Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устное народное творчество

Устное народное творчество

Среди произведений устного народного творчества ирландцев мировую известность имеет их своеобразный эпос — ирландские саги, написанные преимущественно прозой, перемежающейся стихами.

Древний эпос ирландцев не только представляет собой большую художественную ценность, но и является важным источником для изучения родового кельтского общества первых веков нашей эры.

Древние саги были хорошо известны жителям средневековой Ирландии. Их рассказывали странствующие сказители — филиды и барды, которые всегда были желанными гостями у каждого ирландского очага. Устная народная традиция не угасла и во время жестокого преследования англичанами всякого проявления ирландской национальной культуры, она продолжала жить и развиваться среди народа, несмотря на то, что за исполнение ирландского фольклора и даже за слушание его правители страны угрожали виселицей или ссылкой на каторгу.

Помимо древних саг, ирландские барды сохраняли в памяти и множество ирландских песен на гэльском языке: любовных, колыбельных, юмористических, застольных, трудовых, похоронных. В позднее средневековье, когда гэльский язык стал интенсивно вытесняться английским, среди ирландцев распространились варианты английских баллад и песен. Самую большую группу произведений устного народного творчества, сложенных на англо-ирландском языке, составляют исторические песни, основной тематикой которых была национально-освободительная борьба ирландского народа против английских колонизаторов. Песни откликались на каждое важное событие ирландской истории. В песнях принято было изображать Ирландию символически, в образе старой печальной женщины, закутанной в рваный зеленый плащ и закованной в кандалы. Ее называют женскими именами — например, Кэтлин ни Хулихен, Граниэль.

Популярным видом устного народного творчества в Ирландии являются сказки. Много сказок создано на сюжеты древних саг. Бытуют сказки о волшебниках, феях, эльфах, великанах, о романтических приключениях королей и принцев. Главные герои ирландских сказок — Темный Патрик — простой крестьянский парень, чудаковатый и смешливый, немного неуклюжий, но находчивый и умный, который в споре может посрамить прославленных мудрецов, и Рафтери — народный музыкант и сказитель, бродячий артист, человек большой души, презирающий деньги и преклоняющийся перед красотой, музыкой и истинной любовью.

У ирландцев существует своеобразная манера рассказывания сказок. Ирландские сказители не знают зачина, к рассказываемым ими событиям они относятся немного иронически и часто вводными фразами передают это свое отношение к рассказу: «Что и говорить, в старину господа действительно были господами, вы уж извините меня за такие слова» или «Правда ли это — не знаю, только, чур, перескажу я вам эту историю, как моей душе угодно». Заканчивается сказка обычно каким-нибудь нравоучительным изречением: «в старину говорили: когда ищешь себе жену, глаза можешь оставить дома, но уши прихвати с собой» или «молодость не знает, что такое старость, а старость забывает, что такое молодость».

Народная музыка и танцы

Ирландцы почти не знают хорового пения, столь распространенного среди уэльсцев; в старину ирландские песни исполнялись преимущественно соло, часто без всякого музыкального сопровождения. Наиболее распространенные музыкальные инструменты — многострунная арфа и волынка. Арфа была настолько популярна, что стала национальной эмблемой ирландцев, и в английских законах предписывалось ее уничтожать, «как орудие мятежа». В последнее столетие стала известна ирландцам скрипка.

Из народных танцев наиболее распространены очень быстрые и ритмичные рил и джига (их танцуют и шотландцы). Характерная особенность их исполнения в Ирландии та, что у танцора верхняя часть туловища все время остается неподвижной.

Литература

Пожалуй, ни одна отрасль культуры Ирландии не имеет такой широкой известности в мире, как ирландская литература. На протяжении ряда веков многие ирландские писатели внесли свой богатый вклад в создание английской литературы. Среди них — Дж. Свифт, У. Конгрив, О. Голдсмит, Р. Стил, Р. Шеридан, JI. Стерн, Б. Шоу. В середине XIX в. в числе первых эмигрантов, переселившихся в Америку, был молодой Майн Рид.

Расцвет литературы в самой Ирландии падает на период так называемого ирландского Возрождения — литературного движения, связанного с подъемом национально-освободительной борьбы и начавшегося в 90-е годы XIX в. Участники его ставили своей целью возрождение кельтского языка.

