти к сходным за- денной миопии открывают упомяну- ключениям. Коррекция гиперметро- тые исследования на цыплятах с де- пии, астигматизма (частичная) и ани- привацией [Walman J. et al., 1978]. зометропии (полная) приводит к улуч- Оказалось, что помещение перед де- шению моно- и бинокулярных зри- привированным глазом положитель- тельных функций и не влияет на фор- ной (!) контактной линзы уменьшает мирование рефракции. или вовсе ликвидирует полученную Что касается коррекции миопии, то путем депривации экспериментальную плюсовые очки или контактные лий- нальное лечение амблиопии и бино- зы. Нам не известно, решился ли кулярных расстройств. Врожденную кто-нибудь на такой смелый экспери- миопию следует корригировать не мент. полностью: от линз, дающих макси- Приведенные данные позволяют мальную остроту зрения, нужно сформулировать следующие практиче- убавлять сферы на 1,0—4,0 дптр в за- ские рекомендации: висимости от степени миопии, a приобретенную миопию корригиро- 1. В первом периоде (до 1 года) кор- вать, когда бинокулярная острота 2. Во втором периоде (1—3 года) веду- 4. В третьем периоде (7—18 лет) прин
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|