Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-экономическая характеристика предприятия




Для обучающихся по направлению 35.03.06 АГРОИНЖЕНЕРИЯ

 

 

Киров 2016

УДК 658

ББК 65.2/4 -80

 

Спиридонова Е.В.

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Организация производства» для обучающихся по направлению 38.03.06 Агроинженерия. - Киров: ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, 2016. - 39 с.

 

Рецензенты:

- доцент кафедры информационных технологий и статистики, кандидат экономических наук Козлова Л.А.;

- доцент кафедры экономики и организации производства, кандидат экономических наук Шулятьева Г.М.

 

 

рассмотрено и одобрено на заседании кафедры экономики и организации производства (протокол № 1 от 15.09.2016 г.); утверждено и рекомендовано к печати методической комиссией экономического факультета (протокол № 6/2015-16 от 25.04.2016 г.)

 

В методических указаниях рассмотрены требования, предъявляемые к содержанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «Организация производства» в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 38.04.06 Агроинженерия; изложена методика написания курсовой работы.

 

© - ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, 2016

© - Спиридонова Евгения Владимировна, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение  
1 Основные требования к содержанию курсовой работы  
2 Содержание и методика написания глав основной части курсовой работы  
3 Порядок проверки и защиты курсовой работы  
Приложения  
   

 

 

Введение

Выполнение курсовой работы является важнейшим этапом в изучении обучающимся дисциплины «Организация производства». В процессе ее подготовки обучающемуся предстоит проверить прочность и глубину теоретических знаний и способность творческого их использования при решении практических задач в производственных условиях.

Основная задача курсовой работы - показать умение обучающегося вести самостоятельные научные исследования, выявлять факторы, влияющие на результативные показатели деятельности организации, взаимозависимость исследуемых факторов, наглядно представлять установленные взаимосвязи.

При подготовке и написании работы необходимо: проявлять аналитический и целостный образ мышления; уметь видеть хозяйственные взаимосвязи и новое, что появляется в исследуемой отрасли; четко выразить свои мысли в письменной форме; выполнять работу в установленные сроки.

Основные требования к содержанию курсовой работы

 

Композиция курсовой работы - это последовательность расположения основных составляющих частей и элементов работы, к которым относятся:

ü титульный лист;

ü оглавление (содержание);

ü введение;

ü главы основной части;

ü выводы и предложения по результатам исследования;

ü список использованной литературы;

ü приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы. Оглавление должно включать названия всех глав и параграфов работы с обязательным указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки глав и параграфов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускается.

Введение должно содержать все основные квалификационные признаки работы. В нем обосновывается актуальность темы, определяется цель и формулируются задачи написания курсовой работы, указываются объект и период исследования, называются методы и приемы, использованные при проведении исследований, перечисляются группы информационных источников (официальные, литературные, учетные, статистические и др.). Как правило, объем введения не превышает 2 страниц машинописного текста.

Основная часть курсовой работы состоит из нескольких глав, разделенных на параграфы, в которых рассматриваются теоретические основы выбранной темы, дается организационно-экономическая характеристика объекта исследования, в соответствии с избранной темой проводится анализ той или иной стороны его функционирования, обосновываются система мероприятий, направленных на совершенствование исследуемых сторон деятельности.

Содержание глав и параграфов основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Объем основной части курсовой работы не должен превышать 35-40 страниц машинописного текста.

Выводы и предложения должны логично заключать проведенное исследование и включать наиболее значимые, накопленные в основной части итоги курсовой работы. Их объем не должен превышать 4-5 страниц машинописного текста.

После выводов и предложений по результатам исследования размещается список использованной литературы. В него включаются все литературные источники, которые были изучены при подготовке работы, а не только те, ссылки на которые есть в тексте. Вспомогательные или дополнительные материалы выносятся в приложения.

 

Содержание и методика написания глав основной части курсовой работы

 

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. В этих главах автор должен продемонстрировать свое умение сжато, логично и аргументированно излагать материал, содержание и оформление которого должны соответствовать требованиям, предъявляемым к курсовым работам.

Для курсовой работы достаточно 3 - 4 глав, отражающих переход от теоретического осмысления и обобщения проблемы к оценке и проектированию (прогнозированию) показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности (или каких-либо ее сторон) объекта исследования.

В каждую главу рекомендуется включать не более чем по 2 - 5 параграфов, так как увеличение их числа приводит к распыленности материала. Главы и параграфы должны последовательно вытекать и дополнять друг друга, способствуя развитию высказываемых мыслей и укреплению логики проводи­мого исследования.

