Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.




Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 12. Функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

 

8. 33. Стратегическими целями обороны страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности.

34. Достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.

9. 115. Основными показателями, необходимыми для оценки состояния национальной безопасности, являются:

удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;

доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

ожидаемая продолжительность жизни;

валовой внутренний продукт на душу населения;

децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);

уровень инфляции;

уровень безработицы;

доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования;

доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру;

доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам.

116. Перечень основных показателей состояния национальной безопасности может уточняться по результатам его мониторинга.

10. Основные угрозы национальной безопасности РФ по сферам жизнедеятельности государства
1)Экономика
-эконом. рост еустойчивости
-неконкурентно-способность продукции
-преобладание в экспорте сырья и материалов, а в импорте-предметы потребления
2)Соц. сфера
-раслоение на богатых и нищих
-низкая рождаемость
-ослобление фундаментальной ячейки общества
-угроза физическому здоровью
3)Терроризм
4)Экологическая
-уменьшение природных ресурсов
12. Обеспечение национальной безопасности РФ(программы,задачи)
основа обеспечения национ.безопасности РФ является эффективное функционироваие
системы безопасности во всех сферах национ. интересов России
задачи:
-своевременное прогназирование и выявление внешних и внутренних угроз
-подъем экономики страны
-соблюдение законодательства
-улучшение экологической ситуации в стране
-обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ,безопасность границ
-укрепление режима нераспространеня оружия массового поражения
-реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтролизации внутренних
и внешних угроз

19. Федеральный закон о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Основные положения.
Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Федеральным законом не регулируются

21. Федеральный закон <О пожарной безопасности>

(Принят Государственной Думой IS ноября 1994 г, № 69-ФЗ)
Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы
обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между федеральными органами власти, органами управления субъектов РФ, органами местного самоуправления и органи-зациями независимо от их организационно-правовых форм и форм соб-ственности, а также между общественными объединениями и населением.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имуще-ства, общества и государства от пожаров.
Для обеспечения пожарной безопасности Закон определяет систему обеспечения пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социаль-ного и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Виды пожарной охраны:
- Государственная противопожарная служба;
- ведомственная пожарная охрана;
- добровольная пожарная охрана;
- объединения пожарной охраны.
Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
- организация предупреждения пожаров;
- тушение пожаров.
Закон определяет полномочия федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности включает:
- нормативное правовое регулирование - принятие органами государ-ственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности;
- разработку и реализацию мер пожарной безопасности - разрабатываются в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами но Инжирной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, (щенки инжирной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений;
- тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров;
- производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
- противопожарную пропаганду и обучение мерам пожарной безо-пасности;
- информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
- учет пожаров и последствий;
- противопожарное страхование;
- налоговые льготы в области пожарной безопасности;
- установление особого противопожарного режима;
- научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
- лицензирование. Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием лицензирования для всех лицензируемых видов деятельности (работ, услуг);
- сертификацию. Сертификат пожарной безопасности является обя-зательной составной частью сертификата соответствия.
Закон устанавливает права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности:
- федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ; -органов местного самоуправления;
- предприятий, граждан РФ.
Граждане РФ имеют право:
- на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке установленном действующим законодательством;
- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
- получение информации по вопросам пожарной безопасности в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
- участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установ-ленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане РФ обязаны.
- соблюдать требования пожарной безопасности;
- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
-до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством РФ. воз-можность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений

29.Информационное обеспечение РСЧС.

совокупность документов и внутримашинных структурированных наборов данных, предназначенных для повышения эффективности управленческой деятельности всех органов РСЧС на основе обеспечения их полной, достоверной информацией по проблемам чрезвычайных ситуаций. Включает: оперативные данные о фактах и прогнозах бедствий, предупреждения об угрозе, характере и масштабах неблагоприятных воздействий на население и окружающую среду, о нарушении в функционировании регионов, особо опасных предприятий и других объектов экономики в результате аварий, стихийных и экологических бедствий; о текущих действиях и мероприятиях по ликвидации или предупреждению чрезвычайных ситуаций; о состоянии и готовности поисково-спасательных сил; нормативно-справочную и специальную тематическую, картографическую информацию для каждого субъекта РФ, в том числе о потенциально опасных источниках возможных чрезвычайных ситуаций техно-генного и природного характера, а также о силах и средствах для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оно также включает систему кодирования информации АИУС РСЧС; перечни показателей функциональных задач; тематические классификаторы данных о чрезвычайных ситуациях; протоколы информационного сопряжения АИУС РСЧС с взаимодействующими органами, объектами, структурами, системами и сетями.

