Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

Тема 8. Нервная регуляция вегетативных функций

Мотивация изучения темы: Знание физиологических процессов, лежащих в основе деятельности вегетативной нервной системы необходимо при дальнейшем изучении всех разделов частной физиологии – для понимания механизмов регуляции функций физиологических систем; биохимии- при рассмотрении физиологических свойств биологически активных веществ и медиаторов; патологической физиологии- при изучении механизмов нарушения вегетативных функций; фармакологии- для понимания механизмов действия лекарственных веществ на функции организма; клинических дисциплин и в практической деятельности – для понимания механизмов развития различных заболеваний и их патогенетического лечения.

Цели занятия:

Общая цель: Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности «лечебное дело» ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32

 

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» -физиологические свойства и особенности функционирования вегетативной нервной системы; медиаторы вегетативной нервной системы; роль различных отделов вегетативной нервной системы в регуляции функций.

«Уметь» -анализировать и оценивать эффекты симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на функции организма при решении ситуационных задач и выполнении практического задания.

«Владеть» -методикой выявления некоторых вегетативных рефлексов

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

1. Локализация вегетативных ядер ЦНС и вегетативных узлов ПНС (кафедра анатомии человека)

2. Строение пре- и постганглионарных нервных волокон. (кафедра гистологии и эмбриологии)

3. Клеточный состав вегетативных ганглиев.(кафедра гистологии и эмбриологии)

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки:

1. Значение и общий план строения вегетативной нервной системы, отличительные особенности соматической и вегетативной иннервации.

2. Механизмы передачи возбуждения в синапсах вегетативной нервной системы (медиаторы, холино- и адренорецепторы постсинаптических мембран).

3. Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы, взаимодействие этих систем (синергизм и относительный антагонизм).

4. Вегетативные рефлексы (значение, классификация, структурная основа).

5. Роль ретикулярной формации, лимбической системы, гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

6. Метасимпатический отдел вегетативной нервной системы.

 

Домашнее задание:

1.Зарисовать схему вегетативного рефлекса, обозначить структурные компоненты.

2.Записать классификацию вегетативных рефлексов.

3.Записать локализацию ядер и вегетативных узлов симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

4.Составить таблицу влияний симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на деятельность различных органов.

5. Зарисовать схему медиаторов вегетативной нервной системы

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какой медиатор обеспечивает передачу возбуждения с преганлионарных нейронов на постганглионарные?

2. Какие рецепторы воспринимают действие медиатора в постганглионарных нейронах?

3. Какой медиатор осуществляет передачу возбуждения с постганглионарных волокон на исполнительные органы в симпатическом отделе в.н.с.?

4. Какие рецепторы исполнительных органов воспринимают действие медиатора симпатического отдела в.н.с.?

5. Какой медиатор выделяют постганглионарные волокна парасимпатического отдела в.н.с.?

6. Какие рецепторы исполнительных органов воспринимают действие медиатора парасимпатического отдела в.н.с.?

7. Тонус какого отдела в.н.с. преобладает в состоянии покоя?

8. Какой отдел в.н.с. активируется в процессе адаптации к окружающей среде?

9. Где замыкаются рефлексы метасимпатического отдела в.н.с.?

10. Каким образом в.н.с. оказывает влияние на двигательные функции?

 

 

Этапы проведения практического занятия

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
       
Вводная часть занятия
  Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
  Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин
Основная часть занятия 80-90%
  Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний 30 мин
  Задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе 5 мин.
  Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 25 мин.
  Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин.
  Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля 15 мин
Заключительная часть занятия 5-10%
  Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 3 мин.
  Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин.

 

 

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия  
    Вегетативные рефлексы человека
1. Глазосердечный рефлекс. Данини-Ашиера. Человек 1. Посчитать пульс в 1 минуту. 2. Надавливать на латеральную поверхность глазных яблок. 3. Вновь посчитать пульс. При надавливании на глазные яблоки возбуждение по глазному нерву передаётся в продолговатый мозг (ядро тройничного нерва), иррадиирует на ядро блуждающего нерва, урежение пульса является результатом действия парасимпатической нервной системы.
2. Дыхательно-сердечный рефлекс. Человек Посчитать пульс на высоте вдоха и в конце выдоха. Урежение сердечных сокращений в конце выдоха связано с повышение тонуса парасимпатической системы.
3. Ортостатическая реакция. Человек Посчитать пульс в положении лёжа и во время перехода в положение стоя. Наблюдается учащение сердечных сокращений при переходе в положение стоя, связанное с влиянием симпатической нервной системы.
4. Дермографизм. Человек Провести по коже тупым предметом. Наблюдать изменение окраски. При механическом раздражении кожи наблюдается рефлекторное изменение состояния сосудов – сужение (белый дермографизм), расширение (красный дермографизм) в зависимости от реактивности организма.
             
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...