Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тема. Гуморальная регуляция функций. Гипоталамо-гипофизарная система

Мотивация изучения темы: Гормональная регуляция обеспечивает поддержание на оптимальном уровне базовых функций организма, делает возможным физическое, умственное и половое развитие. Необходимый уровень гормонов поддерживается механизмом саморегуляции с участием гипоталамо-гипофизарной системы. Знание общих закономерностей гуморальной регуляции и эффектов действия гипоталамо-гипофизарной системы необходимы врачу любой специальности для оценки функционального состояния управляющих систем организма

Цели занятия:

Общая цель: Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности «лечебное дело» ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32

 

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - особенности гуморальной регуляции, свойства и механизм действия гормонов, саморегуляторный принцип выделения гормонов, физиологические эффекты гормонов гипоталамо-гипофизарной системы

«Уметь»- анализировать и оценивать эффекты действия гормонов гипоталамо-гипофизарной системы в эксперименте (программа «Виртуальная физиология») и при решении ситуационных задач

«Владеть» - анатомо-физиологическим понятийным аппаратом

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

1. Строение гипоталамо-гипофизарной системы (кафедра анатомии человека)

2. Клеточный состав аденогипофиза (кафедра гистологии и эмбриологии)

3. Химические свойства гормонов (кафедра химии)

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки:

 

1. Особенности гуморальной регуляции.

2. Функциональное значение и свойства гормонов. Классификация гормонов.

3. Механизм действия гормонов.

4. Регуляция выделения гормонов.

5. Гипоталамо-гипофизарная система. Рилизинг-факторы. Основные эндокринные оси.

6. Гормоны гипофиза и эпифиза.

7. Типы взаимодействия гормонов.

 

Домашнее задание:

1.Зарисовать схему саморегуляции выделения гормонов с участием гипоталамо-гипофизарной системы.

2.Составить таблицу влияния гормонов гипоталамо-гипофизарной системы на функции организма по следующей схеме:

Отделы гипоталамо-гипофизарной системы   гормоны Место действия (органы -мишени) Физиологический эффект
       

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие биологически-активные вещества относятся к гормонам?

2. Какие гормоны относятся к группе стероидов?

3. Каков механизм действия стероидных гормонов?

4. К какой группе относятся гормоны аденогипофиза?

5. Каков механизм действия гормонов белково-пептидной природы?

6. Что является органом мишенью тиреотропного гормона?

7. Как отразится на функции гипоталамо-гипофизарной системы введение гормона периферической железы?

8. Какой эффект можно ожидать при введении АКТГ?

9. Какие гормоны относятся к гонадотропным?

10. Какой главный принцип регуляции выделения гормонов?

Этапы проведения практического занятия

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
       
Вводная часть занятия
  Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
  Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин
Основная часть занятия 80-90%
  Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний 30 мин
  Задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе 5 мин.
  Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 25 мин.
  Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин.
  Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля 15 мин
Заключительная часть занятия 5-10%
  Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 3 мин.
  Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин.

 

 

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

 

задание объект Программа действия Ориентировочные основы действия
Выявление влияния тироксина, тиротропина и пропилтиоурацила на метаболизм Крыса (виртуальная физиология) Определяют уровень потребленного кислорода и коэффициент обмена веществ до и после введения тироксина, тиротропина, пропилтиоурацила у здоровой крысы, у крысы с удаленной щитовидной железой и у красы с удаленным гипофизом В выводе обосновать полученные результаты, акцентируя внимание на физиологических эффектах тиреотропного гормона гипофиза (тиротропина) и тироксина щитовидной железы
       

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль:

  1. Передняя доля гипофиза продуцирует гормоны:

1) соматотропный, гонадотропные, инсулин, меланоцитостимулирующий, тиреотропный;

2) фолликулостимулирующий, тиреотропный, соматотропный, АКТГ, лютеинизирующий, пролактин;

3) паратгоромон, тиреотропный, гонадотропный, соматотропный, адренокортикотропный.

  1. Гипофиз реагирует на секрецию …

1) гипоталамуса;

2) мозгового слоя надпочечников;

3) поджелудочной железы.

  1. АДГ действует …

1) на клетки дистальных канальцев;

2) на эндотелий клубочков;

3) на эндотелий собирательных трубочек.

  1. Рецепторы гормонов находятся …

1) в гемоглобине крови;

2) в транспортном белке крови;

3) в клетках органов – мишеней.

  1. Усиленная выработка ТТГ гипофизом может привести:

1) к брадикардии, гипотермии;

2) к тахикардии, гипертермии.

  1. Функция каких желез в большей степени контролируется гипоталамо-гипофизарной системой?

1) щитовидная железа, половые железы, кора надпочечников;

2) паращитовидная железа, поджелудочная железа;

3) половые железы; поджелудочная железа.

  1. Удаление надпочечников вызывает …

1) снижение выведения натрия из организма, повышение выведения калия из организма;

2) повышение выделения натрия из организма, снижение выведения калия из организма;

  1. Механизм действия пептидных гормонов связан:

1) с непосредственным изменением деятельности органов;

2) с внутриклеточным синтезом белков-ферментов;

3) с активизацией аденилатциклазной системы.

9. Механизм отрицательной обратной связи в системе нейрогуморальной регуляции, осуществляемой гипофизом, заключается в: 1) стимулирующем действии тропного гормона гипофиза на периферическую железу; 2) тормозящем действии тропного гормона гипофиза на периферическую железу; 3) стимулирующем действии гормона периферической железы на выработку тропного гормона гипофиза; 4) тормозящем действии гормона периферической железы на выработку тропного гормона гипофизом.

10. Выделение гормонов мозгового вещества надпочечников контролируется:

1) гипоталамо-гипофизарной системой; 2) симпатическим отделом вегетативной нервной системы; 3) содержанием в крови регулируемого параметра

 

 

Ситуационные задачи

1. Молодая женщина с избыточным весом с целью похудания стала принимать препараты тироксина. Будет ли наблюдаться похудание? Как скажется на функции щитовидной железы прием экзогенного тироксина? Объясните механизм.

2. Нервную регуляцию можно сравнить с работой телеграфа, передающего сообщения по точному адресу. А с чем можно сравнить гормональную регуляцию?

3.У женщины 23 – лет после тяжёлой психической травмы (гибель ребёнка) в течение 6 месяцев отсутствовала менструация. Беременность и органические поражения эндокринных органов исключены. Каков механизм этого явления?

4.Как доказать, что гонадотропные гормоны гипофиза оказывают своё действие не непосредственно, а через половые гормоны?

5. В эпифизе образуется гормон мелатонин, который тормозит действие гонадотропных гормонов. Свет угнетает синтез мелатонина. Можно ли на этом основании утверждать, что эпифиз принимает участие в регуляции годовых ритмов плодовитости млекопитающих?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...