Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Некоторые предложения по противодействию теневой экономике на региональном уровне

 

По оценкам специалистов ситуацию губительного отношения к экосистеме леса необходимо уравновешивать, используя более объективную экономическую оценку лесных ресурсов, сертификацию продукции лесного комплекса в России, одновременно совершенствуя законодательство России в области природопользования (лесопользования). Однако в тоже время требуется принятие соответствующих мер, направленных против вывоза незаконно срубленного леса за пределы территории Российской Федерации. Поскольку все применяемые меры должны быть использованы в совокупности. Только в таком случае можно будет добиться позитивных изменений в лесопромышленном комплексе, сокращения незаконной вырубки леса в Иркутской области и других субъектах Российской Федерации.

По полученным данным из Иркутской таможни можно отметить следующее. В 2005 году товарооборот Иркутской таможни составил $4,7 млрд. Иркутская таможня в 2005 году перечислила в доходную часть федерального бюджета более 929 млн. долларов или более 35 млрд. рублей. В том числе по экспорту - 871 млн. долларов, по импорту - 58 млн. долларов, что 2,6 раза больше уровня 2004 года. Товарооборот в 2005 году в стоимостном выражении составил 4,7 млрд. долларов (131% от уровня показателя прошлого года), в том числе по экспорту - 4,4 млрд. долларов, по импорту - 0,2 млрд. долларов. Среди экспортных операций доминировал вывоз нефти и нефтепродуктов, доля которого в стоимостном выражении составила 66% от общего объема экспорта (2,9 млрд. долларов). Вторая позиция в товарной структуре принадлежала лесоматериалам, доля вывоза которых в стоимостном выражении составила 9% от общего объема экспорта (393 млн. долларов).

По словам и. о. начальника Иркутской таможни Татьяны Панковой, экспорт лесоматериалов является наиболее криминогенной сферой внешнеэкономической деятельности. Из общего числа выявленных правонарушений в сфере экспорта сырьевых ресурсов, более 80% выявлено в сфере экспорта лесоматериалов. Так, за 10 месяцев 2005 года было возбуждено в связи с нарушением правил торговли и перевозки леса 155 или 41,1% от общего количества административных дел. В то время как за 10 месяцев 2004 года по аналогичным причинам было возбуждено 114 дел. Виновные лица оштрафованы на 3 млн.897 тыс. рублей. Предприниматели уже оплатили 1 млн.544 тыс. рублей. Наиболее распространенным видом правонарушений было не указание в декларации либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств. Всего было выявлено 124 таких факта или 33,3% от общего числа нарушений.

В настоящее время Иркутская таможня в качестве одного из способов борьбы с нелегальными вывозками леса проводит эксперимент, суть которого заключается в следующем. С 1 ноября 2005 года в зоне ответственности таможенников из Прибайкалья начала действовать система особого учета с применением электроники. На каждое бревно, которое пойдет за рубеж, лесозаготовители будут прибивать бирку из сверхпрочного пластика. На ней указан штрих-код и неповторяющийся номер. С помощью сканера работники того или иного предприятия-экспортера станут заносить в базу данных параметры срубленного дерева: его длину и толщину. Эти же сведения указывают в декларации. На таможне при использовании подобной аппаратуры проверят достоверность поданных сведений.

По мнению таможенников, это позволит существенно сократить количество махинаций, когда, например, более дорогой первосортный лес вывозят за границу под видом низкокачественной древесины. Пока участвовать в эксперименте согласилась лишь четверть лесозаготовителей. Однако таможенники надеются заинтересовать остальных некоторыми привилегиями.

