для учреждений, реализующих образовательные программы
средне-специального образования
по специальности 2-79 01-01 «Лечебное дело»
Пинск 2013
Рабочая программа разработана зав. производственной практикой Войтович А.В., на основании типовой программы, утвержденной начальником управления кадровой политики учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения Республики Беларусь С.И. Сычиком 09.07.12г.
Программа утверждена на
Протокол № ___ от «___» _________ 2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная практика по терапии является составной частью образовательного процесса и основным этапом практической подготовки учащихся медицинских колледжей. Учебная практика по дисциплине «Терапия» вводится впервые в объеме 108 часов, за счет сокращения часов практических занятий при изучении дисциплины. В связи с этим формирование клинического мышления, отработка практических навыков по обследованию пациента, выполнение манипуляций по уходу должны отрабатываться в терапевтическом отделении непосредственно у постели больного. Возрастает роль руководителя практики, который кроме методического руководства должен осуществлять учебный процесс. Руководство практикой возлагается на преподавателя медицинского колледжа, проводившего циклы теоретической и практической подготовки у учащихся.
Организация и проведение практики осуществляется в соответствии с Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 № 941.
Практика проводится после цикла теоретических и практических занятий по терапии в VI учебном семестре в многопрофильных учреждениях здравоохранения и включает работу учащихся в:
- приемном отделении;
- процедурном кабинете;
- клинической лаборатории;
- кабинете функциональной диагностики;
- палатах терапевтического отделения;
- палатах интенсивной терапии.
Содержание программы практики рассчитано на комплексное использование теоретических знаний и практических умений с учетом отработки и закрепления их на рабочих местах, наиболее приближенных к условиям будущей работы в должности фельдшера, помощника врача. Комплексный подход к содержанию практики позволит обеспечить отработку сквозных и специальных практических умений.
Данная программа может быть руководством для организации, управления и контроля практики со стороны преподавателей медицинского колледжа, а также окажет помощь руководителям практики - представителям учреждений здравоохранения.
Целью учебной практики по терапии является:
- ознакомление учащихся с организацией работы приемного, диагностических и терапевтических отделений и врача-терапевта в стационаре;
- закрепление полученных при обучении в колледже теоретических знаний и совершенствование практических умений по обследованию, диагностике и лечению больных с заболеваниями внутренних органов;
- формирование умений по диагностике и оказанию помощи при неотложных состояниях в клинике внутренних болезней;
- овладение умениями проведения профилактической и санитарно-просветительной работы, необходимыми в работе фельдшера- акушера, помощника врача.
- закрепление навыков по технике выполнения манипуляций, осуществлению сестринского процесса.
- формирование и совершенствование коммуникативных форм общения, этических норм при работе с пациентами и коллегами.
- подготовка учащегося к самостоятельной трудовой деятельности.
Исходя из этого, перед преподавателем стоят следующие задачи:
- создать условия для мотивации учебной деятельности;
- способствовать развитию клинического мышления;
- научить учащихся принимать профессиональные решения;
- научить учащихся проводить и назначать лечение согласно профессиональной компетентности;
- научить проводить динамическое наблюдение за лицами старшего и пожилого возраста;
- научить проводить работу среди населения по профилактике заболеваний и их осложнений, по здоровому образу жизни;
- воспитывать у учащихся любовь к избранной профессии, честность, чувство ответственности и долга при выполнении врачебных назначений, ухода за больными;
- воспитывать потребность в соблюдении правил медицинской этики и деонтологии.
Учащиеся в период учебной практики обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации здравоохранения, требования безопасности труда. Учащиеся работают под контролем руководителей практики, осуществляющих непосредственное руководство. Практиканты ежедневно ведут дневники, где записывают выполненную работу.
С целью углубленного изучения отдельных вопросов, касающихся профессиональной деятельности, или развития исследовательской, творческой деятельности в период учебной практики учащиеся выполняют индивидуальное задание, тематику которых разрабатывает руководитель практики от учреждения образования.
