Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

формировние партийной системы Р.Ф

Генезис политических партий и движений в современной россии

Некоторыми специфическими особенностями отличался процесс формирования политических партий в России. Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставание процессов становления гражданского общества, парламентаризма и правового государства.

В России первой политической организацией, официально присвоившей себе название партии, была «Народная воля» (1879).1 До этого «партиями» называли разного рода придворные группировки или кружки гвардейских офицеров, или литературные философско-политические течения, как, например, славянофилов и западников.2

 

В наст. время в России по нек. данным более 300 партий, движений и объединений. Процесс формирований их продолжается. Процесс формирования многопартийной системы в России наметился в начале 90-х гг.

 

В отличие от Европы и Сев. Америки, в России многопартийность развивалась в условиях несформированности осн. институтов гражд. общества.

 

Рез-ты партий, образованных на базе парламентских фракций (когда группа депутатов в парламенте) и из окружения того или иного лидера (ЛДПР, «Яблоко»), были более впечатляющими. Партии, созданные под опр. лидера, периодически появлялись, и длительность их сущ-я во многом зависела от полит. гибкости лидера и от его харизмы. Каждое из этих объединений (ЛДПР, «Яблоко») представляло опр. идеологическое направление.

 

Особый способ создания «Единства» характерен сочетанием неск. элементов:

1) наличие популярного или имеющего хорошие шансы на популярность лидера;

2) использование гос. финансового и информационного ресурса (телевидения);

3) действующая структурная основа в виде региональной власти с находящимися под её патронажем группами;

4) опора на разветвленную структуру МЧС и, возможно, др. силовых ведомств.

 

При этом процесс «партийного строительства» идет след. образом: с помощью полит-технологов создается смысловой образ лидера с присущими ему качествами (например, решительностью, готовностью навести порядок), который затем «раскручивается» телевидением, а региональная власть и нек. федеральные ведомства предоставляют свои административные ресурсы.

 

Таким образом, в России способ создания партий сверху («партии власти»), исходя из интересов исполнит. власти, лишенных четких идеологических программ, но созданных с учетом массовых настроений избирателей, оказался самым эффективным.

 

Современные партии берут свое начало в 19 веке. Это было связано с введением в ряде западных стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни - утверждения государственной власти посредствам выборов. Первые из этих партий появились в основном в результате слияния в единые организации местных избирательных комитетов, обеспечивающих поддержку своих кандидатов в депутаты. Со временем число партий, в своей деятельности ориентирующихся на привлечение широких слоев населения на свою сторону во время выборов, значительно возросло. Все эти партии были партиями парламентского происхождения. Наиболее известные из них Либеральная и Консервативная партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США, «Единая Россия», ЛДПР, СПС – в России.

Активный процесс образования политических партий в конце 80-х – начале 90-х годов в России, связанный с распадом КПСС, утратой его политической монополии, стал второй попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка, как известно, была сделана в начале XX века.

В начале 90-х годов начала формироваться многопартийность, однако правовой базы их деятельности не было. В 2001 году Государственной Думой был принят Закон «О политических партиях».

«Партии власти» - это чисто российское явление, означающее поддержку властных структур одной конкретной партии. В 1993 году такой партией была «Выбор России» Е. Гайдара, в 1995 г. – «Наш дом – Россия» во главе с В. Черномырдиным, 1999 года – «Единство», став­шее затем «Единой Россией».

формировние партийной системы Р.Ф

Формирование партийной системы современной России началось полтора десятилетия назад в процессе крушения однопартийного коммунистического режима. За это время сформировалось новое законодательство, образовались идеологически оформленные группы интересов, прошло несколько циклов избирательных кампаний, основанных на принципах альтернативности, сложились определенные традиции отечественной многопартийности. При этом до сих пор остается дискуссионным вопрос по поводу соответствия российской партийной системы общепринятым демократическим стандартам. В нынешнем десятилетии также приобрел актуальность вопрос о ее соответствии принципам федерализма.Партийная система России, как часть политической системы определяется Конституцией Российской Федерации 1993года, но с принятием конституции партийная система не оформилась окончательно. Это было началом ее формирования. С 1993 года по настоящее время в ней происходили изменения как количественные, так и качественные.Современная российская партийная система является результатом сложных процессов, связанных с кризисом советской политической системы. Политика перестройки способствовала быстрому возникновению различных общественных организаций. Они получили определение «неформальные», так как не имели официальных санкций на существование. Среди еще не получивших правового статуса, но уже легальных организаций появляются и первые политические - в виде разнообразных дискуссионных клубов, теоретических семинаров, аморфных общественно-политических объединений. По официальным данным к 1990 г. в СССР действовало 619 «неформальных» объединений, из них 231 относилось к организациям общественно-политической и гражданской инициативы. Именно в указанный период выявились политические активисты следующего десятилетия. На данном этапе произошло структурирование политической оппозиции КПСС. Наиболее ярким выражением этого процесса стало создание в мае 1988 г. на базе различных диссидентских групп организации под названием «Демократический союз», заявившей, что она находится на позициях антикоммунизма и главной своей целью ставит борьбу против КПСС.

