Варианты ответов
| Текст вопроса
|
Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека. - Периодизация психического развития в онтогенезе. - Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов. - Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний. - Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. - Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека. - Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях. - Возрастная и клиническая диагностика. - Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека. - Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий
|
Напишите проблемы решаемые возрастной психологией
|
- Раскрыть общие закономерности развития человека
- Установить причины перехода от одной стадии к другой
- Классифицировать возрастные периоды
- Создать психологическую картину каждого периода
- Изучить ведущие факторы развития
|
Напишите проблемы, решаемые психологией развития
|
Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
| 3 Напишите предмет изучения возрастной психологии
|
Предметом изучения психологии развития являются конкретные возрастные периоды, причины переходов от одного периода к последующему и их механизмы, тенденции, закономерности, а также темп и направленность психического развития в процессе общего развития человека. Сюда же можно отнести индивидуальные и возрастные особенности людей, развитие психических процессов и различных видов активности, формирование качеств личности.
| 4 Напишите предмет изучения психологии развития
|
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
| 5 Напишите определение развития
|
Сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.
|
Напишите определение социальной ситуации развития
|
Качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни.
|
Напишите определение новообразования
|
Непродолжительный отрезок времени в онтогенезе, характеризуются резкими психологическими изменениями,связан с переходом на новый этап развития. восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис ново-рожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.
|
Напишите определение кризиса развития
|
Филогенезом называется развитие живых организмов или определенных тканей, органов либо систем органов со времени их исторического возникновения. Изучение истории появления и формирования определенной функции ткани, органа или систем органов имеет большое значение для глубокого раскрытия закономерностей осуществления этой функции в настоящее время.
|
Напишите определение филогенеза
|
Онтогенезом называется индивидуальное развитие живого организма начиная с момента оплодотворения яйцевой клетки и до конца его жизни. Изучение развития функций в онтогенезе в единстве с их развитием в филогенезе позволяет обнаружить закономерности возрастных изменений функций в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Особенно велико теоретическое и практическое значение изучения онтогенеза детей.
|
Напишите определение онтогенеза
|
Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития.
|
Напишите определение роста
|
среда
| интериоризация
| рефлексия
|
|
Одним из факторов психического развития является
|
Механизма психического развития
| Области (сферы развития)
| Форм развития
|
|
Предмет и объект психологии развития зависит от
|
Индивидных свойств человека
| Интеллекта
| Поведения
|
|
Созревание –это процесс, который зависит от
|
Направленность
| Необратимость
| Закономерность
|
|
Способность системы к накапливанию изменений называется
|
Филогенез
| Развитие
| Закономерность
|
|
Способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей называется
|
Системность
| Направленность
| Активность
|
|
Способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития называется
|
Становление
| Рост
| Развитие
|
|
Процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции называется
|
Мотивационная сфера
| Личностная сфера
| Когнитивная сфера
|
|
Одной из сфер развития является
|
Целями психического развития
| Целями личностного развития
| Целями индивидуального развития
|
|
Развитие человека обладает направленностью, которая задается
|
Необратимость
| Онтогенез
| Закономерность
| Филогенез
| Направленность
|
|
В приведенном списке выберите две основные формы развития
|
Психосоциальная
| Социальная
| Психофизическая
| Психологическая
| Когнитивная
|
|
В приведенном списке выберите три основные области (сферы) развития
|
Образовательная система
| Определенная социальная ситуация развития
| Типические особенности субъекта
| Основной, или ведущий тип деятельности
| Основные психические новообразования
|
|
В приведенном списке выберите три основных показателя, характеризующих каждый возраст
|
Активность
| Среда
| Гетерохронность
| Наследственность
| Неустойчивость
|
|
В приведенном списке выберите три основные фактора психического развития
|
Ведущая деятельность
| Среда
| Социальная ситуация развития
| Кризис развития
| Психологическое новообразование
|
|
В приведенном списке выберите четыре основные составляющие механизма психического развития ребенка
|
Правильная интерпретация полученных данных
| Значительные временные затраты
| Испытуемые исследуются неоднократно
| Испытуемые привыкают к исследованию
| Значительное финансирование
|
|
В приведенном списке выберите отрицательные стороны лонгитюдных исследований
|
Описание психологических фактов психического развития человека в онтогенезе
| Определение уровня актуального развития ребенка