По окончании практики учащийся обязан представить в учреждение образования производственную характеристику с отметкой, письменный отчёт о выполненной работе, путёвку (лично или на группу), дневник, выполненное индивидуальное задание.
Все документы должны быть заверены печатью организации здравоохранения, подписью общего и непосредственного руководителей практики.
На основе данной типовой учебной программы преподавателями, руководителями практики от учреждения образования, разрабатывается учебная программа учреждения образования, которая согласовывается с руководством баз практического обучения, рассматривается цикловой (предметной) комиссией и утверждается руководителем учреждения образования. В учебной программе учреждения образования уточняется содержание учебной практики, устанавливаются календарные сроки освоения каждой темы. На каждый учебный год программа корректируется с учетом изменений, происшедших на местах практики.
Прираспределении учебных часов (рабочих дней) и порядка изучаемых разделов, руководитель учебной практики может вносить изменения в пределах 15 % от общего бюджета времени, отведенного на учебную практику.
П Р И М Е Р Н Ы Й Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Раздел, тема
Коли-чество часов
Раздел 1. Организация работы в приемном отделении терапевтического стационара
7,2
1.1.
Ознакомление с организацией работы приемного отделения. Работа по приему пациентов терапевтического профиля.
7,2
Раздел 2.Организация работы в диагностических отделениях
28,8
2.1.
Ознакомление с организацией работы клинической лаборатории. Работа в клинической лаборатории.
2.2.
Ознакомление с организацией работы биохимической лаборатории. Работа в биохимической лаборатории.
7,2
2.3.
Ознакомление с организацией работы отделения функциональной диагностики. Работа в кабинете функциональной диагностики.
7,2
2.4.
Работа в кабинете функциональной диагностики. Запись и анализ ЭКГ.
7,2
2.5.
Ознакомление с организацией работы отделения лучевой диагностики. Работа в УЗИ кабинете.
7,2
Раздел 3.Организация работы в терапевтическом отделении
57,6
3.1.
Ознакомление с организацией работы палатной медицинской сестры терапевтического стационара. Работа на посту. Реализация сестринского процесса.
3.2.
Работа на сестринском посту. Реализация сестринского процесса. Совершенствование коммуникативных навыков межличностных отношений с пациентами и персоналом.
7,2
3.3.
Ознакомление с организацией работы процедурной медицинской сестры. Работа в процедурном кабинете. Закрепление практических навыков полученных на практических занятиях.
7,2
3.4.
Работа в процедурном кабинете. Закрепление практических навыков по выполнению инъекций.
7,2
3.5.
Работа в процедурном кабинете. Закрепление практических навыков по выполнению инъекций.
7,2
3.6.
Курация пациентов. Отработка навыков субъективного и объективного обследования пациентов. Заполнение учебной истории болезни.
7,2
3.7.
Курация пациентов. Анализ данных дополнительных исследований (лабораторных, инструментальных). Систематизация и закрепление теоретических знаний по терапии.
7,2
3.8.
Курация пациентов. Обоснование клинического диагноза. Систематизация и закрепление теоретических знаний по терапии.
3.9.
Курация пациентов. Ведение дневниковых записей. Совершенствование коммуникативных навыков межличностных отношений с пациентами. Проведение бесед с пациентами по профилактике обострений заболевания.
7,2
3.10.
Курация пациентов. Оформление выписного эпикриза. Составление рекомендаций пациенту по дальнейшему лечению и профилактике.
7,2
Раздел 4.Организация работы в отделении интенсивной терапии
14,4
4.1.
Участие в наблюдении и уходе за больными в палате интенсивной терапии. Особенности ухода за пациентами пожилого и старческого возраста. Оформление учебной истории болезни.
7,2
4.2.
Систематизация и закрепление теоретических знаний по неотложным состояниям в кардиологии и пульмонологии.