Помимо Демократического союза начали появляться организации, стремившиеся создать реальную альтернативу КПСС, вступить в конкуренцию с правящей партией. Наиболее массовой и респектабельной в демократическом движении стала возникшая в 1990 г. Демократическая партия России (ДПР) во главе с народным депутатом СССР Н.Травкиным.Так, в 1990 г. были образованы Социал-демократическая партия России (СДПР) и Российское христианско-демократическое движение (РХДД). Некоторые организации объявляли себя наследниками досоветских партийных традиций, например, Конституционно-демократическая партия (Партии народной свободы), созданная в том же 1990 г. 1 января 1991 г. вступил в действие закон СССР «Об общественных объединениях», согласно которому политическая партия, как разновидность общественных объединений, создавалась и действовала на основах добровольности, равноправия ее членов, самоуправления, законности и гласности. Таким образом, в СССР появилась правовая база для формирования многопартийной системы. Но в условиях сохранения суперпартии - КПСС - обеспечить равные возможности для всех субъектов, входивших в партийно-политическую систему, было невозможно. Ситуация кардинально изменилась после неудавшейся попытки государственного переворота 19 - 21 августа 1991 г. Главную организующую роль в сопротивлении граждан действиям Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) сыграло движение «Демократическая Россия». И в центре, и в регионах вокруг него сплотились все политические партии и объединения, встав на защиту демократии и свободы. Вслед за августовскими событиями 1991 г. последовал указ Президента России Б.Ельцина о роспуске КПСС. Таким образом, в стране перестала существовать не только монополия на власть одной партии, но и сама суперпартия, освободив политическое пространство для формирования действительно многопартийной системы. После упразднения КПСС прекратило существование и единое демократическое движение, выполнив задачи, стоявшие перед ним на этом этапе. В течение 1992 г. одна за другой выходили из движения «Демократическая Россия» новые партии. Началась эпоха межпартийной конкуренции среди «демократов». Одновременно с этим происходило становление левых, коммунистических, организаций, считавших себя в той или иной степени наследницами КПСС. Глубоко развившееся фракционное расслоение в КПСС накануне ее роспуска не позволило возродить единую коммунистическую организацию. Первыми оформились наиболее радикальные коммунистические организации. 8 ноября 1991 г. на базе «Большевистской платформы в КПСС» была создана сталинистская Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ). Тогда же в Екатеринбурге была учреждена Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), лидером которой стал В.Анпилов. До начала 1992 г. появились Социалистическая партия трудящихся (СПТ), «Союз коммунистов», Российская партия коммунистов (РПК), более умеренные в своих взглядах и действиях организации. 13-14 февраля 1993 г. состоялся II Чрезвычайный восстановительный съезд Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), ее лидером был избран Г.Зюганов. С этого времени КПРФ, став реальной правопреемницей Коммунистической партии РСФСР и КПСС, является самой массовой и одной из наиболее влиятельных партий России. Трансформация партийной системы современной России. Влияние выборов в Государственную Думу 1993 года на структуру российской партийной системы. На начало избирательной кампании (октябрь 1993г.) Министерством юстиции РФ было зарегистрировано 33 политические партии, 16 движений 89 других общественных объединений (таких, как Союз работников культуры, Союз ветеранов Афганистана, Союз потребителей России, Союз промышленников и предпринимателей, Лига кооператоров и предпринимателей, Союз трудовых коллективов и т.д.) и 9 так называемых учтенных профсоюзных объединений (профсоюзы работников радиоэлектроники, машиностроения, рыбного хозяйства, атомной энергетики, судостроения и др. отраслевые профсоюзы), уставы которых предусматривали возможность участия в выборах. Всего, 148 партий и политических организаций имели возможность вступить в предвыборную борьбу. Однако первый барьер выстроило Министерство юстиции Российской Федерации. Рассмотрев уставы всех этих организаций, оно утвердило список из 91 партии, политической организации и движения, допущенных к выборам. Но не все партии и движения, допущенные к выборам, смогли организоваться в избирательные объединения или блоки, как того требовал закон. Еще большее число избирательных объединений отсеялось на этапе сбора подписей. Этот барьер преодолело только 21 избирательное объединение, сдавшее в Центральную избирательную комиссию подписные листы с необходимым количеством подписей избирателей. Прошли регистрацию в ЦИК и утвердили списки кандидатов следующие партии: ЛДПР, КПРФ, ПРЕС, ДПР; блоки: «Выбор России», «Явлинский-Болдырев-Лукин»; объединения: «Будущее России - Новые имена», «Гражданский союз»; Экологическое движение «Кедр», общественное движение «Достоинство и милосердие», политическое движение «Женщины России», Российское движение демократических реформ (РДДР). Эти партии, блоки и движения смогли продемонстрировать (насколько это было возможно в то время) максимальную организованность и собранность, смогли мобилизовать свой актив, наладить контакты с избирателями и подготовиться к борьбе за голоса электората, ведь только выборы в демократическом обществе могут служить мерой адаптивности и жизнеспособности партий, коррелятивности партийной системы, мерой доверия избирателей к различным политическим силам.