Согласно данным проведённого анкетирования сотрудников "лесной милиции" (в анкетировании принимало участие 19 сотрудников "лесной милиции" Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (См. Приложение № 5)) были получены следующие результаты:

1) На вопрос "Как вы думаете, являются ли достаточными санкции, установленные ст.260 УК РФ "Незаконная порубка деревьев и кустарников" как способ предупреждения преступности в данной сфере"? были получены следующие ответы:

15 сотрудников ответили, что санкции определённые ст.260 УК РФ являются слишком мягкими, это не позволяет в полной мере привлекать виновных лиц к уголовной ответственности;

4 сотрудника ответили, что санкции определённые ст.260 УК РФ являются достаточными.

2) На вопрос: "Как вы думаете, что способствует развитию незаконных вырубок леса"? были получены следующие ответы.

9 сотрудников ответили, что на развитие данной категории преступлений существенно влияет возможность быстрого получения денег;

4 сотрудника ответили, что на развитие данной категории преступлений влияет отсутствие методических рекомендаций по борьбе с подобными преступлениями;

2 сотрудника ответили, что на развитие данной категории преступлений влияет слабая правовая проработка данной сферы;

4 сотрудника ответили, что на развитие данной категории преступлений влияет плохое материальное и техническое оснащение "лесной милиции".

3) На вопрос: "Как вы думаете, достаточно ли отлажена координация между соответствующими заинтересованными ведомствами?"

14 сотрудников ответили, что такая координация отлажена плохо;

5 сотрудников отмечают, что такой координации совсем нет.

4) На вопрос: "Какие бы вы предложили способы противодействия незаконным вырубкам леса"?

13 сотрудников ответили, что необходимо ужесточение уголовной ответственности за незаконную вырубку деревьев и кустарников;

3 сотрудника полагают, что "лесную милицию" необходимо наделить полномочиями в сфере оперативно-розыскной деятельности;

4 сотрудника предлагают дальнейшее совершенствование лесного законодательства и улучшение материального и технического оснащения подразделения.

5) На вопрос: "Как вы думаете, что служит причиной низкого процента выявляемости и привлечения виновных лиц к ответственности"?

10 сотрудников ответили, что преступления совершаются в скрытых условиях - лесном массиве;

7 сотрудников отметили, что в незаконных вырубках задействованы организованные преступные группы, имеющие прочные связи;

2 сотрудника ответили, что этому способствует коррумпированность служащих лесного хозяйства.

Необходимо отметить, что сотрудники "лесной милиции" отнеслись к моей просьбе о предоставлении статистических данных и заполнении анкет с пониманием. В отличие от сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД Иркутской области, многие из которых, сославшись на свою занятость, отказывались сотрудничать.

Оценивая экономическую ситуацию в лесопромышленном комплексе региона, можно предложить следующие экономические методы противодействия теневой экономике:

1. Необходимо развитие бизнеса на базе мелких лесозаготовительных предприятий и предприятий, перерабатывающих древесину;

2. Требуется чёткая, стабильная и определённая политика по сокращению кредиторской задолженности, эффективному управлению процессом финансового оздоровления лесодобывающих и лесоперерабатывающих предприятий региона, находящихся в затруднительной финансовой ситуации. В рамках реализуемой политики необходима разработка мероприятий по финансовому оздоровлению этих имущественных комплексов, проведение их реструктуризации, в том числе задолженности перед государственным бюджетом, юридическими и физическими лицами. К одной из этих мер можно отнести возможность применения налоговой амнистии к предприятиям-должникам.

3. Необходима комплексная и углубленная переработка древесины на территории области. Загрузка существующих мощностей по переработке древесины, создание новых производств с углубленной переработкой древесины с привлечением российского и иностранного капитала. Поскольку в настоящее время основным продуктом экспорта древесины является круглый лес, рыночная цена которого в несколько раз ниже переработанной древесины. В настоящее время продвижение лесных товаров на внешний рынок сдерживают вывозные таможенные пошлины на продукцию глубокой переработки древесины. Думается, что необходимо снижение этих пошлин.

4. Требуется организация процесса сбалансированности использования лесных ресурсов на территории области (эффективное комплексное использование древесины, ликвидация встречных перевозок, снижение издержек). Создание лесной инфраструктуры, увеличение протяжённости дорог общего пользования на участках лесного фонда.

