Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтетический и аналитический учет

 

Все первичные документы по движению товарно-материальных ценностей со складов и подразделений предприятия поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки и передаются затем в вычислительную установку. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению товарно-материальных ценностей. После проверки первичные документы подвергаются таксировке.

Первичные документы по движению товарно-материальных ценностей могут передаваться сразу на вычислительную установку, минуя бухгалтерию, - в этом случае контроль первичных документов осуществляется работниками вычислительной установки.

Существуют несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

Этот вариант учета значительно уменьшает трудоемкость учета, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Однако и в этом случае учет остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе.

После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета товарно-материальных ценностей поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. По данным контрольной картотеки документов составляют ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. Кроме того, по истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

Сальдовый метод учета товарно-материальных ценностей – один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки данных и малой механизации учета.

При использовании ЭВМ все необходимые регистры при сальдовом методе учета товарно-материальных ценностей (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные ведомости) составляют на машинах (Приложение Щ).

Аналитический учет товарно-материальных ценностей в бухгалтерии с применением ЭВМ можно осуществлять также посредством составления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При передаче на вычислительную установку карточек складского учета на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой сопоставляется исходящий остаток товарно-материальных ценностей (в количественном и суммовом выражении) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными.

Оба изложенных варианта аналитического учета товарно-материальных ценностей с применением ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово-сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверку с карточками складского учета производят вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.

При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского хозяйства.

В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метод аналитического учета товарно-материальных ценностей, сочетающий прогрессивность сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров поиска ошибок при втором варианте. При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом и составляются сортовые (оборотно-сличительные) ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.

Синтетический учет товарно-материальных ценностей в СПК (колхоз) им Ленина (колхоз) им Ленина ведется на счете 10 «Материалы». К данному счету открыты следующие субсчета:

1 «Сырье и материалы»;

«Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

3 «Топливо»;

4 «Тара и тарные материалы»;

5 «Запасные части»;

6 «Медикаменты и ветеринарные инструменты»;

8 «Строительные материалы»;

9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

10 «Материалы спец. назначения на складе»;

12 «Удобрения и яды»;

17 «Корма»;

18 «Семена и посадочный материал».

На синтетических счетах учет товарно-материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете товарно-материальных ценностей по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

При поступлении товарно-материальных ценностей составляются следующие бухгалтерские записи:

Дт 10 Кт 60 – на стоимость поступивших товарно-материальных ценностей по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, включая оплату за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком;

Дт 10 Кт 66, 67 – на сумму начисленных процентов за кредиты и займы, использованные на закупку товарно-материальных ценностей;

Дт 10 Кт 76 – на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным организациям;

Дт 10 Кт 71 – на стоимость товарно-материальных ценностей, оплаченных из подотчетных сумм;

Дт 10 Кт 23 – на расходы по доставке товарно-материальных ценностей собственным транспортом и на фактическую себестоимость товарно-материальных ценностей собственного производства;

Дт 10 Кт 20 – на стоимость возвратных отходов;

Дт 10 Кт 91 – на стоимость товарно-материальных ценностей, полученных от разборки списанных основных средств, и излишек, выявленных при инвентаризации.

Товарно-материальные ценности, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости, составляется следующая бухгалтерская запись – Дт 10 Кт 98. По мере списания безвозмездно полученных товарно-материальных ценностей на счета учета затрат и по другим причинам выбытия их стоимость списывается бухгалтерской записью – Дт 98 Кт 91.

Поступающие товарно-материальные ценности, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков, оприходуют по акту о приемке материалов, составляемому на складе. Оприходование осуществляется по учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца счет-фактура не поступит, то приемная оценка на указанные поставки сохраняется. В последующем месяце при поступлении платежного требования стоимость данных поставок сторнируют и составляют новую запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.

Стоимость акцептованных и оплаченных товарно-материальных ценностей, не поступивших в течение отчетного периода в организацию, по окончании месяца отражаются соответствующей бухгалтерской записью без оприходования на склад. В начале следующего месяца эти суммы сторнируют и по поступлению ценностей составляют обычную бухгалтерскую запись по ним.

