Организация разработки инноваций и внедрение.
Инновационная деятельность предприятия. Общая характеристика. Современная соц-эк сис-ма характеризуется переходом от воспроизв типа развития к инновационному (ориентированному на нововведения). Использование наукоёмкой прод-ии, современных технологий разработка и внедрение новшеств являются главными факторами конкурентоспособности. Йозеф Шумпетер рассматривал инновацию как средство преодоления эк-их кризисов. Под нововведение он понимал новые комбинации в изменении развития. вывел 5 случаев нововведений: 1. Введение нового продукта неизвестного потребителю 2. Потребительская новизна 3. Новый метод произ-ва 4. Открытие нового рынка 5. Открытие нового источника сырья 6. Внедрение новой организационной структуры Кластер инноваций – совокупность базисных инноваций, реализуемых в единый момент времени. Участники инновационного процесса: 1. Разработчики 2. Инвесторы 3. Внедренческие фирмы Инновации, их основные свойства. Инновация – конечный результат инновац-ой деят-ти, реализованной в виде нового или усовершенств процесса. Нововведение, используемое для получения выгоды и улучшения фин ситуации. Новации- новшества, которые разработаны но не внедрены в рабочую практику. Нововведения характеризуются след-ми аспектами6 1. Нововведение-результат планомерной творческой деят-ти людей 2. Инновации считаются новшеством реализованным на практике 3. Объектом изменений могут быть: технолог, соц, эколог, правов и поч сферы. 4. Нововведения могут способствовать конкурентоспособности 5. Они всегда связаны с риском Классификация инноваций. Классификация инноваций: По форме: 1. Материальные
2. Нематериальные (не имеют вещественной формы) По сфере функц применения: 1. Образовательные 2. Экономические 3. Социальные 4. Управленческие В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии: 1. Реактивные (в ответ на действия конкурентов. Сохраняет рыночные позиции, но не создает доп преимуществ) 2. Стратегические (при их внедрение фирма рассчитывает на доп преимущества) По содержанию: 1. Конструкторные 2. Технологические 3. Организационные 4. Комплексные Структура инновационного процесса. Инновационный процесс (ИП) – это регулируемый процесс от зарождения, до коммерческого использования. Фазы ИП: 1. Фундамент-ые исследования 2. Прикладные разработки 3. Опытно-конструкторные разработки 4. Внедрение 5. Рост 6. Стабилизация 7. Спад ИП состоит из стадий создания и коммерциализации инноваций. Этап разработки новшества включает фундаментальные и прикладные исследования в создании опытного образца. Коммерциализация новшества – превращение новшества в инновацию по средствам его введения на рынок. Этот этап включает фазы 4-7. Для проведения ИП необходимы: 1. Свободные денежные ср-ва 2. Соответствующая мат-технолог база для создания новой прод-ии 3. Сотрудники, способные генерировать неординарные идеи Инновационный потенциал предприятия. Инновационный потенциал - совокупность характеристик П, определяющих способность фирмы к осуществлению и созданию практически используемых инноваций. Элементы: 1. Материально-техн ресурсы 2. Фин ресурсы 3. Организационные ресурсы 4. Соц –психологические ресурсы 5. Кадровые ресурсы Понятие инновационный потенциал связано с понятием инновационной активности. Главный фактор, определяющий активность фирмы – восприимчивость руководства к инновациям (готовность к реализации изменений, склонность к риску). Восприимчивость фирм зависит от масштаба в обратной пропорции к усложнению организационной струк-ры.
Малые инновационные П создают в 2,5 раза больше новой прод-ии чем крупные. Инновационная стратегия предприятия. Инновационные стратегии – это комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала П для обеспечения его развития. Типы поведения фирмы: 1. Крупные компании с массовым производством, а так же научной базой. Массовый рынок, удовлетворение массовых потребностей. 2. Компания, специализирующаяся на выпуске уникальных новинок. Узкая рыночная ниша. Нестандартные потребители. Компании средние и малые. 3. Фирмы, цель существования которых – постоянный выпуск радикальных новшеств. 4. Фирмы, имитирующие новинки и предлагающие новый вид услуг на их базе. Стратегия подражательства. Организация разработки инноваций и внедрение. Организация разработки инноваций включает этапы: 1. Отбор инновационных идей (оценка конкурентоспособности и перспективности разных вариантов проектов) 2. Планирование проекта (анализ будущего проекта. Определяются цели, ожид-ые конечн результаты, сроки, исполнители) 3. Осуществление проекта в рамках орг стр-ры 4. Контроль и регулирование параметров проекта в соответствии с составленным планом Различают технико-экономич, объемно-календарные, продуктово-тематич планирование. Продуктово-темати ориентировано на формирование состава работ. Технико-экономич – это финансовые и трудовые ресурсы, необходимые для работы над проектом. Объемно-календарные – определение объемов работ, загрузки исполнителей, построение графика. Функциональная организация работ – распределение по спец подразделениям. Для сложных и масштабных проектов подобная стр-ра не приемлема. Тематическая организационная стр-ра – тематическое подразделение из специалистов различных профессий, работа почти автономна. Наиболее эффективна матричная стр-ра. Разделяется управленческая и профессиональная отвеств. Достоинства: динамичность, возможность полноценного использования творческого потенциала. Этапы контроля: 1. Сбор инф-ии 2. Анализ инф-ии, выявление фактич отклонений от плановых 3. Прогноз развития 4. Разработка корректирующих действий
Формы финансирования инновационной деят-ти: 1. Гос-ое 2. Акционерное 3. Банковский кредит 4. Венчурное финансирование 5. Лизинг (заемные средства в виде долгосроч кредита в натур форме и погашенного в рассрочку) 6. Форфейтинг (трансформирование комер-кого кредита в банк-ий) 7. Смешанное финансирование Экспертиза инновационного проекта используется для оценки эффективности. Критерии: 1. Научно-технич. Могут быть использованы оценочные показатели в балах, учитывающие новизну изобретения, ур-нь практической пользы. 2. Экологич. 3. Социальные. Способствует повышению качества жизни и условий труда. Определяется с помощью оценок: ур-ня жизни, образа жизни (занятость, соц безопасность и т. д.), здоровье и продолж жизни. 4. Экономич. Эффективность инноваций. Методы оценки: 1. Статические. Денежные потоки, возникающие в разные моменты времени оцениваются как равноценные (быстрая и приближенная оценка) 2. Динамические. Разновременные денежные потоки приводятся к единому значению. В качестве точки приведения выбирают момент начала проекта. Основные показатели эффективности: 1) Чистый дисконтированный доход (если ЧДД>0, то инновационный проект эффективен) 2) Индекс доходн-ти 3) Внутр норма доходн-ти 4) Срок окупаемости
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|