Длительное английское господство привело к почти полному забвению ирландцами своего родного языка.

В настоящее время ирландский язык введен в качестве обязательного в ирландских школах, его должны знать все государственные служащие, учителя. Все официальные документы издаются на двух языках — английском и ирландском. На ирландском языке выходит несколько газет и журналов, а две поддерживаемые государством издательские фирмы выпускают книги только на этом языке.

Большую роль в распространении ирландского языка играет основанный в 1У04 г. национальный театр Ирландии — Аббатский театр, часто ставящий пьесы на ирландском языке. В Ирландии есть и еще два ирландских театра, не считая многочисленных любительских коллективов. Так же проводятся фестивали ирландской культуры.

Лепреконы («Левый башмак»)

Лепреконы – это волшебные существа из фольклора Ирландии, удивительной страны мифов и легенд. Волшебник, исполняющий желания, традиционно изображаемый в виде небольшого коренастого человечка. Как и другие мифические существа, связывается с Племенами богини Дану.

17 марта в Ирландии отмечается христианский праздник – день Святого Патрика, главного святого ирландцев. Считается, что он принес в Ирландию христианство

В этот день все вокруг украшается зеленым цветом и трилистником. Зеленый – это цвет Ирландии, а трилистник – ее символ, по поверьям приносящий удачу. В день Святого Патрика устраиваются праздничные костюмированные парады, в которых участвуют духовые оркестры с волынками.

Несмотря на то, что праздник называется христианским, в нем замешаны и языческие традиции. Поэтому обязательным персонажем его является ирландский лепрекон. Он добавляет празднику веселья и шуток. В его честь участники парада надевают зеленые шляпы.

Лепреконы изображаются, как маленькие человечки преклонного возраста с морщинистым белым лицом, рыжей бородой и красным носом. Этого персонажа легко узнать по одежде – она преимущественно зеленого цвета, как и цвета Ирландии. Лепрекон носит короткий сюртучок с огромными блестящими пуговицами, длинные голубые чулочки, треуголку с высокой тульей в тон одежде, обязательный кожаный фартук,высокие башмаки с огромной серебряной пряжкой. Кожаный фартук свидетельствует о ремесле лепрекона – он сапожник. Этот маленький человечек шьет обувь для фей. Однако почему-то его всегда видят в работе над одним левым башмачком. Местами обитания этих гномов являются: густые леса, глубокие пещеры, высокая изумрудная трава на холмах, подвалы и винные погребки.

Лепреконов нельзя назвать добрыми волшебниками, скорее наоборот. Но их характер очень противоречив. Они отличаются: хитростью, скупостью, вредностью и мстительностью. А впрочем, сам по себе он не добрый и не злой.

Этих гномов изображают также с горшочком золота в руках. Бытует убеждение, что они являются хранителями древних сокровищ викингов. Подвыпивший лепрекон мгновенно трезвеет, как только речь заходит о сокровищах.

Лепреконы носят с собой два кошелька – один с золотой монетой, а другой – с серебряной. Обе монеты волшебные. Как только гном расплачивается серебряной монетой, она сразу же возвращается в его кошелек. Если же он отдает золотую монету, она превращается в листик. Так они обводят людей вокруг пальца.

Эти маленькие человечки каждую ночь приумножают свои богатства. Они пробираются к людям в дома и откалывают маленькие кусочки от их золотых монет. Легенда о лепреконах известна всем искателям богатств. Согласно этой легенде, найти гнома можно на конце радуги, по которой он бегает. Если его поймать, можно попытаться выманить у него сокровища. Однако до сих пор никому не удавалось этого сделать. Лепреконы придумывают тысячу уловок, чтобы обмануть человека и убежать. Они не хотят отдавать людям золото, так как считают их злыми, глупыми и жадными. Кроме того, если сокровища лепреконов попадут в чужие руки, то мгновенно растворятся в воздухе. Поэтому и смысла никакого нет пытаться завладеть этим золотом.

Если его не обижать, то лепрекон – это веселое и дружелюбное существо. Однако обид он не прощает и обязательно отомстит обидчику. Обычно его стараются задобрить и оставляют на пороге блюдце с молоком. Лепреконов сердит и нанесенный природе ущерб, будь то сломанный терновник или убитая малиновка. Поэтому лучше с ним дружить.