При приемке товарно-материальных ценностей от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступившего количества по сравнению с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам организации или по отпускным ценам. Затем отдел снабжения сообщает об излишках и просит выслать платежное требование на стоимость излишков.

Аналитический учет поступления товарно-материальных ценностей в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве твердых учетных цен применяют средние покупные цены, то поступившие товарно-материальные ценности отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых организаций и транспортно-заготовительные расходы по всем поступившим товарно-материальным ценностям учитывают на одном аналитическом счете «Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций».

Отпущенные в производство и на другие нужды товарно-материальные ценности списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по твердым учетным ценам. При этом составляют следующие бухгалтерские записи:

Дт 20 Кт 10 – товарно-материальные ценности отпущены основному производству;

Дт 23 Кт 10 – товарно-материальные ценности отпущены вспомогательным производствам;

Дт 25, 26, 97 Кт 10 – товарно-материальные ценности отпущены на соответствующие расходы.

Проданные товарно-материальные ценности списывают следующей бухгалтерской записью – Дт 91 Кт 10.

Возможная корреспонденция по материальным ценностям представлена в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 - Корреспонденции счетов по учёту производственных запасов

Содержание хозяйственных операций Дебет Кредит
1. Оприходованы производственные запасы, поступившие от поставщиков 10 60
 2.Отражена сумма НДС по поступившим ценностям 19 60
3.Оплачена задолженность поставщикам 60 51,52
4.Списана сумма НДС по оплаченным ценностям 68 19
5.Отражены расходы по заготовке производственных запасов 10 70, 69,71
6. Оприходованы отходы от основного и вспомогательного производства 10 20, 23
7.Оприходованы материалы, произведённые вспомогательными цехами 10 23
8. Оприходованы материалы, полученные от ликвидации основных средств 10 91
9.Списаны материалы, отпущенные на капитальные вложения, основное и вспомогательное производства, цеховые и общезаводские нужды.   08,20,23,25,26 10
10.Списаны материалы на непроизводственные нужды 29,91 10
11.Списаны по окончании месяца отклонения фактической себестоимости материалов от их плановой себестоимости 08,20,23,25,26 10  
12. Проданы материалы (предназначенные для собственных нужд организации) 91 10
13. Произведена дооценка материалов 10 91
14. Выявлены излишки ценностей 10 91
15.Списывается стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий 99 10
16.Выявлена недостача, порча материалов 94 10
17.Недостача отнесена на виновных лиц 73 94
18.Отказ судом во взыскании недостач 91 94
19. Списывается недостача в пределах норм естественной убыли 20, 23 94

 

Определяют стоимость товарно-материальных ценностей между фактической себестоимостью израсходованных товарно-материальных ценностей и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны товарно-материальные ценности по твердым учетным ценам. При этом, если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской записью, обратную же разницу – способом «красное сторно».

Отклонения фактической себестоимости товарно-материальных ценностей от стоимости их по твердым учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на складе товарно-материальными ценностями пропорционально стоимости товарно-материальных ценностей по твердым учетным ценам.

Процентное отношение отклонений фактической себестоимости товарно-материальных ценностей от твердой учетной цены (Х) определяется по следующей формуле:

 

Х=((Он – Оп)*100)/(УЦн – Уцп), [29] где

 

Он – отклонение фактической себестоимости товарно-материальных ценностей от стоимости по твердым учетным ценам на начало месяца;

Оп – отклонение фактической себестоимости товарно-материальных ценностей от стоимости их по твердым учетным ценам по поступившим товарно-материальным ценностям за месяц;

УЦн – стоимость товарно-материальных ценностей в твердых учетных ценах на начало месяца;

Уцп – стоимость поступивших в течение месяца товарно-материальных ценностей по твердым учетным ценам.

Перед составлением бухгалтерского баланса за год фактическая себестоимость товарно-материальных ценностей сравнивается с их рыночной стоимостью (стоимостью возможной продажи). При этом если фактическая стоимость товарно-материальных ценностей оказывается ниже их рыночной стоимости, то указанные ценности отражаются в балансе по фактической себестоимости. Если же наоборот, фактическая себестоимость товарно-материальных ценностей оказывается выше их рыночной стоимости, то товарно-материальные ценности должны отражаться в балансе по рыночной стоимости.