7,2
Итого
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цели изучения темы
Содержание темы
Результат
Раздел 1.Организация работы в приёмном отделении терапевтического стационара
Тема 1.1.Ознакомление с организацией работы приёмного отделения организации здравоохранения.
Работа по приёму пациентов терапевтического профиля
Сформировать знания по организации приема пациентов терапевтического профиля.
Обучить работе медсестры приемного отделения.
Познакомить с организацией работы, набором медикаментов и аппаратуры приемного отделения для оказания неотложной помощи пациенту.
Устройство, порядок работы и функциональные обязанности медицинского персонала приёмного отделения. Санитарно-эпидемиологический режим. Организация приема пациентов терапевтического профиля.
Порядок приема и сдачи дежурств медицинского персонала. Основная документация приемного отделения.
Организация работы приемного отделения, набор медикаментов и аппаратуры для оказания неотложной помощи пациенту.
Знает организацию приема пациентов терапевтического профиля.
Заполняет документацию на поступающего пациента.
Осуществляет прием пациента в отделение.
Проводит антропометрию.
Осуществляет полную и частичную санитарную обработку.
Проводит осмотр на педикулез.
Проводит термометрию.
Транспортирует пациента в отделение.
Проводит текущую дезинфекцию.
Соблюдает инфекционную безопасность и контроль.
Раздел 2. Организация работы в диагностических отделениях
Тема 2.1.Ознакомление с организацией работы клинической лаборатории.
Работа в клинической лаборатории.
Познакомить с организацией работы клинической лаборатории, требованиями по соблюдению санэпидрежима при работе с биологическими материалами.
Сформировать знания о видах лабораторных исследований, их клиническом значении.
Закрепить знания по правильной подготовке пациентов к лабораторным методам и забору материала на различные виды исследований.
Организация работы клинической лаборатории. Требования по соблюдению санэпидрежима при работе с биологическими материалами.
Виды лабораторных исследований.
Исследование крови. Состав и функция крови. Содержание и диагностическое значение общего (клинического) анализа крови. Подготовка пациента к забору крови на исследования. Взятие крови из пальца. Чтение и разбор нормальных и патологических анализов крови.
Исследование мочи. Содержание и диагностическое значение общего анализа мочи. Исследование мочи по Зимницкому, Нечипоренко, Аддис-Каковскому, бактериологическое исследование мочи, диагностическое значение их. Ознакомление учащихся с методами исследования мочи в клинической лаборатории. Определение физических свойств мочи; качественное определение белка, сахара, кетоновых тел в моче экспресс-методом.
Чтение и разбор нормальных и патологических анализов мочи.
Знакомство учащихся с лабораторным исследованием мокроты. Разбор анализов мокроты при различной патологии дыхательных путей.
Исследование кала. Содержание и диагностическое значение копрограммы.
Исследование кала на скрытую кровь, яйца гельминтов. Бактериологическое исследование кала.
Подготовка больных к сбору кала на виды исследования, различные особенности подготовки больного в зависимости от вида исследования. Чтение и разбор анализов кала.
Знает устройство клинической лаборатории, требования по соблюдению санэпидрежима при работе с биологическими материалами.
Характеризует виды лабораторных исследований, их клиническое значение и правила подготовки к ним.
Проводит подготовку пациентов к проведению лабораторных методов исследования.
Оценивает изменения в лабораторных исследованиях крови, мочи, мокроты, кала.
Оформляет медицинскую документацию.
Тема 2.2.Ознакомление с организацией работы биохимической лаборатории.
Работа в биохимической лаборатории
Ознакомить с устройством клинико-биохимической лаборатории и основными методами исследования биохимического анализа крови.
Сформировать знания о важности проведения биохимического исследования крови.
Закрепить знания по подготовке больных к биохимическому исследованию крови.
Устройство и функции клинико-биохимической лаборатории.
Биохимическое исследование крови.
Подготовка пациента на биохимическое исследование. Взятие крови из вены.
Изучение биохимических показателей крови (норма, патология). Чтение биохимических анализов крови и их интерпретация.
