Социальные методы исследования
Методы управления: организационно – административные, экономические, социально – психологические. Особенности и классификация. Организационно-административные методы управления - это группа методов определяющих прямое воздействие субъекта на объект управления. Особенности: * в основе данных методов лежат отношения власть-подчинен. *Данная группа методов носит безвозмездный характер, *Требует наличия и использования действенной системы контроля *Требует не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий Данная группа может иметь проявления: 1 Организационное нормирование. Нормирование как метод управления использует нормы имеющие конкретное числовое выражение и нормативы, которые носят общий типовой характер и являются базой для исчисления норм Виды норм: *Нормы времени *Выработки *Обслуживания * Численности *Расхода материала *Управления Норма управления определяет число непосредственных подчиненных у рукововдителя. Для руководителей высшего и среднего звена от 4 до 11. Для руководителей низшего звена- 20-25 человек. 2 Организационно регламентированные - устанавливаются соотношения между управляемой и управляющей системой, определен порядок их деятельности и систем взаимодействий Документы: устав п/п, положение об отделе или подразделении, должностные инструкции. 3. Распорядительного воздействие Данная подгруппа применяется в динамике либо развитии п/п, т.е когда имеет место отклонение от нормативных значений. Данная подгруппа обязательна при форс-мажерных обстоятельствах. Проявление: приказы, распоряжение, указания, инструкции. Приказ обязывает подчиненных точно и в опред строки выполнить принятое решения. Действия приказа охватывает все звенья п/п. Распоряжения обязательны для выполнения в пределах конкретной функции или структурного подразделения. Действия распоряж распрост-ся только на работников конкретного подразделения.
Указания и инструкции - это локальные виды распорядительного воздействия, направлена на оперативное регулирование управлен-го процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями,. Стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого- либо задания Виды инструкций: - Ознакомление, -Совет, -Объяснение, -Предостережение, - Разъяснение Экономические методы управления (ЭМУ). ЭМУ- это совокупность способов воздействия на эк. или мат. интересы объекта упр-я, основанная на сознательном использ. эконом законов. Особенности: они альтернативны, носят косвенный хар-р, воздействуют на эк. интересы опоследованно,с помощью денежн.ед.-цы.В завис.от уровня,на кот.они разрабат-ся их можно разделить на 2 группы: 1)Централизованные или разработанные на макроуровне, т.е.на уровне государства. Централизованные- ценообразование, налогов. политика, финансово кредитная политика, система гос заказов и система гос финансирования и дотаций. 2)Децентрализованная разраб.на уровне конкретной организации.(хоз.расчет). К ним относят: хоз.расчет, система ценных бумаг, система оплаты труда, залоговые операции, ценообразование. Хоз.расчет.позволяет сочетать интересы п/п,подразделения и отд.раб-ков. Принципы: 1) самостоят-ть- определяет орг-цию как лицо, выступающие свободным товаропроизводителем. 2)самоокупаемость- отсутствие дотации из вне на покрытие убытков. 3)самофинансирование - расширенное воспроизводство за счет прибыли.
