Описание предприятия и продукции, им выпускаемой
Комиссаровский завод торгового машиностроения расположен в поселке Комиссаровка Луганской области. Предприятие подчинено Министерству промышленной политики Украины, но подчинение это является формальным. В 1995 году завод был преобразован в открытое акционерное общество "Комиссаровский завод торгового машиностроения» с уставным фондом в 16370 тыс. грн. На 1.05.2000 года в государственной собственности находилось 74,9 % акций предприятия. По плану размещения акций (предприятие группы В) доля государства составляет в уставном фонде 50 %. Завод специализирован на выпуске теплового технологического оборудования для предприятий общественного питания и пищеблоков. Основная номенклатура выпускаемой продукции: – плиты электрические ПЭТ-0,17-01, ПЭТ-0,51-01, ПЭТ-0,34, ПЭ-0,34, ПЭ-0,51-01; – сковороды электрические СЭСМ-0,2, СЭ-0,45М-01, СЭ-0,45М-02, АЖС-44; – конфорки электрические (промышленные и бытовые) КЭ 0,05/1,0, КЭ 0,15/3,5, КЭ 0,17/4,0; – ящики алюминиевые многооборотные Я1; – емкости функциональные Е1x65К1, Е1x100К1, Е1x100К1а; – товары народного потребления –наборы кухонные из нержавеющей стали, ложки, вилки из нержавеющей стали, кровати металлические с деревянными спинками. Предприятие занимает монопольное положение по выпуску плит и сковород не только на рынке Украины, но и на рынках стран бывшего Советского Союза. Потребность потребителей на внутреннем рынке в данном оборудовании на протяжении последних лет удовлетворяется на 40-45 %. Недостаток оборудования компенсировался за счет поступлений из Польши, Германии, Италии. Но, учитывая то, что значительную часть потребителей продукции завода составляют предприятия и организации, финансируемые из бюджета (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство образования и др.), приобретение аналогичной импортной продукции ограничено недостатком (а порой и полным отсутствием) валютных средств. Еще одним немаловажным фактором является и цена. Импортные плиты и сковороды того же класса на внутреннем рынке Украины имеют цену, в 1,5-2 раза превышающую цену продукции, производимой заводом.
В связи со сложившейся рыночной ситуацией и большой потребностью в продукции, специализацию завода намечено сохранить на период до 2005-2010 года. Для организации производства теплового оборудования в планируемых объемах необходимо получение краткосрочного коммерческого кредита на закупку материалов и комплектующих в сумме 400000 $ на период 3 месяца и 50000 $ в качестве инвестиций на приобретение дополнительного производственного оборудования. Инвестиции на приобретение оборудования в сумме 50000 $ будут получены от АКБ «Проминвестбанк» и будут возвращены инвестору, согласно произведенным расчетам, через 2 года после получения с выплатой 5% годовых. На 2001 и 2002 годы ожидается увеличение уставного фонда ОАО до 21142 тыс.грн. и 26701тыс. грн. соответственно за счет эмиссии дополнительного количества акций. ОАО "Комиссаровский завод торгового машиностроения" специализирован на выпуске теплового оборудования для предприятий общественного питания и пищеблоков: плиты и сковороды электрические. Плиты электрические ПЭТ-0.17-01, ПЭТ-0.51-01, ПЭТ-0.34, ПЭ-0.34 Предназначены для тепловой обработки полуфабрикатов в емкостях и на противнях в жарочном шкафу на предприятиях общественного питания. На разогрев конфорок, укомплектованных ТЭНами, до температуры 400о С необходимо до 3.5 мин. Конструкции плит обеспечивают удобство монтажа, ремонта и обслуживания. Площадь рабочей поверхности конфорки – 0.17 кв.м. Номинальная мощность конфорки – 4.1 кВт, номинальное напряжение – 220 В.