При журнально-ордерной форме учета расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6, который открывается суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. Аналитический учет в этом журнале-ордере осуществляют по каждому платежному документу.

Для выявления фактической себестоимости товарно-материальных ценностей, отклонений от стоимости их по учетным ценам, контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, а также увязки синтетического и аналитического учета в бухгалтерии составляют по истечении каждого месяца ведомость № 10 «Движение материальных ценностей».

Для списания израсходованных товарно-материальных ценностей на соответствующие объекты учета затрат в бухгалтерии составляют разработочную таблицу «Распределение расхода материалов». Материалы в ведомости отражаются по учетным ценам.

При использовании ЭВМ приходные документы группируют в пачки и после проверки сдают на вычислительную установку, где на основе документов разрабатывают машинограмму-ведомость поступления материалов на склад. В ведомости отражают стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей по учетным ценам и фактической себестоимости с расшифровкой ее слагаемых по каждому платежному требованию поставщиков.

На основании ведомостей поступления материалов составляют сводную ведомость расчета транспортно-заготовительных расходов ил отклонений фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам и исчисляют коэффициент отклонений фактической себестоимости по учетным ценам.

По данным документом и указанной ранее сводной ведомости составляют машинограмму-ведомость расхода материалов по корреспондирующим счетам. В ней по каждому виду израсходованных товарно-материальных ценностей по различным шифрам затрат отражаются их стоимость по учетным ценам, коэффициент отклонений и сумму отклонений, приходящуюся на израсходованные товарно-материальные ценности.

Для получения обобщенных данных по счетам товарно-материальных ценностей по каждому из них составляют машинограммы-оборотные ведомости; их данные сверяют с общей оборотной ведомостью по синтетическим счетам и субсчетам и после сверки переносят в Главную книгу.

В бухгалтерии СПК (колхоз) им Ленина учет товарно-материальных ценностей ведут по фактическим ценам, то есть без применения 15 счета. Не применяют также в учете счет 14. Документы по движению товарно-материальных ценностей, поступающие в бухгалтерию завода, проверяются с точки зрения правильности оформления, законности операции, наличия подписей. В бухгалтерии имеются образцы подписей лиц, имеющих право подписывать документы по движению товарно-материальных ценностей.

Документы по движению товарно-материальных ценностей группируются в пачки, и данные отраженные в документах заносятся в компьютер. В СПК (колхоз) им Ленина при учете товарно-материальных ценностей используется программа «1С: Бухгалтерия» версия 7.7 сельскохозяйственный вариант, которая на наш взгляд, не отвечает требованиям современного бухгалтерского учета. В бухгалтерии ведут при учете товарно-материальных ценностей оборотную ведомость по движению материалов. В данной ведомости отражается движение товарно-материальных ценностей за месяц, а именно, отражаются следующие данные: номер цеха, сделавшего заказ на получение материалов, номер заказа, номер пачки, номенклатурный номер, наименование товарно-материальных ценностей, единица измерения, вид операции, цена, количество поступивших и израсходованных товарно-материальных ценностей, сумма поступивших и израсходованных товарно-материальных ценностей, а так же сальдо по каждому номенклатурному номеру товарно-материальных ценностей. В материальной бухгалтерии ведут журнал ордер № 6, в котором осуществляется учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей. Бухгалтер материальной бухгалтерии распечатывает итоговую «шахматку» по расходу материалов, в которой отражается номер балансового счета, номер цеха, сумма израсходованных товарно-материальных ценностей по каждому цеху. Также материальная бухгалтерия распечатывает справку по распределению расхода материалов по заказам по каждому цеху, где отражается номер заказа, номер склада, номер пачки, номенклатурный номер, наименование товарно-материальных ценностей, единица измерения, цена, количество и сумма израсходованного материала. В конце месяца оба вышеуказанных документа передают в производственную бухгалтерию, где производят распределение израсходованных товарно-материальных ценностей по счетам затрат производства. Для учета затрат производственная бухгалтерия использует приспособленные формы учетных регистров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...