Исторические аспекты садово-паркового искусства Китая
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Идеологическая основа садово-паркового искусства Китая……...…………4 1.1 Фен- шуй…………………………………………………………………….5 2. Исторический аспект садово-паркового искусства Китая…………...……...6 3 Характеристика китайского сада……………………………...……………….8 3.1 Основные элементы китайского сада …………………………………......8 3.1.1 Стены, окна, проходы, галереи……... ………………………………......8 3.1.2 Вода…………………………………… ……………………………….....9 3.1.3 Камни ………………………………………………………….………....10 3.1.4 Флора и фауна………………………... ………………………………....12 3.1.5 Садовая архитектура………………... ……………………………….....11 Заключение………………………………………………………………………14 Список литературы....................................................................................... 15
Введение К нашему году сложилось понятие, что традиционный китайский сад- это своеобразный феномен культуры. На это повлияла специфика религиозного, эстетического отношения к действительности. Особенность таких садов совершенно иная, по сравнению с европейским. В этом принципе у китайцев выстроена модель людей и природы, их роль и традиции. В частности, понятие «природа» у китайцев существенно отличается от привычного для человека европейской культурой мышления. В Китае было много оригинальных особенностей, по этому сложно проводить параллели между реальным пониманием термина «природа». Что бы понять особенность традиционного отношения к естественной среде в садово-парковом искусстве- нам нужно понимать: на что раскладывается мир, что означают образы линий, какие есть мировоззренческие основы, какие есть принципы взаимодействия человека и природы или такое влияние как геомантия. Китайцы пытаются создать идеальный ландшафт в миниатюре - с горами, озерами, деревьями и даже энергией - и объединить его с жизненным пространством человека. Жизнь, близкая к природе в культуре Китая, означает простейший источник вдохновения не только для глаз, но и для ума и духа. В Китае создание садов трактуется как настоящее искусство, такое же, как живопись, скульптура или поэзия, пытаясь достичь в нем баланса, гармонии, пропорций и разнообразия, лежащих в основе жизни. Объединяя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, искусственно созданные элементы архитектуры, живописи и поэзии, мастера стремятся достичь равновесия и гармонии человека и природы, которые соответствуют принципам даосизма.
Идеологическая основа садово-паркового искусства Китая По древним китайским представлениям, мир раскладывается на три деления, такие, как: Небо, Землю и Человека. Они нераздельно обладают равным онтологическим смыслом. Духовная функция человека при взаимодействии с природой приводилась к сближению с окружающим миром и приводилось к его сущности в соответствии с образами рождаемыми Небом и Землей. В Китае является линия и формируемый ею визуальный знак в первостепенной передачи информации и формировании образа. Подобное восприятие выразило необыкновенную емкость зрительного образа, а так же большую силу воздействия в сфере визуальных знаков, к ним могут отнестись например: живопись и каллиграфия, однако базовые свойства активно использовались в других областях, включая и в садово-парковом искусстве. В садовом искусстве, в мере своей специфики, можно очень разнообразно взглянуть на многие моменты взаимосвязи человека с естественной средой. Средством такого выражения природного окружения и из ее атрибутов выделяется и создается тот самый тип взаимоотношений человека с окружающим миром или просто с космосом, который является идеальным, естественным для культуры такого типа.
Стоит заметить что в Китае так же было велико наполнение этико-философским направлением в садово-парковом искусстве. Даже методы построения ландшафтных композиций были заимствованы из живописи. Немалых успехов и добивались православные художники в каллиграфии создавая произведения в области проектировки садов, например знаменитые сады монаха Ши-тао, а так же они включают в себя: «Сад десяти тысяч камней», «Горная обительница слоистых камней».