Выбор России получил 24 мандата, АПР - 16, КПРФ - 10, Яблоко - 7, ЛДПР - 5, ПРЕС - 4, «Женщины России» - 2. ДПР не получила ни одного мандата. В результате консультаций и встреч на основе партийных платформ партий, прошедших 5% барьер, личных предпочтений и интересов независимых депутатов были сформированы депутатские объединения. Таким образом, выборы 1993 г. не только закрепили за политическими партиями роли субъектов политики, но и послужили источником кристаллизации новых партийных образований, изменивших соотношение сил в партийной системе. Относительный неуспех демократов и нежданная победа правой Либерально-демократической партии на выборах по партийным спискам и явились главными неожиданностями выборов в Федеральное Собрание 1993 г. Блок левой оппозиции, представленный двумя партиями (КПРФ и АПР), получил в сумме 20,4% голосов. Пропрезидентский блок не оправдал возлагавшихся на него надежд, хотя три партии блока («Выбор России», «Яблоко», ПРЕС) прошли в Думу, а все партии блока (ВР, ЯБЛ, ПРЕС, РДДР) в сумме набрали 34,2% голосов. Как считает Б.А. Исаев, к думским выборам 1993г. партийная система России представляла собой еще не вполне сформировавшийся конгломерат партий, движений, групп интересов, гражданских инициатив и т.д. Некоторые из них возникали и исчезали, даже не сумев зарегистрироваться. Другие не смогли обеспечить поддержку даже 200 тыс. избирателей, чтобы принять участие в выборах. Такие партии-аутсайдеры сходили на обочину партийной борьбы, так и не сумев перейти из потенциального в функционирующее состояние. Из 21 избирательного объединения принявшего участие в выборах реальными субъектами политики в 1994 - 1995 гг. стали только восемь. Еще две политические партии вошли в большую политику, используя механизм выборов в одномандатных округах, как депутатские группы («Союз 12 декабря» и «Российский путь», который фактически является фракцией партии «Российское общенародное движение» (лидер С. Бабурин). Думская политика партий в 1994 -1995 гг. фактически свелась к противостоянию с одной стороны, проправительственного блока («Выбор России», «Яблоко», ПРЕС, «Союз 12 декабря») и, с другой стороны, коалиции левых (КПРФ, АПР), правой (ЛДПР) и, левоцентристских партий и групп («Женщины России», ДПР, «Новая региональная политика»). Динамика партийного пространства 1995 - 2001 гг. В выборах депутатов II Государственной Думы, проходивших в декабре 1995 г., приняло участие 43 избирательных объединения. Однако преодолеть пятипроцентный порог, установленный законом, смогли всего четыре из них. Итоговый список выглядел следующим образом: Коммунистическая партия РФ (22,3 %), ЛДПР (11,2 %), Движение «Наш дом - Россия» (10,1 %), «Яблоко» (6,9 %). Созданное в середине 1995 г. пропрезидентское движение «Наш дом - Россия» (НДР), возглавляемое премьер-министром страны В.Черномырдиным, вопреки прогнозам уступило и коммунистам, и ЛДПР. Во II Государственной Думе были созданы фракции: КПРФ - 139 депутатов, НДР - 65, ЛДПР - 50, «Яблоко» - 44. Кроме них, были образованы три депутатские группы: «Народовластие» - 44 депутата, «Российские регионы» - 42 и Аграрная - 35. Последняя опиралась в своей деятельности на Аграрную партию России. Коммунисты сохранили и во II Государственной Думе высокий уровень внутрифракционной солидарности. Но заметно повысился этот уровень и у других партийных фракций. Это было связано с укреплением партийных структур, более строгим подходом к составлению партийных списков и приобретенным опытом практической работы в парламенте. 19 декабря 1999 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы третьего созыва. В них приняли участие 26 избирательных объединений и блоков, что явилось отражением тенденций к сокращению числа участников избирательных кампаний по партийным спискам, к созданию крупных межпартийных объединений и строительству на их основе массовых партийных структур.