В Дублине есть музей лепреконов. В нем много экспонатов, имеющих отношение к мифам и легендам Ирландии. Существует и зал с гигантской мебелью. В этом зале человек сам чувствует себя лепреконом. Музей привлекает огромное количество туристов. Существуют также парки, аллеи, посвященные маленьким забавным человечкам. Это настоящий символ Ирландии, без гномика не обходится ни одно костюмированное мероприятие.

С приходом христианства размеры лепреконов, описываемые в преданиях, уменьшились, как и сама важность лепреконов.

В Ирландии образ лепрекона используется для описания изящности туризма по стране. В честь лепреконов и Дня святого Патрика был открыт самый маленький парк в мире, Милл Эндс Парк. В 2006 году в США активно распространялись слухи о якобы реальном наблюдении лепрекона в одном американском городке. Эти слухи использовались жителями Крайтона для привлечения туристов.

ним лучше не ссорится.

Ирландский эпос.

Племя Богини Дану.

Предания всех народов — от Индии до Исландии и от Америки до Австралии — говорят о живших задолго до нашего времени разных мифических существах, внешне напоминавших людей, но по своей физиологии и возможностям людьми не являвшимися. Среди них выделялась большая группа существ, похожих на самых красивых людей и обладавших непостижимым долголетием, а также магическими способностями.

Особенно много сказаний о божественном народе эльфов в Ирландии и Уэльсе. Его название Туата де Дананн, или Племя богини Дану.

Задолго до Рождества Христова этот народ правил Ирландией, а также, вероятно, Британией и Францией, и оставил после себя не только воспоминания в фольклоре, но и вполне реальные материальные свидетельства своего существования.

Отдельные историки пишут, что так называемые эльфы были потомками людей с исчезнувших материков Атлантиды и Лемурии. По одной из легенд именно эльфы были хранителями Святого Грааля.

Атлантида, согласно легенде — огромный древний затонувший материк, оставивший на поверхности земли только вершины своих гор. Сейчас это — острова в Средиземном море (например, о. Санторин), а также часть островов Атлантического океана, самые крупные из которых — Британия и Ирландия. Поэтому возможно, что Эльфы были представителями древней цивилизации атлантов, которые после потопа смогли спастись на вершинах отдельных гор.

В ирландской мифологии имеется множество сюжетов, в которых смертные соперничали с сидами. И когда-нибудь произойдет последняя решающая битва сил зла и невежества (мир людей) с силами чистого и непорочного (горний мир), скрывшегося от них, и после этого наступит новая эра господства на Земле богоизбранных народов, «чистых душой и телом», которые однажды были вынуждены уйти с нашей планеты или с ее поверхности из-за пороков людей.

Эльфы сегодня живут среди людей, почти полностью ассимилировавшись с ними. Внешне эльф почти не отличается от человека, за исключением отдельных признаков.

Некоторые сказания упоминают о том, что эльфам будто бы нравится белый цвет: в их лесах живут белые олени, белые лисицы, всегда белые зайцы.

В эльфов верили и писали об этом исследователи нашего столетия. Их свидетельства сохранились. Ученый — исследователь начала ХХ века Жак Валле в своей книге» Параллельный мир» приводит слова жителя Ирландии, так описавшего общество эльфов:

«Это самые замечательные люди, которых я когда-либо видел. Они превосходят нас во всем… Среди них нет рабочих, а только военные аристократы, благородные и знатные… Это народ, отличающийся и от нас, и от бесплотных существ. Их возможности потрясающи… Их взгляд обладает такой силой, что они, я думаю, могут видеть даже сквозь землю. Они обладают серебристым голосом, их говор сладок и быстр…

Они много путешествуют, и, похожие на людей, могут повстречаться в толпе… Умных молодых людей, которые представляют для них интерес, они уводят к себе…»

Разные народы, разные сказочники, зачастую не имеющие никаких контактов, на протяжении веков описывают таинственных хельве или елве практически одинаково.