Сковороды электрические СЭСМ-0.2, СЭ-0.45М-01, СЭ-0.45М-02 Предназначены для жарения, тушения и припускания мясных, рыбных и овощных изделий, а также пассерования овощных изделий на предприятиях общественного питания. Нагрев чаши осуществляется спиралями, уложенными в канавки на ее днище. Чаша имеет крышку с фрикционным механизмом, фиксирующим угол открывания. Площадь пода чаши - 0.25 кв.м., полезная вместимость чаши – 30 дм 3. Номинальная мощность – 6 кВт, время разогрева до 250о С – 35 мин. Ящик алюминиевый многооборотный предназначен для хранения и транспортирования полуфабрикатов. Внутренний объем ящика – 31.0 дм 3, габаритные размеры, мм – 400х748х125. Характеристики изделий профильной номенклатуры предприятия изложены в прилагаемых к бизнес-плану рекламных проспектах. 3.2 Анализ рынка, конкуренции и план маркетинга
Объем реализации теплового оборудования для предприятий общественного питания и пищеблоков (плит и сковород электрических) в последние годы существенно уменьшился из-за ряда причин: – высокая стоимость импортного оборудования - заменителей; – снижение объемов производства отечественных предприятий; – отсутствие финансовых средств у предприятий – потребителей. Потребность же в данном оборудовании возрастает из года в год в связи с увеличением числа предприятий общественного питания, причем не крупных, как в бывшем СССР (столовые, рестораны), а более мелких, присущих западной культуре (кафе, бары, пиццерии, закусочные). Ожидаемое в результате проведения радикальных экономических реформ повышение жизненного уровня населения Украины, несомненно, приведет к дальнейшему росту потребления населением услуг данных предприятий, а следовательно, и увеличению потребности в продукции завода. Таким образом, можно говорить о наличии растущего рынка в Украине. Выполненный анализ рынка показал, что годовая рыночная потребность в тепловом оборудовании составляет на ближайшие 3-4 года 40-50 тыс. штук. На отечественных предприятиях, кроме данного предприятия, промышленные плиты и сковороды не производятся. Частично потребность в этом оборудовании покрывается за счет импорта из стран Восточной и Западной Европы (Польша, Италия, Германия).
Даже не претендуя на вытеснение с отечественного рынка зарубежных производителей, на долю предприятия приходится существующая ниша рынка в объеме до 80 %, которую имеется потенциальная возможность заполнить производимой на заводе продукцией. Реально оценивая возможности и мощности предприятия, предполагается довести объем выпуска оборудования в 2002 году до 24 тыс. штук, что позволит потеснить конкурентов – импортеров, обеспечив высокое качество продукции и доступность цены на плиты и сковороды, а также начать экспортировать оборудование в страны ближнего зарубежья. Структура наполнения рынка Украины тепловым оборудованием представлена на рисунке 3.1.
Появление отечественных конкурентов – производителей аналогичного оборудования в ближайшие 5 лет не ожидается, что обусловлено отсутствием необходимых мощностей, технологической оснастки и приспособлений, конструкторской и технологической документации на отечественных предприятиях и длительностью срока организации нового аналогичного производства. Основными каналами распределения выпускаемой продукции будут:
Реализация выпускаемой продукции будет производится параллельно по всем каналам, но к 2002 году произойдет увеличение реализации к третьему каналу сбыта, что связано с наполнением отечественного рынка и, следовательно, ростом экспортных поставок в страны ближнего зарубежья. Предприятие заинтересовано и принимает меры к увеличению оптовых поставок продукции, что позволит уменьшить сбытовые расходы и упростит расчеты с потребителями. Предлагаемые цены реализации плит 1400 – 1800 грн. за единицу, сковород – 1900 – 2200 грн. за единицу, что ниже цен на импортные аналоги в 2 – 2,5 раза (600 – 800 $ соответственно). Постоянному росту спроса на тепловое оборудование, выпускаемое заводом, будет способствовать также изготовление оборудования с облицовками из нержавеющей стали (вместо стеклоэмалевого покрытия), что увеличит срок службы и улучшит товарный вид изделий.