Особое внимание следует уделить формулировке названий глав и параграфов. Они должны быть по возможности краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку.

Серьезное внимание при написании работы должно быть уделено языку и стилю, свидетельствующим об общем уровне профессиональной культуры автора. Характерными особенностями учебно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально-логического стиля изложения материала.

Существует ряд правил построения речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно- и учебно-исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Наиболее важными из них являются:

ü использование специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, впоследствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на..., в то время как... и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к..., следует остановиться на...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в заключение следует сказать... и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);

ü использование характерных для научной речи оборотов, характеризующих свойства предметов или явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-айш-», «-ейш-» (маленький, огромнейший, высочайший). Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий, максимально результативный), а для характеристики развития процессов - причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);

ü использование указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку...»). В то же время неопределенные местоимения (что-то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято;

ü использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению..., согласно мнению..., по данным...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;

ü избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;

ü использование специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений и процессов;

ü использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в научно- и учебно-исследовательских работах не используется личное местоимения «я».

Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда ошибок при изложении материала, наиболее часто совершаемых обучающимися при написании курсовых работ.

График выполнения курсовой работы представлен в приложении А.

 

Теоретическая глава

 

В этой главе необходимо, на основании изучения законодательных и нормативных актов, литературных источников, исследовать теоретические и правовые аспекты изучаемых проблем. Охарактеризовать степень их изученности в работах российских и зарубежных ученых, дать оценку сходства и противоречий различных методологических и методических подходов к исследуемым вопросам и аргументированно изложить собственную точку зрения на сущность проблем и возможные пути их решения.

При написании этой главы автор должен продемонстрировать свое умение работать с литературными источниками, заключающееся в отборе, систематизации и квалифицированной характеристике различных взглядов на исследуемые проблемы, критической оценке существующих подходов к решению изучаемых вопросов, способности интерпретировать применительно к условиям конкретного предприятия фундаментальные положения экономической теории и накопленный практический опыт.

Так как в основе выполнения этой главы лежат изучение и осмысление литературных источников, то при работе над ней следует руководствоваться рядом основных правил.

Многообразие концептуальных подходов к решению той или иной проблемы в современной экономической науке предполагает, что изучение литературы по теме выпускной работы целесообразно начинать с общетеоретических трудов, постепенно переходя к работам, имеющим более узкую направленность.

Изучая литературные источники, следует определить для себя те критерии значимости получаемой теоретической информации, по которым она может быть выбрана для использования в работе.

Такими критериями выступают: соответствие информации теме исследования; научность, объективность и точность информации, обеспечиваемая ее соответствием современным методологическим и методическим подходам в экономической науке и практике, а также степенью авторитетности ее источника.

Практикой научных исследований выработана следующая примерная схема изучения литературных источников:

ü общее ознакомление с произведением в целом по его названию, оглавлению, аннотации;

ü просмотр содержания произведения; выборочное изучение наиболее значимой, с точки зрения исследователя, части произведения; конспектирование представляющих интерес материалов;

ü критическая оценка законспектированных материалов, их редактирование и запись в качестве фрагмента дипломной работы (проекта).

Особое внимание при написании теоретической главы необходимо уделить использованию цитат из литературных источников для подтверждения высказываемой точки зрения. Прямые текстуальные заимствования, без оформления их в виде цитаты, со ссылкой на первоисточник, в работе недопустимы. Использование цитат позволяет без искажений показать мысль того или иного автора на рассматриваемую проблему. Но следует помнить, что излишняя перегруженность работы цитатами свидетельствует об отсутствии у исследователя собственной точки зрения на изучаемую проблему, говорит о низком уровне его профессиональной самостоятельности и способствует возникновению впечатления компилятивности работы.

Объем теоретической главы не должно превышать 10-12 страниц. Допустимо деление этой главы на параграфы не производить.

 

Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

В качестве объекта исследования студент может выбрать организацию (предприятие) любой организационно-правовой формы. В характеристике необходимо кратко описать историю создания, организационно-правовую форму, размер, организационную структуру, структуру управления, географическое и административно-территориальное расположение, виды деятельности, наличие и качество коммуникационных сообщений, удаленность от основных рынков сбыта продукции, производимой на предприятии.

