| Варианты ответов
| Текст вопроса
|
| Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека. - Периодизация психического развития в онтогенезе. - Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов. - Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний. - Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. - Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека. - Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях. - Возрастная и клиническая диагностика. - Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека. - Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий
|
Напишите проблемы решаемые возрастной психологией
|
- Раскрыть общие закономерности развития человека
- Установить причины перехода от одной стадии к другой
- Классифицировать возрастные периоды
- Создать психологическую картину каждого периода
- Изучить ведущие факторы развития
|
Напишите проблемы, решаемые психологией развития
|
| Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
| 3 Напишите предмет изучения возрастной психологии
|
| Предметом изучения психологии развития являются конкретные возрастные периоды, причины переходов от одного периода к последующему и их механизмы, тенденции, закономерности, а также темп и направленность психического развития в процессе общего развития человека. Сюда же можно отнести индивидуальные и возрастные особенности людей, развитие психических процессов и различных видов активности, формирование качеств личности.
| 4 Напишите предмет изучения психологии развития
|
| Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
| 5 Напишите определение развития
|
| Сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.
|
Напишите определение социальной ситуации развития
|
| Качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни.
|
Напишите определение новообразования
|
| Непродолжительный отрезок времени в онтогенезе, характеризуются резкими психологическими изменениями,связан с переходом на новый этап развития. восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис ново-рожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.
|
Напишите определение кризиса развития
|
| Филогенезом называется развитие живых организмов или определенных тканей, органов либо систем органов со времени их исторического возникновения. Изучение истории появления и формирования определенной функции ткани, органа или систем органов имеет большое значение для глубокого раскрытия закономерностей осуществления этой функции в настоящее время.
|
Напишите определение филогенеза
|
| Онтогенезом называется индивидуальное развитие живого организма начиная с момента оплодотворения яйцевой клетки и до конца его жизни. Изучение развития функций в онтогенезе в единстве с их развитием в филогенезе позволяет обнаружить закономерности возрастных изменений функций в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Особенно велико теоретическое и практическое значение изучения онтогенеза детей.
|
Напишите определение онтогенеза
|
| Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития.
|
Напишите определение роста
|
| среда
| | интериоризация
| | рефлексия
|
|
Одним из факторов психического развития является
|
| Механизма психического развития
| | Области (сферы развития)
| | Форм развития
|
|
Предмет и объект психологии развития зависит от
|
| Индивидных свойств человека
| | Интеллекта
| | Поведения
|
|
Созревание –это процесс, который зависит от
|
| Направленность
| | Необратимость
| | Закономерность
|
|
Способность системы к накапливанию изменений называется
|
| Филогенез
| | Развитие
| | Закономерность
|
|
Способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей называется
|
| Системность
| | Направленность
| | Активность
|
|
Способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития называется
|
| Становление
| | Рост
| | Развитие
|
|
Процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции называется
|
| Мотивационная сфера
| | Личностная сфера
| | Когнитивная сфера
|
|
Одной из сфер развития является
|
| Целями психического развития
| | Целями личностного развития
| | Целями индивидуального развития
|
|
Развитие человека обладает направленностью, которая задается
|
| Необратимость
| | Онтогенез
| | Закономерность
| | Филогенез
| | Направленность
|
|
В приведенном списке выберите две основные формы развития
|
| Психосоциальная
| | Социальная
| | Психофизическая
| | Психологическая
| | Когнитивная
|
|
В приведенном списке выберите три основные области (сферы) развития
|
| Образовательная система
| | Определенная социальная ситуация развития
| | Типические особенности субъекта
| | Основной, или ведущий тип деятельности
| | Основные психические новообразования
|
|
В приведенном списке выберите три основных показателя, характеризующих каждый возраст
|
| Активность
| | Среда
| | Гетерохронность
| | Наследственность
| | Неустойчивость
|
|
В приведенном списке выберите три основные фактора психического развития
|
| Ведущая деятельность
| | Среда
| | Социальная ситуация развития
| | Кризис развития
| | Психологическое новообразование
