Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная (внешняя) торговля и ее основные теории. Мультипликатор торговли в открытой экономике




Международная (внешняя) торговля – совокупность внешней торговли различных стран мира или это торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Внешняя торговля является традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений. На ее долю приходится до 80 % всего объема международных экономических отношений.

Международная торговля создает благоприятные условия для роста мирового производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10 % роста мирового производства приходится 16 % увеличения объема мировой торговли. Сбои в торговле замедляют и развитие производства.

Международная торговля возникла на базе зарождения мирового рынка (XVI – XVIII вв.) и международного разделения труда. Развитие международной торговли тесно связано со становлением капиталистического способа производства. В период разложения феодального способа производства и зарождения мирового рынка в Европе начали возникать и развиваться теоретические экономические концепции, в том числе и концепции международной торговли.

Концепции международной торговли – это система взглядов представителей различных экономических школ на роль, условия функционирования мировой торговли. Эти концепции представлены: меркантилистами, физиократами, классиками и более современными представителями экономических школ.

Меркантилисты о мировой торговле. Первой школой политической экономии был, как известно, меркантилизм, выражающий интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Возник в последней трети XV в. Как попытка теоретического обоснования экономической политики, отражающей интересы купечества. различаю ранний и поздний меркантилизм (Т. Мен, А. Серра, А. Монкретьен). Именно последний в центр своей экономической политики выдвинул активный торговый баланс. Он исходил из положения о том, что страна тем богаче, чем больше разница между стоимостью экспорта и импорта страны. Именно поздний меркантилизм выдвинул принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

Физиократы о мировой торговле. Они были уже представителями другой экономической концепции во Франции в середине XVIII в., сохранившие влияние до революции 1789 – 1794 гг. Концепция физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго, П. Дюпон, В. Мирабо, П. Мерсье) формировалась в процессе дискуссий по проблемам международной торговли. Центральное место в экономической концепции физиократов занимала проблема «чистого продукта», под которым они понимали прирост потребительных стоимостей, и который обеспечивает природа. Людей, занятых в сельском хозяйстве, физиократы называли производительным классом. Физиократы отрицали одновременную выгоду двух стран в торговле. Они были сторонниками свободы торговли, которая означает свободу экспорта продуктов сельского хозяйства по высокой цене, т.е. свободу торговли трактовали, исходя из интересов данной страны.

Классические концепции мировой торговли: теория абсолютного преимущества А. Смита; теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Эти теории утверждают, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния

Теория абсолютного преимущества, автором которой являлся английский экономист и философ А. Смит (годы жизни: 1723 – 1790, основной труд «Исследование о природе и причинах богатства народов»), исходила из того, что международная торговля основана на различии абсолютных издержек в производстве товаров в разных странах. Согласно этой теории, в каждой стране имеются особые условия и ресурсы, которые позволяют ей обладать преимуществом в выпуске определенных товаров с меньшими издержками либо производить в единицу времени большее количество товаров. Абсолютным преимуществом обладает страна, где есть такой товар, который она может производить на единицу зат­рат в большем количестве, чем другие страны. Преимущества могут порождаться особыми клима­тическими условиями или наличием природных ресурсов, а также развити­ем технологии, квалификацией работников, совершенствовани­ем организации производства и пр.

Теория сравнительных преимуществ, автором которой являлся английский экономист Д. Рикардо (годы жизни: 1772 – 1823, основной труд «Начала политической экономии и налогового обложения») исходила из того, что международная торговля целесообразна и в тех случаях, когда страна не имеет абсолютного преимущества в выпуске каких-либо товаров. Согласно этой теории, необходимой предпосылкой существования внешней торговли является выпуск одного и того же товара с различными сравнительными (альтернативными) издержками. Когда же складываются равные сравнительные издержки, международная торговля нецелесообразна. Различие в относительных ценах на одни и те же товары в разных странах является следствием различий в обеспеченности факторами производ­ства. Это различие и порождает сравнительные преимущества. Если разница в относительных ценах выше затрат на транспортировку товаров из стра­ны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней тор­говли. Торговля взаимовыгодна, если цена товара на внешнем рынке выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Неоклассическая теория международной торговли называется теорией соотношения факторов производства. В частности, она была разработана в теореме шведских экономистов Эли Хекшера и Бертеля Олина (Улина) о «выравнивании цен на факторы производства». Ее суть в том, что национальные производственные различия определяются, с одной стороны, разной наделенностью факторами производства, а с другой, разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. То есть, эта теория исходит из того, что по причинам исторического и географического характера страны неравномерно наделены факторами производства – трудом, землей, капиталом, что обусловливает различия относительных цен на товары, от которых зависит сравнительные преимущества стран. Каждая страна специализируется в выпуске товаров, требующих больше факторов, которыми страна сравнительно лучше обеспечена. Согласно этой теории, странам с избыточной рабочей силой выгодно выпускать и экспортировать трудоемкие товары, странам с избытком капитала выгодно выпускать и экспортировать капиталоемкие товары. Иначе: в скрытом виде экспортируются избыточные факторы, а импортируются дефицитные факторы.

