Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы определения продольного и поперечного направления в бумаге.




1. Из листа бумаги вырезают две полоски по двум взаимно перпендикулярным направлениям длиной около 200 мм и шириной 15 мм, складывают их вместе и зажимают с одного конца пальцами. При перекидывании зажатых в руке за один конец полосок бумаги направо и налево свободные концы их будут либо лежать один на другом, либо расходить­ся; продольному (машинному) направлению будет соответст­вовать в первом случае нижняя, а во втором случае верхняя полоска бумаги;

2. Если полоски, вырезанные по двум взаимно пер­пендикулярным направлениям, испытать на динамометре, то выдержавшие при испытании больший разрывной груз имеют продольное (машинное) направление волокна.

3. Кружок, вырезанный из листа испытуемой бумаг и, диаметром 50 мм опускают на поверхность воды. Ось цилин­дра, образующегося при свертывании кружка, соответствует продольному направлению. При этом должна быть проведена прямая через центр кружка параллельно одной из сторон лис­та.

4. Смачивают влажной губкой края листа в двух вза­имно перпендикулярных направлениях. Край, показывающий более глубокую и волнистую деформацию, соответствуют поперечному направлению.

5. Исследование ногтем. Если провести ногтем вдоль двух кантов бумаги, то образовавшаяся волнообразность по­кажет поперечное направление волокон.

6. Исследование на надрыв. Если дважды надорвать бумагу в перпендикулярном направлении один относительно другого, то возникает:

в машинном направлении гладкий надрыв; в поперечном - рваный.

7. Визуальное исследование. Просматривая бумагу на просвет можно определить направление волокон. (Например, в микалентной бумаге).

 

Лабораторная работа «Методы определения продольного и поперечного направления в бумаге»

 

Цель работы: изучение методов определения про­дольного и поперечного направления в бумаге.

Содержание работы: научиться определять продоль­ное и поперечного направления в бумаге различными мето­дами.

Инструменты и материалы: образцы бумаги, нож­ницы, карандаш, линейка, кювета, вода дистиллированная.

Ход работы: получить у лаборанта или преподавателя образцы бумаги. Подобрать и выполнить для каждого образца

метод определения продольного и поперечного направления в бумаге.

Отчет: приложить образцы бумаги с выполненной работой. Пояснить выбранный способ определения направле­ний в бумаге для каждого образца.

 

Лабораторная работа № 11

Отбор документов на реставрацию.

Ответственные хранители во время проверок наличия документов всегда должны отмечать, в каком состоянии они находятся. На основании этого собираются сведения о физическом состоянии фондов и устанавливается первоочерёдность их реставрации.

В первую очередь должны реставрироваться документы с наиболее тяжёлым поражением: ломкой, рыхлой с выпадами бумагой, со сцементированными листами, причём наиболее ценные или постоянно находящиеся в использовании. Документы в наивысшей стадии разрушения нуждаются в очень сложной реставрации, которую могут проводить только реставраторы высокой квалификации в специально оборудованных мастерских. Поэтому такие документы не рекомендуется реставрировать на месте, а следует передать в специальные учреждения.

На месте можно реставрировать отдельные листовые документы с ослабленной бумагой и нерасшитые рукописи и книги, имеющие в основном механические повреждения: разрывы, незначительные утраты из-за механического повреждения или погрызов животными.

Перед началом реставрации документ тщательно просматривается на предмет поражения его грибами или насекомыми, и, если таковое обнаружено, производится дезобработка. Нельзя ни в коем случае подвергать реставрации документы с явными поражениями грибами без предварительной дезинфекции, та как мучной клей, внесённый в документ при реставрации, усилит рост грибов и поражение документа.

Регистрация документов, поступающих на реставрацию.

Каждый поступающий на реставрацию документ должен проходить регистрацию с подробным описанием его состояния и указанием характера повреждения. Эти записи вносятся в специальную анкету или таблицу в тетради.

В анкете перечисляются все методы и виды работы, применённые при реставрации: обеззараживание (каким способом); реставрация (каких листов документа или переплёта, с применением каких материалов, клеев, проклейки). Образец такой анкеты с примерной записью приводится в таблице.

 

Реставрация документов

Реставрация архивных документов всегда проводится с учётом и особенностей в каждом отдельном случае.

При этом учитывается следующее: а оформлен документ – переплетённый или непереплетённый; характер и степень его разрушения - общее ослабление бумаги (толщина, «плотность», цвет) и направление в ней бумажных волокон; характер текста – печатный (типографский или машинописный), рукописный (карандашный или чернильный); стойкость текста к влаге, и т.д.

В зависимости от этих особенностей подбирают реставрационную бумагу и применяют соответствующие приёмы и методы реставрации.

Материал настоящего раздела излагается в том порядке, в каком обычно проводится реставрация. При этом предполагается реставрация в основном несшитых (листовых) документов.

 

Лабораторная работа №1

Определение состояния объекта, поступившего на реставрацию.

Цель работы: освоение метода определения состояния объекта, поступившего на реставрацию.

Содержание работы: Определение состояния объекта, поступившего на реставрацию.

Инструменты и материалы: ножницы, пинцет, скальпель, кисти, валик резиновый, линейка, угольник, резинка, марля, набор бумаги, вата, клей, посуда, пресс.

Ход работы: получить у преподавателя или лаборанта объект реставрации на бумажном носителе. Исследовать состояние объекта. Записать результаты исследований в таблицу.

Отчёт: составить отчёт о проделанной работе. Представить таблицу результатов. Обосновать выбранный метод реставрации каждого повреждения.

 

 

Общее состояние книги неудовлетворительное, переплётная крышка потёрта, почти оторвана от книжного блока, механические повреждения краёв переплётной крышки, почти полный отрыв корешка книги, затёки на задней части переплётной крышки, на передней части – следы синей шариковой ручки. Страницы книжного блока пожелтевшие, обрезы книги – потемневшие, механические повреждения форзаца.

 

Лабораторная работа

«Заделка разрывов документов без дубляжа»

Цель работы: освоение метода заделки разрывов доку­ментов без дубляжа.

Содержание работы: Заделка разрывов документов без дубляжа.

Инструменты и материалы: ножницы, пинцет, скальпель, кисти, валик резиновый, линейка, угольник, резинка, марля, на­бор бумаги, вата, клей, посуда, пресс.

Ход работы:

1. Приготовить клей для реставрационных работ. Для этого взять навеску клея KМЦ. засыпать в холодную дистиллированную воду, интенсивно перемешать в течение 20-30 сек., пока

не начнется процесс набухания. Через 30 мин повторно тща­тельно перемешать.

2. Получить у преподавателя или лаборанта объект реставрации на бумажном носителе. Исследовать состояние объекта. Со­ставить план проведения реставрационных работ.

3. Провести реставрацию объекта в соответствии с намеченным планом.

Отчет: составить отчет о проделанной работе. Предста­вить отреставрированный объект. Обосновать выбранный метод реставрации каждого повреждения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...