Возможно, что и среди нас есть представители народа эльфов. Но даже если эта загадочная раса полностью исчезла, остался «генофонд» и поэтому возможны потомки эльфов рождаются и по сей день. Например, американец Кеннет О’Хара, впервые взяв лук в руки в 43 года, понял, что просто не умеет промахиваться. Его обследовали врачи, экстрасенсы, и именно благодаря последним, он не стал профессиональным спортсменом: экстрасенсы определили, что в момент выстрела 0’Хара выплескивает огромное количество ментальной энергии. На основании этого ему запретили выступать. Изучив свою родословную, Кеннет 0’Хара узнал, что в XV веке один из его предков — ирландец — женился на пленнице из народа хелве — женщина была захвачена во время набега на один из островов у побережья Скандинавии.

Известна легенда о святом Михаиле, в которой говорится, что эльфы – не кто иные, как особая разновидность ангелов».

На эту же тему рассуждает и исследователь Леонид Кораблёв, написавший «Маленький трактат о том, как должно искать и находить пути общения с ныне сокрытым светлым народом, то есть с истинными эльфами». Вот его слова: «Эльфы научили людей культуре и искусству письма. Они способны проникать разумом в будущее и читать мысли смертных… И обликом своим подобны они идеальным людям высокого роста, но уж, конечно, не «литературным крылатым карликам».

 

Деревья

За исключением рэтов, данов и лиссов — легендарных крепостей эльфов и фей, — ничто в Ирландии не ассоциируется так с диковинным народцем, как определенные виды деревьев. Стоит только отправиться подальше от большого города, как сразу же наткнешься на какой-нибудь одинокий терновый куст посреди поля. И вам сразу же скажут, что этот терновый куст находится под защитой фей.

Считается, что только боярышник является священным деревом эльфов и фей и что любой куст боярышника, что растет сам по себе посреди поля, уже будет «волшебным деревом». Вот волшебные деревья Ирландии в порядке убывания –

орешник, терн, бузина, ива, ольха, ясень, падуб, береза, дуб (особенно кривые и изогнутые горные дубы), ракита и сосна, а также, рябина или горный ясень, несмотря на то, что вообще-то о них обычно упоминают в связи с белой магией. А кроме всего перечисленного, нужно уделить важное место и амброзии пыльнолистой, с ее золотистыми цветами, хотя это и не дерево, а скорее куст.

Орешник, один из самых важных деревьев, почитается с древних времен. И истоки этого почтения следует искать в древней ирландской мифологии. В те времена лесной орех символизировал собой знание, как сейчас — райское яблоко. Так что неудивительно, что считается, будто древние ирландские боги и духи до сих пор уважают его и заботятся о нем.

Что касается остальных деревьев, то феи и эльфы балуют терн, потому что это одно из самых очаровательных деревьев ирландской провинции, особенно ранней весной, когда облака ярких белых цветов так резко контрастируют с его черными ветвями, на которых еще не распустились листья; а крепость его ветвей вошла в поговорку.

Бузина, которую зачастую считают просто сорной травой, тоже обладает массой полезных качеств и достойна всяческого уважения. И вправду сказать, ее листья, ягоды и так далее больше используются в народной медицине, чем любое другое растение или дерево. А еще из бузинных ягод получается славное вино, и зимой они просто манна небесная для небесных созданий, которых так любят эльфы и феи, — для птиц. Ива тоже издавна служит человеку — она дает нам корзины и короба и помогает укрывать крыши тростником и соломой, да и сами эльфы и феи — мастера плести из ивовых прутьев.

Ольха — одно из тех деревьев, на которых по весне появляются сережки, она лучше всего противостоит воде и гниению, и в старину жители озер очень зависели от нее. В волшебном мире фей и эльфов ее защищают чудесные белые кони, которые выходят из озер и речных заводей.

Дуб, терновник и ясень. Когда они вот так собраны вместе, то связаны скорее с колдовством и ведьмами, чем с феями и эльфами.

Береза и ракита сами по себе красивые деревья, и когда они вырастают в подходящем месте, случается, феи берут их под свою защиту. Шотландская сосна, с ее красивыми голубоватыми иглами, что так гармонично сочетаются с ее пурпурной корой, всегда радует глаз, и одиноко стоящее, открытое всем ветрам дерево или несколько деревьев могут послужить феям приютом.

