Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественные критерии отбора проектов

 

Группы критериев Содержание
1. Оценка про­екта с позиций его соответст­вия стратегии, политики и ценностям ор­ганизации • Насколько проект соответствует принятой стратегии ор­ганизации и соответственно долгосрочному плану • Насколько оправданны изменения в стратегии организа­ции в случае принятия проекта • Соответствует ли проект представлениям потребителей об организации • Соответствует ли проект отношению организации к риску • Насколько соответствует проект отношению организации к нововведениям • Соответствие проекта требованиям организации с точки зрения временных факторов (краткосрочные и долгосроч­ные планы)
2. Оценка со­циокультур­ных перспек­тив проекта • Интересы каких групп населения затрагивает реализация проекта • Какое воздействие окажет реализация проекта на заинте­ресованные категории населения • Художественно-эстетическая ценность проекта • Качество проекта с точки зрения культурологии • Соответствие проекта действующим морально-этическим ценностям • Соответствие проекта направлениям социальной политики государства и местных органов власти • Содействие проекта социальной активизации и развитию творческого потенциала людей
3. Оценка ры­ночных перс­пектив проекта • Отвечает ли проект четко определенным потребностям рынка • Оценка общей емкости рынка • Оценка доли рынка • Оценка периода освоения выпуска нового продукта или услуги • Вероятность коммерческого успеха нового продукта или услуги • Вероятный объем продаж продукта или услуги • Временной аспект рыночного плана
Группы критериев Содержание
  • Воздействие на существующие продукты и услуги (на­пример, новые продукты и услуги могут дополнять суще­ствующий ассортимент либо частично или полностью за­мещать выпускаемые продукты. В последнем случае необходимо оценить, насколько существенны потери от прекращения производства продукта и услуг) • Ценообразование и восприятие потребителей • Позиция в конкурентной борьбе • Соответствие нового продукта или услуги существующим каналам распределения • Оценка стартовых затрат
3. Научно-тех­нические кри­терии осуще­ствления проекта • Вероятность технического успеха • Стоимость и время разработки новинки • Наличие научно-технических ресурсов • Возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии • Воздействие на другие проекты
4. Финансовые критерии • Стоимость исследований • Вложения в производство • Вложения в маркетинг • Наличие финансовых ресурсов в нужные периоды времени • Влияние на другие проекты, требующие финансовых средств • Потенциальный годовой размер прибыли • Ожидаемая норма прибыли • Отвечает ли проект критериям эффективности вложений, принятым в организации
5. Производст­венные воз­можности осуществления проекта • Необходимость внедрения новых процессов • Наличие персонала (по численности и квалификации) • Соответствие имеющимся мощностям • Цена и наличие материалов • Издержки производства • Потребность в дополнительных мощностях • Безопасность производства • Возможность обеспечения эффективной командной рабо­ты над проектом

 

  1. Методы оценки проектов. Качественная оценка проекта

Составление перечня критериев и получение соответствующих от­ветов на поставленные вопросы являются достаточно простым мето­дом оценки проектов. Он может быть представлен в виде профиля про­екта, где каждый фактор, представленный в Перечне качественных критериев отбора проектов (табл. 36), получает стандартную оценку (табл. 37).

Таблица 36

Профиль проекта

 

Факторы     Оценка
Очень хорошо Хорошо Удовле­твори­тельно Плохо Очень ПЛОХО
1. Оценка проекта с позиций его соответствия стратегии, политики и ценностям органи­зации          
1.1.          
1.2.          
1.3.          
1.4.          
1.5.          
1.6.          
2. Социокультурные критерии          
         

В профиле проекта не учитывается то обстоятельство, что каждый фактор имеет разный вес или значимость. Балльный метод оценки (и сравнения) проектов достаточно прост (табл. 37), однако следует очень тщательно относиться к назначению весов каждому фактору, присвоению числовых значений каждой оценке и собственно осущест­влению балльной оценки каждого фактора.

Использование любого из методов должно быть защищено от воз­можной фальсификации оценок, например, посредством применения метода Дельфи.

Таблица 37

Расчет балльной оценки проекта

 

 

 

 

Фактор Значи­мость факто­ра Оценка Оценка вклада факто­ров
Очень хорошо Хорошо Удовл. Плохо Очень плохо
I. Оценка проекта с позиций его соот­ветствия стратегии политики и ценностям организа­ции              
1.1.              
1.2.              
1.3.              
1.4.              
1.5.              
1.6.              
2. Социо­культурные критерии              
2.1.              
2.2.              

При этом следует выделить факторы, которые могут оказать ре­шающее воздействие на решение о судьбе проекта. Так, если оценки по большинству критериев (или по социокультурным критериям) оце нены как «плохо» или «очень плохо», то от реализации проекта следу­ет отказаться. Кроме этого, не следует отбирать коммерческие проек­ты, находящиеся у нижнего предела эффективности.

Качественные методы в большей степени применяются к проектам, ведущим к радикальным инновациям. Одним из подходов к отбору проектов является оценка следующих факторов.

1. Преимущество: стоит ли осуществлять этот проект?

2. Время (срок); стоит ли осуществлять этот проект сейчас?

3. Устойчивость: стоит ли осуществлять этот проект, учитывая
изменения внешних условий (предпочтений клиентов, отношения
доноров, технологические изменения и т.д.) в обозримом будущем?