Пятипроцентный барьер преодолели КПРФ,межрегиональное движение «Единство», блок «Отечество - Вся Россия»,блок «Союз правых сил»,«Блок Жириновского» - 5.98 % (фракция ЛДПР - 16); объединение «Яблоко» - 5.93 %. Таким образом, в партийной системе России можно выделить следующий костяк, основу - это Коммунистическая партия РФ, Либерально-демократическая партия России, Яблоко и «партия власти» - все эти партии стабильно участвуют во всех избирательных кампаниях, получают места в Государственной Думе и формируют собственные фракции. Таким образом, партийная система России состоит из следующих полюсов: левые (КПРФ), правые (ЛДПР), центристы (Яблоко). Отдельно следует выделить «партию власти», которая не занимает четких идеологических позиций, а действует в соответствии с требованиями правительства. Первая законодательная попытка по упорядочению и снижению численности участников выборов была предпринята еще в июле 1998 г. путем введения в Федеральный закон «Об общественных объединениях» понятия «политическое общественное объединение». Эта мера позволила разграничить общественные объединения на две категории - политические и неполитические. Впрочем, особого эффекта она не принесла, поскольку требования к созданию политических общественных объединений были не слишком жесткими. В итоге численность участников выборов хотя и сократилась, но не кардинально.

С введением в июле 2001 г. Федерального закона «О политических партиях» практика упорядочения и сокращения продолжилась. Во-первых, данный закон упразднил понятие «политическое общественное объединение», в результате чего большинство непартийных структур (движений), ориентированных на политическое участие, было лишено политического статуса (лишь немногие из общероссийских движений преобразовались в партии). Впрочем, еще на протяжении четырех лет (до июля 2005 г.) общероссийские общественные движения пользовались правом ограниченного участия в выборах в органы государственной власти. Они не имели возможности самостоятельного выдвижения кандидатов (списков кандидатов), но могли это сделать посредством образования избирательного блока с одной или несколькими партиями.

