Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время
Тема. Гуморальная регуляция функций. Гипоталамо-гипофизарная система Мотивация изучения темы: Гормональная регуляция обеспечивает поддержание на оптимальном уровне базовых функций организма, делает возможным физическое, умственное и половое развитие. Необходимый уровень гормонов поддерживается механизмом саморегуляции с участием гипоталамо-гипофизарной системы. Знание общих закономерностей гуморальной регуляции и эффектов действия гипоталамо-гипофизарной системы необходимы врачу любой специальности для оценки функционального состояния управляющих систем организма Цели занятия: Общая цель: Изучение темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности «лечебное дело» ПК-6, ПК-12, ПК-16, ПК-32
Конкретные цели и задачи. После изучения темы студент должен: «Знать» - особенности гуморальной регуляции, свойства и механизм действия гормонов, саморегуляторный принцип выделения гормонов, физиологические эффекты гормонов гипоталамо-гипофизарной системы «Уметь»- анализировать и оценивать эффекты действия гормонов гипоталамо-гипофизарной системы в эксперименте (программа «Виртуальная физиология») и при решении ситуационных задач «Владеть» - анатомо-физиологическим понятийным аппаратом
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы 1. Строение гипоталамо-гипофизарной системы (кафедра анатомии человека) 2. Клеточный состав аденогипофиза (кафедра гистологии и эмбриологии) 3. Химические свойства гормонов (кафедра химии)
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию: Вопросы для самоподготовки:
1. Особенности гуморальной регуляции.
2. Функциональное значение и свойства гормонов. Классификация гормонов. 3. Механизм действия гормонов. 4. Регуляция выделения гормонов. 5. Гипоталамо-гипофизарная система. Рилизинг-факторы. Основные эндокринные оси. 6. Гормоны гипофиза и эпифиза. 7. Типы взаимодействия гормонов.
Домашнее задание: 1.Зарисовать схему саморегуляции выделения гормонов с участием гипоталамо-гипофизарной системы. 2.Составить таблицу влияния гормонов гипоталамо-гипофизарной системы на функции организма по следующей схеме:
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие биологически-активные вещества относятся к гормонам? 2. Какие гормоны относятся к группе стероидов? 3. Каков механизм действия стероидных гормонов? 4. К какой группе относятся гормоны аденогипофиза? 5. Каков механизм действия гормонов белково-пептидной природы? 6. Что является органом мишенью тиреотропного гормона? 7. Как отразится на функции гипоталамо-гипофизарной системы введение гормона периферической железы? 8. Какой эффект можно ожидать при введении АКТГ? 9. Какие гормоны относятся к гонадотропным? 10. Какой главный принцип регуляции выделения гормонов? Этапы проведения практического занятия
Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время Тестовый контроль:
1) соматотропный, гонадотропные, инсулин, меланоцитостимулирующий, тиреотропный; 2) фолликулостимулирующий, тиреотропный, соматотропный, АКТГ, лютеинизирующий, пролактин; 3) паратгоромон, тиреотропный, гонадотропный, соматотропный, адренокортикотропный.
1) гипоталамуса; 2) мозгового слоя надпочечников; 3) поджелудочной железы.
1) на клетки дистальных канальцев; 2) на эндотелий клубочков; 3) на эндотелий собирательных трубочек.
1) в гемоглобине крови; 2) в транспортном белке крови; 3) в клетках органов – мишеней.
1) к брадикардии, гипотермии; 2) к тахикардии, гипертермии.
1) щитовидная железа, половые железы, кора надпочечников; 2) паращитовидная железа, поджелудочная железа; 3) половые железы; поджелудочная железа.
1) снижение выведения натрия из организма, повышение выведения калия из организма; 2) повышение выделения натрия из организма, снижение выведения калия из организма;
1) с непосредственным изменением деятельности органов; 2) с внутриклеточным синтезом белков-ферментов; 3) с активизацией аденилатциклазной системы. 9. Механизм отрицательной обратной связи в системе нейрогуморальной регуляции, осуществляемой гипофизом, заключается в: 1) стимулирующем действии тропного гормона гипофиза на периферическую железу; 2) тормозящем действии тропного гормона гипофиза на периферическую железу; 3) стимулирующем действии гормона периферической железы на выработку тропного гормона гипофиза; 4) тормозящем действии гормона периферической железы на выработку тропного гормона гипофизом. 10. Выделение гормонов мозгового вещества надпочечников контролируется: 1) гипоталамо-гипофизарной системой; 2) симпатическим отделом вегетативной нервной системы; 3) содержанием в крови регулируемого параметра
Ситуационные задачи 1. Молодая женщина с избыточным весом с целью похудания стала принимать препараты тироксина. Будет ли наблюдаться похудание? Как скажется на функции щитовидной железы прием экзогенного тироксина? Объясните механизм.
2. Нервную регуляцию можно сравнить с работой телеграфа, передающего сообщения по точному адресу. А с чем можно сравнить гормональную регуляцию? 3.У женщины 23 – лет после тяжёлой психической травмы (гибель ребёнка) в течение 6 месяцев отсутствовала менструация. Беременность и органические поражения эндокринных органов исключены. Каков механизм этого явления? 4.Как доказать, что гонадотропные гормоны гипофиза оказывают своё действие не непосредственно, а через половые гормоны? 5. В эпифизе образуется гормон мелатонин, который тормозит действие гонадотропных гормонов. Свет угнетает синтез мелатонина. Можно ли на этом основании утверждать, что эпифиз принимает участие в регуляции годовых ритмов плодовитости млекопитающих?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|