Что такое теория игр? Специфика задач теории игр.
Финансово-экономические операции в условиях рыночных отношений часто характеризуются наличием противоположных интересов различных оперирующих сторон, которые пытаются достичь своих целей часто в ущерб друг другу. В этой связи при разработке управленческого решения в условиях конфликта особое место занимает выбор и сравнительный анализ возможных (допустимых) способов (стратегий) действий. Раздел теории исследования операций, связанный с математическим моделированием конфликта и поиском оптимальных решений в его условиях, называют теорией игр. Задачи теории игр относятся к области принятия решений в условиях неопределенности, а их специфика состоит в том, что, как правило, подразумевается неопределенность, возникающая в результате действий двух или более “разумных” противников, способных оптимизировать свое поведение за счет других. Среди типичных примеров такого поведения могут быть названы действия конкурирующих фирм на одном рынке или планирование военных операций. Причины или источники неопределенности результата (исхода) относятся к трем группам: · комбинаторные источники (шахматы); · влияние случайных факторов (игра в орлянку, кости, карточные игры, где расклад является случайным); · стратегическое происхождение неопределенности: игрок не знает, какого образа действий придерживается его противник; здесь неопределенность исходит от другого лица; соответствующие игры называются стратегическими. Таким образом, в стратегической игре действия предпринимают две или более стороны, в отличие от нестратегической игры, в которой действия предпринимает одна сторона, а остальные являются заинтересованными сторонами.
Одним из основных вопросов в задачах с коллективным выбором решений является вопрос об определении оптимальности, т.е. вопрос, какие решения следует признавать наилучшими в ситуации оптимизации по нескольким критериям, отражающим различные интересы. Многие методы решения проблем теории игр основываются на сведении их к задачам математического программирования.
Теория игр берет начало от работ Э. Бореля (1921г.), а принципиальным этапом в её становлении как самостоятельного научного направления стала монография Дж. Неймана, опубликованная в 1944г. Игра – это упрощенная математическая модель реальной ситуации, которая предполагает наличие следующих компонент: a) заинтересованных сторон; b) возможных действий каждой стороны; c) интересов сторон. Интересы участников могут быть как антагонистические (полностью противоположные) так и неантагонистические. В последнем случае может исследоваться вопрос о наиболее эффективных совместных действиях (кооперативные игры). Предполагается, что известны варианты действий сторон (стратегии), исход игры для каждого участника в случае выбора конкретных действий всеми участниками, степень и порядок информированности каждого участника игры о поведении всех других участников. Конфликт может возникнуть не только в результате действий различных участников, но и в результате действий тех или иных “стихийных сил”. В этом случае их называют “игры с природой”. Классифицируются игры по разным признакам: · по числу игроков (игры с двумя, тремя и более противников); · по числу стратегий (конечные и бесконечные игры); · по свойствам функции выигрыша (с нулевой суммой; с постоянной разностью); · по возможности предварительных переговоров между участниками (кооперативные и некооперативные). Кроме этого выделяются различные классы игр по иным признакам (дифференциальные, статистические и многие другие).
Игра ведется по определенным правилам. Каждый участник принимает такие решения, которые, как он полагает, могут обеспечить ему наилучший результат (исход). Исход игры – это значение некоторой функции, называемой функцией выигрыша (платежной функцией). Если сумма выигрышей игроков равна нулю, то игру называют игрой с нулевой суммой. Если в игре принимают два участника, то её называют парной.
Элементы матрицы могут быть положительными, отрицательными или равными нулю. Случай, когда элемент матрицы положителен, означает, что игрок В в определенной ситуации должен уплатить игроку А сумму, равную значению этого элемента. Если элемент отрицателен, игрок А уплачивает игроку В сумму, равную абсолютному значению этого элемента. И, наконец, если этот элемент равен нулю, выплаты не производятся. Таким образом в игре двух лиц с нулевой суммой один игрок выигрывает столько же, сколько проигрывает другой (все выплаты производятся из “карманов” противников) Это и объясняет название – игра с нулевой суммой. Игрок А стремится к максимальному выигрышу, игрок В - к минимальному проигрышу. Решить игру – значить найти оптимальные стратегии игроков и их выигрыши. Данная форма представления конечных игр двух лиц объясняет общее для них название – матричные игры.
