Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа социологического исследования

«Факторы успешной частной практики психолога»:

Проблема – 1) в гносеологическом (т.е. познавательном) смысле проблема – это «знание о незнании», противоречие между знанием о потребностях людей и действиях для удовлетворения этих потребностей – и незнанием путей, средств, методов, способов реализации этих действий; 2) в предметном смысле проблема – это явления и процессы, вызывающие беспокойство: например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов групп, общностей, институтов.

1) Гносеологическая проблема: Частная психологическая практика в РФ недостаточно институционализирована и легитимизирована, чтобы начинающие психологи могли иметь системное представление о закономерностях развития частной практики.

2) Предметная проблема: население РФ имеет большую потребность в психологической помощи; государственные формы психологической помощи мало развиты и не так эффективны, как частный сектор этих услуг; но психологу трудно начать и развивать частную практику, так как в психологических вузах этому не учат, а научение на собственном опыте требует настолько значительных психологических, информационных и финансовых ресурсов, что многим оказывается не по силам. В результате специалисты не реализуют свой потенциал, разочаровываются в профессии, не развиваются профессионально, и население не может получить доступную и квалифицированную помощь. Налицо конфликт между социальной потребностью и возможностью ее удовлетворения.

Объект – то, на что направлен процесс познания; элемент социальной структуры: социальный институт, социальная организация, социальная группа.

Объект исследования – российские психологи частной практики

Предмет – те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению для решения проблемы. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса – источник выдвижения рабочих гипотез.

Предмет исследования – опыт и убеждения психологов частной практики.

Цель – ориентирует на конечный результат исследования, теоретико-познавательный и практически-прикладной; цель – это главная задача исследования.

Цель: выявить стратегии и закономерности успешного развития частной психологической практики в РФ.

Задачи – сформулированные вопросы, на которые должны быть получены ответы, позволяющие реализовать цель исследования; задачи исследования – это цели второго порядка. Следует различать программные (содержательные) задачи исследования и методические (технические).

Программные задачи исследования:

1. Получить демографические характеристики (пол, возраст, территориальное размещение) психологов частной практики в РФ (далее также используется термин «специалисты»);

2. Выяснить тип и уровень образования специалистов;

3. Определить способы профессионального развития психологов частной практики

4. Выявить собственную оценку специалистами эффективности этих способов.

 

Уточнение и интерпретация основных понятий (операционализация) – перевод абстрактных и неопределенных понятий в четко определенные и измеримые. Например, интерес к какому-либо явлению можно измерить в количестве ресурсов (время, деньги и т.д.), затрачиваемых на его изучение либо взаимодействие с этим явлением.

 

 

Основные понятия:

1) Психолог частной практики: специалист, имеющий диплом о высшем психологическом образовании, либо свидетельство о переквалификации, либо степень магистра, кандидата, доктора психологических наук, и принимающий клиентов в частном порядке.

2) Успешная частная практика психолога: практика, которая: 1) является основным или единственным занятием специалиста, 2) вызывает у него чувство удовлетворения; 3) превышает 500 часов.

3) Способы профессионального развития психолога: получение профессионального образования; сама практики; личная терапия; чтение профессиональной литературы; формальное (в группах) и неформальное общение с коллегами; участие в вебинарах; участие в мастерклассах, индивидуальные супервизии.

 

Гипотеза – исходное предположение исследователя о проблемной ситуации. Логическая конструкция гипотезы: «Если… то…», где первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из этого условия. Если исследование не подтверждает следствие, то гипотеза опровергается, подтверждение гипотезы не дает логических оснований для достоверности гипотезы. Подтверждение делает гипотезу правдоподобной, вероятной. Отсюда требование к гипотезе: чем больше следствий она содержит, тем более вероятно ее подтверждение. Исходные (основные) гипотезы должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий (вспомогательных), сформулированных в менее общих понятиях, чем исходные предположения. См. требования к гипотезе (ссылка в группе «Социология»)

Основная гипотеза:

Существует определенная стратегия профессионального развития, которая обеспечивает специалисту равномерное и стабильное развитие частной практики.

Вспомогательные гипотезы:

1) Некоторые способы профессионального развития более эффективны, чем другие;

2) Высшее психологическое образование является необходимым, но не достаточным фактором успешной частной практики психолога;

3) Личная терапия является необходимым условием успешной частной практики;

4) Существуют другие факторы успешной частной практики психолога, помимо высшего психологического образования и личной терапии;

5) Психолог удовлетворен своей практикой в том случае, если она занимает большую часть его рабочего времени;

6) Психолог удовлетворен своей практикой в том случае, если она обеспечивает ему большую часть дохода.

Выборка – выборочная совокупность явлений и объектов, на которой проверяются гипотезы исследования. Выборка должна быть репрезентативной, то есть по выделенным параметрам состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Например, если в исследуемой организации 40% женщин и 60% мужчин, выборка должна учитывать это соотношение.