По истечении этого срока исключительным правом участия в выборах в органы государственной власти стали обладать только политические партии. Во-вторых, Федеральный закон «О политических партиях» лишил права участия в выборах в органы государственной власти региональные объединения, поскольку статусом политических партий стали наделяться лишь общероссийские объединения Россия: партии, выборы, власть. Параллельно с этим были ужесточены требования к созданию политических партий. Это, по мнению авторов закона, должно было послужить препятствием для неконтролируемого роста их численности. В частности, в первой редакции закона существовало требование, согласно которому минимально допустимая численность членов партии должна была составлять 10 тыс. человек. При этом, более чем в половине субъектов РФ партия должна была иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов, в остальных - не менее 50 членов. В конечном итоге, все эти меры способствовали значительному снижению общего количества участников выборов в органы государственной власти. Так, право участвовать в выборах в Государственную Думу 2003 г. получили лишь 44 политические партии и 20 общероссийских общественных движений. При этом в качестве реальных участников избирательного процесса были зарегистрированы 18 партий и 5 блоков (последние были образованы 12 партиями и одним общероссийским общественным движением). На этом процесс сокращения количества партий не закончился. Введенные в декабре 2004 г. поправки в Федеральный закон «О политических партиях» еще больше ужесточили требования. Таким образом, с 1 января 2006 г. минимально допустимая численность членов партии должна составлять 50 тыс. человек. При этом в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, в остальных - не менее 250 членов. Современные экономические реалии поставили вопрос о дееспособности российской политической системы, сформированной в последнее десятилетие. Сторонники называют ее «суверенной демократией», противники - «управляемой демократией» и «авторитарным режимом». Составной, но далеко не главной частью этой системы являются политические партии, которые, однако, не пользуются значительным авторитетом. Только этим можно объяснить тот факт, что обвальное сокращение их количества в последние годы было воспринято обществом с полным безразличием. Если в 1999 году в России были зарегистрированы 139 партий, то в 2004-м их осталось 48, в 2005-м -- 36, в 2008-м, когда российская экономика вступила в кризис. Таким образом, в первой половине 2009 года российская партийная система будет официально «минимизирована» практически до предела. В ней будут представлены четыре парламентские партии, прошедшие в Государственную Думу на выборах 2007 года: «партия власти» «Единая Россия», левоцентристская «Справедливая Россия», популистская Либерально-демократическая партия (ЛДПР) и левая Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Из них только КПРФ можно отнести к оппозиции: ЛДПР и «Справедливая Россия» вполне лояльны по отношению к Кремлю. Так, в ноябре 2008 года они поддержали инициативу президента Дмитрия Медведева об увеличении срока полномочий президента с четырех до шести лет. (Свое несогласие, правда, проявила ЛДПР: видимо, чтобы как-то отличиться от «Единой России», она предложила увеличить этот срок до семи лет.) «Единую Россию» в 2008 году, после ухода с должности президента, официально возглавил Владимир Путин, совмещающий должность председателя партии с постом премьер-министра - перед этим он возглавил партийный список на выборах 2007 года. «Единая Россия» доминирует в партийной системе - она является партией чиновников, в состав которой входят не только свыше двух третей депутатов Государственной Думы, но и большинство губернаторов, а также многие администраторы более низкого звена. «Справедливая Россия» после своего создания в 2006 году, хотя и дозировано, но все же критиковала «Единую Россию», пытаясь предстать более эффективной опорой Путина, чем «единороссы». Однако после того, как Путин в ходе избирательной кампании возглавил список «Единой России», она практически превратилась в спарринг-партнера «партии власти», претендовавшего лишь на преодоление 7% барьера (что, в конце концов, и произошло). ЛДПР была основана еще в 1990 году и в полной мере использовала протестные настроения, вызванные экономическим спадом и моральным кризисом первой половины 1990-х годов. Это ярко выраженная «лидерская партия», перспективы которой связаны с личной судьбой ее вождя Владимира Жириновского, поддерживаемого двумя группами избирателей: аутсайдерами, желающими продемонстрировать свое неприятие элиты, и молодежью, голосующей за лидера ЛДПР как за самого эпатажного, яркого политика. КПРФ, с момента своего основания в 1993 году бессменно возглавляемая Геннадием Зюгановым, несмотря на этот факт, не может считаться «лидерской партией». Это идейная преемница КПСС, которую в основном поддерживают ностальгирующие по СССР пожилые избиратели. В связи с этим любые попытки по реформированию («социал-демократизации») КПРФ и даже смена ее названия выглядят практически невозможными - их не поддержат ни партийный актив, ни электорат. Более того, в последнее