Белковый обмен. Патология липидного обмена, диагностика липидных фракций: холестерина, триглицеридов, фосфолипидов. Краткие сведения об обмене углеводов. Пигментный обмен. Диагностическое значение определения билирубина в крови.
Оценивает качественные и количественные изменения биохимического анализа крови.
Подготавливает пациентов к проведению биохимического анализа крови.
Проводит забор материала и знает, как доставить его в лабораторию.
Оформляет медицинскую документацию.
Тема 2.3.Ознакомление с организацией работы отделения функциональной диагностики.
Работа в кабинете функциональной диагностики
Ознакомить с устройством и работой отделения функциональной диагностики, обязанностями медицинской сестры.
Научить технике снятия ЭКГ, спирографии и анализу полученных результатов.
Обучить технике безопасности при работе с электроприборами.
Организация работы отделения функциональной диагностики, обязанности медицинского персонала отделения.
Функциональные методы исследования. Электрокардиография, реография, эхография, велоэргометрия – значение их в диагностике сердечно-сосудистых заболеваний.
Исследование функции внешнего дыхания. Спирография, пневмотахография, пневмотахометрия, суть методов.
Работа в отделении. Демонстрация и разбор электрокардиограмм и спирограмм.
Подготавливает оборудование, знает технику безопасности при работе с электроприборами.
Подготавливает пациентов к проведению функциональных методов исследования.
Проводит съемку ЭКГ.
Расшифровывает полученные данные электрокардиограмм, спирограмм.
Тема 2.4.Работа в кабинете функциональной диагностики. Запись и анализ ЭКГ
Закрепить знания о сущности и клиническом значении электрокардиографии, показаниях к дополнительным функциональным обследованиям.
Электрокардиография. Электрокардиографическая аппаратура. Техника записи электрокардиограммы. Основные элементы электрокардиограммы. Нагрузочные пробы ЭКГ, суточное холтеровское мониторирование ЭКГ, АД.
Подготавливает оборудование, знает технику безопасности при работе с электроприборами.
Снимает ЭКГ, расшифровывает полученные данные электрокардиограмм.
Закрепить навыки техники снятия ЭКГ и анализа полученных результатов.
Снятие ЭКГ. Демонстрация и разбор данных обследования.
Определяет показания к дополнительному обследованию.
Тема 2.5.Ознакомление с организацией работы отделения лучевой диагностики.
Работа в УЗИ-кабинете. Работа в эндоскопическом кабинете
Ознакомить учащихся с устройством и работой рентгенологического отделения (кабинета).
Познакомить с устройством и работой кабинетов УЗИ.
Познакомить с устройством и работой эндоскопического кабинета.
Сформировать понятие об основах техники безопасности при работе в рентгенологическом, эндоскопическом и УЗИ кабинетах.
Закрепить знания по подготовке пациентов к инструментальным методам исследования.
Научить обнаруживать изменения с помощью сравнения отдельных признаков и анализировать их результаты.
Знакомство с устройством и работой отделения лучевой диагностики.
Рентгенологические исследования.
Методы рентгенологического исследования: рентгеноскопия, рентгенография, рентгеновская компьютерная томография, контрастная рентгенография, флюорография и др.
Правила подготовки больного к бронхографии, рентгеноскопии и графии желудка и 12-и перстной кишки, холецистографии и холецисто-холангиографии, ирригоскопии и графии, обзорной рентгенографии почек и экскреторной урографии. Демонстрация рентгенограмм с различной патологией внутренних органов.
Ознакомление с устройством и работой кабинетов УЗИ. Ультразвуковые исследования. Правила подготовки больных к УЗИ ОБП (почек, печени, желчевыводящих путей). Присутствие учащихся при обследовании больных.
Изучение данных ультразвукового исследования.
Ознакомление с устройством и работой эндоскопического кабинета. Эндоскопические исследования.