|
|
В приведенном списке выберите четыре основные составляющие механизма психического развития ребенка
|
| Правильная интерпретация полученных данных
| | Значительные временные затраты
| | Испытуемые исследуются неоднократно
| | Испытуемые привыкают к исследованию
| | Значительное финансирование
|
|
В приведенном списке выберите отрицательные стороны лонгитюдных исследований
|
| Описание психологических фактов психического развития человека в онтогенезе
| | Определение уровня актуального развития ребенка
| | Обоснование категории «возраст»и построение периодизации психического развития
| | Определение нормы психического развития на различных этапах онтогенеза
| | Выявление закономерностей и механизмов психического развития
|
|
В приведенном списке выберите четыре задачи, решаемые психологией развития
|
| Юность
| | Младший подросток
| | Дошкольник
| | Младший школьник
| | Подросток
|
|
В приведенном списке выберите в соответствии с возрастными периодами четыре основных раздела психологии развития
|
| Реальный
| | Паспортный
| | Биологический
| | Социальный
| | Физический (календарный)
|
|
В приведенном списке выберите три основные возраста, изучаемые психологией развития
|
| Индивидуальное развитие
| | Преобразование
| | Социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества
| | Активность личности
| | Возрастной символизм
|
|
В приведенном списке выберите три системы отсчета в возрастных категориях
|
| Возрастная психология
|
Раздел психологии, в котором изучаются закономерности и динамика развития психики человека в пределах его индивидуальной жизни
|
| Возрастные стереотипы
|
Что представляют собой черты или свойства, приписываемые культурой лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы
|
| Возрастные обряды
|
Что может являться ритуалами, посредством которых культура структурирует жизненный цикл и оформляет взаимоотношения слоев, классов, групп
|
| Факторы психического развития
|
Как называются ведущие детерминанты развития человека
|
| Фенотип
|
Как называется совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой
|
| Происходящие независимо от какого либо опыта
|
Созревание и рост-это изменения
|
| Область(сфера) психического развития
|
Психическое пространство, состоящее из элементов определенного качества
|
| онтогенез
|
Какой процесс индивидуального развития Вам известен
|
| Психическое развитие в филогенезе
|
Какой процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом вам известен
|
| Я-концепция
|
Назовите целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую систему представлений человека о самом себе
|
| Психофизическая
|
Какая область развития включает в себя внешние и внутренние изменения тела человека
|
| Психосоциальная
|
Какая область развития предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах
|
| Когнитивная
|
Какая область развития включает все аспекты познавательного развития
|
| Активность 3-1 2-3 1-2
| Свойство индивида повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом
| | Среда
| Деятельное состояние организма человека как условие его существования и поведения
| | Наследственность
| Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования
|
|
Сопоставьте названия и характеристики факторов психического развития
|
| Неравномерность
| Проявляется в кризисах развития
| | Неустойчивость 2-3 1-1 3-2
| Неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций
| | Кумулятивность
| Разновременность,асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций
| | Гетерохронность
| Накопление в ходе роста свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии
|
|
Соотнесите названия закономерностей психического развития человека и их характеристики
|
| Психофизическая
| Развитие умственных способностей, интеллекта, познавательных процессов
| | Психосоциальная
| Внешние и внутренние изменения типа человека
| | Когнитивная
| Изменения эмоциональной и личностной сфер
|
|
Соотнесите между собой названия сфер развития и их характеристики
|
| Проблема объекта и предмета психологии развития
| Эмпирические факты следует вписать в целостный контекст развития
| | Проблема выбора оснований для построения возрастной периодизации развития
| Взаимосвязь общей психологии и психологии развития
| | Проблема интерпретации эмпирических фактов развития
| Обеспечение условий обучения и воспитания для реализации возможностей данного возраста
| | Проблема соотношения обучения и развития ребенка
| Определение критериев, механизмов развития, новообразований, взаимодействия психических функций в процессе развития
|
|
Соотнесите задачи решаемые психологией развития и связанные с ними проблемы
|
| Развитие познавательной сферы
| Эмоции, потребности, мотивы
| | Формирование системы личностных отношений
| Восприятие, внимание, память, воображение, мышление
| | Овладение системой практических и умственных действий
| Продуктивная, творческая деятельность
|
|
Соотнесите показатели психического развития и их характеристики
|
Тесты по психологии развития и возрастной психологии.