Рябина — тоже красивое дерево, но она непонятным образом приобрела репутацию врага волшебного народа; многие века ее использовали, чтобы защитить себя от ведьм и их заклятий, да и вообще от любых духов. И тем не менее известно, что в Норт-Клейр есть одна рябина, которую местные жители считают волшебным деревом. И стоит упомянуть еще несколько рябин, которые растут рядом друг с другом на восточном склоне гор Голти, — существует поверье, что около них обитают очень зловредные демоны.

Феи

(ведьма, а также faery, faerie, fay, fae; «маленькие люди», «хорошие люди», «прекрасные люди» и т. д.)

В кельтском и германском фольклоре — мифологическое существо метафизической природы, обладающее необъяснимыми, сверхъестественными способностями, ведущее скрытый (как коллективный, так и обособленный) образ жизни и при этом имеющее свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека — под видом добрых намерений, нередко причиняя вред.

Образ феи, как изысканно-привлекательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейском фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; якобы дружелюбных и приносящих удачу, чаще — лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям — прежде всего, младенцев.

Первые сообщения о феях появились в средневековой Европе, а наибольшее распространение получили в Ирландии, Корнуолле, Уэльсе и Шотландии. При этом исследователями отмечалось поразительное сходство между описаниями фей и их характеристиками в кельтской, английской, скандинавской и континентальной фольклорных традициях.

В кельтском фольклоре фея — крошечное или низкорослое существо, впрочем, размеры свои феи легко могут менять по своему усмотрению, превращаясь иногда даже в целые армии. Часто становятся невидимыми, надевая волшебную шапочку. Впервые изображать фей с крылышками, начали иллюстраторы и художники викторианской эпохи, когда фея в массовом сознании стала превращаться в добрую красавицу из детских сказок. В древних сказаниях ничего похожего не описывалось: феи, как утверждалось, летали, но обходились без крыльев, нередко используя в качестве «аппаратов» стебельки растений (например, амброзии) или птиц.

Принято считать, что феи подразделяются на два основных класса: «социальный» и «индивидуальный», хотя эту градацию провели тоже сравнительно недавно. Феи первой группы – аристократы, предпочитающие зеленый цвет. Они живут сообществами и заняты коллективной деятельностью праздного толка на курганах фей(оставляя кольца на траве или клумбах): в основном, танцами, божественным музицированием и участием в роскошных пиршествах. (В музыке фей берут начало некоторые народные мелодии). Это целые монархии со своими королевами и, реже, королями. Как отмечает «Оксфордский словарь кельтской мифологии», во многих отношениях «царство фей напоминает человеческое представление о жизни на небесах. Здесь не существует времени, как не существует уродств, болезней, возраста и смерти. Смертные, попадающие в царство фей могут провести здесь до 900 лет, которые кажутся им лишь одной ночью». Обители фей-«аристократов» всегда богато украшены золотом и серебром. Самые романтические и трогательные фольклорные истории так или иначе обыгрывают «временной» аспект: повествуют о смертном, влюбившемся в Королеву фей, которая переносит его в своё царство, осуществляет все желания, но затем — в силу нарушения некоего табу — возвращает обратно, где тот и узнаёт, что на земле прошли уже сотни лет.

Одинокие феи – трудяги - напротив, избегают сборищ и презирают необузданное веселье фей «семейственных»: они либо присоединяются к человеку и становятся частью жилища, стараясь помогать хозяевам и приносить удачу, либо населяют открытые пространства и тут представляют в той или иной степени опасность для случайных прохожих. Домашняя фея-одиночка предпочитает красный, коричневый или серый цвета нарядов. Она нередко общается со смертными в угрожающем тоне и легко раздражается, но при этом всегда привязана к человеку и, судя по всему, испытывает зависимость от общения со взрослыми и детьми. Феи-одиночки любят делать добро: могут отобрать еду или деньги, чтобы отдать бедным; приносят игрушки детям или снимают порчу, насланную ведьмами.

Но желают, чтобы к ним относились с почтением и вознаграждали чашечкой молока за их заботы. Дары же самих фей не заслуживают доверительного к себе отношения: так называемое «золото фей» таковым лишь выглядит в момент поднесения; очень скоро оно превращается в листья, крошки имбирного пирога и т. п.