Правила подготовки больных к проведению ФГДС, колоноскопии. Присутствие учащихся при обследовании больных. Изучение данных эндоскопического исследования.
Различает виды инструментальных методов исследования.
Понимает важность проведения инструментальных методов исследования.
Знает правила подготовки больных к инструментальным методам исследования.
Оценивает результаты инструментальных методов исследования.
Осуществляет подготовку больных к лечебно-диагностическим процедурам; ассистирует врачу при проведении инструментальных методов исследования.
Раздел 3. Организация работы в терапевтическом отделении
Тема 3.1.Ознакомление с организацией работы палатной медицинской сестры терапевтического стационара.
Работа на посту. Реализация сестринского процесса
Ознакомить учащихся с организацией работы и устройством терапевтического отделения, лечебно охранительным режимом отделения.
Познакомить учащихся с организацией работы палатной медицинской сестры терапевтического стационара.
Изучить должностные инструкции палатной медицинской сестры.
Организация работы и устройство терапевтического отделения лечебно-профилактического учреждения.
Правила внутреннего распорядка отделения. Прием и выписка больных в терапевтическом отделении. Питание больных. Организация отдыха больных, посещений больных и передач.
Лечебно охранительный режим отделения. Организация работы сестринского поста, должностные обязанности палатной медицинской сестры. Основные виды медицинской документации, правила приема и сдачи дежурств.
Порядок выписки и хранения лекарственных средств в терапевтическом отделении. Выписка, хранение и учет ядовитых и сильнодействующих препаратов. Порядок раздачи лекарств больным. Лист назначений лекарственных средств.
Санитарно-гигиенические правила при раздаче пищи, мытье посуды, кормлении ослабленных пациентов. Контроль прикроватных тумбочек и холодильника, за передачей продуктов, обучение пациентов принципам рационального питания.
Участие в заполнении журнала наркотических, сильнодействующих и ядовитых средств.
Знает организацию работы и должностные обязанности палатной медицинской сестры терапевтического стационара, основные виды медицинской документации, правила приема и сдачи дежурств.
Учащийся обучает пациентов правилам применения различных лекарственных форм. Принимает участие в приеме и сдаче дежурств, передает сведения о состоянии пациентов в справочный отдел.
Проводит текущую и генеральную уборку палат.
Тема 3.2. Работа на сестринском посту. Реализация сестринского процесса.
Совершенствование коммуникативных навыков межличностных отношений с пациентами и персоналом.
Сформировать знания по организации работы палатной медицинской сестры терапевтического стационара по осуществлению сестринского процесса при заболеваниях внутренних органов у взрослых.
Закрепить навыки работы с тяжелыми неподвижными пациентами и умирающими больными и их родственниками, организации работы индивидуального поста.
Развить коммуникативные навыки работы с тяжелыми пациентами и их родственниками с соблюдением этических норм.
Развить навыки проведения санитарно-просветительной работы, направленною на профилактику обострений заболеваний, формирование здорового образа жизни. обучению пациентов и их родственников правилам ухода.
Организация работы палатной медицинской сестры терапевтического стационара по осуществлению сестринского процесса при заболеваниях внутренних органов у взрослых:
проведение сестринского обследования, первичная сестринская оценка состояния пациента;
выявление нарушенных потребностей и возможных проблем пациента;
определение целей и объема сестринских вмешательств; проведение различных сестринских вмешательств;
текущая и итоговая оценка сестринского ухода.
Организацию индивидуального поста.
Наблюдение и уход за пациентом на индивидуальном посту.
Сестринский процесс при уходе за тяжелыми и неподвижными пациентами, обучение родственников приемам наблюдения и ухода в домашних условиях.
Уход за умирающими пациентами, признаки смерти и правила обращения с трупом. Особенности коммуникации с пережившими утрату родственниками.
Осуществляет сестринский процесс при заболеваниях внутренних органов у взрослых:
-проводит первичную сестринскую оценку состояния пациента;
-выявляет нарушенные потребности и возможные проблемы пациента;
-определяет цели и объем сестринских вмешательств; осуществляет различные сестринские вмешательства;
-проводит текущую и итоговую оценку сестринского ухода.
