Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории развития методов




 

Человек с давних времен стал задумываться о важности творчества и возможности передачи опыта творческих лично­стей. Наиболее ранние попытки выявить особенности творче­ского подхода при решении задач нашли отражение в трудах Архимеда, Евклида, Апполония Бергамского, Аристея-старшего. Стремление обобщить опыт, создать теории творчества присущи и древним, и современным исследователям. Еще в античные времена математик Папп Александрийский попытался создать эвристику - науку о творчестве. Вопросами творчества занима­лись французские математики А. Пуанкаре и Ж. Адамар, рос­сийский философ Б.М. Кедров, советский инженер Г.С. Альтшуллер и многие другие ученые. Однако до сих пор не удалось создать универсальную теорию творчества, позволяющую быст­ро и эффективно делать открытия и изобретения.

Почему возникла потребность в поиске методов развития творчества? В двадцатом веке (тем более в двадцать первом) пе­ред человечеством стали возникать все более сложные проблемы, которые уже нельзя решать по старинке, методом проб и ошибок. Решение задач, встающих перед наукой и техникой, привело к созданию коллективов. Например, разработка атомного вооруже­ния в нашей стране в 1940-е годы потребовала привлечения спе­циалистов из разных областей под руководством И.В. Курчатова. Коллективное решение проблем невозможно только за счет экс­плуатации старых идей. Возрастает ответственность за непра­вильные решения (можно вспомнить крупнейшую в истории нефтепромыслов катастрофу в Мексиканском заливе в 2010 г., аварию на атомной станции Фукусима в Японии в 2011 г.). Кроме того, постоянно возрастает потребность в новых идеях в самых разных областях - в бизнесе, технике, образовании, рекламе. Это означает, что именно творческий человек более востребован на рынке труда.

Методы решения задач - инструкции и правила, средства интеллектуальной поддержки, позволяющие повысить эффек­тивность процесса анализа проблемы и поиска новых решений. Креативность - это способность к творчеству, умение порож­дать необычные вещи, придумывать, находить новое. Творче­ское решение задачи - нахождение пути, способа решения, не известного ранее, позволяющего достичь поставленной цели.

В настоящее время известны несколько десятков методов творчества. Мы рассмотрим в пособии только некоторые из них. Многие из предложенных ниже приемов разработаны, апроби­рованы и используются изобретателями, работающими в рам­ках ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Методы ТРИЗ являются проблемно-ориентированными. Они изначально создавались для решения технических проблем.

ТРИЗ разрабатывается в нашей стране с конца пятидеся­тых годов. Ее цель - упорядочить мышление, сделать его более системным, отсеять заведомо «пустые», неработоспособные ва­рианты, сделать поиск новых идей целенаправленным, форми­ровать творческую личность.

Основы ТРИЗ заложены нашим соотечественником, ин­женером, изобретателем, и одновременно - писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером (1926-1998 гг.). Работу над ее созданием со своим другом Р.Б. Шапиро он начал в 1946 году, будучи молодым сотрудником патентного бюро. На основе ана­лиза многих тысяч изобретений, а также информации по истории техники была предпринята попытка выявить закономерности создания новых устройств. В 1956 г. появилась первая их статья в научном журнале «Вопросы психологии» (№ 6, 1956), в которой были сформулированы положения новой теории: техника разви­вается не случайным образом, а в соответствии со своими внут­ренними законами, причем эти законы можно выявить и на их основе сознательно совершенствовать технические системы.

При разработке теории технического творчества стало ясно, что сильные решения сложных изобретательских задач (в том чис­ле экологических) чаще всего связаны с использованием знаний из физики, химии, математики и других наук. Но для эффективного использования этих знаний нужно было определить специфику их изобретательского применения. Это привело к систематизации та­кой информации и созданию соответствующих специальных ука­зателей по ее применению.

С помощью ТРИЗ за полвека сделаны несколько десятков тысяч изобретений, специалисты по ТРИЗ активно работают в Санкт-Петербурге, Красноярске, Новосибирске, Южной Корее, США, Израиле и во многих других городах и странах.