Считалось, что мстительные, обиженные феи страшны в своем гневе, яростны и решительны. Ради шутки они могли просто пошалить, вытряхнуть одежду, спутать волосы, испачкать одежду. А могли вызвать ужасные явления типа полтергейста, поджогов, уничтожение урожая, навести беспорядки, причинить мелкий и большой вред человеку и даже болезни. В XVI—XVII веках нередки были случаи, когда целители использовали для лечения снадобья, как они утверждали, принесённые феями, и теми же силами способны были разоблачать ведьм. Однако общение с феями стало рассматриваться как форма колдовства и соответствующим образом караться. Духовенство, как католическое, так и протестантское, сходилось на том, что существа такого рода могут быть только демонами.

Значительная часть западноевропейского фольклора, связанного с феями, касается средств защиты от их гнева: первостепенная роль отводится здесь холодному железу, которого феи боятся. Известны были также магические свойства рябины, защищавшей от агрессии фей, определенная архитектура при постройке домов. Считалось, что феи боятся проточной воды, звука церковных колоколов (что не мешало королевам фей использовать колокольчики в сбруях коней и отпугивать добрым феям злых), клевера-четырёхлистника, одежды, одетой наизнанку. В Ирландии «если ребёнка нужно было вынести из дому в тёмное время, ему в одежду или люльку вшивали кусочек хлеба в качестве защиты от злых сил».

Человеку, заметившему фею, предлагалось не глядеть на неё слишком пристально — в противном случае это могло быть истолковано как вторжение в ее частную жизнь. Категорически не рекомендовалось так же употреблять в пищу дары фей: так как именно таким образом можно перенестись к ним в «царство» и остаться там навсегда. Теме похищения, кстати отведено значительное место в этом фольклоре. Она связана с темой дани темным силам, которые феи вынуждены были платить своими детьми.

Опасности похищения подвергались и взрослые, особенно роженицы, у которых ещё не был священник. Относительно судьбы похищенных в сказаниях существуют разночтения: согласно одному представлению они в царстве фей живут счастливо, без болезней и страха смерти; согласно другому — чахнут от тоски по родным и близким.

Относительно происхождения фей в фольклоре разных народов имеются существенные разночтения. В разные времена и в разных местностях их считали душами мёртвых, в частности, некрещённых детей, демонами, ангелами, существами промежуточной ступени; существовало и представление о феях (эльфах, троллях и т. д.) как о независимой «расе», не имеющей отношения ни к человеческой природе, ни к божественным формам жизни. В некоторых христианских религиозных работах феи упоминались как сущности, не обладавшие собственными душами, но призванными сопровождать дух праведника к вратам Рая.

В эпоху викторианства стала популярной идея о том, что феи – это трансформировавшиеся сущности языческих богов, которые не исчезли с приходом христианства, но низвели свое могущество на уровень магии и волшебства. Существовало и представление о феях как об элементарных «духах природы», самостоятельной ветви мыслящих существ «…не исключено, что древние кельты наделяли каждый объект духовным смыслом, который антропоморфизировался с появлением христианства.

Согласно популярному общерелигиозному поверью, когда ангелы взбунтовались, Бог приказал запереть врата Рая; оставшиеся на небесах стали ангелами, поселившиеся в Аду — демонами; часть ангелов, оказавшихся посередине, сделалась феями. По другим источникам из Рая фей изгнали за недостаток добродетели, в Ад не пустили за то, что оказались не слишком порочны.

Интересна теория психоаналитика Н. Фодора, в которой феи связываются с пренатальным опытом жизни человека.

 

 

Тролли.

(швед. Troll — очарование, колдовство) — сверхъестественное существо из скандинавской мифологии. Представляют собой горных духов, ассоциируемых с камнем, обычно враждебных человеку. Тролли часто фигурируют в фэнтези-литературе, обычно в смеси с образами огров и ётунов.

Легенды о троллях зародились в Скандинавии. Согласно легендам, они пугали местных жителей своими размерами и колдовством. По другим поверьям, тролли жили в замках и подземных дворцах. На севере Британии есть несколько больших скал, о которых существуют легенды, — будто бы это и есть тролли, застигнутые солнечным светом. В мифологии тролли бывают не только огромными гигантами, похожими на огров, но и маленькими, похожими на гномов существами, обыкновенно живущими в пещерах (таких троллей обычно называли лесными). Детали образа троллей в фольклоре сильно зависят от этноса. Иногда они описываются разнообразно даже в одной и той же легенде.