Проводит санитарно-просветительскую работу, направленную на профилактику обострений заболеваний, формирование здорового образа жизни.
Осуществляет безопасную транспортировку пациентов, перемещает пациента в постели. Проводит смену нательного и постельного белья.
Помогает пациенту при проведении утреннего туалета. Обучает пациента и его семью элементам гигиены.
Проводит уход за кожей. Осуществляет сестринские вмешательства при риске развития пролежней и при наличии пролежней.
Проводит контроль за состоянием пациента: термометрия, подсчет ЧДД, ЧСС, пульса, измерение АД. С регистрацией данных в температурном листе.
Проводит оценку состояния пациента по стандартным критериям (состояние сознания, положение в постели, способность к самообслуживанию, наличие внешних признаков болезни, гемодинамические показатели).
Знает организацию индивидуального поста.
Проводит наблюдение и уход за пациентом на индивидуальном посту.
Осуществляет сестринский процесс при уходе за тяжелыми и неподвижными пациентами, проводит обучение родственников приемам наблюдения и ухода в домашних условиях.
Знает уход за умирающими пациентами, признаки смерти и правила обращения с трупом, особенности коммуникации с пережившими утрату родственниками.
Осуществляет сестринский процесс за пожилыми пациентами с патологией внутренних органов.
Соблюдает правила этики, особенности коммуникации с родственниками и медицинским персоналом.
Тема 3.3.Ознакомление с организацией работы процедурной медицинской сестры.
Работа в процедурном кабинете. Закрепление практических навыков, полученных на практических занятиях
Сформировать знания по организации работы процедурного кабинета.
Сформировать навыки подготовки процедурного кабинета к работе.
Закрепить навыки по дезинфекции изделий медицинского назначения, использованного материала, гигиенической антисептики рук.
Закрепить навыки выполнения внутрикожных, внутримышечных, подкожных инъекций, разведения и расчета дозы антибиотика.
Работа с документацией процедурного кабинета. Проведение текущей и генеральной уборок процедурного кабинета. Подготовка процедурного кабинета к работе, накрытие манипуляционного стола. Дезинфекция изделий медицинского назначения. Гигиеническая антисептика рук.
Проведение психологической подготовки пациента перед проведением манипуляции.
Выполнение внутрикожных, внутримышечных, подкожных инъекций:
забор заданной дозы инсулина в шприц;
выполнение подкожной инъекции;
разведение антибиотика и забор заданной дозы в шприц;
внутримышечное введение различных лекарственных веществ (антибиотика, суспензии, масляных растворов и др.);
Профилактика осложнений при выполнении инъекций.
Дезинфекция мединструментария, использованного материала, кабинета.
Умеет заполнять журналы процедурного кабинета.
Умеет подготовить процедурный кабинета к работе, накрыть манипуляционный стол.
Проводит гигиеническую антисептику рук.
Владеет техникой разведения лекарственных средств.
Набирает лекарственное средство из ампулы и флакона. Владеют техникой разведения и расчета дозы антибиотиков.
Осуществляет подкожные, внутримышечные инъекции.
Проводит профилактику осложнений при выполнении инъекций.
Проводит дезинфекции изделий медицинского назначения, использованного материала.
Осуществляют ежедневную текущую и генеральную уборки процедурного кабинета.
Тема 3.4.Работа в процедурном кабинете. Закрепление навыков по выполнению инъекций
Познакомить с правилами хранения и учета наркотических и сильнодействующих лекарственных средств в процедурном кабинете.
Закрепить навыки забора крови из вены на исследование, внутривенного струйного и капельного введения лекарственных средств.
Закрепить этические нормы поведения процедурной медицинской сестры.
Выписка и хранение лекарственных средств, медицинского инструментария.
Особенности хранения и введения наркотических и сильнодействующих лекарственных средств.