5. Возникает необходимость пересмотра некоторых положений миграционного и трудового законодательства Российской Федерации. Поскольку всё чаще в незаконных вырубках леса на территории области участвуют преступные группы, состоящие из граждан Китая. Однако, безусловно, это не свидетельствует о том, что в преступный бизнес не вовлечены наши соотечественники.

6. Полагаем, что поскольку лесной фонд является таким же народным достоянием, как и природный газ или нефть, необходимо создание специального общероссийского открытого акционерного общества с долей участия в нём государства и акционеров (физических и юридических лиц). По аналогии с РАО "ЕЭС Росси" или ОАО "Газпром". Этому обществу должен принадлежать на праве собственности лесной фонд, участки которого с объявлением их стоимости будут эмитированы в акциях общества и распределены между акционерами. Создание подобного акционерного общества позволит контролировать соответствующие участки лесного фонда с большей долей эффективности, поскольку они будут обеспечены частными интересами акционеров.

В качестве иных методов противодействия теневой экономике считаем целесообразным применение следующих мер:

Думается, что применяемые в настоящее время санкции, установленные ст.260 УК РФ требуют пересмотра. Все опрошенные эксперты отмечают, что применяемые к виновным лицам меры уголовно - правового воздействия не достигают поставленной цели. Полагаем, существующая система штрафов, предусмотренная ст.260 УК РФ не эффективна, поэтому требуется увеличение размеров взыскиваемых с преступников штрафов. Поскольку причиняемый этим преступлением вред - привносит большие потери государственного бюджета, существенно ухудшается экологическая обстановка в регионе и России в целом.

Применительно к составу ст.260 УК РФ "Незаконная порубка деревьев и кустарников". В настоящее время уголовное законодательство не охватывает деятельность лиц, перевозящих древесину неизвестного происхождения (без соответствующих документов или по поддельным документам). Правовой вопрос о квалификации этих деяний остаётся неурегулированным. Эта категория участников преступной "цепочки" по незаконной вырубке леса из-за пробелов в законодательстве, просто "выпадает" из поля зрения уголовного закона.

Полагаем, что сотрудникам ведомств помимо создания координационного органа необходимо осуществлять непосредственные совместные выезды в лесной массив. Поскольку от присутствия на месте преступления лесничего, оценщика, сотрудников лесной милиции, специалистов Росприроднадзора на месте совершения незаконной рубки леса во многом будет зависеть эффективность расследуемого преступления. Также требует решения извечная проблема правоохранительных органов - низкий уровень материально-технического обеспечения. Недостаток автотранспорта, горюче-смазочных материалов, отсутствие специальной техники и средств связи - негативно сказывается на деятельности, на количестве выявляемых фактов незаконной рубки леса. Кроме того, сотрудники "лесной милиции" настоятельно нуждаются в методических рекомендациях по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений в сфере незаконной рубки леса. Поскольку в свете практически постоянно изменяющегося законодательства, регламентирующего сферу лесопользования, необходимость разработки таких материалов, востребована практическими работниками как никогда.

Анализируя ситуацию с незаконными вырубками леса в регионе, можно придти к выводу, что в настоящее время межведомственная координация по противодействию незаконным рубкам леса в России отлажена очень плохо. Практически не осуществляется координация по совместной деятельности между органами государственной власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Полагаем, что все органы государственной власти двух субъектов Российской Федерации должны координировать свои действия, сплотиться в борьбе с незаконными вырубками леса. Этого можно достичь путём создания единого координационного органа, наделённого соответствующими полномочиями по противодействию незаконным рубкам леса. В его деятельность должны быть включены представители Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров Иркутской области, общественность. Выполняя свои функции, данному органу необходимо регулярно представлять отчёт о своей деятельности, который может быть доведён до населения через средства массовой информации. В любом случае его деятельность должна быть в установленных рамках открытой.