Тема 2. Концептуальные основания психологии развития и возрастной психологии.
| Варианты ответов
| Текст вопроса
|
| Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступениразвития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте
|
Напишите определение ведущей деятельности
|
| предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др
|
Напишите - что предполагает использование лонгитюдного плана исследования в психологии развития
|
| предполагает тестирование разных людей разного возраста
|
Напишите - что предполагает использование метода поперечных срезов в психологии развития
|
| предполагает объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный план, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.
|
Напишите - что предполагает использование комбинированного плана в психологии развития
|
| характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни.
|
Напишите - чем характеризуется метод наблюдения в психологии развития
|
|
|
Напишите - чем характеризуется метод беседы в психологии развития
|
| отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику.
|
Напишите - чем характеризуется метод эксперимента в психологии развития
|
| Теоретические задачи
| | Лабораторные условия
| | Практические задачи
|
|
Какой вид условий проведения исследования выделяется в психологии развития
|
| Ведущая деятельность
| | Игровая деятельность
| | Трудовая деятельность
|
|
Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития называется
|
| Детское развитие
| | Кризис развития
| | Цикл развития
|
|
Переломный пункт в нормальном течении психического развития называется
|
| Психическое развитие
| | Психологическое новообразование
| | Социальное развитие
|
|
Психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде называется
|
| Деятельность общения
| | Игровая деятельность
| | Социальная ситуация развития
|
|
Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его социальной действительнос
тью называется
|
| Ведущий вид деятельности
| | Кризис развития
| | Психологическое новообразование
|
|
В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается
|
| Зависят от личных особенностей и пристрастий исследователя
| | Объективно значимы для психического развития индивида
| | Не направлены на решение конкретных исследовательских задач
| | Не зависят от личных особенностей и пристрастий исследователя
| |
|
|
В приведенном списке выберите характеристики принципа объективности, проявляющися в исследовании
|
| Наблюдение
| | Беседа
| | Моделирование
| | Эксперимент
| | Психометрия
|
|
В приведенном списке выберите три основные метода сбора данных в психологии развития
|
| Самооценочный
| | Констатирующий
| | Формирующий
| | Фактологический
| | Тематический
|
|
В приведенном списке выберите разновидности эксперимента в психологии развития
|
| Возможность определения нормы развития
| | Моделирование
| | Возможность проведения повторных испытаний
| | Возможность сбора большого объема материала
| | Собираются факты реального поведения ребенка
|
|
В приведенном списке выберите преимущества метода тестирования
|
| Как объяснительный принцип развития психики
| | Как предмет исследования
| | Как объект исследования
| | Как психологический феномен
| | Как деятельность субъекта
|
|
В приведенном списке выберите две позиции с которых рассматривается деятельность человека
|
| Определенная социальная ситуация развития
| | Образовательная система
| | Ведущий вид деятельности
| | Типические особенности субъекта
| | Основные психические новообразования
|
|
В приведенном списке выберите показатели развития, характеризующие каждый возраст
|
| Овладение системой практических и умственных действий
| | Определение актуального и реального уровня развития ребёнка
| | Развитие познавательной сферы ребёнка
| | Определение актуального и реального уровня развития ребёнка
| | Формирование системы личностных отношений
|
|
В приведенном списке выберите показатели психического развития ребенка
|
| Кризис развития
|
Сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений. изменений и переломов в личности ребенка называется
|
| Социальная ситуация развития ребенка
|
Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его социальной действительностью в тот или иной период своей жизни называется
|
| Ненанесение ущерба испытуемому, Информированное согласие, Согласие родителей,Дополнительное согласие,Избегание обмана, Анонимность и конфеденциальность, Взаимные обязательства, Сообщение результатов, Информирование испытуемых, Благотворные условия, Ответственнсть ученого
|
В чем состоит этика научного исследования в психологии развития
|
| · кризис новорожденного;
· кризис 1 года;
· кризис 3 лет -;)
· кризис 7; кризис подросткового возраста (13 лет)
|
Сколько кризисов развития от момента рождения до периода юношества было описано в психологии развития
|
| Однако негативная сторона кризиса – обратная, теневая для позитивной, конструктивной стороны.