Когда соотношение между количеством данного фактора и остальными факторами в стране выше в сравнении с другими странами, то данный фактор считается относительно избыточным для данной страны. Когда названное соотношение ниже в сравнении с другими странами, то фактор считается дефицитным.

Концепция мировой торговли П.Самуэльсона и В.Столпера. Они, в частности, расширили теорему Хекшера-Олина своей формулировкой. Они утверждали, в частности, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами.

Значение концепций мировой торговли. В концепции Смита-Рикардо с дополнениями Хекшера-Олина и Самуэльсона-Столпера международная торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.

Парадокс В. Леонтьева. Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в работах американского экономиста, россиянина по происхождению, В.Леонтьева (1906 – 1999), который в статье опубликованной в 1954 г., показал, что в соответствии с теоремой Хекшера-Олина в послевоенный период американский экспорт по сравнению с импортом более трудоемкий и менее капиталоемкий. Этот вывод получил название «парадокс Леонтьева», т.к. противоречил общему мнению об экономике США, которая всегда характеризовалась избытком капитала. Леонтьев дал объяснение этому противоречию, выдвинув гипотезу о том, что в любой комбинации с данным количеством капитала один человеко-год американского труда равен трем человеко-годам иностранного труда.

Торговая политика – это относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, связанное с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.

Виды внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм – это тип внешнеторговой политики, направленной на защиту отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Она проводится путем ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, количественно регламентируется импорт, используются дискриминационные качественные стандарты и другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изде­лий с местным производством.

Оборотная сторона протекционизма проявляется в завышенном уровне цен на товары, защищенные высокими пошлинами; ослаблении стимулов к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции; усилении нелегального ввоза товаров. Ответные меры иностранных торговых партнеров отрицательно сказываются на возможностях экспорта и могут нанести национальному хозяйству ущерб.

Свобода торговли – внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают количественных или иных ограничений на внешнеторговый оборот.

Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. Отечественные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на всемирный рынок.

Гибкая внешнеторговая политика избирательно использует методы протекционизма и свободной торговли. Это обеспечивает благоприятные условия в экономических связях с другими странами, когда заключаются торговые сделки со взаимными обязательствами в области внешнеторговой политики.

Агрессивная внешнеторговая политика проводится сильными в экономическом отношении государствами. Часто она преследует не только экономические цели, но используется для вме­шательства во внутренние дела других государств как орудие давления для достижения политических и военно-стратегических целей. При этом вводятся различные меры торговой дискриминации, односторонних запретов, ограничительных условий в области, как импорта, так и экспорта, транспортных перевозок, внешнеторгового кредита.

Роль государства в проведении внешнеторговой политике. Государство должно учитывать тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Поэтому внешнеторговая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики.

Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Тариф (таможенная пошлина) на импорт – это государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Таможенный тариф на импорт вводится в интересах отечественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. При введении импортной пошлины цена импортного товара поднимается выше мировой цены и делает импортируемый товар менее конкурентоспособным. Подорожание импортных товаров смещает спрос потребителей в сторону отечественной продукции. С другой – отечественные производители могут также повысить цены и получить дополнительный выигрыш.

Таможенный тариф на экспорт вводится в интересах отечественных потребителей. При введении экспортной пошлины цена экспортируемого товара поднимается выше мировой цены, а это делает экспортируемый товар неконкурентоспособным. Подорожание экспортных товаров смещает предложение товаров, производимых отечественными производителями для продажи своим потребителям.

Нетарифные ограничения внешней торговли представляются квотами, лицензиями, субсидиями, товарным демпингом и пр.

Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем лицензирования импорта или экспорта ограниченного объема продукции и одновременно запрещения нелицензированной торговли.