Чаще всего тролли — уродливые существа, от трёх до восьми метров ростом (иногда могут менять свой размер), почти всегда атрибутом внешности тролля на изображениях является очень большой нос. Имеют природу камня (рождаются из скалы), обращаются в камень на солнце. Питаются мясом. Часто пожирают людей. Живут по одному в пещерах, лесах или под мостами.

Тролли под мостами несколько отличаются от обычных. В частности, могут появляться на солнце, не едят людей, уважают деньги, падки на человеческих женщин (видят в них не еду). Есть легенды о детях троллей и человеческих женщин. Есть часто встречающаяся легенда о троллях, которые живут под мостами, либо эти мосты построили. Тролли обычно взимают плату за переход по мосту деньгами или услугой. В некоторых вариантах легенды жизнь тролля связана с мостом. Тролль либо причастен к строительству моста, либо появляется непосредственно после его постройки, а при разрушении моста тролль гибнет. Но существует мнение, что тролли иногда могут покинуть старый мост, дабы начать постройку нового.

По преданиям, великаны враждовали с богами и людьми. О них говорили, что они свирепы, жестоки и упрямы. Тролли могут появляться среди людей в человеческом обличьи, в виде человека с хвостом, а так же в виде собаки или черного козла.

Тролли часто похищали людей. Однако фольклорная традиция предоставляла несколько способов защититься от троллей или противостоять им. Прежде всего, это, конечно же, христианский крест, звук церковных колоколов и всё остальное, что связано с христианской религией, а так же хранить тайну своего имени, ни за что не жать ему руку и вести тролля к свету, увидев который, он непременно окаменеет. Если нужно было освободить тролльского пленника из гор, то надо было звонить в колокола. Если же церковь была так далеко, что до гор не доносился колокольный звон, то колокол приносили в горы и звонили там.

Рассказывают, что не всегда тролль вредит человеку, — бывает он и добродушным, и выступает как радушный хозяин. Случается, что тролль помогает человеку, а человек — троллю.

Сейчас, когда мир так изменился, троллям в нём нет места, но всё равно в виде высоких гор и поросших лесом холмов наблюдают они, всё ли в порядке в их владениях. А, может быть, устав от мирской суеты, они решили уйти от дел и направляются в прекрасный замок троллей Сория-Мория…

(В стране троллей. Кто есть кто в норвежском фольклоре)

Изумрудный остров.

Ирла́ндия, Респу́блика Ирла́ндия (ирл. Éire [ˈeːɾʲə], Poblacht na hÉireann; англ. Ireland, Republic of Ireland [ˈaɪərlənd], местн. [ˈaɾlənd]) — государство в Северной Европе, занимающее бо́льшую часть острова Ирландия. На севере граничит с Северной Ирландией (частью Соединённого Королевства). Площадь — 70,2 тыс. км². Название страны происходит от ирл. Éire — государство. Столица — город Дублин, в котором проживает около четверти населения всей страны (1,4 млн. человек).

Член организаций: Совета Европы (с 1949), ООН (с 1955), ОЭСР (с 1960), Европейского союза (с 1973), Евратома (с 1973), Европейской валютной системы (с 1979).

Ирландия занимает бо́льшую часть одноимённого острова в северно-восточной части Атлантического океана и прилегающие мелкие острова. Остров Ирландия — западный из двух крупнейших Британских островов, он расположен между 6° 20'—10° 20' з. д. и 51° 25'—55° 23' с. ш. С востока он омывается Ирландским морем, а также проливами Св. Георга и Северным, с юга — Кельтским морем, а с запада и севера — открытыми водами Атлантического океана. Протяжённость с запада на восток — около 300 км., с севера на юг — около 450 км. Высшая точка — гора Каррантуил (1041 м.).

Общая площадь территории — около 70,2 тыс. км². Протяжённость границы с Великобританией — 360 км.