К одним из мер противодействия незаконным вырубкам леса необходимо отнести проводимый с 2004 г. космический мониторинг лесного фонда области, осуществляемый Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации. По результатам его проведения выявляются нарушения, предъявляются иски к виновным лицам. Так, только в "пилотный" этап была выявленная сумма ущерба по незаконным порубкам - около 90 млн. рублей. По двум предприятиям области ЗАО "Янтальлес" и ЗАО "Игирминский КЛПХ" суммы неустоек зафиксированы в размере около 80 млн. и 9 млн. соответственно. Однако, полагаем, что необходимо его повсеместное применение, поскольку в данный момент он проводится только на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Необходимо его применять и над территорией Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, поскольку уровень совершаемых правонарушений в сфере лесопользования в этом субъекте Российской Федерации периодически увеличивается.

Полагаем, что применение указанных мер существенно позволит снизить объём незаконных рубок леса, сократить долю теневого сектора в экономике Иркутской области, но и экономике России в целом.

Наряду с указанными выше мерами противодействия теневому сектору настоятельно требуется применение комплекса мер социального, правового и экономического характера. Поскольку указанные явления носят многогранный, многоаспектный характер. В целях противодействия теневой экономике, незаконным рубкам леса необходима продуманная, взвешенная политика государства, поскольку эти явления имеют глубокие социальные корни и свойственны многим экономическим система мира. Выстраивая стратегию борьбы с теневой экономикой, незаконными вырубками леса, необходимо учитывать положительный опыт зарубежных государств по противодействию этим негативным явлениям с учётом специфики нашего государства.


Заключение

 

В данной работе была сделана попытка определения доли теневого сектора в экономике Иркутской области, выяснить её состояние и роль в детерминации организованной преступности. Также объектом исследования стал Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, ситуация в котором также оставляет желать лучшего.

В процессе исследования было проведено анкетирование, беседы с экспертами, изучен эмпирический материал и официальная статистическая информация, информационные ресурсы компьютерной сети "Интернет".

В ходе работы автор столкнулся с самыми различными мнениями о теневой экономике, её проявлениях, суждениях о противодействии ей и её негативным проявлениям. Так, некоторыми авторами предлагаются самые радикальные меры борьбы с теневой экономикой - запрет заниматься коммерческой деятельностью на всю жизнь, отбытие продолжительных сроков лишения свободы за участие в теневом секторе экономики. Однако, безусловно, с подобными "конструктивными" предложениями согласиться никак нельзя.

Незаконная порубка леса становится бичом всей лесозаготовительной отрасли народного хозяйства последних лет. Ситуация с уничтожением лесного фонда приобрела угрожающий национальной безопасности характер. Вовлекаемая в лесной бизнес организованная преступность, действует только с целью извлечения максимальной выгоды от использования лесного фонда. При этом, не заботясь об экологическом состоянии региона. Экологическая обстановка ухудшается значительными темпами, мелеют реки, впадающие в национальное достояние России - озеро Байкал. В случае развития подобной ситуации в дальнейшем, речь будет идти уже о спасении не только лесного фонда, но и чистейшего озера на планете. Всё это требует выработки дальнейших мер противодействия теневой экономике, незаконным вырубкам леса как факторам развития деструктивных экономических и правовых отношений. Необходимо объединение усилий всех органов государственной власти и общества для надлежащего противодействия этим явлениям. Однако при этом каждый должен осознавать, что во многом от него зависит дальнейшая ситуация в лесной отрасли, в экономике региона и государства.


Список использованной литературы

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993.25 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Российская газета. 1996.18 июня.

3. Лесной кодекс Российской Федерации: от 29 января 1997 года № 22-ФЗ // Российская газета. 1997.2 марта.

4. Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1.

5. О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года № 127 // СЗ РФ. 2001. № 10.