В настоящее время «железная» ТРИЗ (то есть методы, предложенные Г.С. Альтшуллером) включает:

- 40 приёмов разрешения технических противоречий (прил. 4);

- 76 стандартов (типовых приемов) на решение изобретатель­ских задач;

- информационный фонд - указатели использования физических, химических и геометрических эффектов для решения технических проблем;

- АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач;

- законы развития технических систем;

- вепольный анализ.

В последние годы разрабатываются новые методы и прие­мы, улучшаются уже существующие.

Информацию о новостях в мире ТРИЗ можно найти на сайтах:

http:// www.metodolog.ru, http://www.trizland.ru, http://www.altshuller.ru.

1 Мозговой штурм

 

Мозговой штурм (МШ) - метод организации группового обсуждения, средство получения от небольшого числа людей некоторого количества идей за короткий промежуток времени. Считается нормальным, если в течение полутора часов группа участников придумывает несколько десятков идей. Мозговой штурм направлен на коллективный поиск идей, на совместное творчество.

Наиболее популярная схема проведения МШ:

1. Постановка проблемы.

2. Формирование группы.

3. Обсуждение и генерирование идей (вариантов решения проблемы).

4. Анализ идей.

5. Рефлексия (анализ деятельности группы). Ниже эти этапы рассмотрены более подробно.

Проблему может формулировать преподаватель либо сама группа обучающихся. Подсказать темы мозговых штурмов мо­гут статьи в научных журналах, информация из средств массо­вой информации, Интернет. При знакомстве с проблемой убеди­тесь, что вы ее понимаете. Если нет - уточните у преподавателя.

Формулировка проблемы может меняться в ходе обсужде­ния. Например, во время мозгового штурма, исходная проблема была сформулирована следующим образом: как снизить количество мусора в населенном пункте? В ходе обсуждения была предло­жена следующая идея: необходимо разделять мусор (собирать отдельно металл, пластик, стекло, бумагу, органику), и тогда большая часть мусора становится сырьем, и только небольшая -по-настоящему отходами, которые не удается переработать. В результате стали обсуждать более конкретную проблему: как наладить раздельный сбор мусора и организовать утилизацию вторсырья.

Важная деталь: обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Поэтому рекомен­дуем на время обсуждения отключать сотовые.

Оптимальный состав группы для мозгового штурма - 5-8 человек, примерно поровну юношей и девушек. Желательно включить в группу людей с разными интересами (физика, ма­тематика, история и даже спорт).

Роль Требования к участнику мозгового штурма
Ведущий - отвечает за регламент обсуждения (соблюдение правил); - прерывает неконструктивное поведение участни­ков; - обеспечивает психологическую поддержку неуве­ренных в себе участников, создает атмосферу актив­ности и доброжелательности (должен уметь мгно­венно положительно оценить любую идею); - напоминает секретарям о необходимости фиксиро­вать идеи; - поддерживает мозговой штурм, если он угасает.
Генератор идей - умеет легко генерировать идеи; - имеет навык конструктивного слушания; - способен развивать чужие идеи. - непрерывно выдвигает идеи по поставленной про­блеме. Чаще генераторами идей оказываются эрудирован­ные учащиеся, интересующиеся разными предмета­ми. Однако это необязательно, выдвигать идеи мо­жет любой
Критик-аналитик - выявляет рациональное зерно в каждой предложен­ной идее; - умеет донести критику идеи, не обидев при этом ее автора; - обладает эрудицией в разных областях знаний
Секретарь - внимателен, умеет быстро фиксировать идеи
Все участ­ники - уважительно относятся к другим членам команды; - умеют слушать и слышать; - активны

Правила проведения мозгового штурма _

- Стремитесь высказывать максимальное число идей. От­давайте предпочтение количеству, а не качеству идей.

- Во время генерации идей запрещена критика, неодобри­тельные замечания, иронические реплики, резкие шутки. Анализ идей - отдельный этап, это задача критиков.

- Если Вам очень хочется поиронизировать над чьей-либо идеей, то критикуйте идею, но не человека. Не надо переходить на личности!

- Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях. Возможно всё!

- Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать выска­занные ранее идеи, получать от них новые ассоциации.

- Обеспечивайте между участниками свободные, друже­ские и демократические отношения. Не рекомендуется после сеанса зло шутить над идеями других участников.

- Очень часто самое ценное в мозговом штурме - это но­вое направление поиска, а не конкретное решение. Необязатель­но доводить идею до «железа» - конкретных устройств. На это может просто не хватить времени и знаний.

- Не следует считать собеседника дураком только потому, что вам кажутся странными или неприятными его идеи.

- Обсуждение может продолжаться от 5 до 45 минут (если за­дача оказалась сложная, то после 45 минут лучше сделать пере­рыв). Участники в свободной форме высказывают свои идеи, ко­торые фиксируются письменно секретарями. Как только проис­ходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой. Можно разрядить си­туацию шуткой или предложить развивать одну из уже предло­женных идей.

- Далее начинается анализ идей. К обсуждению вариантов решения лучше привлечь преподавателей. При выборе опти­мального решения предлагаем руководствоваться следующими критериями: наличие решения проблемы (а не просто мыслей по поводу решения), дешевизна, простота, минимальный ущерб для окружающей среды, красота.

 

2 Причинно-следственный анализ

 

Причинно-следственный анализ заключается в поиске причин различных проблем, в том числе экологических. Все яв­ления окружающего нас мира имеют какие-либо причины. Есть причины и у экологических проблем. Выявить их - значит иметь возможность не допустить вредного воздействия техносферы на биосферу.

Причинно-следственная цепочка - это последователь­ность взаимосвязанных недостатков, выявленных в той или иной системе (экологической, социальной, технической). Це­почка недостатков строится таким образом, что каждый ее эле­мент - это одновременно причина последующего недостатка и следствие предыдущего недостатка. Например, глобальные эко­логические проблемы можно рассматривать как проявление по­следствий глобального экологического кризиса. Цепь его при­чин приведена на рис.1.

 

Причина, лежащая в основе нежелательного эффекта, может иметь физическую, химическую или биологическую при­роду. Устранение ключевого недостатка может повлечь за собой исчезновение многих недостатков в причинно-следственной це­почке.

Рассмотрим с этих позиций глобальные экологические проблемы как проявление последствий глобального экологиче­ского кризиса. Вряд ли можно оспорить приведенную на рис.1 причинно-следственную связь.

Обратим внимание на следующую особенность: то или иное явление может иметь несколько причин и следствий.

На­пример, среди причин глобального экологического кризиса вы­деляются:

· Стремительный, нерегулируемый рост народонаселения.

· Загрязнение среды обитания.

· Быстрое истощение доступных природных ресурсов (сырьевых, топливных).

· Гонка вооружений (невозможность природных процессов скомпенсировать последствия применения оружия мас­сового поражения).

· Финансовый кризис.

 

Поиск причин экологических проблем, необходим, чтобы с наименьшими затратами устранить или уменьшить их негатив­ное воздействие на ранних этапах их развития, так как легче предотвратить экологические последствия человеческой дея­тельности, чем бороться с их последствиями.

Причинно-следственная цепочка может быть «разрезана» в любом месте. Например, если рост народонаселения не будет вести за собой рост потребностей в пище, воде, различных това­рах (см. рис 1), то нагрузка на окружающую среду не будет рас­ти, следовательно, прирост населения не будет означать допол­нительную деградацию экосистем. Такая постановка вопроса может поставить несколько задач. В указанной выше причинно-следственной цепочке, ведущей к загрязнению окружающей среды, можно сформулировать следующие задачи:

- Как снизить рост народонаселения в странах с высокой рож­даемостью?

- Как ограничить рост потребностей в индустриально развитых странах?

- Как уменьшить рост производства, удовлетворяя при этом по­требности людей?

- Как не допустить роста загрязнения окружающей среды, не снижая при этом темпов роста производства?

Причины возникновения проблем можно искать как внутри системы, так и в ее надсистеме. В последнем случае так­же целесообразно использовать вопрос «По какой причине?».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...