Подготовка манипуляционного столика к парентеральному введению лекарственных веществ.
Порядок забора крови на диагностическое исследование. Взятие крови на различные исследования (биохимическое, RW и др.). Транспортировка крови в лабораторию;
Внутривенное струйное введение лекарственного вещества. Утилизация шприцев и систем для внутривенного введения.
Заполнение системы для инфузионной терапии. Проведение внутривенных капельных вливаний.
Дезинфекция мединструментария, использованного материала.
Оформляют введение пациенту наркотических, ядовитых, сильнодействующих средств.
Проводят забор крови из вены на исследования.
Собирают систему и заполняют системы
для внутривенного капельного введения лекарств. Осуществляют внутривенные капельные вливания.
Наблюдают за пациентами во время введения растворов с целью предупреждения осложнений.
Проводят дезинфекцию и предстерилизационную очистку инструментов в кабинете.
Оформляют медицинскую документацию кабинета.
Тема 3.5.Работа в процедурном кабинете. Закрепление навыков по выполнению инъекций
Закрепить знания мер профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ.
Сформировать знания о симптомах аллергических осложнений при введении лекарственных средств.
Отработать алгоритмы оказания доврачебной помощи при осложнениях.
Отработка навыков подготовки
инструментов к плевральной пункции, пункции брюшной полости.
Изучение нормативных документов по профилактике парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ (пр.№351, пост. 109, пост.112).
Внутривенное струйное введение лекарственного вещества. Утилизация шприцев и систем для внутривенного введения.
Заполнение системы для инфузионной терапии. Проведение внутривенных капельных вливаний препаратов крови и кровезаменителей.
Дезинфекция мединструментария, использованного материала.
Алгоритм работы процедурной медицинской сестры при возникновении аллергических осложнений.
Участие в проведении плевральной пункции, пункции брюшной полости.
Знает и владеет мерами профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ.
Самостоятельно проводит внутривенные струйные и капельные инъекции.
Оценивает осложнения, возникающие при применении лекарств. Оказывает необходимую доврачебную помощь.
Владеет подготовкой инструментов к плевральной пункции, пункции брюшной полости.
Оформляет медицинскую документацию.
Тема 3.6.Курация пациентов. Отработка навыков субъективного и объективного обследования пациентов.
Заполнение учебной истории болезни
Научить методике проведения опроса по системам, сбора сведений о больном.
Научить правилам проведения осмотра: условиям, технике проведения, последовательности.
Развивать умение сопоставлять и анализировать данные, полученные при пальпации органов и систем.
Научить общим правилам и методике проведения перкуссии отдельных органов: лёгких, сердца, печени.
Обучить методике проведения аускультации лёгких, сердца, перкуссии печени.
Закрепить знания по измерению артериального давления (АД), подсчёту пульса.
Обучить правилам заполнения учебной истории болезни.
Субъективное и объективное исследование пациентов.
Опрос. Методика проведения опроса. Общие сведения о больном. Жалобы. Основные и общие, их детализация. Опрос по системам. Анамнез настоящего заболевания. Анамнез жизни - общебиографические сведения, жилищно-бытовые условия, условия труда и профессиональные вредности, перенесенные заболевания, семейный анамнез, наследственность, привычные интоксикации, аллергологический анамнез.
Осмотр. Правила проведения осмотра (условия, техника проведения, последовательность). Общий осмотр (состояние сознания и психики, положение больного в постели, телосложение, осанка, походка, питание, выражение лица, открытые участки тела). Осмотр участков тела, последовательность осмотра: голова, лицо, полость рта, шея, туловище, конечности, кожа.