Товарный демпинг – это вывоз продукции за границу по ценам, значительно более низким, чем цены внутри данной страны или на мировом рынке, для устранения конкурентов и захвата внешних рынков.

Внешнеэкономические связи и макроэкономическое равновесие. В условиях открытой экономики внешние факторы – экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень доходов и занятость внутри страны, и, следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на макроэкономическое равновесие.

Экспорт действует как составляющая совокупных расходов, наряду с потреблением (C), инвестициями (I), государственными расходами (G), т.е. он увеличивает совокупный спрос. Большему объему совокупных расходов соответствует более высокий уровень равновесного объема производства. Следовательно, рост экспорта может увеличивать национальный доход. К тому же эффекту приводят и иностранные инвестиции. Импорт в этой модели рассматривается как функция национального дохода. Иначе говоря, на товары, которые импортируются, приходится тратить часть произведенного в стране национального дохода, стимулируя тем самым производственную активность в другой стране. Таким, образом, импорт, увеличивая количество товаров, приводит к сокращению расходов на производство внутри страны. Введем экспорт (X) и импорт (M) в формулу:

Y = C + I + G + X – M

Соотношения между импортом и экспортом страны. Это соотношение определяется при составлении платежного баланса страны, составной частью которого является торговый баланс. Обобщающим показателем платежного баланса является его сальдо – разница между импортными и экспортными его статьями. Превышение импорта из других стран над собственным экспортом дает отрицательное сальдо платежного баланса и может привести к негативным экономическим последствиям, например, внешнеторговому дефициту. Для оплаты последнего страна вынуждена делать долги. Для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать внутреннее потребление.

Чистый экспорт (NX). Он используется для обозначения разницы между совокупным экспортом и совокупным импортом страны:

 

Y = C + I + G + NX

 

Чистый экспорт (NX) может быть величиной как положительной при превышении экспорта над импортом, так и отрицательной, если расходы на импорт из-за рубежа превышают экспорт национальных товаров и услуг (рис. 13.1).

Соответственно превышение экспорта над импортом или положительный чистый экспорт приводит к росту совокупных расходов и тем самым и к росту национального продукта. При превышении импорта над экспортом и отрицательном чистом экспорте сокращаются совокупные расходы и национальный продукт.

Мультипликатор внешней торговли. Механизм воздействия экспорта на экономический рост включает мультипликатор экспорта ЕХ), который умножает воздействие прироста экспорта (DЕХ) на увеличение объема ВНП:

DВНП = МЕХ ´ DЕХ

Мультипликативный эффект выражается в том, что экспортный заказ первоначально прямо увеличивает выпуск продукции и повышает расход заработной платы работников экспортной отрасли производства. Доходы этой отрасли поступают в смежные отрасли, где возрастает выпуск средств производства для экспортных отраслей и предметов потребления для работников экспортных предприятий. Средства, полученные в отраслях второго эшелона, уходят в сопряженные с ними предприятия третьего эшелона и т.д.

Общий положительный эффект расширения экспорта таков:

Ø увеличиваются занятость работников, выпуск продукции и доходы;

Ø за счет экспорта уменьшается возможность кризисов перепроизводства;

Ø возрастают валютные ресурсы государства и укрепляются его финансы.

Мультипликативный эффект со знаком «минус» дает и импорт.

Результирующий эффект внешней торговли определяется обобщающим показателем «нетто-экспорт»

NEX = EX – IM

Связь внутренних расходов и чистого экспорт. Ее показывает формула:

 

NX = Y – (C + I + G)

 

Данное равенство показывает, что значение чистого экспорта (положительное или отрицательное) зависит, в частности, и от разницы между объемом внутреннего производства и внутренними расходами. Если расходы превышают совокупный доход, то недостающую разницу приходится импортировать. В том случае, когда совокупный доход больше внутренних расходов. Разница может быть экспортирована.

Иначе говоря, проблемы равновесия внешнего (достижение сбалансированности внешних расчетов) и внутреннего (когда равновесный ВНП близок к потенциальному) тесно переплетены.

Связь внутренней и внешней экономики. Инструменты регулирования внутреннего равновесия (фискальная, денежно-кредитная политика) оказывают непосредственное воздействие на внешнеэкономическое равновесие. Что в свою очередь связано с валютным регулированием, в частности, с тем, какая система установления валютных курсов (фиксированная или плавающая) используется в национальной экономике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...