В зависимости от того, какое предприятие выбрано в качестве объекта исследования, должен быть рассчитан комплекс показателей, характеризующих состав и структуру основных производственных ресурсов - земельных, трудовых, денежно-материальных - и проанализированы показатели, характеризующие эффективность их использования. Оцениваются основные результаты хозяйственной деятельности предприятия: объем производства продукции, объем затрат на производство и реализацию продукции, массу прибыли, уровень рентабельности (доходности), коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности бухгалтерского баланса.

Совокупность перечисленных вопросов исследуется в рамках отдельной главы, объем которой не должен превышать 8-10 страниц.

Аналитическая глава

 

Основное внимание при написании аналитической главы должно быть уделено системному и комплексному исследованию блока вопросов, поставленных в соответствии с целью и задачами написания курсовой работы. Наиболее общей формулировкой цели написания этой части работы, вне зависимости от конкретной темы исследования, является познание причинно-следственных связей в функционировании объекта исследования, позволяющее раскрыть сущность экономических явлений и процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности деятельности, обосновать наиболее оптимальные управленческие решения.

Аналитическая глава должна содержать информацию по состоянию аспектов изучаемой темы на предприятии.

Проведение в рамках работы конкретного аналитического исследования должно соответствовать определенным принципам, присущим экономическому анализу в целом:

ü анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов и результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической политике, а также требованиям действующего законодательства;

ü анализ должен носить научный характер, то есть учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения научно-технического прогресса, применять современные методы экономических исследований;

ü анализ должен быть комплексным, что обуславливает необходимость всестороннего изучения причинно-следственных зависимостей между анализируемыми явлениями и процессами;

ü анализ должен быть системным, то есть изучаемый объект должен рассматриваться как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой;

ü анализ должен быть объективным, что достигается достоверностью и сопоставимостью аналитической информации, а следовательно, и адекватностью выводов результатам анализа.

Так как в основе эффективности проведения анализа лежит система объективной аналитической информации, ее составу, содержанию, качеству, методике и способам обработки должно быть уделено самое значительное внимание.

Информационное обеспечение экономического анализа включает в себя 3 этапа:

ü разработка методологии сбора необходимой информации об изучаемом предмете, объекте или процессе;

ü создание информационного массива;

ü преобразование содержащихся в информационном массиве данных в соответствии с целью и задачами исследования.

Ответственным этапом в экономическом анализе является подготовка информации, которая включает проверку данных на достоверность, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации.

Проверка информации на достоверность проводится с двух сторон:

ü во-первых, проверяется, насколько полными являются данные, содержащиеся в планах и отчетах, корректно ли рассчитаны показатели с точки зрения математики, согласуются ли одинаковые показатели, приведенные в разных таблицах, то есть проверка носит технический характер;

ü во-вторых, проводится проверка данных по существу, то есть логическое осмысление значений показателей и их взаимное согласование.

Наиболее распространенными причинами несопоставимости анализируемых показателей являются изменения, вызванные причинами, как макро-, так и микроэкономического характера, и выражающиеся в нарушении требований:

ü единства объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей за ряд лет;

ü единства промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;

ü сопоставимости исходных условий производства (территориальных, технических, природных);

ü единства методики исчисления показателей и их состава.

Обеспечить сопоставимость анализируемых данных можно, используя ряд специальных приемов и методик: применение индексов-дефляторов, коэффициентов переоценки основных фондов, использование методики нейтрализации количественных и качественных факторов при проведении факторного анализа, смыкание рядов динамики и др.

Аналитическое исследование часто не требует такой точности, как, например, бухгалтерский учет. Поэтому при анализе допустимо упрощение исходной информации, которое может выражаться, например, в округлении значений показателей. Однако выбор степени упрощения должен зависеть от содержания конкретного показателя и его величины. Например, при оценке фондоотдачи не обязательно брать точную стоимость валовой продукции и основных фондов, допустимо округлить их до целых величин. В то же время сам показатель фондоотдачи, как правило, теряет экономический смысл при таком округлении и поэтому при упрощении необходимо сохранить 2-3 десятичных знака.

Все аналитические расчеты должны сопровождаться выводами, в которых не механически повторяются данные таблиц, графиков, диаграмм и т. д., а раскрываются причины и дается экономическая оценка отмеченных в течение анализируемого периода явлений и процессов, объясняются изменения, произошедшие в рамках объекта исследования под воздействием определенных факторов, раскрываются тенденции, проявившиеся в деятельности предприятия.

Объем этой главы работы, как правило, составляет не более 15-20 страниц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...