Проекты также можно оценивать по двум факторам (рис. 11):

• привлекательность каждого проекта, его ценность для самой
организации;

• вероятность достижения социальных (коммерческих) эффектов
каждого проекта. Эту вероятность определяет руководство организации по завершении стадии разработки проекта или программы.

Рис. 11. Портфельный анализ концепций новых проектов и программ

Двухмерная система координат состоит из четырех квадрантов (рис. 11):

• «жемчужина»- проекты, представляющие большую привлека­тельность для организации и имеющие высокую вероятность успеха;

• «бутоны» - проекты, весьма привлекательные, но пока трудно­
реализуемые;

• «хлеб с маслом» — проекты, которые характеризуются достаточ­но высокой вероятностью успеха, но имеющие среднюю или низкую
привлекательность для организации;

• «проигранные дела»— безнадежные проекты с низкой вероятностью успеха (или низкой коммерческой окупаемостью).

Такой портфельный анализ проводится в ходе составления очередного годового бюджета и имеет своей целью идентификацию приоритетных проектов. Правила принятия решения могут быть следующими:

• выделить ресурсы на разработку и реализацию проектов-«жем­чужин» согласно их приоритетам;

• вложить средства в проработку некоторых проектов-«бутонов»,
а именно в сбор дополнительной информации или модификацию
концепции продукта или услуги;

• сократить финансирование проектов типа «хлеб с маслом»,
которые нередко отнимают слишком много времени и ресурсов;

• удалить из портфеля «проигранные дела».

Подобный портфельный анализ также помогает фирме правильно распределить усилия, направленные на разработку новых проектов.

 

  1. Экономическая оценка проекта

Экономическая оценка инновационных проектов осуществляется аналогично оценке инвестиционных проектов, которая подробно при­водится в литературе и нормативных актах1.

1 Существует ряд методик, разработанных международными организациями и крупнейшими консалтинговыми компаниями, с помощью которых оценива­ется эффективность и привлекательность инновационных проектов. Наибо­лее известная из них - методика ЮНИДО (UNIDO - United Nations Industrial Development Organization), изложенная в «Руководстве по оценке эффектив­ности инвестиций». Существуют нормативные акты федерального и местно­го уровней инструктивного и рекомендательного характера: Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов № ВК 477 от 21 июня 1999 г.; Методические рекомендации по оценке эффективно-


К числу основных финансовых показателей инвестиционного про­екта относятся следующие.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД, NPV) определяется как текущая стоимость чистых денежных потоков за весь расчетный пери­од, приведенная к начальному шагу, или как превышение интеграль­ных результатов над интегральными затратами.

Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина NPV (ЧДД) для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле (1)

 

где CFtin - результаты (денежные притоки), достигаемые на t -м шаге

расчета; CFtout — затраты, осуществляемые на том же шаге; Т- гори­зонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта; NCF = CFtin- CFtout - эффект, достигаемый на

t-м шаге.

При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных стоимостных показателей осуществляется путем при­ведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде.

Приведение к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на t-м шаге расчета реализации проекта, производится путем их умножения на коэффициент дисконтирования dt, определяемый для постоянной нормы дисконта D как

 

Значение коэффициента дисконтирования производно от стоимо­сти финансовых ресурсов, направляемых на реализацию проекта, аль­тернативных вариантов их использования, рисковых характеристик проектов, ситуации, сложившейся на рынке капиталов, наконец, пре­следуемых целей.

При использовании собственного или акционерного капитала нор­ма дисконта D принимается исходя из установившейся средней про­центной ставки по депозитам. Если принять норму дисконта ниже де­позитной ставки, то предпочтительнее размещать деньги в банке, а не вкладывать их в реализацию проекта. При использовании заемного ка­питала ставка дисконтирования D устанавливается на уровне процент­ной ставки по каждому конкретному виду кредита.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным в финансовом отношении (при данной норме дисконта) Чем больше ЧДД, тем выше финансовая эффективность проекта. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном ЧДД, инвестор понесет убытки.

На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД. Для этого из состава затрат исключают капиталь­ные вложения It.

Срок окупаемости проекта - период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления. Срок окупаемости можно определять с учетом и без учета дисконтирования.

Внутренняя норма доходности, внутренняя ставка окупаемости (ВНД) представляет собой ту норму дисконта, при которой чистая дисконтированная стоимость в приложении к набору анализируемого потока денежных средств равна нулю.

Иными словами, ВНД (IRR) является решением уравнения

 

 

Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является он эффективным или нет при некоторой заданной норме дис­конта (D), то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем

сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладывае­мый капитал. Инвестиции в проект оправданны, если ВНД равна или превышает требуемую инвестором норму дохода на капитал.

С другой стороны, компания может установить в качестве крите­рия привлекательности проекта собственную процентную ставку, по которой и будет оценивать расчетную ВНД,

Индекс доходности представляет собой отношение суммы приве­денных эффектов к величине капиталовложений.

 

Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД поло­жителен, то ИД > 1 и наоборот. Если ИД > 1, проект эффективен, если ИД < 1 - не эффективен. Использование ИД предпочтительно в ситуа­ции, когда инвестор осуществляет ограниченные по масштабам капи­таловложения.

 

  1. Методы планирования и координирования выполнения проектов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...