Пальпация. Правила проведения. Виды пальпации: поверхностная и глубокая. Разновидности глубокой пальпации – проникающая, бимануальная, толчкообразная, скользящая. Пальпация органов брюшной полости, щитовидной железы, кожи, мышц, костей, лимфатических узлов, определение отёков, пульса. Показ преподавателем и освоение учащимися на пациенте методики опроса, осмотра, пальпации. Совершенствуют навыки подсчёта числа дыхательных движений, определение пульса и его свойств, проведение антропометрических измерений (рост, вес), рассчитывает ИМТ, измерение температуры, правила заполнения медицинской документации, оформляемой при обращении пациента в лечебные учреждения.
Перкуссия. Физическое обоснование метода. Виды перкуссии. Непосредственная, посредственная, сравнительная, топографическая. Перкуторные звуки – громкий, ясный (легочной), тимпанический, коробочный, тупой, притупленный. Общие правила перкуссии. Перкуссия лёгких. Методики проведения сравнительной и топографической перкуссии лёгких (высота стояния верхушки лёгкого, поля Кренига, нижний край лёгкого). Подвижность нижнего края лёгкого. Нормальные показатели. Перкуссия сердца. Определение правой, левой и верхней относительной границы сердца. Перкуссия печени. Определение размеров печени по М.Г.Курлову. Нормальные показатели размеров печени.
Аускультация. Физическое обоснование метода. Виды аускультации. Непосредственная и посредственная. Общие правила аускультации. Методика проведения аускультации лёгких. Основные и побочные (дополнительные) дыхательные шумы. Везикулярное и бронхиальное дыхание, их характеристика. Побочные дыхательные шумы: хрипы, крепитация, шум трения плевры. Механизм образования их. Бронхофония, методика определения её. Аускультация сердца, аускультативные точки сердца. Тоны сердца. Шумы сердца – органические и функциональные, систолические и диастолические. Шум трения перикарда. Диагностическое значение данных, полученных при перкуссии и аускультации лёгких и сердца при патологии этих органов.
Закрепление навыка по измерению артериального давления (АД), подсчёту пульса. Демонстрация и клинический разбор больных. Курация 3-4 пациентов, проведение самостоятельного обследования. Заполнение учебной истории болезни.
Проводит опрос больного по системам; собирает сведения о пациенте.
Проводит осмотр больного, руководствуясь правилами его проведения.
Проводит пальпацию органов и систем.
Различает виды пальпации.
Знает правила пальпации.
Измеряет температуру тела, подсчитывает пульс, частоту дыхательных движений, проводит антропометрические измерения (рост, вес), рассчитывает ИМТ.
Измеряет артериальное давление (АД), определяет дефицит пульса.
Знает общие правила проведения перкуссии.
Проводит перкуссию лёгких, сердца, печени.
Анализирует результаты проведения перкуссии органов и систем.
Проводит аускультацию лёгких, сердца, перкуссию печени.
Понимает необходимость проведения данных исследований для установки диагноза, заболевания.
Заполняет медицинскую документацию лечебного учреждения.
Заполняет учебную историю болезни на курируемого пациента.
Тема 3.7.Курация пациентов. Анализ данных дополнительных исследований (лабораторных, инструментальных).
Систематизация и закрепление теоретических знаний по терапии
Сформировать навыки самостоятельного обследования пациентов, формулирования предварительного диагноза, составление плана дополнительного лабораторного и инструментального обследования.
Обучить навыкам осознанного, правильного выбора проведения дополнительных методов исследования.
Закрепить знания по методике подготовки больных к инструментальным методам исследования.
Научить обнаруживать изменения с помощью сравнения отдельных признаков и анализировать их результаты.
Развивать коммуникативные умения при работе с пациентами: проводить обучение пациентов профилактике обострений заболеваний, оказания самопомощи при неотложных состояниях.
Научить применять полученные знания, в том числе и в нестандартной ситуации: при неотложных состояниях в пульмонологии.
Курация 3-4 пациентов с патологией органов дыхания и кровообращения.
Сбор жалоб, уточнение данных анамнеза, проведение осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, оценка тяжести состояния пациента, формулирование предварительного диагноза.
Составление плана обследования пациента, обоснование назначения лабораторных и инструментальных методов. Подгото