Согласно решения Кабинета Министров Украины ОАО "Комиссаровский завод торгового машиностроения" занимает монопольное положение на рынке Украины по выпуску плит и сковород электрических для предприятий общественного питания и пищеблоков. Единственными конкурентами являются: «Beha» (Германия), Foem (Италия). Достоинствами конкурентов является: – четкое выполнение графика поставок; – постоянное наличие продукции на оптовых базах; – хорошо поставленная реклама, – качественный дизайн. Однако, импортное оборудование отличается высокой ценой, а качество товара не всегда соответствует высокой цене реализации. Кроме того, многие отечественные потребители, среди которых большое число предприятий и организаций, финансируемых из бюджета, не в состоянии приобретать товары импортных производителей. Хорошее качество производимого оборудования в сочетании с доступной ценой являются одними из основных достоинств производимой заводом продукции. Подтверждением этому является «Золотой приз за лучшую торговую марку» от международного клуба лидеров торговли за превосходный имидж своей торговой марки в своей области деятельности и географической зоне, полученный в 2000 г., и выдвижение французской Ассоциацией содействия национальной промышленности на соискание почетной награды «Золотая медаль» этой Ассоциации. Недостаток оборотных средств, а также низкая платежеспособность потребителей влекут за собой уменьшение объемов производства и реализации выпускаемого оборудования. Для устойчивого положения на рынке ближайшими планами ОАО "Комиссаровский завод торгового машиностроения" предусмотрено: – модернизация выпускаемой продукции; – расширение номенклатуры; – выпуск продукции с учетом пожеланий потребителей; – привлечение инвестиций для освоения новой продукции и изучения рынка. Основным рынком сбыта выпускаемой продукции является внутренний рынок Украины, но планируется и выход на международный рынок, в частности, на рынки стран ближнего Зарубежья. Это обусловлено высоким спросом на продукцию в России, Казахстане, Узбекистане, Белоруссии из-за относительно невысокой цены на изготавливаемые товары при их высоком качестве, вполне сравнимом с лучшими зарубежными образцами. Рынок же этих стран, несмотря на большие возможности импорта, остается ненасыщенным. Благодаря этому, предприятие имеет возможность для расширения рынков сбыта, что позволит не только сохранить имеющиеся объемы производства, но и в последующем расширить их. Исходя из этого, в ближайшие годы на рынки стран ближнего зарубежья планируется направить не менее 30 % выпускаемой продукции.
Отчетные и прогнозные данные по выпуску продукции представлены в таблице 9 (см. ниже). Распределение продаж по различным рынкам по тепловому оборудованию представлено в таблице 10 (см. ниже)
Таблица 9. Выпуск продукции в тыс.грн.
Таблица 10. Распределение объемов продаж по рынкам
Как видно из таблицы 10 и рисунка 3.2. объем продаж на внутреннем рынке будет сокращаться из-за его насыщения, тогда как на внешнем рынке у предприятия широкое поле деятельности. Планом маркетинга предусматривается предоставление 5 – 10 % скидок для крупно- и мелкооптовых покупателей. Ежегодно будет направляться до 5 % производственных затрат на проведение маркетинговых мероприятий: – рекламная кампания продукции (размещение рекламы в печатных изданиях, на телевидении и радио); – участие в профильных выставках товаров; – выпуск рекламных проспектов и буклетов. Стимулирование продаж будет проводиться по принципу: большее количество купленного оборудования – большие скидки при покупке. Осуществление данного плана маркетинга позволит реализовать планы ежегодного получения валовой прибыли в размере 3 – 4 % производственных затрат. План производства и влияние на окружающую среду
Завод имеет цеховую структуру и состоит из следующих подразделений основного производства: 1. Участок металлоконструкций: – раскрой металла; – штамповка; – электросварка заготовок для всех основных изделий, выпускаемых заводом; 2. Механосборочный цех: – механическая обработка деталей; – окраска; – эмалирование; – сборка; – консервация и упаковка. Стоимость основных фондов предприятия на 1.01.2000 г. – 17055 тыс. грн., в т.