Чистая стратегия – конечное число возможных действий игрока. Игрок А может выбрать любую стратегию
Введем в рассмотрение числа
Тогда платежная матрица будет иметь следующий вид:
Игрок А выберет такую стратегию, которая гарантирует ему наибольший из наименьших выигрышей при любой стратегии противника (максиминный выигрыш). Этот выигрыш определяется формулой игрок В, действуя рационально, выберет такую стратегию, которая гарантирует ему наименьший из возможных проигрышей при любых действиях противника. Принято говорить, игрок В руководствуется принципом минимаксного проигрыша. Этот проигрыш определяется выражением Для любой игры с нулевой суммой
Если
Игра двух лиц с нулевой суммой далеко не всегда имеет седловую точку. Для игр без седловой точки оптимальные стратегии игроков находятся в области смешанных стратегий.
Рассмотрим антагонистическую парную игру с нулевой суммой. Пусть игра не имеет седловой точки. Смешанной стратегией игрока А называется вектор Смешанной стратегией игрока В называется вектор При использовании смешанных стратегий игра приобретает случайный характер, случайной становится и величина выигрыша игрока А (проигрыша игрока В). Эта величина является функцией смешанных стратегий и определяется по формуле: Функцию Смешанные стратегии
Теория игр находится в тесной связи с линейным программированием, так как каждая конечная игра двух лиц с нулевой суммой может быть представлена как задача линейного программирования и, наоборот, каждая задача линейного программирования может быть представлена как игра. Из основного положения теории стратегических игр следует, что при использовании смешанных стратегий существует, по меньшей мере, одно оптимальное решение с ценой игры Допустим, что смешанная стратегия игрока А складывается из стратегий Условия игры определяются платежной матрицей:
Если игрок А применяет оптимальную смешанную стратегию, а игрок В – чистую стратегию
Игрок А стремится к тому, чтобы при любой стратегии игрока В его выигрыш был не менее, чем цена игры
или, обозначив, В результате решения поставленной задачи, находим оптимальный вектор
Поведению игрока В соответствует двойственная задача:
Решив эту задачу, получим оптимальный вектор Таким образом, оптимальные смешанные стратегии игроков А и В Если исходная матрица увеличивалась на d, то для получения цены первоначальной игры значение v нужно уменьшить на d. Если смешанная стратегия
Игры с природой образуют специальный класс матричных игр, в которых одним из участников является человек или группа лиц, объединенных общностью цели (игрок А), а другим – «природа» (игрок П). Под термином «природа» подразумевается весь комплекс внешних условий, при которых игроку А приходится принимать решение. Природа безразлична к выигрышу и не стремится обратить в свою пользу промахи игрока А. Игрок А может использовать т стратегий А1,А2,…,А т, а природа может реализовать п различных состояний П1,П2,…,П п. Игроку А могут быть известны вероятности qj, с которыми природа реализует свои состояния Пj. Действуя против природы, игрок А может пользоваться как чистыми А i, так и смешанными
При упрощении платежной матрицы игры с природой имеется своя специфика: отбрасывать те или иные состояния природы нельзя, так как она может реализовать любое состояние не зависимо от того, выгодно оно или нет. При выборе оптимальной стратегии игрока А пользуются различными критериями. При этом опираются как на платежную матрицу, так и на матрицу рисков. Риском rij игрока А, когда он пользуется чистой стратегией А i при состоянии П j природы, называется разность между максимальным выигрышем
Если вероятности qj состояний природы известны, то пользуются критериями Байеса и Лапласа. В качестве оптимальной по критерию Байеса принимается чистая стратегия А i, при которой максимизируется средний выигрыш
Если игроку А представляются в равной мере правдоподобными все состояния природы, то
Оптимальной по критерию Вальда считается чистая стратегия А i, при которой наименьший выигрыш
Оптимальной по критерию Сэвиджа считается та чистая стратегия А i, при которой минимизируется величина максимального риска, т.е. обеспечивается
Оптимальной по критерию Гурвица считается чистая стратегия А i, найденная из условия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|