Юридическая техника: понятие, основные приемы.
Юридическая техника - это совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию правовых актов. В целом правила юридической техники относятся ко всем видам правовых актов, т.е. к нормативно-правовым актам, актам толкования права (интерпретационным) и актам применения права. Однако чаще всего под юридической техникой понимают только юридическую технику правотворчества. Последняя является важнейшим видом юридической техники. Все правила и технико-юридические приемы разрабатываются применительно к правотворческому процессу. Это понятно, ибо нормативно-правовые акты являются основой для создания иных правовых актов; от содержания нормативных актов будет зависеть и содержание иных документов; все термины, юридические конструкции, правовые символы и т.д., использованные в нормативных актах, потом будут продублированы, разъяснены или конкретизированы в иных правовых актах. Умение пользоваться правилами и приемами позволяет создать качественный акт. Эта совокупность приемов должна обеспечить максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. Правила, обеспечивающие высокое качество проектов нормативных актов, можно разделить на несколько групп. Во-первых, правила, относящиеся к разработке и формулированию норм права: доступность норм права для понимания, их ясность, отсутствие излишней сложности; терминологическая строгость (тождественность употребления терминов); нецелесообразность повторения положений, изложенных в актах вышестоящих органов и т.д. Во-вторых, правила построения нормативных актов: логическая последовательность изложения; однородность нормативного материала; оправданная рубрикация нормативно-правовых актов, разграничение их на части, снабженные заголовками (разделы, главы, статьи); отсутствие противоречий между частями одного нормативного акта и между нормативно-правовыми актами, относящимися к одной отрасли законодательства и т.д. В-третьих, правила оформления и публикации нормативно-правовых актов: наличие обязательных реквизитов нормативно-правовых актов (название и наименование, указание органа, издавшего акт, дата и место принятия, номер нормативно-правового акта, подписи и печати); решение вопросов об отмене потерявших свое значение актов, о введении в действие вновь принятых актов; публикация в официальном инкорпорированном сборнике. Нужно иметь в виду, что юридическая техника - это не только приемы подготовки нормативно-правовых актов (логические, грамматические, структурные и т.п.). это еще и оценка акта с позиции выражения социального заказа, отсутствия пробелов, недопустимости внутренних и внешних противоречий, наличия компромиссов и т.п.
2. Форма государства: понятие, элементы. Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Выделяют три основных элемента в форме государства: форму правления, форму территориального (государственного) устройства политический (государственный) режим. В совокупности эти элементы раскрывают форму государства. Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическуюи республиканскуюформы правления. Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами. Выделяют две основные формыгосударственного устройства: унитарнуюи федеративную. Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть. Различают две основные разновидностиполитических режимов: демократические и недемократические.
Билет 20. Виды правоотношений. Правоотношение обычно определяют как общественное отношение, урегулированное нормой права и участники которого наделены субъективными правами и обязанностями. Виды правоотношений. В зависимости от роли в регулировании общественных отношений они делятся на регулятивные и правоохранительные. Регулятивные правоотношения служат формой правомерного поведения, а правоохранительные возникают тогда, когда происходит нарушение права, юридическим фактом для их возникновения служит правонарушение. Регулятивные правоотношения, в зависимости от их направленности, делятся на два типа - "пассивного" и "активного". Регулятивные правоотношения "пассивного типа" направлены на закрепление существующих отношений. В таких правоотношениях определенным лицам предоставляются права на совершение положительных действий, а на всех других возлагаются обязанности воздерживаться от действий определенного рода, т.е. обязанное лицо должно вести себя пассивно, не мешать обладателю субъективного права. Регулятивные правоотношения "активного типа" направлены на обеспечение динамики общественных отношений. В таких правоотношениях активной стороной выступает обязанное лицо, от которого требуется совершить положительные действия по реализации своей обязанности, а субъективное право состоит в возможности требовать известного поведения от обязанного лица. Известно также деление правоотношений на абсолютные и относительные. В абсолютных правоотношениях персонально определен только один его участник - носитель субъективного права. Все остальные персонально неопределены и считаются по отношению к нему обязанными лицами. К таким отношениям, например, относят отношения собственности. Например, известен некий конкретный обладатель собственности. А все и каждый обязаны воздерживаться от действий, мешающих ему реализовать свое право. В относительных правоотношениях все участники известны, персонально определены. Наиболее часто правоотношения делят по отраслям - гражданско-правовые, трудовые, семейные, уголовно-правовые и т.д. Такое деление также предполагает разделение правоотношений на материально-правовые и процессуальные. Первые возникают на основе норм материального права, а процессуальные - на основе норм процессуальных отраслей права (гражданского процессуального, уголовно-процессуального и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|