6. О ставках лесных податей за пользование лесным фондом: Приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 17 января 2005 года № 3 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

7. О порядке установления ставок лесных податей и арендной платы за пользование участками лесного фонда на территории Иркутской области: Закон Иркутской области от 15 апреля 1998 года №17-оз // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. 1998. № 21.

8. Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года: Закон Иркутской области от 11 июля 2002 г. № 33-оз // Восточно-Сибирская правда. 2002.24 июля.

9. Об установлении ставок лесных податей: Постановление Администрации Иркутской области от 22 ноября 2005 года № 168-па // Восточно-Сибирская правда. 2005.1 декабря.

10. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

11. О практике применения судами законодательства об ответственности

12. за экологические правонарушения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

13. Правовые акты Союза Советских Социалистических Республик

14. Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике: Постановление IV сессии Верховного Совета СССР от 19 октября 1990 года // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 29. Ст.576.

15. Об усилении борьбы с организованной преступностью: Постановление Съезда Народных депутатов СССР от 23 декабря 1989 года // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

16. О реформе розничных цен и социальной защите населения: Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик 19 марта 1991 года № УП-1666 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Специальная литература:

17. Бунич А.П., Гуров А.И., Корягина Т.И. и др. Теневая экономика.М., 1991.

18. Бешнова Е. Лесной экспорт по демпинговым ценам нужно притормозить // Восточно-Сибирская правда. 2005.1 марта.

19. Веревкин Д. Остановить теневизацию экономики // Социалистическая законность. 1989. № 5.

20. Экономическая теория /Под. общ. ред.В. В. Видиняпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасовой. М., 2000.

21. Глинкина С.П. Причины усиления и специфика теневой экономики на этапе перехода России к рынку. М., 1998.

22. Головин С. Теневая экономика: преступление без наказания? // Коммунист. 1990. № 3.

23. Есипов В.М. Теневая экономика. М., 1997.

24. Исправников В.О. Теневая экономика: Личность, предпринимательство, криминал, государство // Теневая экономика и организованная преступность. М., 1998.

25. Королёв А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

26. Лопашенко Н.А. Экологические преступления. СПб., 2002.

27. Лунеев В.В. Теневая экономика: криминологический аспект // Общество и экономика. 2004. № 2.

28. Козлов Ю. Теневая экономика и преступность // Вопросы экономики. 1990. № 3.

29. Краинсий Б.А. Рост промышленности Иркутской области в 2005 году // Восточно-Сибирская правда. 2006.16 января.

30. Морозов А. Незаконные рубки леса в России. М., 2002.

31. Ofer G., Vinokur A. The Soviet Household Under the Old Regime: Economic Conditions and Behavior in the 1970's. Cambridge University Press. 1992.

32. Организованная преступность-4.М., 1997.

33. Попов А.Д. Неформальный сектор в аспекте затрат труда в экономике России // Вопросы статистики. 2005. № 7.

34. Репецкая А.Л. Организованная преступность в сфере экономики и финансов и проблемы борьбы с ней. Иркутск. 2000.

35. Рязанов А. Страна осуждённой собственности. М., 2000.

36. Тихомиров Ю.А. Право официальное и неформальное // Журнал российского права. 2005. № 5.

37. Юридическая энциклопедия /Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2001.

38. Титов А.С. Основные правовые формы и методы осуществления налоговой политики Российской Федерации // Российский следователь. 2005. № 5.

39. Тацюн М.В. День лесной России // Лесная промышленность. 2005. № 4.

40. Хохлова О.А. Методологические вопросы оценки уровня социально-экономического развития региона // Вопросы статистики. 2005. № 1.

41. Чеснов В.Д. Теневая экономика как сфера деятельности организованных преступных сообществ // Теневая экономика и организованная преступность. М., 1998.

42. Экономическая безопасность. М., 1998.

43. Эксперт. 2003. № 8.