ч. производственных фондов – 15405 тыс. грн. Степень износа основных производственных фондов – 42,8 %. Завод работает в двухсменном режиме, использование производственных мощностей составляет 62 %. Предприятие имеет мощности для выпуска до 30 тыс. ед. оборудования в год. Для увеличения объемов производства и сокращения производственного цикла необходимо закупить следующее оборудование: – пресс листогибочный механический ИВ1330 – 90000 грн. (поставщик – ЗАО «Станкомплект», г. Киев); – пресс кривошипный 160т – 70000 грн. (поставщик – ЗАО «Станкомплект», г. Киев); – станок фрезерный 6Т80Ш – 23000 грн. (поставщик – ОАО «Электротехсервис», г. Киев); – станок круглошлифовальный, универсальный ЗУ131ВМ – $10000 (поставщик – ЗАО «Станкомплект», г. Киев); – станок ленточно-шлифовальный –3500 грн. (поставщик – ЗАО «Станкомплект», г. Киев); – станок фрезерный ФСШ-1А – 5600 грн. (поставщик – ПО «Метиз», г. Киев); – сушильная камера КСПА-30 – 26000 грн. (поставщик – «Киевпромтехресурсы», г. Киев); – пресс-ножницы комбинированные ПК-40 – 8100 грн. (поставщик – ЗАО «Станкомплект», г. Киев). Необходимо также наладить производство на предприятии электронагревательных элементов для сковород и плит, которые ранее закупались на Московском заводе «Торгмаш», чтобы уменьшить себестоимость за счет транспортных расходов и таможенных сборов. Прогрессивным шагом будет также отказ от эмалирования и замена эмалированных деталей на детали из нержавеющей стали. В связи со сложившейся специализацией завода объем кооперированных поставок сырья, материалов, покупных и комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых со стороны, составляет около 30 %. Основными поставщиками являются: – чугунное и алюминиевое литье – ПО «Кристалл», г. Харьков; – пакетные переключатели – УПП УТОС, г. Житомир; – трубчатые электронагреватели – завод «Торгмаш», г. Москва; – электропровода, выключатели, пускатели – «Электроснабсбыт», г. Донецк, «Южкабель», г. Харьков; – керамические детали – п/я В-8709, г. Белая Церковь; – тонколистовой прокат – Азовсталь, г. Мариуполь; – сталь листовая нержавеющая – Запорожсталь, г. Запорожье; – толстолистовой прокат – Алчевский меткомбинат, и др. Схема основных производственных потоков по выпуску основных видов продукции представлена на рисунке 3.3. (см ниже). Предприятие по производству теплового оборудования не относится к типу экологически опасных производств, однако без должного внимания к вопросам защиты окружающей среды негативное влияние на нее может быть оказано за счет: – большого количества отходов производства (лома черных и цветных металлов), объем которых достигает 10 % переработанного металлопроката, что составляет до 250 тонн в год в 2000 г. и до 280 тонн в 2002г.; – значительных объемов загрязненной воды, получаемой в процессе гальванопокрытия и эмалирования деталей; – выбросов в атмосферу продуктов горения котельной завода.
Для уменьшения отрицательного влияния на окружающую среду указанных факторов предлагается: - очистка металлической пыли в рециркулирующих обеспыливающих агрегатах ПА2-12М; - применение прогрессивных технологических процессов для гальванопокрытия изделий; - применение окрасочных камер, оборудованных гидрофильтрами для улавливания аэрозолей красок и паров растворителей; - нанесение эмалевого шликера методом пневматического распыления. 3.4 Организационный план и оценка рисков
ОАО "Комиссаровский завод торгового машиностроения" – государственное предприятие с коллективной формой собственности. Организационная структура ОАО "Комиссаровский завод торгового машиностроения" представлена на рисунке 3.4.(см. ниже). Исполнительным органом ОАО, осуществляющим повседневное управление делами предприятия в пределах полномочий, предоставленных общим собранием акционеров, является правление. В состав правления входят: 1. Председатель правления – директор – Кириченко Валерий Николаевич, 1962 г. рождения. Образование – инженер – экономист. 2. Заместитель председателя правления – главный инженер – Шмонин Владимир Анатольевич, 1948 г. рождения. Образование – инженер- механик. 3. Главный экономист – Статко Татьяна Владимировна, 1949 г. рождения. Образование – инженер- экономист. 4. Главный бухгалтер – Довбня Анна Филипповна, 1965 г. рождения. Образование – бухгалтер. 5. Директор дочернего предприятия – Паланский Александр Павлович, 1954 г. рождения. Образование – инженер- механик. Члены правления являются акционерами общества. Заседания правления проводятся раз в месяц. На предприятии имеются разработанные и утвержденные должностные инструкции. Рабочие, ИТР и служащие работают на постоянной основе. Состав и численность работающих по отчету на 1999 г. приведены в таблице 11.
Таблица 11.Состав и численность работающих за 1999 г.
