Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности раннего детства.(1-3года)




Ранний возраст - это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.

Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам - например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.
Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии - целенаправленных проб - ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.
На второй стадии - подстерегания - дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его.
На третьей стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им.
Четвертая стадия - объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.

При диагностике развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного действия является исторически закрепленным за данным предметом. Так, ложкой можно копать, пересыпать содержимое из одной емкости в другую, есть суп, и совершать другие орудийные действия, но только последний способ использования является еще и предметным, исторически закрепленным за этим орудием. В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то время как предметные в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. Выше говорилось о том, что исследования многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. Развитие восприятия определяется тремя параметрами - персептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

При диагностике уровня развития восприятия важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых были бы нарушены они все одновременно. Поэтому, как правило, коррекция одной из сторон помогает откорректировать всю деятельность восприятия. Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу - кукла, машинка, тарелка и т.д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются.

Кризис 3-х лет.

Для того, чтобы понять, что происходит в этот период, нужно прежде всего рассмотреть ситуацию развития — внутреннюю и внешнюю -в которой протекает кризис.

Примерно до двух лет главную роль в развитии ребенка играет совместная деятельность ребенка и взрослого. Она интенсивно развивается и является основной для ребенка. Но на третьем году ребенок ста­новится более самостоятельным: он научается элементам самообслужи­вания, может пользоваться карандашом и мелками, он начинает лепить и делать простейшие аппликации, выполняет многие другие действия уже без помощи взрослого. К 3-м годам ребенок уже многое умеет. Серьезные успехи, которых добивается ребенок в предметных действи­ях, в речевом развитии, в символической игре и в других сферах жиз­недеятельности, качественно изменяют все его поведение. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, у ребенка стремительно на­растает тенденция к самостоятельности, стремление действовать не­зависимо от взрослых и без них.

Под влиянием самостоятельности начинает происходить осознание себя. Малыш научается отделяясь себя от взрослого, начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице – «я». А неукротимое стремление к самостоятельности находит свое выражение в формуле «Я сам».

У ребенка появляются свои собственные желания, непосредствен­но не совпадающие с желаниями взрослых. Раньше между желаниями ре­бенка и взрослого не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка стано­вятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивым «я хочу».

 

Стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в их отношениях. Этот период получил название КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребен­ка и его отношения с окружающими людьми.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ.

1. Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение НЕГАТИВИЗМА в поведении ребенка.

Это не обычное непослушание. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрос­лые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только пото­му, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предла­гает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он наста­ивает: «Гулять. Гулять!» При яркой форме негативизма ребенок отри­цает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр — это масло, что синее — это зеленое, что лев — это собака и т.д. Как только взрослый соглашается с ним, его мнение резко меняется на противоположное. Ребенок действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям, его поведение противоречит очевидности. Такое поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и вопреки очевидности, чтобы вы­разить свое отношение другому.

2. Следующим характерным симптомом кризиса является УПРЯМСТВО в поведении, которое следует отличать от настойчивости.

 

Упрямство — это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связал себя своим перво­начальным решением /«я так сказал»/ и ни за что не хочет отступать от него. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним, как с личностью.

 

3. Третий симптом кризиса — СТРОПТИВОСТЬ. Этот симптом является центральным, поэтому иногда данный возраст называет возрастом строп­тивости.

 

Строптивость в отличие от негативизма носит более общий и более безличный характер. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни, против установленных норм воспи­тания* Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказы­вается чистить зубы, надевать тапочки и т.п. Он как бы бунтует про­тив всего, с чем имел дело раньше.

 

4. Четвертый симптом — СВОЕВОЛИЕ, своенравие в поведении ребенка. Оно заключаетсяв стремлении к эмансипации от взрослых, к: само­стоятельности, отказе от помощи.

 

Отчасти это напоминает кризис 1 года, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла. Подавить эту тенден­цию — значит обречь его на вечную зависимость, сначала от родителей, потом от сверстников и всех других, и породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.

5. ПРОТЕСТ-БУНТ, который проявляется в частых ссорах с родите­лями. Ребенок как будто находится в состоянии войны с окружающими людьми, в постоянном конфликте ними, ведет себя очень агрессивно.

 

6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЛИЗКИХ. Малыш из нормальной воспи­танной семьи может начать ругаться, обзывает мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. Ребенок старается обес­ценить буквально все, от своих вещей до взрослых.

 

7. Наконец, в семьях с единственным ребенком встречается ДЕСПОТИЧЕСКОЕ ПОДАВЛЕНИЕ окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истеричес­кие приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и т.д. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к младшему ребенку, в, требованиях постоянного внимания к себе.

 

Ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всег­да 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведе­ния или же быстро их преодолевают. И в то же время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать объективный и субъ­ективный кризис. Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.

 

. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА.

1. Объективное возрастное развитие ребенка с переходом на новую, более высокую ступень психологического развития.

2. При тенденции ребенка к самостоятельности взрослый сохраняет старый тип отношений и не перестраивает свое поведение, тем самым ограничивает активность ребенка.

3. Протест ребенка, переросшего те формы опеки, которые сложи­лись в раннем возрасте. Нормальный, правильно развивающийся ребе­нок противится прежним отношениям.

ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ.

Центральным психологическим новообразованием личности ребенка 3-х лет является возникновение самосознания, формирование «системы Я».

И негативизм, и упрямство, и строптивость, и все остальные сим­птомы кризиса отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и к самому себе. Ребенок психологически отделя­ется от родственников, е которыми раньше был неразрывно связан, про­тивопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «Я». Появля­ются высказывания типа: «Я сам», «Я хочу», «Я делаю». Взаимоотно­шения со взрослыми переходят на новую ступень.

 

Важным новообразованием, связанным с развитием самосознания, является своеобразный поведенческий комплекс, наблюдаемый у детей в 3 года. В чем его суть?

 

Во-первых, в предметной деятельности дети не просто манипули­руют предметами, а настойчиво ищут нужный способ решения задачи, стремятся достичь результата. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемон­стрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успе­хи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффектив­ные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собствен­ного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чув­ствительности к признанию их достижений, эмоциональным вспышкам по пустякам, в хвастовстве и преувеличении собственных успехов.

Этот поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим людям и к самому себе. Ребенок начина­ет видеть себя через призму своих достижений, признанных и оценен­ных другими людьми. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Признание окружающих перестра­ивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получи­лось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого — взрослого.

Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дош­кольному детству.

ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ.

Острота протекания кризиса прямо зависит от отношения к ре­бенку со стороны взрослых. Выше уже говорилось, что далеко не всегда кризис сопровождается негативным поведением ребенка. Оно наблюдает­ся только тогда, когда взрослый общается с ним по-старому. Такое об­щение ведет лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, со­хранению их в течение всего детства (а то и позже). Кроме того, пе­ред сверстниками и посторонними взрослыми малыш свою независимость не демонстрирует, он адресует ее лишь к своим, близким ему людям.

Важно избежать в этот период частых конфликтов. Общаться нуж­но спокойно, не устраивая скандалов. Нельзя противопоставлять уп­рямству и своеволию ребенка свое упрямство и своеволие. Но не с лю­бым желанием или требованием ребенка следует соглашаться и выпол­нять их. Не стоит сразу и отвергать их. Лучше дать ребенку «ос­тыть», а уже потом спокойно объяснить свое решение.

Определить меру возможностей малыша — это задача взрослых, а не самого ребенка; полагаться на его самооценку было бы непра­вильно. Притязания ребенка «быть, как взрослый» слишком велики, чтобы они могли быть осуществлены на самом деле. Для удовлетворения их есть только одна форма — форма игры. Поэтому кризис 3 лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...