Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время
Тема 2. Свойства возбудимых тканей Мотивация изучения темы: Возбудимость- главное свойство возбудимых тканей, которое в итоге определяет некоторые важные функции (сокращение мышц, проведение нервных импульсов), обеспечивает ритмичность функционирования. В основе многих патологических процессов (сердечные аритмии, возникновение патологических рефлексов и т.д.) лежит нарушение возбудимости. Знание сущности и динамики возбудимости, умение её измерения необходимо для оценки функционального состояния возбудимых систем. Цели занятия: Общая цель: Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности «лечебное дело» ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32
Конкретные цели и задачи. После изучения темы студент должен: «Знать» - критерии оценки возбудимости, динамику возбудимости в процессе возбуждения; факторы, влияющие на возбудимость, основные законы действия постоянного тока на возбудимые ткани и законы реагирования возбудимых тканей «Уметь»- анализировать механизмы изменения возбудимости и оценивать функциональное состояние тканей при различных воздействиях в процессе решения ситуационных задач «Владеть» -методикой оценки возбудимости Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы 1.Строение клеточной мембраны (кафедра биологии, кафедра гистологии и эмбриологии). 2.Виды транспорта веществ через клеточную мембрану. (кафедра биологии, кафедра гистологии и эмбриологии, кафедра физики). 3. Свойства постоянного тока (кафедра физики) Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки:
1. Критерии оценки возбудимости. Порог раздражения и порог деполяризации.
2. Изменение возбудимости при возбуждении. 3. Основные законы раздражения (закон силы, силы-времени, явление аккомодации). 4. Методы воздействия на возбудимые ткани в клинике и в эксперименте 5. Законы действия постоянного тока на возбудимые ткани
Домашнее задание: (задания для СРС во внеучебное время) 1.Зарисовать график соотношения возбуждения и возбудимости, отметить фазы возбудимости и ПД.(потенциала действия) 2.Составить таблицу ионных механизмов и возбудимости в разные фазы потенциала действия:
Вопросы для самоконтроля: 1. Как меняется возбудимость по мере приближения потенциала к критическому уровню деполяризации? 2. Как меняется возбудимость при стойкой деполяризации мембраны? 3. Какова возбудимость клетки в пике возбуждения? 4. Что можно сказать о возбудимости при удлинении хронаксии? 5. Какиеизменения на мембране клетки сопровождаются снижением возбудимости? 6. В каком периоде потенциала действия проявляется закон силы? 7. В какой части потенциала действия проявляется закон «всё или ничего»? 8. Какие изменения хронаксии можно ожидать при повышении пороговой силы раздражителя? 9 Как меняется возбудимость ткани под анодом и катодом в момент замыкании цепи постоянного тока? 10. При каких условиях может проявиться явление аккомодации и катодической депрессии?
Этапы проведения практического занятия
Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время Тестовый контроль: 1. Закону «всё или ничего» подчиняются структуры: 1) целая скелетная мышца; 2) гладкая мышца; 3) нервный ствол; 4) сердечная мышца. 2. Приспособление ткани к медленно нарастающему по силе раздражителю называется: 1) лабильностью; 2) функциональной мобильностью; 3) гиперполяризацией; 4) гипополяризацией; 5) аккомодацией.
3. В какой части ПД проявляется закон «всё или ничего»? 1) локальный ответ; 2) пик ПД; 3) положительный следовой потенциал; 4) отрицательный следовой потенциал. 4. Что отражает снижение порога раздражения? 1) увеличение возбудимости ткани; 2) снижение возбудимости ткани. 5. Каким будет порог, вызывающий ПД в ткани, находящейся в состоянии следового отрицательного потенциала? 1) обычный, как при состоянии физиологического покоя; 2) выше предыдущего; 3) ниже обычного. 6. Как меняется возбудимость в локальном ответе по мере приближения его к критическому уровню деполяризации? 1) увеличивается; 2) снижается. 7. Что отражает увеличение порога раздражения? 1) увеличение возбудимости; 2) снижение возбудимости. 8 Какой силы нужен раздражитель, чтобы вызвать дополнительное возбуждение, действуя на ткань, находящуюся в состоянии положительного следового потенциала (гиперполяризации)? 1) обычный, как при состоянии физиологического покоя; 2) выше предыдущего; 3) ниже обычного. 9. Как изменится возбудимость при гиперполяризации мембраны? 1) повысится; 2) понизится; 3) не изменится. 10. Какова возбудимость ткани в пике возбуждения? 1) повышенная; 2) пониженная; 3) абсолютная рефрактерность; 4) нормальная. Ситуационные задачи: 1. После воздействия на мышцу токсического препарата её возбудимость стала прогрессивно снижаться. Как это удалось установить? 2. Чем можно объяснить более высокую возбудимость нервных волокон по сравнению с мышцей? 3. С помощью хронаксиметра определяли состояние возбудимых систем у водителей. После 12-часовой смены у большинства водителей наблюдалось удлинение хронаксии в 2 раза. О чем это свидетельствует? 4. У работников часового завода определяли функциональное состояние зрительного анализатора по пороговой силе светового раздражителя. После 3-х часов работы порог раздражителя увеличился. Что можно сказать о возбудимости фоторецепторов?
5. У работницы рыбокомбината, работающей в холодном цехе, периодически стали появляться резкие боли в пояснице, отдающие в ягодичную область и бедро, особенно при движении. В качестве одного из методов врач назначил физиопроцедуры с применением постоянного тока. Какой электрод надо приложить к больному месту для снятия болевого синдрома? Обоснуйте. Учебно-материальное обеспечение: Основная литература:
1.Нормальная физиология: Учебник / Под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. – М.: МЕДпреес-информ, 2009. – 916 с., стр.30-48; 2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: Учебник. В 2-х томах. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: РУДН, 2007. – 364 с. 3. Нормальная физиология в трех томах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В.Н. Яковлева. – М., «Медицина», 2006. 4. Нормальная физиология: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –480 с
Дополнительная литература: 1. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Смирнов В.М., Свешников Д.С., Яковлев В.Н., Правдивцев В.А. – 5 изд-е, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 308 с. 2. Нормальная физиология: учебник / К.В. Судаков и др. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2012 3. Физиология человека: Атлас динамических схем / К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселев. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009 – 416 с. 4.Атлас по нормальной физиологии под ред. Агаджаняна Н.А. – М.: ООО “Медицинское информационное агентство”, 2007. – 496 с. 5.Камкин А.Г. Атлас по физиологии: в 2 т.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2010
Материальное обеспечение: Таблицы, TV, DVD-плейер, ПК. Учебный фильм «Законы раздражения».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|