время в партии усиливаются откровенно сталинистские тенденции, что устраивает ее актив и в то же время выгодно власти, так как локализует влияние КПРФ, делает партию еще более архаичной, затрудняя ее возможную апелляцию к городским средним слоям и молодежи. Но такая ортодоксальная партия не может рассчитывать на масштабный успех; неоднократные поражения на парламентских и президентских выборах привели к тому, что даже самые стойкие сторонники партии утрачивают надежду на ее приход к власти. Кроме того, КПРФ, несмотря на искреннюю оппозиционность, действует в рамках политической системы, параметры функционирования которой определяются все тем же Кремлем. Поэтому она не только чувствует границы возможной критики власти, но и отказывается от сотрудничества с радикальной внесистемной оппозицией, находящейся за пределами официального партийного спектра. Кроме парламентских партий, в рамках партийной системы действуют левые либералы (Российская демократическая партия «Яблоко») и правые либералы (партия «Правое дело»). «Яблоко» имеет длительную историю: движение с таким названием, ставшее предшественником партии, было основано еще в 1993 году. «Правое дело», как отмечалось выше, основано лишь в 2008 году, однако его предшественниками был целый ряд праволиберальных организаций: «Выбор России», «Демократический выбор России», СПС. На выборах 2003-го и 2007 годов либералы потерпели поражение, причем в 2007 году оно было особенно разгромным - две партии в сумме получили менее 3% голосов при 7% избирательном барьере. Они крайне слабо представлены в информационном пространстве, а официальные СМИ и значительная часть общества возлагают на них ответственность за социально-экономические проблемы 1990-х годов. (Несмотря на то, что «Яблоко» неизменно находилось в оппозиции, оно также воспринимается как часть либерального политического сообщества и, следовательно, несет свою долю ответственности за чужие решения.) Фактически речь идет о путях сохранения этих организаций в качестве партий, что в создавшейся ситуации было возможно только при условии отказа от радикальной оппозиционности. Процесс объединения трех партий в «Правое дело» патронировался Кремлем, причем две партии из трех, участвовавших в нем, состояли из клиентов нынешней власти, которые действовали против СПС во время выборов 2007 года. Доминирование «Единой России» в партийной системе не вызывает сомнений, причем оно даже усилилось после реформы избирательного законодательства 2004 года - отмены смешанной системы на выборах в Государственную Думу и перехода к пропорциональному избранию. Ключевую роль в сокращении количества партий сыграли внесенные в законодательство поправки, устанавливающие минимальную численность их членов. Вначале, в 2001 году, она была определена в 10 тысяч человек, а в 2004-м резко повышена до 50 тысяч. Если к десятитысячному уровню значительная часть партий смогла адаптироваться, то после пятикратного увеличения «порога» их количество стало быстро сокращаться. Этому способствовало и резкое ужесточение правоприменительной практики - контроля над численностью партий со стороны регистрационных органов, представления которых о ликвидации партий неизменно удовлетворялись судами. При этом такое сокращение не вызвало особых протестов ни со стороны населения, ни со стороны абсолютного большинства партий. Известно лишь два случая серьезных попыток ликвидируемых партий отстоять свое право на существование. Первую такую попытку предприняла леворадикальная Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов (РКРП-РПК), безуспешно оспаривавшая норму о пятидесятитысячном пороге в Конституционном суде. Вторую попытку инициировала либеральная Республиканская партия России (РПР), обратившаяся в Европейский суд по правам человека. В обоих случаях речь шла о серьезных оппозиционных партиях, имеющих реальных сторонников, собственную идеологию и опыт участия в избирательных кампаниях. У большинства же партий, подвергнутых «селекции», не было стимулов для борьбы за существование. Многие из них действовали лишь номинально; в российских СМИ такие партии называли «диванными»: имеется в виду не слишком обоснованное мнение о том, что их активисты могли бы уместиться на одном диване. Региональные организации часто «формировались» из людей, которые не имели представления о том, что являются членами партии, - для регистрации использовались лишь их документы. Некоторые партии, созданные в 1990-е годы, перестали быть нужными даже для их лидеров, но продолжали существовать на бумаге. Отметим, что и реально действовавшие партии были недостаточно авторитетны среди россиян. Часто их деятельность оживлялась лишь накануне избирательных кампаний, когда они предоставляли места в своих списках состоятельным спонсорам (такая практика свойственна не только мелким партиям, но и ведущим политическим силам, включая и марксистско-ленинскую КПРФ). При этом интересам спонсоров обычно отдавался приоритет перед интересами даже высокопоставленных партийных функционеров. Партии недостаточно укоренились в российском обществе, они воспринимались избирателями как преимущественно бесполезные структуры, не связанные с их непосредственными интересами.

