Методы государственного регулирования
Применительно к современным российским условиям разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести условно к двум направлениям, которые отличаются по методам регулирования. Первое направление - государственное вмешательство ограничено в основном методами финансово-кредитного регулирования. Существует стандартный набор таких методов - использование учетной ставки процента; изменение обязательного минимального резерва, объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение валютного курса, применение налоговых станок и т.д. Основной постулат этой концепции - меньше участия государства, больше «индекса экономической свободы». Второе направление - активное государственное регулирование экономики, проведение целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости и т.д. Вторая концепция направлена на усиление регулирующих функций государства в переходной экономике. Методы финансово-кредитного регулирования и этой концепции лишь часть методов, в целом их набор шире. Классификация методов сложный процесс. Условно различают две классификации методов. Согласно первой классификации целесообразно выделить общие методы, частные и специальные. К общим методам (методологии) относятся совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства и др. Макроэкономика исследует экономику в целом, во всех взаимосвязях и временных периодах. Методология исследования макроэкономических процессов, предвидение развития событий в тех или иных социально-экономических процессах основываются на методах количественного и качественного анализа, системном комплексном подходах.
В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические методы, экономико-математические и др. Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют: • метод экстраполяции; • метод экономических группировок; • индексный метод; бюджетный метод(метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) и др. Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Точность этого метода тем больше, чем меньше период, в отношении которого метод применяется. Метод экономических группировок широко используется в государственном регулировании. Группировки позволяют сложные по своему составу совокупности распределить на группы, однородные по какому-либо существенному признаку. Анализ чаще всего осуществляется с помощью структурных, динамичных и структурно-динамических группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких. Так, для характеристики уровня жизни населения берут группировки населения по денежным доходам на душу населения, прожиточному минимуму в среднем на душу населения, числу больничных коек на 10 000 населения и т.п. Бюджетный метод (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) представляет собой метод государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Росстатом России по согласованию с Правительством РФ.|
К специальным методам, играющим особо важную роль во всехформах государственного регулирования, относятся: балансовый, программно-целевой, нормативный. В рыночной экономике необходимо обеспечение равновесия, следовательно проблемы сбалансированности ресурсов и потребностей (материальных, трудовых, финансовых) являются первоочередными. Балансовый метод. Под балансовым методом в стратегическом планировании понимается совокупность приемов используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов добиться баланса (равновесия) между показателями. Балансовый метод является важным инструментом анализа и прогнозирования развития национальной экономики. С его помощью можно выявить направления движения материальных и финансовых потоков в стране, определить материально-вещественные и стоимостные пропорции в экономике, смоделировать на будущее их количественные параметры, получить представление о состоянии равновесия социально-экономической системы, рассчитать необходимый прирост различных факторов производства для создания материальной основы удовлетворения общественных потребностей, потребностей рынка в материальных благах и услугах. Анализ финансовой отчетности организации (балансы) позволяет судить о ее наличных производственных мощностях, их динамике в прогнозируемом периоде, степени использования; планировать производство продукции фирмы в маркетинговом мониторинге; получить четкое представление о ресурсах фонда времени работы оборудования и производственных мощностей, а также его использовании в производстве; планировать фонд рабочего времени персонала, его структуру и направления экономии; подготовить плановый бюджет фирмы и решать другие, стоящие перед ней задачи. Ошибочно смешивать «балансовый метод» с разработкой только одних балансов. Система балансов охватывает все разделы программ и планов, при их составлении используются как балансовый метод, так и все другие методы стратегического планирования. Балансовый метод широко используется при решении проблем всех типов структурированности. Программно-целевой метод может использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется значимостью, невозможностью решения ее другими методами, образуется па стыке отраслей, что требует специального подхода.