Приложения к исследованию на тему: "Теневая экономика, её состояние и роль в детерминации организованной преступности на региональном уровне" (на примере Иркутской области)

 

Приложение № 1

 

Развитие отдельных отраслей промышленного производства в Иркутской области в 2002-2004 гг.

 

Вид промышленности 2002 в% к прошлому году   2003 в% к прошлому году 2004 в% к прошлому году
Машиностроение и металлообработка 107,1 109,0 109,0
Лесной комплекс 102,9 106,0 106,0
Промышленность стройматериалов 107,5 105,4 107,2
Легкая промышленность 66,7 105,0 105,0
Пищевая, включая мукомольно-крупяную промышленность 95,2 102,0 103,0

 

Источник: Закон Иркутской области от 11 июля 2002 г. № 33-оз "Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года".


Приложение № 2

 

Доля производства лесной продукции Иркутской области в общем объеме производства Российской Федерации

вывозка древесины - 15,3%

производство пиломатериалов - 11,2%

производство фанеры - 6,1%

производство ДВП - 8,5%

производства ДСП - 4,3%

шпалы деревянные - 30%

целлюлоза товарная - 54,7%

доля товарной продукции лесной отрасли в действующих ценах составляет около 9%.

Источник: территориальный орган Федеральной службы статистики по Иркутской области


Приложение № 3

 

Из проведённых встреч с заместителем начальника "лесной милиции" ГУВД Иркутской области В. Саламахой и начальником отдела по борьбе с лесонарушениями УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа В. Капустиным. Встречи состоялись 30 января и 2 марта соответственно.


Приложение № 4

 

В ходе проведения исследования были проведены встречи со следующими экспертами: заместителем начальника "лесной милиции" ГУВД Иркутской области В. Саламахой (См. выше); заместителем главы областной администрации Д. Петушинским (встреча состоялась 1 февраля 2006 г); начальником отдела лесоперерабатывающей и лесодобывающей промышленности администрации Губернатора Иркутской области С. Тангаровым (встреча состоялась 10 февраля 2006 г); заместителем начальника территориального органа Федерального агентства по надзору за использованием природных ресурсов по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу А. Тыхеновым (встреча состоялась 6 марта 2006 г); руководителем агентства лесного хозяйства по Иркутской области С. Журковым (встреча состоялась 27 февраля 2006 г); начальником отдела по борьбе с лесонарушениями УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа В. Капустиным (См. выше).


Приложение № 5

 

Справка о результатах анкетирования, проведенного в рамках исследования на тему: "Теневая экономика, её состояние и роль в детерминации организованной преступности на региональном уровне" (на примере Иркутской области) сотрудников "лесной милиции" Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

Анкетирование проводилось с 30 января 2005 г. по 20 февраля 2005 г. среди сотрудников подразделения по предупреждению и выявлению преступлений в лесной отрасли ГУВД Иркутской области и отдела по борьбе с лесонарушениями отдела по ППРИАЗ УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Всего было опрошено 19 человек.

15 сотрудников подразделения по предупреждению и выявлению преступлений в лесной отрасли ГУВД Иркутской;

4 сотрудника отдела по борьбе с лесонарушениями отдела по ППРИАЗ УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

Основная цель социологического исследования:

Выяснить являются ли, по мнению сотрудников, достаточными санкции, установленные ст.260 УК РФ "Незаконная порубка деревьев и кустарников" как способ предупреждения преступности в данной сфере;

Выяснить какие факторы способствуют развитию незаконных вырубок леса;

Выявить мнение сотрудников о достаточности предпринимаемых координационных мер между соответствующими заинтересованными ведомствами в противодействии незаконным вырубкам леса;

Выяснить какие необходимо предпринять меры для адекватного противодействия незаконным вырубкам леса, определить основные причины низкого процента выявляемости и привлечения виновных лиц к ответственности за незаконную вырубку леса.