Формирование партий в РФ.

Процесс образования полит. партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, – в конце XIX – начале XX в., что отражало отставание нашей страны в эконом., технологическом, соц. и полит. развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения партий.

 

Отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общерос. рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражд. общества, в том числе полит. партии. Мощный толчок этому процессу дала революция 1905–1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 полит. партий.

 

После Октябрьской революции (1917) в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 80-х годов ХХ в. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала предпосылки для формирования многопартийности.

 

В октябре 1990 г. был принят Закон СССР, кот. ввел в полит. жизнь принцип многопартийности. С марта 1991 г. началась регистрация партий и общ. организаций: в 1993 г. было зарегистрировано около 60 партий и движений, а в 1997 г. их уже насчитывалось около 300.

 

Для совр. России характерны полит. плюрализм, крайне поляризованная многопартийная система. Особенности становления многопартийной системы в совр. России во многом напоминают период конца XIX – начала XX в. И тогда и теперь мы видим кризис эконом. и полит. системы, всего общества, ослабление гос. диктата, становление более свободного, демокр. устройства; и тогда и теперь идут споры о выборе путей развития.

Современная Россия пошла по пути создания многопартийной системы. Объективно это было связано с трансформацией социальной структуры общества, обусловленной переходом страны к многообразию форм собственности и внедрением рыночных отношений. Появились новые группы населения со своими интересами и, как следствие этого, произошла смена навязанного ранее сверху единомыслия политическим плюрализмом.

В 1989г. началось возникновение разнообразных организаций, общественно-политических движений и объединений. В 1990г. в СССР был принят закон “Об общественных объединениях”, закрепляющий порядок образования, права и принципы деятельности общественных организаций и объединений. В 1991г. началась регистрация партий. В настоящее время в России существуют десятки партий, но далеко не все они имеют широкую поддержку населения и поэтому многие из них лишены права участвовать в избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы. Надо полагать, что в будущем количество партий в России уменьшится до того минимума, при котором оставшейся партией будут стоять значительные социальные слои общества.

44. Политическая культура – ценностно-нормативная система, которая включает базовые утверждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, и которые разделяются большинством населения как субъектом политической деятельности.

Структура: Алмонд и Верба выделяют 3 уровня (структурных элемента) политической культуры:

· познавательная ориентация – знание и политической системе, о политических ролях и их носителях

· эмоциональная ориентация – чувства, испытываемые по отношению к политической системе, её участникам и их деятельности

· оценочная ориентация – выражает личное отношение, оценку политической системы, её участников и их действий

Для определения уровня политической культуры субъекта важнейшее значение имеет оценочная ориентация.

Структура политической культуры включает в себя политические ценности, политическую информированность, полит.нормы, полит.символы, полит.средства, полит.ориентации и т.д.

 

45. Алмонд и Верба в книге «Гражданская культура» выделяют три «чистых» типа политической культуры:

· патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политичес­кой жизни;

· подданический, где сильна ориентация на политичес­кие институты и невысок уровень индивидуальной активности граж­дан;

· активистский, свидетельствующий о заинтересованности граж­дан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.

В то же время типы политической культуры могут опреде­ляться и на более общих основаниях (по Баталову):

· рыночная полит.культура - политика пони­мается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан)

· этатистская полит.культура - демонстрирует главенствующую роль государ­ственных институтов в организации политической жизни и опре­делении условий политического участия индивида

Существует типологизация, задан­ная спецификой цивилизационного устройства осо­бых полумиров — Востока и Запада

· Полит.культура западного типа - отношение к политике как к разновидности конфликт­ной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граж­дан перед законом, рациональное отношение к исполнению правящими эли­тами и лидерами своих функ­ций по управлению обществом,признание индивида глав­ным субъектом и источником политики, осознание самодостаточ­ности личности для осуществле­ния властных полномочий

· Полит.культура восточного типа - признание главенствую­щей роли в политике элит и государства, отношение к политике как к подвижнической, недо­ступной всем деятельности, отрицание самодостаточ­ности личности для осущест­вления властных полномочий, обожествление (сакрали­зация) правителей и их деятель­ности по управлению общест­вом,

46. В России сложились определенные особенности полити­ческой культуры, прежде всего обусловленные ее геополитичес­ким положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от ре­альных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения.

В XX в. на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии.

В результате ведущее на сегодняшний день положение в по­литической культуре российского общества завоевали ценности коммунитаризма (восходящие к общинному коллективизму и обу­словливающие приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности

В то же время по преимуществу персо­нализированное восприятие власти, а также нравственный ха­рактер требований к ее деятельности предопределяют стремле­ние большинства граждан к поиску харизматического лидера, недо­понимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной от­ветственностью.

В настоящее время политическая культура российского обще­ства являет собой культуру внутренне расколотую, в которой пре­обладают нормы и ценности патриархально-традиционалистско-го типа, отображающие низкий гражданский статус личности и доминирование государственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества.

Доминирование подобных норм и ц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...