Столица Ирландии - Дублин. Ещё Птолемей сообщал (пр. 140 г.н.э.), что есть такое поселение кельтов как Eblana Civitas (Эблана Кивитас), где было уже селение и монастырь, в 841 году туда явились викинги и укрепили стены, затем их выгнали, и позже они снова вернулись и т.д.

Интересные факты:

-Национальными символами Ирландии являются кельтский крест, трилистник, ирландский волкодав и арфа. Древний символ этой страны, сохранившийся на многих резных каменных рельефах, датируемых VIII - X в. Древний кельтский бог Дагда играл на арфе-дубе, и, в зависимости от его игры, происходила смена времён года. Интересно, что нигде в мире больше не встретить музыкальный инструмент как государственный символ. Сегодня красота звучания ирландской арфы и старинная музыка Ирландии покорили мир.

Но самое необыкновенное и знаменитое - это ирландский танец, ирландский степ. Кто не знает Riverdance, тот не знает что такое танец, ирландский танец стал визитной карточкой Ирландии.

-Ирландский флаг, зеленая белая оранжевая вертикальные полосы (кстати, не вздумайте сказать оранжевый при ирландце. Это не оранжевый, а золотой) до крайности походит на итальянский флаг(у итальянцев вместо оранжевой красная полоса) и Кот д’Ивуара (флаг оранжево-бело-зеленый вместо зелено-бело-оранжевого). Но ирландцев это не колышет.

Кстати, такие цвета не случайны. Зеленый и оранжевый означают католиков и протестантов, а белый – это мир между ними (ибо войны между конфессиями тут велись действительно жестокие)

-Ирландия имела свои собственные Олимпийские игры, начиная с бронзового века – Таилтинские игры.

-Литература этой страны является третьей по старшинству в Европе (после греческой и римской литературы)

- остается единственной страной в ЕС, где аборты остаются незаконными.

-Именно ирландцы принесли своей стране 7 побед на Евровидении – больше, чем как-нибудь другая страна-участница.

-Ирландское кружево высоко ценится во всем мире.

-Большинство ирландцев живет за пределами Ирландии.

Непотопляемый Титаник был сделан в Ирландии.

Первый физик Джон Тиндаль был ирландцем.

-Первым человеком, который точно измерил температуру солнца был ирландец Уильям Эдвард Уилсон.

-Традиционная ирландская еда – картошка в разных видах, особенно любят картошку фри, но без соли.

-Термин бойкот происходит от ирландского капитана Чарльза Бойкота.

-В Ирландии существовала специфическая профессия «людей-будильников»: каждое утро они стреляли сушеным горохом из длинных трубочек в окна тех, которых нужно было разбудить.

В Ирландии сохранилась одна из немногих реликтовых пород собак - так называемый ирландский волкодав. По легенде это собака эльфов, "собака племени Туата де Даннан - племени богини Дану

-В Ирландии существует интересная традиция (традиция дня Св. Освальда). 29 февраля прекрасному полу предоставляется право делать предложение мужчинам. Те, кто откажутся, обязаны уплатить штраф.

-Число пустующих замков, монастырей, кельтских колодцев и брошенных домов в Ирландии — совершенно невероятное. Как невероятно и количество легенд про обитающих в них троллей, леприконов и колдунов.

-Несмотря на обилие старинных городов с безумно интересной «экскурсионкой», главная достопримечательность страны — это все же ее природа.

 

 

Национальный костюм.


Ирландский национальный костюм – один из тех традиционных вариантов национальной одежды, который вызывает множество споров и сомнений.

По сути, уже порядка 300 лет не существует такого одеяния – это история. В современном мире его можно встретить только в различных театрализованных действиях и в качестве убранств танцоров, исполняющих народные танцы.

История становления национальной одежды народа Ирландии прослеживается приблизительно с 6 века. Изначально ирландцы облачались в длинные льняные рубашки, поверх которых носили шерстяные плащи просторного фасона длиной в пол. Основная отличительная черта таких плащей – наличие объемного капюшона.

Более богатые слои общества могли позволить себе поверх длинной рубашки носить еще одну более короткую. Вторая рубашка преимущественно была выполнена изо льна тонкой выделки или даже шелка. Особенность второй рубашки, которая подчеркивала статусное положение человека в обществе – вышивка разл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...