Приложение № 6

 

Справка о результатах анкетирования, проведенного в рамках исследования на тему: "Теневая экономика, её состояние и роль в детерминации организованной преступности на региональном уровне" (на примере Иркутской области)

Программа социологического исследования среди населения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска

1. Цель исследования:

1. Определить степень информированности населения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска о теневой экономике;

2. Выяснить отношение жителей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска к теневой экономике;

3. Выяснить, что, по мнению жителей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска является основной причиной развития теневой экономики.

2. Объект исследования: причины, вызывающие, по мнению населения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска развитие теневой экономики.

3. Предмет исследования: мнение населения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска о теневой экономике по заявленным вопросам.

Отчет по проведённому анкетированию среди населения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска

Всего в анкетировании приняло участие 354 респондента: 120 жителей г. Иркутска (Иркутская область), 50 жителей Ахинского муниципального образования (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), 34 жителя пос. Усть-Ордынский (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), 150 студентов учебных заведений г. Иркутска (Иркутская область).

Анкетирование населения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска носило выборочный характер. При формировании выборки были установлены следующие требования:

а) место жительства

б) возраст

в) род занятий (вид деятельности).

Предъявляемые требования предназначались для того, чтобы определить:

а) является ли респондент жителем сельского или городского поселения - основную группу респондентов составили жители городского поселения - 270 человек (Иркутская область); жители сельских поселений - 84 человека (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ).

б) к какой возрастной группе принадлежит респондент (основную часть анкетируемых составили лица от 19 до 30 лет - 53%; лица от 30 до 40 лет - 25%; лица от 40 до 50 - 10%; лица от 50 до 60 лет - 7%; лица старше 60 лет - 5%);

в) каким видом деятельности занимается респондент, трудоустроен ли он официально (основная часть опрошенных составила лиц, работающих по трудовому договору - 52%, по гражданско-правовому договору - 12%, не трудоустроенные лица составили - 36% анкетированных респондентов).

В анкетировании приняло участие 150 студентов учебных заведений г. Иркутска из них:

1. Иркутский юридический институт Российской правовой академии Минюста России - 25 человек (время проведения анкетирования с 1 по 2 февраля 2006 г);

2. Байкальский государственный университет экономики и права - 25 человек (время проведения анкетирования с 6 по 7 февраля 2006 г);

3. Иркутский государственный медицинский университет - 25 человек (время проведения анкетирования с 9 по 10 февраля 2006 г);

4. Иркутский государственный технический университет - 25 человек (время проведения анкетирования с 13 по 14 февраля 2006 г);

5. Сибирский институт права, экономики и управления - 25 человек (время проведения анкетирования с 20 по 21 февраля 2006 г);

6. Иркутский государственный педагогический университет (время проведения анкетирования с 26 по 27 февраля 2006 г).

В анкетировании приняло участие 120 жителей г. Иркутска (время проведения анкетирования с 29 января по 17 февраля 2006 г); 50 жителей Ахинского муниципального образования (время проведения анкетирования с 17 февраля по 22 февраля 2006 г); 34 жителя пос. Усть-Ордынский (время проведения анкетирования с 26 февраля по 10 марта 2006 г).

 


[1] Репецкая А.Л. Организованная преступность в сфере экономики и финансов и проблемы борьбы с ней. Иркутск. 2000. С. 61.

[2] Исправников В.О. Теневая экономика: Личность, предпринимательство, криминал, государство //Теневая экономика и организованная преступность. М., 1998. С. 65.

[3] Чеснов В.Д. Теневая экономика как сфера деятельности организованных преступных сообществ //Там же. С. 147.

[4] Юридическая энциклопедия /Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2001.

[5] Репецкая А. Л. Указ. соч. С. 61.

[6] Глинкина С.П. Причины усиления и специфика теневой экономики на этапе перехода России к рынку. М., 1998; Организованная преступность-4. М., 1997. С. 101-103.