Коэффициент сменности работающих составляет 1,64. Рост объемов производства осуществляется интенсивными способами без увеличения количества работающих за счет внедрения организационно-технических мероприятий, введения прогрессивных технически обоснованных норм, совмещения профессий. Организационной формой предприятия по производству теплового технологического оборудования является акционерное общество, созданное и зарегистрированное в установленном порядке согласно действующего законодательства. Уставный фонд ОАО "Комиссаровский завод торгового машиностроения" составляет 16367500 грн., представленный 65470000 простых и именных акций, номинальной стоимостью 0,25 грн. каждая. Согласно плана размещения акций регионального отделения Фонда госимущества Украины по Луганской области акции размещены таким образом: 1. Реализовано акций – 25,2 %. 2. Размещено на продажу на коммерческой основе акций, ранее находившихся в государственной собственности – 50 %. 3. Размещено на продажу акций за денежные средства – 24,8 %. Продажа пакета акций, находящегося в государственной собственности, позволит привлечь инвестиции в производство и улучшить финансовое положение предприятия. Акционерная форма собственности, создающая материальную заинтересованность работников в результатах своего труда и позволяющая охватить все организационно-технологические единицы производственной цепи, в наибольшей степени соответствует задачам ОАО "Комиссаровский завод торгового машиностроения" – производство качественного технологического оборудования по доступной цене. Однако для того, чтобы повысить заинтересованность работников необходимо увеличить количество работников – владельцев акций ОАО. Для оценки рисков была проанализирована возможность возникновения нескольких критических ситуаций, которые могут иметь отрицательное воздействие на работу предприятия. Среди них: рыночный риск, риск потери имущества, риск потери времени, риск неисполнения обязательств, риск капитальных вложений (инфляция), политический риск. Разработанная программа защиты от рисков, представленная ниже, не включает мероприятия по защите от риска капитальных вложений и политического риска. Эти риски связаны между собой и не зависят от деятельности руководства предприятия. Рыночный риск (отсутствие рынка): постоянное улучшение качества продукции, модернизация оборудования, рекламная кампания и другие маркетинговые мероприятия обеспечат постоянный спрос рынка на выпускаемую продукцию. Планируемое освоение производства плит и сковород меньших размеров и меньшего энергопотребления позволит осуществить рыночное проникновение в сферу предприятий общественного питания малых форм (бистро, закусочные и пр.). Риск потери имущества (пожар, кража): производственные и вспомогательные помещения, склады снабжены системами пожарной и охранной сигнализации, заключен договор с отделом вневедомственной охраны Перевальского РОУ МВД Украины, цеха предприятия и склады снабжены противопожарным оборудованием. Риск потери времени (отсутствие сырья, несвоевременная доставка материалов и комплектующих, остановка производства из-за поломки оборудования): обязанностью отдела материально-технического снабжения предприятия является обеспечение производства материалами и комплектующими необходимого ассортимента и количества и заключение договоров на их поставку с предприятиями – поставщиками, постоянный контроль ситуации по дефицитным позициям поставок. Производственно - диспетчерским отделом разрабатывается и должен строго соблюдаться график запуска изделий в производство. Соблюдение разработанного графика ремонтно-технического обслуживания оборудования позволит избежать его аварийных поломок и незапланированных остановок производства. Риск неисполнения обязательств: для уменьшения данного вида риска ведется строгое соблюдение договорных обязательств и графика поставок. Проанализировав возможные риски, руководству предприятия необходимо приобрести страховой полис по защите от потери имущества, а именно потери производственного оборудования. Стоимость покупки такого страхового полиса составит 2 % стоимости оборудования. Остальные риски будут компенсированы мероприятиями по предотвращению потерь, представленными в данном плане. 3.5 Финансовый план и программа инвестирования
Для характеристики финансовых результатов ОАО "Комиссаровский завод торгового машиностроения" подготовлены три формы: Отчет о прибылях и убытках – по месяцам 2000 года (таблица 12); по кварталам 2001 г. (таблица 13), и за 2000 – 2002 годы в целом (таблица 14); Отчет о движении наличности – по месяцам 2000 года (таблица 15); по кварталам 2001 г. (таблица 16), и за 2000 – 2002 годы в целом (таблица 17); Баланс предприятия за 2000 – 2002 годы в целом (таблица 18). Расчет точки безубыточности произведен по данным 2000 г. и из него следует, что безубыточность производства достигается при объеме продаж в 2933 тыс.грн.
Таблица 12. Отчет о прибылях и убытках за 2000 г. (в тыс.грн.).
Таблица 13. Отчет о прибылях и убытках за 2001 г. (в тыс.грн.).
Таблица 14. Отчет о прибылях и убытках за 2000 – 2002 г. (в тыс.грн.).
Таблица 15. Отчет о движении наличности за 2000 г. (в тыс.грн.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|