Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть вторая. Смещающийся баланс цивилизаций

Часть первая. Мир цивилизаций

Глава первая. Новая эра мировой политики

Глава вторая. История и сегодняшний день цивилизаций

Глава третья. Универсальная цивилизация? Модернизация и вестернизация

Часть вторая. Смещающийся баланс цивилизаций

Глава четвертая. Упадок Запада: могущество, культура и индигенизация

Глава пятая. Экономика, демография и цивилизации, бросающие вызов

Часть третья. Возникающий порядок цивилизаций

Глава шестая. Культурная перестройка структуры глобальной политики

Глава седьмая. Стержневые государства, концентрические круги и цивилизационный порядок

Часть четвертая. Столкновения цивилизаций

Глава восьмая. Запад и остальные: межцивилизационные вопросы

Глава девятая. Глобальная политика цивилизаций

Глава десятая. От войн переходного периода к войнам по линии разлома

Глава одиннадцатая. Динамика войн по линиям разлома

Часть пятая. Будущее цивилизаций

Глава двенадцатая. Запад, цивилизации и Цивилизация

Глава первая. Новая эра мировой политики

В самой первой главе своего трактата С. Хантингтон обрисовывает ситуацию, которая сложилась в начале 90-х гг. XX в. Мир становится многополюсным, полицивилизационным. Стоит отметить, что в период «холодной войны» характеризуется биполярной политической системой: с одной стороны – капиталистические, развитые страны во главе с США, а с другой – небогатые коммунистические страны, возглавляемые Советским Союзом. Стоит упомянуть также, так называемые, страны Третьего мира, бедные и политически нестабильные и неспособные участвовать в мировой политической деятельности. Кроме того, в период биполярных отношений превалировали политические, идеологические и экономические различия. В 90-х же гг. приоритет отдается культурным, национальным ценностям, когда после распада СССР на карте мира появляются новые государства, начинается самоидентификация народов. Растет национальная, этническая, культурная связь. И уже формируются не три блока государств, а восемь или семь разных цивилизация.

Глава вторая. История и сегодняшний день цивилизаций

После «холодной войны» произошли перемены в идентификации народов, для них всё боле становится важной не классовая, политическая, правовая, а культурная идентификация. Мир и глобальная политика стали многополюсными и полицивилизационными. Таким образом, С. Хантингтон приходит к выводу, что вся человеческая история – это история цивилизаций, которые в настоящее время приобретают всё большее значение. Цивилизация представляет собой наивысшую культурную целостность. Если она состоит из стран, у этих стран будут более тесные взаимоотношения, чем у государств, не принадлежащих к этой цивилизации. Они могут часто сражаться и будут чаще вести дипломатические переговоры. Они будут иметь большую степень экономической взаимозависимости. Эстетические и философские течения будут в таком случае взаимопроникающими.

Исторически С. Хантингтон выделял 8 цивилизаций, большинство из которых образовались около 1000 лет назад. Они возникают, достигают стадии зрелости, на которой формируется единое государство, система культурных ценностей, экономический порядок, правовые нормы, развивается наука, искусство. Но постепенно цивилизации приходят в упадок, начинаются беспорядки, конфликты, которые могут привести к её распаду, хотя и его цивилизация может избежать, возродиться и стать ещё более могущественной. Таким образом, С. Хантингтон выделяет следующие цивилизации: 1) Синская; 2) Японская; 3) Индуистская; 4) Исламская; 5) Православная; 6) Западная; 7) Латиноамериканская; 8) Африканская (возможно). На рисунке 1 представлено их географическое расположение:

 

Глава третья. Универсальная цивилизация? Модернизация и вестернизация

С. Хантингтон считает, что после распада СССР взаимоотношения между цивилизациями представляют собой непрерывное, всепоглощающее, однонаправленное воздействие Запада на все остальные цивилизации. Благодаря таким чисто западным явлениям как модернизация и вестернизация он претендует на то, чтобы стать универсальной цивилизацией, то есть неким культурным объединением, ценности, верования, порядки, традиции и институты которого принимаются людьми всего мира. Такими ценностями становятся язык (мы видим, что английский язык всё больше принимает статус универсального языка и уже является средством межкультурного общения), религия (христианизация мира), демократия, безопасность, информационные технологии и прочее. То есть Запад нацелен на экспансию остальных цивилизаций для того чтобы осуществить своё мировое господство. Но С. Хантингтон указывает и на другой не менее важный факт: по мере проведения Западной цивилизацией политики универсализма, не-западные общества всё больше понимают, что у них особое этническое самосознание, дающее им возможность противостоять экспансии Запада, заимствовать лучшее, что у него есть, но при этом сохранить и развивать свою культурную идентичность. Они выдвигают следующий лозунг – «Мы будем современными, но не станем вами».

 

Часть вторая. Смещающийся баланс цивилизаций

Всемирная статистика указывает на то, что ресурсы Запада истощаются: снижается экономический рост, уменьшается численность населения, усиливается социальная дезинтеграция общества, растёт уровень преступности и в целом происходит деморализация западных ценностей. Поэтому появляются цивилизации, которые достигли того уровня развития, прежде всего экономического, военного, культурного, позволяющего им бросить вызов Западу. И этими цивилизациями являются Ислам и Азия (прежде всего Китай). В Азии в настоящее время происходит стремительный экономический рост, что даёт ей реальный шанс изменить соотношение цивилизационных сил в свою пользу. На Востоке же наблюдается быстрый рост мусульманского населения, а значит увеличение приверженцев ценностей ислама, особенно среди молодёжи, с его воинственностью, энергией, преданностью своей культуре и вере. Таким образом, Исламская цивилизация также является серьёзным претендентом на роль страны-гегемона, господствующей во всём мире

 

Часть третья. Возникающий порядок цивилизаций

Проанализировав геополитическую ситуацию в мире, выделив основные цивилизационные типы, Самюэль Хантингтон приходит к выводу, что в ближайшее время общество ждёт череда довольно крупных конфликтов между группами различных цивилизаций за право определять направления глобальной политики. Ещё в своей статье он пишет: «Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями – это и есть линии будущих фронтов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...