32.Назначение, задачи и принципы организации гражданской обороны.

В соответствии с законом о Гражданской обороне основными задачами в об­ласти ГО являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при веде­нии военных действий или вследствие этих действий;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслу­живание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предос­тавление жилья и принятие других мер;

· борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследст­вие этих действий;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому заражению и др.;

· обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение дру­гих необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при веде­нии военных действий или вследствие этих действий;

 

33.История и перспективы развития гражданской защиты в России.
1918 г - О защите населения Петрограда и его окрестностей от налетов герм авиации.
04.10.1936 - создается МПВО (Местная противовоздушная оборона) подчиняется местн властям.
В 1941 МПВО передается РККА.
1961 г - МПВО преобраз в ГО.
1971 г - в Централ России загорелись торфяники.
1986 г - авария на Чернобыльской АЭС.
1988 г - сильное землетрясение в Армении.
1989 г - образованна ГК при совете министра СССР.
27.12.1990 - образован 1-й корпус спасателей в России.
1991 г - образован ГК ЧС (гос комитет по ЧС)
1994 г - ГКЧС -> МЧС.
1991 г - авария на Уфимской НПЗ.
1992 г - образована российская система РС ЧС.
11.11.1994 - закон о защите населения и территории от ЧС природного, техногенного характера.
1995 г - постановление правительства №1113 образ единая гос система предупреждения и ликвидации ЧС.
2001 г. - ГПС->МЧС 200 тыс чел->20 тыс чел
2002 г. - МЧС перед-ся ф-ия спасения на внутр водах.
От 30.12.2003 №794 утв. о положении о РСЧС.
Перспектива РСЧС + ГО-> ГЗ

23. Назначение, задачи и структура РСЧС.
РСЧС - система органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных учреждений и различных общественных объединений, а также специально уполномоченных организационных структур, с имеющимися у них силами и средствами, предназначенными для предупреждения ЧС в случае их возникновения - для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба.
Основные задачи РСЧС:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;
-осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования пред-приятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
- подготовка населения к действиям при ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты насе-ления и территорий от ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвида-ции ЧС;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от ЧС;
- ликвидация ЧС;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, постра-давшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области зашиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и терри-тории от ЧС.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для преду-преждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих терри-торий (более подробно организация и функционирование территориальной подсистемы РСЧС будет рассмотрено ниже).
функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и тер-риторий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Функциональных подсистем РСЧС имеет более тридцати:
- наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и геофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета;
- охрана лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства РФ;
- контроля обстановки на базе Го с гортех надзора и Госатомнадзора РФ;
- сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук и др.

24.Территориальные и функциональные органы управления РСЧС, назначение, где создаются.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для преду-преждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих.
функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и тер-риторий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Функциональных подсистем РСЧС имеет более тридцати:
- наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и геофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета;
- охрана лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства РФ;
- контроля обстановки на базе Го с гортех надзора и Госатомнадзора РФ;
- сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук и др.

25.Система управления РСЧС, координационные органы управления РСЧС, назначение, где создаются.
Каждый уровень РСЧС имеет:
- координирующие органы;
- постоянно действующие органы управления, специально уполно-моченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС;
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федераль-ных органах исполнительной власти;
-на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России
- на территориальная уровне, охватывающем территории субъектов РФ - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) органов исполнительной власти и субъектов РФ;
- местном уровне, охватывающем территории района, города (района в городе) КЧС органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовая КЧС.
На федеральном уровне функционирует Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС. В её состав включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.
Решения этой комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в состав Межведомственной комиссии, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию).
Основным органом управления, ответственным за функционирование РСЧС на территории региона, является региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра -координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликви-дации ЧС.
На территориальном, местном и объектовом уровнях основным органом управления, ответственным за противодействие ЧС, является КЧС соответ-ствующего органа исполнительной власти. Комиссия, как коллегиальный орган, объединяет в себе ответственных представителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в ЧС - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти.
Постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
- на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
- на региональном уровне - региональные центры;
- на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправ-ления;
на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Органами повседневного управления РСЧС являются:
- пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