Выборка исследования: так как до сих пор не было статистических и социологических данных о социально-демографических и иных показателях российских психологов частной практики, был использован случайный систематический способ формирования выборки, а именно: ссылка на анкету рассылалась психологам, которые имели страницу в социальной сети Вконтакте или на крупнейшем сайте-реестре психологов b17.ru. Отсеивались специалисты, совмещающие психологические услуги с любыми другими типами услуг (эзотерическими, косметологическими), кроме психиатрических консультаций; чтобы обеспечить равномерное распределение специалистов по полу, возрасту и месту проживания, критерием системы были выбраны имена собственные. Объем выборки составил 200 человек.

Выбор метода – зависит от цели и задач исследования. Основные методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, анкетный опрос, интервью, фокус-группа, контент-анализ.

Был избран метод анкетирования путем создания анкеты на специализированном сайте webanketa.com, в силу следующих причин:

1) Требовалось значительное число ответов специалистов из разных регионов;

2) Сервис webanketa.com предоставляет удобный способ формирования полноценной анкеты для социологического исследования и первичной обработки данных; кроме того, данные опросов, проведеннных на webanketa.com, могут быть экспортированы для обработки в программах Excel, SPSS, Statistica.

Данные открытых вопросов были обработаны методом контент-анализа.

Разработка методики – разработка анкеты, либо плана интервью, и процедуры их проведения, либо параметров и процедуры наблюдения, эксперимента и т.д.

Пример анкеты по данному исследованию приведен ниже.

Пилотаж – первичная проверка методики исследования и ее корректировка при необходимости (например, при пилотаже анкеты обнаруживаются непонятные или излишние вопросы)

Пилотаж и доработка анкеты проводились в ходе ответов первых пяти респондентов, лично знакомых исследователю, посредством устных бесед и создания специального поля в анкете для замечаний.

Сбор данных – процедура реализации методики исследования, т.е. получения информации для проверки гипотез исследования.

Сбор данных проводился с мая по ноябрь 2016 года посредством рассылки личных сообщений в социальной сети «Вконтакте» и на профессиональном сайте-реестре b17.ru

Обработка данных – статистическая обработка полученной информации

Анализ частотных распределений был проведен посредством возможностей сервиса webanketa.com, обработка открытых вопросов была сделана методом контент-анализа вручную.

 

Анализ данных – выводы из обработанной информации

Использовался статистический анализ, контент-анализ, сравнительный анализ данных.

Написание отчета – предоставление вышеуказанных пунктов исследования в вербальной и графической форме.

Отчет по исследованию был представлен в виде доклада и презентации на конференции «Частная практика: становление и развитие», прошедшей в СПб 5 февраля 2017 года (см. Портфолио, задание № 3), а также в форме журнальной статьи (находится в процессе подготовки к публикации) (см. Портфолио, задание № 2).


 

Ниже приводится анкета социологического исследования на тему: «Способы профессионального развития психологов частной практики», проведенного в частном порядке в мае-ноябре 2016 г. Было опрошено 200 психологов частной практики, работающих на территории РФ. Опрос проводился посредством рассылки анкеты на личные и рабочие страницы респондентов в социальной сети «Вконтакте» и на профессиональном сайте b17.ru. Для разработки и публикации анкеты использовался сервис webanketa.com.

Уважаемые коллеги!

Эта анкета создана для исследования опыта психологической практики российских специалистов. Частная психологическая практика пока достаточно редкое явление в нашей стране. Отсутствие институционализации, то есть продуманной и формально закрепленной системы подготовки специалистов, приводит к тому, что что многие компетентные психологи не имеют достаточных навыков ведения практики, и потому испытывают существенные затруднения финансового и психологического характера.

Эта анкета предназначена для сбора данных в помощь настоящим и будущим практикующим психологам в решении этих вопросов.

Анкета анонимна, так как для анализа используются обобщенные данные.

Заполнение анкеты занимает около 20 минут.

В качестве компенсации времени, затраченного вами на вопросы анкеты, я отправлю отчет по исследованию на указанный вами адрес через месяц после запуска анкеты. Вы также можете обращаться ко мне по вопросам, связанным с исследованием, по адресу livach@list.ru

С уважением, Елена Ливач, практикующий психолог, канд.соц.наук.

Примечания:

1. В разных подходах приняты разные обозначения для человека, который обращается за помощью. Пожалуйста, считайте слово "клиент", используемое в анкете, общим названием для понятий "клиент", "пациент", "анализант".

2. Так как для обработки данных необходимо, чтобы заполнялись поля всех вопросов, если подходящих ответов на конкретный вопрос Вы не найдете, ставьте прочерк в графе "другое".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...