Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итак, информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.

 

Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

Данные - это материальные объекты произвольной формы, выступающие в качестве средства представления информации. Преобразование и обработка данных позволяет извлечь информацию, т.е. знание о том или ином предмете, процессе или явлении.

 

Данные, хранящиеся в памяти ЭВМ представляют собой совокупность нулей и едениц (битов). Биты объединяются в последовательности: байты, слова и т.д. Каждому участку оперативной памяти, который может вместить один байт или слово, присваивается порядковый номер (адрес).

Какой смысл заключен в данных, какими символами они выражены - буквенными или цифровыми, что означает то или иное число - все это определяется программой обработки. Все данные необходимые для решения практических задач подразделяются на несколько типов, причем понятие тип связывается не только с представлением данных в адресном пространстве, но и со способом их обработки.

Любые данные могут быть отнесены к одному из двух типов: основному (простому), форма представления которого определяется архитектурой ЭВМ, или сложному, конструируемому пользователем для решения конкретных задач.

Данные простого типа это - символы, числа и т.п. элементы, дальнейшее дробление которых не имеет смысла. Из элементарных данных формируются структуры (сложные типы) данных.

Некоторые структуры:

  • Массив (функция с конечной областью определения) - простая совокупность элементов данных одного типа, средство оперирования группой данных одного типа. Отдельный элемент массива задается индексом. Массив может быть одномерным, двумерным и т.д. Разновидностями одномерных массивов переменной длины являются структуры типа кольцо, стек, очередь и двухсторонняя очередь.
  • Запись (декартово произведение) - совокупность элементов данных разного типа. В простейшем случае запись содержит постоянное количество элементов, которые называют полями. Совокупность записей одинаковой структуры называется файлом. (Файлом называют также набор данных во внешней памяти, например, на магнитном диске). Для того, чтобы иметь возможность извлекать из файла отдельные записи, каждой записи присваивают уникальное имя или номер, которое служит ее идентификатором и располагается в отдельном поле. Этот идентификатор называют ключом.

Такие структуры данных как массив или запись занимают в памяти ЭВМ постоянный объем, поэтому их называют статическими структурами. К статическим структурам относится также множество.

Имеется ряд структур, которые могут изменять свою длину - так называемые динамические структуры. К ним относятся дерево, список, ссылка.

Важной структурой, для размещения элементов которой требуется нелинейное адресное пространство является дерево. Существует большое количество структур данных, которые могут быть представлены как деревья. Это, например, классификационные, иерархические, рекурсивные и др. структуры.

 

Экономическая информация – это преобразованная и обработанная совокупность сведений, отражающая состояние и ход экономических процессов. Экономическая информация циркулирует в экономической системе и сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическую информацию следует рассматривать как одну из разновидностей управленческой информации.

Экономическая информация может быть:

управляющая (в форме прямых приказов, плановых заданий и т.д.);

осведомляющая (в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи).

Информацию можно рассматривать как ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Информационные ресурсы – совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальных носителях в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

 

 

В каждой предметной области информация имеет свои особенности. Особенности имеет экономическая информация, поэтому для нее существуют свои характеристики качества. Рассмотрим следующие.

Релевантность (relevance) - соответствие информации требованиям решаемой задачи. Иногда заменяют термином «уместность».

Надежность (reability) - независимость от случайных факторов, отсутствие существенных ошибок и искажений.

Сопоставимость (comparability) - возможность сопоставления информации, полученной в разных периодах, разных документах и технологиях.

Понятность (undestandability) - возможность быть понятной пользователем.

Комплектность (completenes) - соответствие информации количественным и качественным требованиям решения задачи. Иногда заменяют термином «полнота». Это понятие связано с понятием информационного объема.

Нейтральность или объективность (neutrality) - непредвзятость и независимость информации от субъекта ее создающего и использующего.

Своевременность или оперативность (timeliness) - соответствие содержания полученной информации протекающим событиям или явлениям.

Актуальность (actualité фр) - важность информации на текущий момент времени

Кроме характеристик качества существуют другие, например: информационный объем, форма преставления, кодировка и т.д.

Информационный объем может быть достаточным, большим, избыточным, недостаточным - для решения конкретной задачи.

Форма представления может быть текстовой, табличной, графической аналитической картографической графовой, электронной и т.п.

Между характеристиками любого объекта, в том числе и между характеристиками качества, существуют связи и отношения, определяющие принадлежность характеристик к данному объекту.

Кроме однопараметрических характеристик качества существуют и более сложные, которые, к сожалению, во многих теориях не упоминаются. Одной из таких многопараметрических характеристик является гармоничность, широко применяемая в области стандартизации.

Гармоничность характеристик (качества) означает, что эти характеристики не противоречат друг другу, взаимно не исключают друг друга и дополняют друг друга.

Для полного анализа качества информации необходимо рассмотреть отношения между характеристиками информации, которые подчеркивают некую условность характеристик
качества.

1. Релевантность и информационный объем. Если информационный объем мал (в контексте решаемой задачи) то такая информация не релевантна. Если он велик, то это затрудняет ее анализ и понимание и может создавать информационные барьеры, о которых еще в 70-х годах писал академик В.М. Глушков. Это тоже приводит к нерелевантности.

2. Понятность и понятийный аппарат. Понятность связана с понятийным аппаратом пользователя, который различен у разных людей, но должен быть одинаковым у специалистов равной квалификации и подготовки. Эта характеристика условна, так как ориентирована на
определенную квалификацию и подготовку пользователя.

3. Актуальность и оперативность. Информация может быть оперативной, но не актуальной; актуальной, но не оперативной; актуальной и оперативной. Эти две характеристики дополняют друг друга.

4. Надежность и достоверность. Эти характеристики можно рассматривать как синонимы. Достоверность определяется возможностью получения информации из других источников или возможностью получения результата другими методами. Если результат обработки или вывод не воспроизводим другим субъектом или методом, то он не может считаться надежным.

В теории искусственного интеллекта для полноты описания предметной области используют понятие оппозиционных переменных, которые дополняют обычные характеристики. Например, пара «достоинства и недостатки» в совокупности дает более полное описание объекта и позволяет на практике сопоставлять его по этой переменной с другими.

Таким образом, увеличение характеристик, определяющих качество информации, позволяет более эффективно оценивать качестве информации, информационных услуг и продуктов.

 

 

Приступая к построению классификаторов, прежде всего следует выяснить, какие общегосударственные и отраслевые классификаторы можно использовать при решении данной задачи, и только за тем приступать к составлению локальных.

Условно общегосударственные классификаторы (ОК – разработаны в централизованном порядке и являются едиными для всей страны) делятся на 4 группы:

1. Классификаторы трудовых и природных ресурсов, например ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

2. Классификаторы структуры отраслей (ОК отраслей народного хозяйства – ОКОНХ), органов управления (система обозначений органов государственного управления – СООГУ), административно-территориального деления (система обозначений административно-территориальных объектов – СОАТО), предприятий и организаций (ОКПО), форм собственности (ОКФС).

3. Классификаторы продукции (ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции – ОКП, ОК строительной продукции).

4. Классификаторы технико-экономических показателей (ОКТЭП), управленческой документации (ОКУД), системы обозначения единиц измерения и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...