Нормативный метод применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами, например, совместно с программно-целевым методом определяются количественные показатели целей и необходимые ресурсы для достижения этих целей. Нормативный метод используется для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов, определения норматива оборотных средств, норм амортизационных отчислений и др. Метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами (параметрами), при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов. Нормативный метод планирования (или метод инженерно- экономических расчетов). Проектировки роста производства на предприятиях обосновываются детальными инженерно-экономическими расчетами потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства. На предприятиях промышленности такие расчеты охватывают: улучшение использования производственных мощностей, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов (персонала); снижение себестоимости продукции и т.д. Особое место среди инженерно-экономических расчетов используемых в стратегическом планировании, занимают расчеты экономической эффективности производства, инвестиций, доходности ценных бумаг, используемых кредитных ресурсов, конверсии валюты и наращения процентов (простых и сложных) и т.д. Инженерно-экономические расчеты часто базируются на системе норм. При этом используются следующие группы: 1. Нормы использования основных производственных фондов. 2. Нормы использования оборотных средств (сырья, материалов). 3. Нормы затрат труда и трудоемкости изделий (нормы выработки, нормы использования рабочего времени). 4. Нормы организации производственных процессов (затрат времени на ремонт оборудования, образование запасов сырья, материалов и т.д.).
5. Нормы качества продукции (содержание полезного вещества в продукте, показатели надежности и долговечности и т.д.). 6. Удельные капиталовложения, нормы окупаемости капитальных затрат и т.п. 7. Нормы издержек производства и обращения, нормы рентабельности. Методы инженерно-экономических расчетов широко используются при решении стандартных и структурированных проблем. Вторая классификация методов государственного регулирования строится, исходя из различных мер воздействия на социально-экономические процессы. Государство использует методы (меры) прямого и косвенного воздействия на экономику. Методы прямого воздействия, как правило, охватывают регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов. Объектами прямого воздействия являются прежде всего казенные предприятия, государственные учреждения, другие организации, финансируемые из государственного бюджета, ресурсы бюджета, а также ими могут быть научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах. C методам прямого воздействия относятся: контроль за финансовыми операциями государственных предприятий, их структурой и их хозяйственной целесообразностью; установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государственного сектора. Под прямым контролем находятся государственные инвестиции и расширение основного капитала государственных предприятий, инвестиции в жилищное и дорожное строительство, на развитие сферы образования и здравоохранение. Эти методы включают различные государственные закупки (военные и другие заказы), а также различные социальные выплаты. Методы прямого воздействия охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение экспорта капитала, эмиссии денежных знаков, лицензии на строительство и размещение предприятий, приобретение пакетов акций или целых предприятий. Административные методы также относятся к методам прямого воздействия. Они основываются на силе и авторитете государственной власти, включают меры запрета, разрешения, принуждения. Например, принятие законодательных актов; государственный заказ; государственные инвестиции; кредиты; субсидии; лицензирование; квотирование; определение параметров экологической безопасности, охраны окружающей среды и др. Методы косвенного воздействия влияют на интересы хозяйствующих субъектов через налоговую систему, кредит, таможенные сборы и т.д. К объектам косвенного регулирования относятся физические и юридические лица и их ресурсы, не включенные в перечень объектов прямого воздействия: частные предприятия, предприятия со смешанной формой собственности, у которых контрольный пакет акций находится в руках негосударственных объектов.
Косвенные методы регулирования реализуются экономическими средствами (экономические методы). Экономические методы включают регулирование: бюджетно-налоговое; денежно-кредитное и др. В рыночной экономике основу составляют методы косвенного воздействия и экономические методы; в переходной и смешанной экономиках - сочетание методов прямого и косвенного воздействия. Применение административных и экономических методов в разных сферах и отраслях складывается по-разному, но приоритет отдается экономическим методам. Использование методов прямого и косвенного воздействия «переплетается» и их разграничение условно. Методология, методы государственного регулирования и планирования обогащались и развивались под влиянием усложнения целей социально-экономического развития и их соотношения с ресурсами, достижениями научно-технического прогресса, интеграцией народного хозяйства, изменением роли внешнеэкономических связей и др. Экспертные (оценочные) или эвристические методы основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов или интуиции. Конкретными формами их использования являются: а) массовая оценка — выяснение мнения отдельных групп населения по существу какой-либо проблемы планирования в ходе социологических исследований; б) организация систематической работы экспертов (экспертные комиссии законодательных и исполнительных органов власти). Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знания, обладающие большим профессиональным и практическим опытом; в) организация работы экспертов на основе особой системы их деятельности. Широко известны такие методы организаций работы экспертов, как: «Мозговая атака», «Дельфи», «Паттери» и другие. Экспертные методы используются преимущественно при решении неструктурированных и слабоструктурированных проблем. Метод Дельфи. Другие названия метода: "Дельфийский метод", "Метод дельфийского оракула". Авторы метода: О. Холмер, Т. Гордон и др. (США), 50-е годы XX в.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|