Правила хоз.расчета: 1)Гибкое сочетание хоз.расчетной самостоят-ти подразделения и п/п в целом. 2)Одновременный перевод всех подразд.на условия внутрихоз. расчета. 3)Тесная увязка показ-лей внутрихоз.роста подразделения с показ-ми п/п в целом. 4)Орг-я достоверной системы учета и контроля. 5)Создание системы матер. заинтересованности. 6)Созд. системы мат. ответственности. ЭМУ.Ценные бумаги.Ценообразование. Сист.цен.бумаг опред.понятием акция.облегация. Акция – ценные бумаги свидетельствующие о внесении пая в уставный капитал. Сущ-ет 2 вида: обыкновенная и привелигированная. Особенности обыкн.акции: 1. Владелецы имеют право голоса при управлении, но при этом дивиденты владельца получ.по остаточному принципу. 2. По остаточн. принципу получ-ет имущ-во при ликвидации орг-ции. Особенности привелиг.акции: 1. Приемущественное право на получение дивидентов. 2. Приемущественное право на получ.имущ-ва при ликвидации. 3. В опред.ситуациях владельцы могут участв-ть в работе собрания акционеров: -реорганизация,ликвидация общества. -внесение изменений и дополнений в устав общ-ва, когда расмотр.вопросы,связ.с ограничением прав или применяющие права акционеров,владеющих привелигир.акциями. -в случае, если дивиденды не выплачены,или выплачены не в полной форме,то в след.году владелец получает право на управление. Облигация -цен.бум.на предъявителя, дающ.право на получение год.дохода в виде фиксир.%,а в случае продажи-получение денежн. компенсации Условия выпуска облигац. займов: 1. Выпуск облигац.допуск-ся после полной оплаты установленого капитала. 2. Наминальн.стоимость всех выпущенных общ-ом облегац.не долж.превышать размер уставного капитала либо обеспеч-нья предоставленного общ-ву третьими лицами для выпуска. 3. Выпуск облигац. без обеспеченья допуск-ся на 3ем году существ-ия общ-ва если к этому времени падлежащ.образом утверждены 2 годовых баланса общ-ва. Ценообразование. 1. Свободные рыночные цены: - оптовые-цены, цены на продукцию производ.-технич.назначения устан-ся между потребит-ми и производ- ми. Ц= С+Пр+НДС -свободно-отпускные на товары народного потребления. Ц=С+Пр+Акцизы+НДС -цены оптовых посредников-цены для снабженческо-сбытовых,оптово-закупочн,оптово-заготовительных.
Ц=С+Пр+Акциз+Снабж, сбыт надбавки+НДС -цена в розничной торговле Ц= С+Пр+ СнабСбытНадб+Торговая надбавка+НДС 2. Цены регулируемые: -цена естествен. монополий, т.е.цены на нефть,газ и т.д. -цены на прод-ю п/п, занимающ. доминирующ. положение на рынке, опред-ся как 65% доли рынка товаров. -регулир-е цен на товары, прод-ю, услуги соц. хар-ра: продукты пит, детск. товары, лекарства, ср-ва реабилитации инвалидов. Регулирование цен происходит за счет установления предельного размера торговой надбавки. Социально-психологические методы управления. Это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующ-ся на использования закономерностей, социологии и психологии. Особенности 1. Альтернативны 2. Время и характер применения зависят от соц статуса коллектива, что определяется след факторами: образование, возраст, пол, национальность, религиозные, культурные 3. Единоличное действие рук-ля при использовании этих методов м.б. многократно усилино или сведено на нет действиями кол-ва. Социальные методы Направлены на группы людей и их взаимоотношения в процессе общения, т.е. учитывается внешний мир чел-ка. Данная подгруппа позволяет установить назначения и место чел-ка в кол-ве, выявить лидеров и обеспечить им поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов. 1. Соц планирование –обеспечивает постановку соц целей и критериев,разработку соц нормативов: уровень жизни, оплата труда, услов труда, потребность в жилье,а также достижения конечных социальных результатов:увеличение продолжительности жизни,Снижения уровня заболевания,рост уровня образования и квалиф-ции, увеличение жилой площади на одного раб. Социальные методы исследования 1) научные инструментарии, предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения раб-щих.Сюда относится: Анкетирование, наблюдение, собеседование, интервью,
социометрия 2) анализ деловых и друж связей в кол-ве. 3) Соц соревнование 4) Переговоры 5) Партнерство Психологические методы Направлено воздействуют на конкретную личность т.е обращаются к внутреннему миру человека 2. Психологическое планирования. Задача: формирование эффективногого психологич состояния кол-ва Результаты: -формирование подразделения на основе псих соответствия сотрудников, -комфортный псих климат в кол-ве -формирование личной мотивации людей исходя из миссий и целей п/п -минимизация псих конфликтов -разработка служеб карьеры на основе псих ориентации работников -рост интеллектуальных способностей и уровня образования сотрудников -формирование корпоративной культуры Для этого используются следующие отрасли психологии: - психофизиологические - психоанализ - психология труда - психотерапия Социологические методы: Соревнование, партнерство, общение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|