|
Как называются негативная сторона любого кризиса детского развития
|
| Первая из них- разрушительная сторона кризиса. Возникновение нового непременно отмирание нового непременно означает отмирание старого, эти процессы вообще сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах.
|
Как называется позитивная сторона любого кризиса детского развития
|
| сформировать познавательную мотивацию.
предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность
|
Что необходимо изменить при трудновоспитуемости детей во время кризиса
|
| Трудновоспитуемость
|
С какой характеристикой кризиса развития связано снижение темпа продвижения ребенка в ходе обучения
|
| Границы, отделяющие начало и конец этих стадий от смежных периодов, крайне неотчетливы.
|
Как называется характеристика кризиса развития, связанная с началом и концом детского развития
|
| Д.Б Эльконин
|
Назовите имя ученого, который в своем подходе попытался охватить и связать между собой взаимоотношения ребенка с миром вещей и людей
|
| Младенцу с первых недель жизни и до года
|
Детям какого возраста присуще непосредственное эмоциональное общение со взрослыми
|
| Ранний детский возраст (от1 до 3)
|
Детям какого возраста присуща предметно-манипулятивная деятельность как ведущая
|
| Детям дошкольного возраста (от3 до 6)
|
Детям какого возраста присуща игровая деятельность как ведущая
|
| Младшие школьники от 6 до10-11
|
Детям какого возраста присуща учебная деятельность как ведущая
|
| Подростки в возрасте от10-11 до 15
|
Детям какого возраста присуща деятельность общения как ведущая
|
| 1-3года (раннее детство)
| Учебная деятельность
| | 7-11лет (младший школьный возраст)
| Предметно-манипулятивная деятельность
| | 4-6лет(дошкольный возраст)
| Непосредственно-эмоциональное общение
| | 0-1год (младенчество)
| Игра
|
|
Соотнесите между собой ведущие виды деятельности с этапами развития ребенка
|
| Кризис первого года жизни
| Трудновоспитуемость
| | Кризис 7лет
| Упрямство, протест
| | Кризис 3лет
| Ребенок физически отделен от матери, биологически - нет
| | Кризис новорожденности
| Гипобулические реакции
|
|
Соотнесите между собой особенности поведения, проявляющиеся во время кризисных моментов жизни ребенка
|
| Принцип «не навреди»
| Психолог не имеет права разглашать результаты исследования без согласия испытуемого
| | Принцип добровольного согласия
| Исследование не должно причинить вред психическому или физическому здоровью испытуемого
| | Принцип конфидициальности
| Участники исследования обладают привилегиями о которых должен знать заранее
| | Принцип исключительных прав
| Испытуемый должен дать согласие на участие в исследовании
|
|
Соотнесите между собой принципы построения и особенности проведения научного исследования
|
| Новорожденность
| Кризис новорожденности
| | Школьный возраст
| Кризис 7лет
| | Ранее детство
| Кризис 3лет
| | Дошкольный возраст
| Кризис 1года
|
|
Соотнесите между собой периоды психического развития ребенка и кризисные границы (по Л.С.Выготскому)
|