[7] По оценкам некоторых экспертов совокупные потери коммерческих организаций и федерального бюджета от незаконного производства и распространения аудио и видео продукции составляет около 1 млрд. долл. ежегодно //Эксперт. 2003. № 8. С. 6.

[8] См. подробнее: О реформе розничных цен и социальной защите населения: Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик 19 марта 1991 года № УП-1666 //СПС «КонсультантПлюс»; Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике: Постановление IV сессии Верховного Совета СССР от 19 октября 1990 года //Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 29. Ст. 576; Об усилении борьбы с организованной преступностью: Постановление Съезда Народных депутатов СССР от 23 декабря 1989 года //СПС «КонсультантПлюс»; Бунич А.П., Гуров А.И., Корягина Т.И. и др. Теневая экономика. М., 1991; Веревкин Д. Остановить теневизацию экономики //Социалистическая законность. 1989. № 5. С.23; Головин С. Теневая экономика: преступление без наказания? //Коммунист. 1990. № 3. С. 67-72; Козлов Ю. Теневая экономика и преступность //Вопросы экономики. 1990. № 3. 120-127 и др.

[9] Рязанов А. Страна осуждённой собственности. М., 2000. С. 115.

[10] Есипов В.М. Теневая экономика. М., 1997. С. 28.

[11] См.: Ofer G., Vinokur A. The Soviet Household Under the Old Regime: Economic Conditions and Behavior in the 1970's. Cambridge University Press, 1992. Р. 84.  

[12] Попов А.Д. Неформальный сектор в аспекте затрат труда в экономике России //Вопросы статистики. 2005. № 7. С. 56.

[13] Титов А.С. Основные правовые формы и методы осуществления налоговой политики Российской Федерации //Российский следователь. 2005. № 5.

[14] Лунеев В.В. Теневая экономика: криминологический аспект //Общество и экономика. 2004. № 2. С. 100. Аналогичные данные содержатся в следующих изданиях: Экономическая безопасность. М., 1998. С. 32; Организованная преступность-4. М., 1997; Экономическая теория /Под. общ. ред. В.В. Видиняпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасовой. М., 2000. С. 381.

[15] Королёв А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» //СПС «КонсультантПлюс».

[16] Там же.

[17] Тихомиров Ю.А. Право официальное и неформальное //Журнал российского права. 2005. № 5. С. 33.

[18] См.: Закон Иркутской области от 11 июля 2002 г. № 33-оз «Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года» // Восточно-Сибирская правда. 2002. 24 июля.

[19] Тацюн М.В. День лесной России //Лесная промышленность. 2005. № 4.

[20] Об экономической ситуации в лесной отрасли //Лесная промышленность. 2005. № 5. С. 2.

[21] Вертикаль власти // Восточно-Сибирская правда. 2006. 16 февраля.

[22]Так, по расчётам некоторых специалистов, общая инвестиционная потребность лесопромышленного комплекса Российской Федерации в ближайшие 11 лет оценивается в размере более 1 трлн. руб. (1018,2 млрд.) (или свыше 36 млрд. долл.) по материалам 8 съезда Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России //Лесная промышленность. 2005. № 5. С.2.

[23] Краинсий Б.А. Рост промышленности Иркутской области в 2005 году // Восточно-Сибирская правда. 2006. 16 января.

[24] Информация получена по официальному запросу из Иркутской таможни.

[25] Морозов А. Незаконные рубки леса в России. М., 2002.

[26] Вертикаль власти // Восточно-Сибирская правда. 2006. 16 февраля.

[27] Лопашенко Н.А. Экологические преступления. СПб., 2002. С. 219.

[28] Бешнова Е. Лесной экспорт по демпинговым ценам нужно притормозить // Восточно-Сибирская правда. 2005. 1 марта.

[29] В соответствии с рейтингом социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ занимают 31 и 86 места соответственно. См. об этом: Хохлова. О.А. Методологические вопросы оценки уровня социально-экономического развития региона // Вопросы статистики. 2005. № 1. С. 64.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...