26.Постоянно-действующие органы управления РСЧС, назначение, где создаются.
Постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
- на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
- на региональном уровне - региональные центры;
- на территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправ-ления;
на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Органами повседневного управления РСЧС являются:
- пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

27.Органы повседневного управления, основные задачи и их состав, перспективы развития.
В режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориям;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
- совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действия при ЧС;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования. 2. В режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими КЧС непосредственного руко-водства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по её нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.
I.Федеральный уровень.
Национал ЦУКС (центр управления в кризисных ситуациях)
и ФОИВ
II.Межрегиональный уровень. ЦУКС'ы при РЦ ГОЧС
III.Региональный уровень.
ЦУКС, Инф центры, Дежурно-диспетчерские службы, ФОИВ
IV.Муницип уровень ЕДДС 01
V.Объектовый. ДДС.

 

28.Силы и средства РСЧС, назначение и классификация. Силы и средства РСЧС подразделяются на
- силы наблюдения и лабораторного контроля;
- силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят из: служб и организаций, осущ. наблюдение и контроль за состоянием окр. природной среды, за обстановкой на потенциально опасных.
В составе сил ликвидации ЧС входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности.

29.Информационное обеспечение РСЧС. Осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
- центр управления в кризисных ситуациях МЧС;
- информационные центры федеральных органов исполнительной власти;
- региональные информационно-управляющие центры;
- информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;
- информационные центры организаций;
- средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий и обмена этой информацией определяется Правительством Российской Федерации.

20.Федеральный закон <О гражданской обороне>

(Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 г. № 28-ФЗ)
Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполни-тельной власти субъектов РФ. органов местного самоуправления, орга-низаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собст-венности, силы и средства, а также принципы организации и ведения граж-данской обороны.
Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Принципы организации и ведения ГО:
- ГО организуется на территории РФ по территориально-производствен-ному принципу;
- подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- ведение ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях.
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
- планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;
- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функцио-нирования в военное время;
- осуществляют обучение своих работников способам защиты от опас-ностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к исполь-зованию локальные системы оповещения;
- создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продо-вольственных, медицинских и иных средств.
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объ-екты, создают гражданские организации ГО и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанав-ливается Правительством Российской Федерации.
Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нор-мативными правовыми актами Российской Федерации имеют права и обязан-ности в области ГО:
- проходить обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- принимать участие в проведении других мероприятий по ГО;
- оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.
Руководство ГО в РФ осуществляет правительство РФ.
Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности началь-никами ГО указанных органов и организаций.
Руководство ГО на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти объектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.
Органами, осуществляющими управление ГО, являются:
- федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области ГО, и его территориальные органы, созданный в установленном порядке;
- структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области ГО;
- структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.
Служба ГО служба, предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечения действий гражданских организаций ГО в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий и вследствие этих действий. Для выполнения вышеперечисленных мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы ГО, а также службы ГО организаций.
Решение о создании службы ГО принимается Правительством РФ, орга-нами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправ-ления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.
Омы ГО включают:
- войска ГО, гражданские организации ГО;
- Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования, привлекаемые в порядке, определенном Президентом РФ для решения задач в области ГО;
- аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные форми-рования, привлекаемые в соответствии с законодательством РФ для решения задач в области ГО.
Гражданские организации гражданской обороны - формирования, созда-ваемые на базе организаций по территориально-производственному прин-ципу, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и орга-низаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Порядок создания и деятельности гражданских организаций ГО определяется правительством РФ.
В целях осуществления государственной политики в области ГО Президент РФ или по его поручению Правительство РФ определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области ГО и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ГО. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области ГО, имеет свои территориальные органы, создаваемые в установ-ленном порядке.