Фен- шуй При рассмотрении темы китайского сада, мы сталкиваемся с неординарным понятием этой культуры, такой, как «фэн- шуй» или геомантия. До сих пор понимание о влиянии геомантии на китайскую культуру не очень ясно. Проблема в том, что многие китайские традиции запечатлены именно влиянием Фэн-шуй и подобное явление трудно вычленить из слоя культурного бытия Китая, что и стало формировать особенности этой культуры и мировосприятия, что само собой и отражалось в искусстве. Но охарактеризовать это понятие можно как учение о влиянии энергии на жизнедеятельность человека, всё многообразие, включая формы различных ландшафтов. По мировоззренческим принципам Китая, человек находиться в неразрывной связи (Небо-Земля-Человек). К садово-парковому искусству Фэн-шуй применялся с целью выстраивания окружающего пространства таким образом, что бы возможности человека, как элемента космической единственности, определяли структуру и внешний вид сада. В принципе сад как модель космоса вовсе и не требовал присутствия человека для реализации подобной функции. Это достигалось фактом творчества, так как кроме геомантической структуры сад одновременно являлся произведением искусства. В данном случае мы сходимся с представлениями, что творчество человека делало его близким или относящимся к природе Неба и Земли, входящая в круговорот вселенной. Китайский сад в этом смысле выполняющий в себе идею триады мира и человека. Исторические корни этого представления можно найти в глубокой древности. С течением времени садовое искусство становилось итогом перехода древней космологической символики, в результате которой отошла на задний план доисторическая мифология, а на передний- вышла эстетика.
Исторические аспекты садово-паркового искусства Китая В период династии Чжоу существовали уже два типа сада. Первый- включал в себя императорские ритуальные охотничьи угодья, занимавшие не малые территории. Например убитых животных приносили в жертву предкам, Небу и Земле. Второй тип был присущий для царства Чу, располагавшегося на юге Китая. Он представлял, очевидно, обустроенную местность, предназначенную для погружения в шаманский транс. Такие сады находились при храмовых территориях. Крайнее древние корни имело представление о саде как «блаженном месте»- царстве вечного довольства и счастья. Подобный сад-рай китайцы выбирали и возводили с мягким климатом, изобилием воды и пищи, пышной растительностью, богатой фауной. Во времена династии Хань, императорские парки имели в себе изотерическую и социальную программу. Следовательно в императорских садах воссоздавался ландшафт, способный как можно больше привлечь небожителей: возносились специальные горы- обители сяней, устанавливались бронзовые зеркала- для сбора лунной россы, пиши для небожителей, по склонам гор вывешивали «волшебные» грибы, а так же выставляли бронзовые статуи небожителей. В это же время обязательно в саду располагали пруд, расположенный у подножия горы. Эстетика частных садов увеличилась из за принципов формирования императорских парков, например таким же образом создавались сады при монастырях. Крупные имперские сады распространились на севере Китая, в то время как традиция садов шамана Чу, ориентированных на внутренний транс, вполне могла послужить отправной точкой для развития так называемых садов сердца. Первый тип представлял собой крупномасштабную картину мира, поражал воображение величиной, красочностью красок и разнообразием форм, а второй отличался преобладающим монохромным, меньшим размером и большей склонностью к деталям и миниатюрным композициям.
В последующие века искусство Китая в садах постоянно совершенствуется. Важную роль здесь сыграла идея неоконфуцианства, акцент на особое внимание к природе и внутреннему самопознанию человека через диалог с природой. Среди множества традиционных китайских садов невозможно отследить шесть их видов, близких друг к другу в соответствии с принципами организации, это: -при императорских дворцах, -при императорских гробницах, -при храмах, -домашние сады, -сады ученых. Знатоки садово-паркового искусства неизменно подчеркивали, что «нет установленных правил» при обустройстве садовых ландшафтов и что их создатель составляет девять десятых «хозяина вещей» и лишь одна десятая - это мастер, подчиняющийся законам своего ремесла. Это потому, что человек в китайской триаде имел статус, онтологически равный Земле и Небу, что обязывало его завершить все созданные ими образы. Мы не найдем такой онтологической установки нигде. Предполагалось, что, совершенствуя небесные и земные образы, человек совершенствовал себя, выражая тем самым свою внутреннюю природу. Вот почему китайский сад является постоянным диалогом культурных и естественных начал, он напоминает онтологию. В ней всегда, независимо от размера, заключена идея универсальной космической взаимозависимости. Человек чувствует себя в саду как хозяин, он перерабатывает материал природы и, узнавая его, приобретает знания о себе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|