| Обоснование категории «возраст»и построение периодизации психического развития
| Определение нормы психического развития на различных этапах онтогенеза
| Выявление закономерностей и механизмов психического развития
|
|
В приведенном списке выберите четыре задачи, решаемые психологией развития
|
Юность
| Младший подросток
| Дошкольник
| Младший школьник
| Подросток
|
|
В приведенном списке выберите в соответствии с возрастными периодами четыре основных раздела психологии развития
|
Реальный
| Паспортный
| Биологический
| Социальный
| Физический (календарный)
|
|
В приведенном списке выберите три основные возраста, изучаемые психологией развития
|
Индивидуальное развитие
| Преобразование
| Социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества
| Активность личности
| Возрастной символизм
|
|
В приведенном списке выберите три системы отсчета в возрастных категориях
|
Возрастная психология
|
Раздел психологии, в котором изучаются закономерности и динамика развития психики человека в пределах его индивидуальной жизни
|
Возрастные стереотипы
|
Что представляют собой черты или свойства, приписываемые культурой лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы
|
Возрастные обряды
|
Что может являться ритуалами, посредством которых культура структурирует жизненный цикл и оформляет взаимоотношения слоев, классов, групп
|
Факторы психического развития
|
Как называются ведущие детерминанты развития человека
|
Фенотип
|
Как называется совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой
|
Происходящие независимо от какого либо опыта
|
Созревание и рост-это изменения
|
Область(сфера) психического развития
|
Психическое пространство, состоящее из элементов определенного качества
|
онтогенез
|
Какой процесс индивидуального развития Вам известен
|
Психическое развитие в филогенезе
|
Какой процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом вам известен
|
Я-концепция
|
Назовите целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую систему представлений человека о самом себе
|
Психофизическая
|
Какая область развития включает в себя внешние и внутренние изменения тела человека
|
Психосоциальная
|
Какая область развития предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах
|
Когнитивная
|
Какая область развития включает все аспекты познавательного развития
|
Активность 3-1 2-3 1-2
| Свойство индивида повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом
| Среда
| Деятельное состояние организма человека как условие его существования и поведения
| Наследственность
| Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования
|
|
Сопоставьте названия и характеристики факторов психического развития
|
Неравномерность
| Проявляется в кризисах развития
| Неустойчивость 2-3 1-1 3-2
| Неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций
| Кумулятивность
| Разновременность,асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций
| Гетерохронность
| Накопление в ходе роста свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии
|
|
Соотнесите названия закономерностей психического развития человека и их характеристики
|
Психофизическая
| Развитие умственных способностей, интеллекта, познавательных процессов
| Психосоциальная
| Внешние и внутренние изменения типа человека
| Когнитивная
| Изменения эмоциональной и личностной сфер
|
|
Соотнесите между собой названия сфер развития и их характеристики
|
Проблема объекта и предмета психологии развития
| Эмпирические факты следует вписать в целостный контекст развития
| Проблема выбора оснований для построения возрастной периодизации развития
| Взаимосвязь общей психологии и психологии развития
| Проблема интерпретации эмпирических фактов развития
| Обеспечение условий обучения и воспитания для реализации возможностей данного возраста
| Проблема соотношения обучения и развития ребенка
| Определение критериев, механизмов развития, новообразований, взаимодействия психических функций в процессе развития
|
|
Соотнесите задачи решаемые психологией развития и связанные с ними проблемы
|
Развитие познавательной сферы
| Эмоции, потребности, мотивы
| Формирование системы личностных отношений
| Восприятие, внимание, память, воображение, мышление
| Овладение системой практических и умственных действий
| Продуктивная, творческая деятельность
|
|
Соотнесите показатели психического развития и их характеристики
|
Тесты по психологии развития и возрастной психологии.
Тема 2. Концептуальные основания психологии развития и возрастной психологии.
Варианты ответов
| Текст вопроса
|
Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступениразвития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте
|
Напишите определение ведущей деятельности
|
предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др
|
Напишите - что предполагает использование лонгитюдного плана исследования в психологии развития
|
предполагает тестирование разных людей разного возраста
|
Напишите - что предполагает использование метода поперечных срезов в психологии развития
|
предполагает объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный план, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.
|
Напишите - что предполагает использование комбинированного плана в психологии развития
|
характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни.
|
Напишите - чем характеризуется метод наблюдения в психологии развития
|
|
Напишите - чем характеризуется метод беседы в психологии развития
|
отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику.