31.Негативные факторы источников чрезвычайных ситуаций, их классификация. Классификация:
по хар-ру воздействия: травмирующ., поражающ., вредные
по типу происхождения: естественнные, антропогенные.
по виду воздействия: первичные, вторичные.
по механизму действия: физические, психофизич., химические, социальные.

35. Физико-химические основы горения (конц. горючего, стехиометр. конц., скорость горения).
Горение - сложное быстропротекающее химическое превращение, сопровождающееся выделением значительного кол-ва тепла.
Если исходные в-ва взяты в таком соотношении, что химическое превращение может в принципе полностью перевести их в продукты реакции, то такая смесь называется стехиометрической.
Скорость химической реакции определяется числом молекул реагирующих вещ-в в рассматриваемом объеме. В зависимости от скорости горения различают: пожар (скорость горения << скор. звука), дефлаграционное горение (скорость горения сравнима со скоростью звука), детонационный взрыв (скорость горения > скорости звука).

37. Основные показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов.
1) Агрегатное состояние (газы, жидкости(темпер. плавления<25), твердые в-ва, пыль)
2) Группы горючести: несгораемые (под действием огня или высокой темпе-ратуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются (бетон, черепица)), трудносгораемые (воспламеняются с трудом, тлеют или обуг-ливаются и продолжают гореть или тлеть только при наличии ис-точника зажигания), горючие.
3) t воспламенения - наим. t, при кот. начинается возгорание.
4) НКПВ/ВКПВ(нижний/верхний концентр. предел восплам.) - миним/макс содержание горючего в-ва, при котором возможно распространение пламени по смеси на любое расстояние от источника.
5) БЭМЗ(безоп. экспер. максим. зазор) - зазор в оболочке, при котором для любой концентрации горючего не происходит передача взрыва из оболочки в окр. среду.
6) МТВ (миним. ток воспламенения) - отношение между миним. током воспламенения газа и миним. током воспламенения метана.

38. Опасные факторы пожара и взрыва и их хар-ка.
Пламя и искры (тепловой поток),
повышенная t окр. среды,
токсичные продукты горения,
пониженная концентрация кислорода,
дым,
воздушная ударная волна,
хим. в-ва.

39. Взрыв. Определение, классификация, показатели энергии взрыва.
Взрыв - процесс выделения энергии за короткий промежуток времени, связанный с мгновенным физико-химическим изменением сост. вещ-ва, приводящим к мех. воздействию на окр. среду.
Виды взрыва: ядерный, химический, физический, механический, лазерный.
По хар-ру воздействия на окр. среду: фугасный, кумулятивный, объемный.
По скорости протекания реакции: дефлаграционный, детонационный
Показатели энергии взрыва: тротилловый эквивалент, теплота взрыва, скорость детонации.

40. Взрывчатые в-ва, классификация, виды инициирующих и бризантных взрывчатых веществ.
Вв - химическое соединение или смесь в-в, способные под влиянием внешних воздействий производить взрыв.
Классификация:
По способу выделения (ядерный, химический, физический, механический, лазерный);
По характеру воздействия на окружающую среду (фугасный, кумулятивный, объемный);
По скорости протекания реакции (дефлаграционный, детонационный);
Теплота взрыва, скорость детонации, температура вспышки.
По агрегатному состоянию (твердые, жидкие, газообразные, аэровзвеси);
По применению:
инициирующие
азид свинца (не реагирует с алюминием (прим в алюм. капсюлях-дет.) 1.5МДж/кг 5820м/c)
гремучая ртуть (сверхчувствительность 1.8МДж/кг 5400м/c 170С)
тетразен (порошок желтого цвета 2.3МДж/кг 6000м/c 140С)
ТНРС (золотисто-желтые кристалы 1.55МДж/кг 5200м/c 275С)
бризантные
повышенной мощности
ТЭН (белое крист. в-во 10МДж/кг, применяется в детонирующих шнурах)
гексоген (взрыв. от сильного удара, взаимодействует с ме, поражает ЦНС 4МДж/кг)
тротил (в виде шашек 400, 200, 75 грамм)
нормальной мощности
пониженной мощности
пластит
пикриновая

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...