|
Напишите - чем характеризуется метод эксперимента в психологии развития
|
Теоретические задачи
| Лабораторные условия
| Практические задачи
|
|
Какой вид условий проведения исследования выделяется в психологии развития
|
Ведущая деятельность
| Игровая деятельность
| Трудовая деятельность
|
|
Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития называется
|
Детское развитие
| Кризис развития
| Цикл развития
|
|
Переломный пункт в нормальном течении психического развития называется
|
Психическое развитие
| Психологическое новообразование
| Социальное развитие
|
|
Психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде называется
|
Деятельность общения
| Игровая деятельность
| Социальная ситуация развития
|
|
Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его социальной действительнос
тью называется
|
Ведущий вид деятельности
| Кризис развития
| Психологическое новообразование
|
|
В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается
|
Зависят от личных особенностей и пристрастий исследователя
| Объективно значимы для психического развития индивида
| Не направлены на решение конкретных исследовательских задач
| Не зависят от личных особенностей и пристрастий исследователя
|
|
|
В приведенном списке выберите характеристики принципа объективности, проявляющися в исследовании
|
Наблюдение
| Беседа
| Моделирование
| Эксперимент
| Психометрия
|
|
В приведенном списке выберите три основные метода сбора данных в психологии развития
|
Самооценочный
| Констатирующий
| Формирующий
| Фактологический
| Тематический
|
|
В приведенном списке выберите разновидности эксперимента в психологии развития
|
Возможность определения нормы развития
| Моделирование
| Возможность проведения повторных испытаний
| Возможность сбора большого объема материала
| Собираются факты реального поведения ребенка
|
|
В приведенном списке выберите преимущества метода тестирования
|
Как объяснительный принцип развития психики
| Как предмет исследования
| Как объект исследования
| Как психологический феномен
| Как деятельность субъекта
|
|
В приведенном списке выберите две позиции с которых рассматривается деятельность человека
|
Определенная социальная ситуация развития
| Образовательная система
| Ведущий вид деятельности
| Типические особенности субъекта
| Основные психические новообразования
|
|
В приведенном списке выберите показатели развития, характеризующие каждый возраст
|
Овладение системой практических и умственных действий
| Определение актуального и реального уровня развития ребёнка
| Развитие познавательной сферы ребёнка
| Определение актуального и реального уровня развития ребёнка
| Формирование системы личностных отношений
|
|
В приведенном списке выберите показатели психического развития ребенка
|
Кризис развития
|
Сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений. изменений и переломов в личности ребенка называется
|
Социальная ситуация развития ребенка
|
Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его социальной действительностью в тот или иной период своей жизни называется
|
Ненанесение ущерба испытуемому, Информированное согласие, Согласие родителей,Дополнительное согласие,Избегание обмана, Анонимность и конфеденциальность, Взаимные обязательства, Сообщение результатов, Информирование испытуемых, Благотворные условия, Ответственнсть ученого
|
В чем состоит этика научного исследования в психологии развития
|
· кризис новорожденного;
· кризис 1 года;
· кризис 3 лет -;)
· кризис 7; кризис подросткового возраста (13 лет)
|
Сколько кризисов развития от момента рождения до периода юношества было описано в психологии развития
|
Однако негативная сторона кризиса – обратная, теневая для позитивной, конструктивной стороны.
|
Как называются негативная сторона любого кризиса детского развития
|
Первая из них- разрушительная сторона кризиса. Возникновение нового непременно отмирание нового непременно означает отмирание старого, эти процессы вообще сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах.
|
Как называется позитивная сторона любого кризиса детского развития
|
сформировать познавательную мотивацию.
предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность
|
Что необходимо изменить при трудновоспитуемости детей во время кризиса
|
Трудновоспитуемость
|
С какой характеристикой кризиса развития связано снижение темпа продвижения ребенка в ходе обучения
|
Границы, отделяющие начало и конец этих стадий от смежных периодов, крайне неотчетливы.
|
Как называется характеристика кризиса развития, связанная с началом и концом детского развития
|
Д.Б Эльконин
|
Назовите имя ученого, который в своем подходе попытался охватить и связать между собой взаимоотношения ребенка с миром вещей и людей
|
Младенцу с первых недель жизни и до года
|
Детям какого возраста присуще непосредственное эмоциональное общение со взрослыми
|
Ранний детский возраст (от1 до 3)
|
Детям какого возраста присуща предметно-манипулятивная деятельность как ведущая
|
Детям дошкольного возраста (от3 до 6)
|
Детям какого возраста присуща игровая деятельность как ведущая
|
Младшие школьники от 6 до10-11
|
Детям какого возраста присуща учебная деятельность как ведущая
|
Подростки в возрасте от10-11 до 15
|
Детям какого возраста присуща деятельность общения как ведущая
|
1-3года (раннее детство)
| Учебная деятельность
| 7-11лет (младший школьный возраст)
| Предметно-манипулятивная деятельность
| 4-6лет(дошкольный возраст)
| Непосредственно-эмоциональное общение
| 0-1год (младенчество)
| Игра
|
|
Соотнесите между собой ведущие виды деятельности с этапами развития ребенка
|
Кризис первого года жизни
| Трудновоспитуемость
| Кризис 7лет
| Упрямство, протест
| Кризис 3лет
| Ребенок физически отделен от матери, биологически - нет
| Кризис новорожденности
| Гипобулические реакции
|
|
Соотнесите между собой особенности поведения, проявляющиеся во время кризисных моментов жизни ребенка
|
Принцип «не навреди»
| Психолог не имеет права разглашать результаты исследования без согласия испытуемого
| Принцип добровольного согласия
| Исследование не должно причинить вред психическому или физическому здоровью испытуемого
| Принцип конфидициальности
| Участники исследования обладают привилегиями о которых должен знать заранее
| Принцип исключительных прав
| Испытуемый должен дать согласие на участие в исследовании
|
|
Соотнесите между собой принципы построения и особенности проведения научного исследования
|
Новорожденность
| Кризис новорожденности
| Школьный возраст
| Кризис 7лет
| Ранее детство
| Кризис 3лет
| Дошкольный возраст
| Кризис 1года
|
|
Соотнесите между собой периоды психического развития ребенка и кризисные границы (по Л.С.Выготскому)
|